Осуществление плана социалистической индустриализации страны за счет собственных средств, без кабальных кредитов извне, требовало улучшения деятельности сберегательных касс и развития внутренних государственных займов. Необходимо было найти такие формы и методы работы, которые обеспечили бы не только наиболее полное вовлечение уже образовавшихся денежных накоплений и сбережений в фонд финансирования социалистической индустриализации страны, но н организацию новых денежных накоплений и сбережений.
В области сберегательного дела это означало: упростить и
улучшить постановку всей операционно-технической деятельности сберегательных касс, расширить сеть и укрепить квалифициро
ванными кадрами их аппарат, развить переводные, расчетные и — аккредитивные операции, а главное, развернуть разъяснительную работу среди широчайших масс трудящихся.
Повышение материального благосостояния рабочих и крестьянских масс, расширение и укрепление сети сберегательных касс привели к значительному росту вкладов.
За период с 1 октября
1926 г. по 1 октября 1929 г. число сберегательных касс увеличилось в 1,7 раза (с 12 тыс. до 20,4 тыс.), численность вкладчиков — физических лиц — в 6 раз (с 1,2 млн. до 7,2 млн. человек), сумма их вкладов —в 4,9 раза (с 64,2 или. до 315,8 млн. руб.), вклады юридических яиц — в 5 раз (с 90,5 млн. до 496 млн/ руб.). Сопоставление роста численности вкладчиков в общей суммы остатков вкладов показывает, что развитие сберегательного дела в зтот период шло в основном но линии расширения сети вкладчиков и увеличения их числа. Широкие слои населения получили возможность делать сбережения, что отражало прогрессивные тенденции в развитии социалистической экономики.
В области государственного кредита главными задачами в период борьбы за социалистическую индустриализацию страны были обеспечение удлинения срока государственных займов, удешевление стоимости кредита для государства, создание действительно массовой базы для займов.
Буржуазные специалисты и оппортунисты пытались ориентировать советский государственный кредит на средства капиталистических элементов. Они считали, что частный капитал слишком слабо привлекается к участию в займах, хотя у него имеются крупные свободные денежные средства, дезорганизующие «денежный рынок», и что снятие этих средств посредством займов позволит оздоровить «денежный рынок», сократить спрос на золото и инвалюту, расширить возможности импорта. С другой стороны, выдвигалось утверждение, будто малый размер и подвижный характер сбережений рабочих и служащих не позволяют базировать на них сколько-нибудь широкие государственные кредитные операции. Чтобы «заинтересовать» частный капитал, предлагалось повысить проценты по займам, усилить в них «игровой момент» (т. е. устанавливать высокие выигрыши), гарантировать частному капиталу особую тайну операции с облигациями государственных займов, облегчить перелив капиталов из государственнокооперативного сектора в частный. Предлагалось также йроявить заботу об организации и развитии фондовых бирж как аппарата размещения госзаймов, отмечающего господствующие на рынке тенденции и настроения и обеспечивающего привлечение к госу-дарственным займам той категории держателей, которая хочет остаться анонимной:. Все зти установки и предложения были рассчитаны на подчинение советских займов частному капиталу, на срыв плана социалистической индустриализации страны.
Разоблачив контрреволюционное содержание этих установок, Коммунистическая партия поставила задачу — разработать и
внедрять такие формы государственного кредита, которые была бы непосредственно обращены к массам рабочих, служащих, трудового крестьянства, опирались бы на их инициативу и активность, делали бы размещение займов подлинно всенародным делом.
Изменение государственного долга н состав государственных кредитных операций за 1926—1929 гг.
показывают приведенные ниже данные (в млн. руб.) ”.
На 1 октября 1926 г. государственный долг состоял из рыночных (фондовых) займов, размещаемых среди населения, и из займов, в которых помещались запасные и резервные фонды государственных и кооперативных предприятий и организаций, В 1927 г. появляется новая форма займов, размещаемых среди трудящихся города и деревни посредством коллективной подписки с рассрочкой платежа. На 1 октября 1929 г. эти займы составили свыше трети всего остатка государственного долга при одновременном не только относительном, ио и абсолютном снижении остатка долга по группе рыночных займов.
Выпуск подлинно массовых советских займов, опирающихся на активность и инициативу трудящихся масс,— отличительная черта развития государственного кредита в период борьбы за социалистическую индустриализацию страны. Выпущенные.по требованию трудящихся на общую сумму свыше 1650 млн, руб,, эти займы ярко характеризуют особую природу советского государственного кредита. Именно такая форма кредитных операций дала возможность поднять удельный вес поступлений по займам, размещенным среда населения, в доходах союзного бюджета с 2,1% в 1925/26 г. до 6,5 % в 1929/30 г.
Государственный кредит при капитализме породил торговлю ценными бумагами, отчаянную спекуляцию на фондовом рынке, азартную биржевую игру. Государственные займы размещаются там при помощи банков и разного рода фондовых спекулянтов, присваивающих в качестве вознаграждения немалую долю средств. Успех реализации зависит от уровня учетного процента и ряда других стихийно складывающихся обстоятельств, определяющих соотношение спроса и предложения на денежном рынке.
Советское государство не допускало и не могло допускать такого рода методов реализации займов. Использование совет* ских банков как промежуточного звена в размещении займов также еще не решало дела. В той мере, в какой облигации займов задерживались в банках и не доходили до населения, они не давали государству по сути дела никакого кредита, так как расчеты банков с бюджетом но этим облигациям означают лишь не~
ренесение средств яз одного государственного учреждения в другое. В условиях социалистического государства реализация займа заканчивается реально тогда, когда его облигации доводятся до широких масс населения.
Государственный кредит при капитализме создал слой рантье, живущих за счет «стрижки кунонов», т. е. за счет обложения трудящихся. Единственным стимулом для приобретения облигаций государственных займов служит для этих кругов стремление к получению наибольшего по величине я устойчивости дохода. В этом находит свое выражение общий, единый для всей капиталистической системы принцип «погоня за максимальной прибылью». Государство должно обеспечить посредникам в размещении займов и владельцам облигаций возможность получения высокого и устойчивого дохода, иначе его кредитные операции потерпят крах.
Октябрьская социалистическая революция, аннулировав займы правительств буржуазии и помещиков, ликвидировала в нашей стране и класс рантье. Основная масса владельцев облигаций советских займов с самого начала их истории состоит иэ трудящихся города и деревни. На 1 октября 4929 г. 481 млн. руб. государственного донга СССР приходилось на долю рабочих и служащих, 97 мли. руб.— на долю крестьян. Основанием для размещения советских займов среди подавляющей части владельцев их облигаций — рабочих, колхозников, трудовой интеллиген-ции — являются рост активности и политической зрелости масс, заинтересованность трудящихся в успехе займовых операций го-сударства, их стремление помочь своими доходами и сбережениями ускоренному выполнению планов социалистического строительства.
Выгодность советских займов заключается не только в тех доходах (проценты и выигрыши), которые полностью, без всяких урезываний достаются владельцам облигаций займов, а прежде всего в росте богатства и могущества Родины, которому содействуют советские эаймы и который означает повышение зажиточного и культурного уровня жизни всего народа.
Усиление этих стимулов для приобретения облигаций государ-ственных займов создало условия для развития государственного кредита в качестве метода организации сбережений трудящихся. Подписываясь на облигации займов и оплачивая их в течение определенного срока, трудящиеся превращали часть своих текущих доходов в сбережения. Дальнейшее сохранение фондовых бирж становилось ненужным и даже вредным; частный фондовый рынок был ликвидирован. Постепенно снижалась также роль банков14. На первое место в качестве аппарата размещения займов
94 До 1927/28 г. фондовые операции совершала за свой счет Госбанк, слоцбанки, сберкассы, С 1927/28 г. спецбанки стали совершать фондовые операции лишь на комиссионных началах — за счет Госбанка. С 1928/
29 г, расходы, связанные с обеспеченней ликвидности займов, были взя-
¦7* №5
и обслуживания’ займодержателей выдвинулись сберегательные кассы. С ликвидацией частного фондового рынка окончательно устранились какие бы то ни было посредники между Советским государством и многомиллионными массами трудящихся — кредиторов государства. Все выгоды от советских займов стали полностью поступать трудящимся. Советское государство стало продавать и покупать облигации займов по твердо установленному курсу, не подвергающемуся никаким стихийным влияниям.
Займы индустриализации выпускались в соответствии с требованиями масс. В 1928 г. Валютное управление НКФ СССР провело анкетное обследование среди рабочих и служащих. В ответах указывались следующие основные требования, предъявляемые к займам: займы должны иметь целевое назначение • (индустриализация страны); большая часть доходов должна выплачиваться в виде выигрышей; размеры выигрышей должны быть не очень велики (не более 5000 руб.), количество же их должно быть возможно большее; выплата подписной суммы должна производиться с рассрочкой на в—7 месяцев; займы должны быть мелкокупюрными (не выше 25 руб.); справочная служба должна быть обязательно налажена при широком участии общественных организаций. Эти требования и были претворены в жизнь.
По инициативе трудящихся в 1928 г, стали создаваться особые общественные организации — комиссии содействия государственному предиту и сберегательному делу (комсоды). В 1929 г. они были превращены в постоянно действующие организации трудящихся. Одновременно были значительно расширены их права и обязанности в области контроля за деятельностью учреждений, ведающих государственным предитом и сберегательным делом, в области пропаганды идей государственного кредита и сберегательного дела среди широких трудящихся масс, организации массовой подписки и т. д. В последующие годы на комсоды был возложен контроль за обращением облигаций займов. Комсоды сыграли крупную роль в успешном развития государственного кредита и сберегательного дела.
Уже первые шаги в развитии новых форм государственного кредита привели К существенному снижению его стоимости,
За период 1922—1925 гг. средний срок займа составлял 3 года и 4 месяца, причем значительное количество займов было выпущено на срок менее одного года (натуральные хлебные и сахарный займы, краткосрочный заем 1925 г.). За последующие 4 года (1926—1929 гг.) средний срок займа, размещаемого среди населения, повысился до 9 лет и 2 месяцев, причем из 8 займов 4 были выпущены на срок 10 лет.
Государственные займы превратились в регулярный и надежный источник доходов государственного бюджета, стали массо-
ты на госбюджет, который стал возмещать Госбанку все суммы, вложенные им в покупку облигаций займов у населения и в выдачу ссуд вод залог облигаций.
!А6
вой формой участия населения своими личными доходами и сбережениями в финансировании социалистического строительства. Размещение государственных займов — займов индустриализации превратилось в массовые политические кампании, стало всенародным делом.
- Реформа государственного кредита м развитие сберегательного дела
- Организация государственного кредита и сберегательного дела
- Государственный долг и займы муниципалитетов в РФ.
- Роль государственного бюджета в социалистической индустриализации. Переход от долгосрочного кредитования к безвозвратному бюджетному финансированию
- Государственные и муниципальные займы
- Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).
- Государственный кредит и государственный долг
- Государственный кредит и государственный долг
- Государственный кредит и государственный долг
- Государственный кредит
- Государственный кредит
- Государственный кредит
- Государственный кредит
- Понятие и сущность государственного кредита
- Сущность и значение государственного и муниципального кредита.
Источник
Государственные и муниципальные займы предполагают кредиты и долговые средства, в рамках которых страна является поручителем при выплате задолженности для прочих заемщиков или лично осуществляет погашение. В рамках этого процесса кредитором может быть любое физическое или юридическое лицо, всевозможные предприятия, зарубежные вкладчики и прочие страны.
Какими бывают государственные займы
Принято различать определенные виды государственных займов, в которых выступают разные субъекты и денежные единицы осуществляемой процедуры:
- Внешние – кредитования и займы, подсчитываемые в любой валюте, кроме национальной. При этом страна становится гарантом выплаты определенного объема денег, отраженного в зарубежной валюте. В качестве кредиторов выступают предприятия международного финансирования, юрлица, население и страны.
- Внутренние — целевые займы и кредиты, которые основываются на государственной валюте. При этом страна должна погасить задолженность национальными деньгами.
Существует и понятие муниципального займа, при которых деньги в долг берет определенный субъект государства или муниципальный объект, а используемые денежные знаки могут быть любыми. В качестве кредиторов могут выступать такие же объекты, как и в прочих типах займов.
Помимо этого, государственные займы делятся на кредиты и сберегательные дела на основе формы процедуры. Так, сберегательное дело предполагает перераспределение всех кредитных средств в бюджет страны-заемщика. Выделяются особые структуры, которые занимаются контролем подобных операций – сберегательные банки, выступающие коммерческими предприятиями, чьи активизированные финансы применяются в качестве кредитной базы. Они могут выступать совместными участниками кредитования страны, занимаясь приобретением ценных бумаг.
Особенности госзаймов в отношении ценных бумаг
Система госзаймов страны предполагает ключевую форму кредитования страны. При этом формы государственных займов отличаются между собой по оформлению права:
- обеспечение производится созданием ценных бумаг;
- предоставление по соглашению властей и правительственных учреждений.
Зачастую договор государственного займа применяется для разработки заимствований от зарубежных кредиторов, которыми выступают власти, международные финансовые структуры и учреждения.
Ценные бумаги обеспечивают возможность привлечения финансов на специальных рынках. Организация госзайма возможна посредством облигация или векселей, при этом каждый из методов предполагает соглашение с применением ценных бумаг.
Кроме того, займы подразделяются на категории по их распределению на внешние и внутренние, и порой данные определения путают с упомянутыми выше значениями. Внутренние заимствованием по месту приходят от учреждений, функционирующих в условиях внутреннего финансового рынка, а внешние государственные займы предоставляются внешними структурами, включая зарубежных граждан, властей и учреждений.
Классификация государственных займов непременно включает в себя заимствования посредством эмиссии, причем возможен местный и национальный вариант. В первом типе выпускающими органами являются местные предприятия, а деньги направляются в бюджет местных учреждений. Что касается национальных займов, здесь основным органом будет правительство, направляющее средства по заимствованию в государственный бюджет.
Другие виды госзаймов
Разделение всех госзаймов производится и по методу использования ценных бумаг:
- Рыночные варианты заимствований подкрепляются облигациями, доступными к покупке, продаже и перепродаже.
- Нерыночные типы не позволяют торговать ценные бумаги в условиях рынка, то есть их обладателю запрещено перепродавать задолженность.
Классификация соглашения госзайма происходит по используемым залоговым обязательствам, при этом основополагающим значением выступают условия обеспеченности. Для залогового заимствования предполагается абсолютное отражение функций текущей финансовой системы, действующей в рамках материального обеспечения, а для залога применяется прибыль или определенное имущество страны. Беззалоговые займы не требуют обеспечения, а их выдача производится в отношении стран с высоким авторитетом, что обеспечивает уверенность в выплате задолженности.
Выплата госзайма может осуществляться в различных временных отрезках. Разделяют недолгосрочные заиствования, которые должны быть выплачены на протяжении 12 месяцев, среднесрочные (выдаваемые на срок до 5 лет), и долгосрочные займы без какого-либо периода погашения.
Влияние выплат на госзаймы
Основываясь на характере погашения задолженностей, все госзаймы подразделяются на дисконтные, с процентной ставкой и выигрышные.
Займы с процентной ставкой предполагают использование конкретного процента, регламентирующего прибыль по долговому соглашению. Возможно использование фиксированной или плавающей ставки, причем вторая корректируется на основе финансового рыночного положения, включая спрос и предложение на кредитование. Оплата доходности по данному займу производится посредством купонов, а периодичность прописывается индивидуально.
Выигрышное заимствование предполагает оплату по факту осуществления тиража – данный подход обеспечивает прибыль лишь обладателям победного облигационного тиража.
Что касается дисконтного заимствования, оно дает возможность покупки ценных бумаг по уменьшенной цене, но выплаты долга производятся по номинальной цене. Прибыль кредитора выражается в разнице между стоимостями приобретения и выплаты. Дисконтные бумаги не предполагают купоны, так что их нередко называют бумагами с нулевым купоном.
Выплата долга может выполняться различными способами – по частям или одновременным погашением. Первый случай может выполняться следующим образом:
- Оплата за несколько лет с равными долями выплат;
- Оплата увеличивающимися с течением времени суммами;
- Оплата с уменьшающимися суммами.
Два последних варианта хорошо подходят для случаев с вероятным повышением или понижением национальной прибыли. Процедура погашения госзайма может осуществляться на длительном отрезке времени, если данная возможность предполагается по соглашению.
В итоге выходит, что соглашение госзайма является особыми финансовыми взаимоотношениями, которые обладают значительным объемом всевозможных экономически процедур. Широкий простор для финансовых отношений дает возможность организовать наиболее удобные условия для инвестиций, направленных на бюджет страны или в пользу предприятий, требующих значительного международного кредитования. Разнообразие способов создания договора на погашение долга позволяет учесть интересы юридических и физических лиц.
Впрочем, госзаймы нуждаются в специальном контроле процедуры выплаты задолженности и самого привлечения денег. Для обеспечения выделяют следующие принципы:
- Минимальная цена кредитования;
- Максимальная устойчивость национальных облигаций и векселей.
Чтобы произвести госзайм, должны быть соблюдены важнейшие требования:
- В финансовом пространстве обязаны пребывать кредиторы, располагающие внушительным объемом свободных денег;
- Страна должна вызывать доверие;
- Вкладчики должны быть заинтересованы в программах обеспечения госзаймов;
- Кредиты обязаны выплачиваться вовремя.
При этом у страны имеется ряд способов для выплаты долга:
- Инвестиции денег в высокодоходные проекты;
- Налоговые отчисления юридически и физических лиц;
- Снижение затрат страны;
- Рефинансирование и поиск возможностей для других займов.
Как происходит контроль госдолга
Управление госдолгом является системой комплексных финансовых мероприятий Центробанка и страны для выплат задолженностей и организации процедуры перераспределения доходности по обязательствам. Применение рефинансирования возможно лишь при недостаче целевых финансов.
Среди действий, используемых при процедуре погашения госзайма, можно выделить:
- Кредитные отчисления;
- Оплата внешних и внутренних кредитов;
- Смена условий кредитования;
- Обеспечение гаранта;
- Создание условий организации и создания нового заимствования.
Эффективность данных действий основывается на выборе самого правильного решения при контроле госзайма. Чтобы найти лучший выход, требуется аналитическая деятельность для оценки масштабов задолженности, его структуры, получения объективной оценки нынешней финансовой ситуации и долга.
Разделение ключевых аналитических характеристик происходит на абсолютные и относительные. Первый тип предполагает выражение масштаба задолженностей и величины затрат, необходимых для использования и выплаты денежных средств. Что касается относительных характеристик, они могут повлиять на контроль задолженности и административные действия:
- Соотношение ВВП к объему задолженности в процентном виде;
- Оценка части бюджета, требуемой для выплаты задолженности и ее использования, при этом расчет доли осуществляется на основе общего объема затрат.
Проведение оценки задолженности внешнего типа возможно посредством расчета отношения объема кредита и экспорта. Данные показатели принимаются в расчет по масштабу в денежном варианте. Это дает объективную оценку степени долгового бремени для конкретной страны. При этом контроль внешней задолженности происходит через привлечения дополнительных ресурсов, использование облигаций и обнаружение источников для выплаты долга.
Источник