До сегодняшнего дня у некоторых наших сограждан хранятся облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года. В то же время, у них отсутствует понимание, что с ними делать.
Можно ли использовать финансовый инструмент из прошлого в современных реалиях?
Немного о внутреннем выигрышном займе 1992 года
Для начала напомним, что Российский внутренний выигрышный заем, который был выпущен почти 25 лет назад – в октябре далекого 1992 года, был свободнообращающимся. Это значит, что облигации данного вида займа можно было сдать абсолютно в любое время в каждом отделении Сбербанка.
На протяжении десяти лет выигрывало порядка 32% облигаций, остальные бумаги выкупались по номинальной цене. Доходность по облигациям на момент их действия значительно превышала доходность по другим госзаймам и ценным бумагам, а также по ставкам сберегательных вкладов в коммерческих финансовых учреждениях.
В 1997 году была изменена стоимость облигаций 1992 года, и, соответственно, размеры выигрышей по нему.
После изменений средства выплачивались в установленном соотношении: 1000 рублей в деньгах старого образца к 1 рублю в новых деньгах.
Соответственно, за облигации достоинством 500 рублей выплачивалось 50 копеек, за 10000 рублей – 10 рублей.
С начала 1998 года облигации РВВЗ 1992 года не размещались, а только лишь выкупались у граждан с учетом произведенной деноминации по мере того, как владельцы облигаций обращались в отделения Сбербанка. Выкуп проводился с 2002 года до 2004 года, затем был продлен до 2005 года, после чего средства по облигациям погашались лишь на основании судебных решений.
Таким образом, все владельцы облигаций выигрышного займа 1992 года должны были обратиться в банковские учреждения с 2004 по 2005 годы для получения денежных средств. У тех, кто не сделал это в установленные сроки, возможность возврата денег минимальная или отсутствует вовсе.
За выделенное время госдолг по ценным бумагам 1992 года полностью не был проиндексирован и не погашен. В 2009 году Минфином были целиком прекращены выплаты по обязательствам внутреннего выигрышного займа 1992 года и списаны с государственного долга невыплаченные средства – порядка 32-х миллиардов рублей, по которым подошел к концу срок предъявления исковых требований.
Можно ли получить средства по облигациям займа 1992 года через суд
Исходя из перечисленного, можно сделать вывод, что на сегодняшний день выплата средств по облигациям 1992 года не совершается.
Получить финансовую выгоду можно только путем обращения в судебные инстанции и лишь в некоторых исключительных случаях.
Как правило, в удовлетворении требований по возврату средств по облигациям 1992 года большинству заявителей в судебных инстанциях отказывают, ссылаясь на то, что средства выплачивались с 2002 по 2005 годы. Для того, чтобы суд принял положительное решение в пользу владельца облигаций РВВЗ 1992 года, в наличии должен находиться большой пакет таких облигаций, а причины, по которым заявитель не обратился в банк для получения средств в установленные сроки, должны быть очень уважительными.
В то же время практика свидетельствует о том, что многие заявители, которым отказали в российских судах, впоследствии стали обращаться в Европейский суд по правам человека, где были принято не одно положительное решение в пользу истцов. В любом случае, перед обращением в ЕСПЧ необходимо обратиться в инстанции нижнего уровня.
Таким образом, шанс отстоять свои права и вернуть деньги хоть и небольшой, но имеется. Если Вы примите решение обратиться в суд для того, чтобы попробовать получить средства по облигациям займа 1992 года, надо провести тщательную подготовку и собрать всю необходимую доказательную базу. Однако нужно быть готовым и к получению отказа в произведении выплат – чаще всего именно такое обоснованное решение принимается судами.
Также следует отметить, что облигации представляют некоторый интерес для коллекционеров ценных бумаг, действующих ранее, однако, учитывая, что облигации выпускались большим тиражом, крупные средства за продажу таких бумаг вряд ли удастся получить.
Источник
На сегодня остается непонятным, что делать со старыми облигациями периодически всплывают в интернете. В то же время молодежь интересуется, не попал ли к ним в руки дорогой раритет, а старшее поколение не теряет надежду вернуть «непосильно нажитое». Чтобы разобраться в этом, следует понимать, что такое российский внутренний выигрышный заем 1992 года и можно ли сейчас что-то от него получить.
Что представляет собой облигация
Облигация – это, прежде всего, документально зафиксированное обязательство того, кто ее выпустил (эмитента) перед тем, кто ее приобрел. Человек, покупающий эту ценную бумагу фактически «дает в долг» эмитенту. Тот в свою очередь обязуется вернуть сумму, потраченную ее на покупку, в определенный срок. Иногда предусматривается еще выплата процентов владельцу бумаги.
Выгоды от облигаций
Эти ценные бумаги популярны среди желающих приумножить накопления. Как правило, предлагаются более высокие проценты, чем по вкладам. Облигации бывают именными и не именными (то есть на предъявителя). Во втором случае бумагу можно использовать как средство для расчетов.
Выигрышные займы в советские времена
Практика выпуска государственных облигаций была популярна еще в СССР. Тогда приобретать бумаги было выгодным делом — владелец получал гарантированных 3 процента годовых, а еще возможность выиграть денежный приз. Условия розыгрыша печатались на оборотной стороне бланка. Победившие номера выбирались случайным образом, а о результатах розыгрыша узнавали из газет. Владельцы выигравших облигаций обращались в сберкассу для получения приза.
Появление выигрышного займа 1992 года
Российский внутренний выигрышный заем 1992 года был продолжением советской традиции. Он появился как попытка молодого государства рассчитаться по долгам Советского Союза. Держателям облигаций 1982 года было предложено либо сдать в Сбербанк ценные бумаги по цене приобретения, либо обменять их на образцы 1992 года выпуска. Из-за инфляции погашать советские облигации было совсем невыгодно, поэтому чтобы как-то вернуть вложенные в них деньги, владельцы предпочли обменять их на бумаги нового образца. Осуществить это допускалось до конца 1994 г.
Займы 92-го года имели различную ценность
Облигации 1992 года представляли собой прямоугольный документ, на котором была указана их стоимость, а также условия внутреннего выигрышного займа. Номинал бумаги был пятьсот и тысяча рублей. Условия гласили, что срок обращения документов — 10 лет, до октября 2002 года. Ценные бумаги можно было свободно приобретать и продавать в любой момент через Сбербанк. Гарантированного процентного дохода не предлагалось, получить по облигации что-то выше ее стоимости можно было лишь в случае выигрыша. Его вероятность также была обозначена в документе. Предполагалось, что 32 процента от всего объема выпущенных бумаг окажутся выигрышными.
Получить можно было до 500 000 рублей. В таблице, напечатанной на облигации, было указано количество и сумма денежных призов, которые смогут получить победители. В среднем в случае выигрыша владелец получал дополнительный доход 15% годовых. Позже в связи с инфляцией и деноминацией размер увеличился до 30 процентов.
Облигации стали популярны не только у тех, кто желал вернуть свои деньги по ценным бумагам 82-го года. Вначале такой вариант казался удачным размещением денег. Процент был выше, чем по депозитам в коммерческом банке, а такое солидное учреждение как Сбербанк внушало доверие потенциальным держателям документов. До 1998 года они находились в свободном выпуске. Дальше покупать ценные бумаги сделалось невозможным, и с этого года банк занимался только выплатой по ним.
Возврат денег по выигрышному займу 1992 года
Он происходил в учетом деноминации, случившейся в этом же году. То есть за тысячу неденоминированных рублей давался один деноминированный, а пятьсот «старых» рублей превратились в половину нового.
Министерство финансов взяло на себя обязанность выплатить задолженность по внутреннему выигрышному займу, а занялся этим все тот же Сбербанк. Процедура выплаты заключалась в том, что владелец «сдавал» в кредитно-финансовое учреждение бланки бумаг, а взамен получал их номинальную стоимость (деноминированную).
Срок, до которого банк производил возврат денежных средств по облигациям переносился несколько раз. Вначале Минфин обозначил дату 1 октября 2004 года. Позже последний день выплат был перенесен больше, чем на год — до 26 декабря 2005 года. Имели место случаи, когда выплаты происходили и позже, например в 2006 году. Однако там имели место быть случаи с особо крупным объемом бумаг и обязательство осуществить по ним выплату назначалось через суд.
Официально получить деньги за бумаги 92-го года более не представляется возможным
Срок предъявления судебных исков составлял три года. То есть до конца 2008 года существовала возможность добиться получения денег по облигациям через суд. А в 2009 году Министерство Финансов подписало документ, согласно которому долг по облигациям российского выигрышного займа считается погашенным, так как не нашлось более желающих получить деньги до обозначенного срока.
Возможно ли вернуть деньги в судебном порядке
Конечно, не всем удалось вернуть свои вложения по облигациям. Кто-то про них забыл, кто-то не верил в возможность возврата, кто-то не посчитал нужным возиться с обесцененными во много раз сбережениями. Но остается непонятным то, можно ли сегодня получить вознаграждение через суд. Через федеральные судебные органы — точно нет. Возможно, иск на выплату какой-то очень крупной суммы был бы удовлетворен, но в практике таких случаев не было.
Еще один вариант — обратиться в Европейский суд по правам человека. Известен случай, когда владелец облигаций 1982 года добился выплаты почти сорока тысяч евро по своим облигациям. Однако такая ситуация исключительная, к тому же судебные расходы могут оказаться значительно выше полученной суммы.
Если есть желание как-то заработать на облигациях 1992 года выпуска, можно попробовать продать их коллекционерам. Существуют специализированные форумы и биржи, через которые можно связаться с любителями старинных бумаг. Так как облигации выпускались большим тиражом, то не следует рассчитывать на большой доход. Ценность бланка будет зависеть от его серийного номера. Если он редкий, то с такой облигации можно выручить больше.
Об облигациях СССР будет рассказано в видео:
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:
Бесплатная консультация с юристом
Заказать обратный звонок
Все ещё остались вопросы?
Позвоните по номеру +7 (499) 938 50 41 и наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы
Источник
Взявшая на себя долги СССР по внутренним займам страна, Российская Федерация, конвертировала задолженности по советским облигациям в новые долговые ценные бумаги Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года (номиналом в 500 и 1000 рублей), выпущенные на 10 лет.
Тираж выигрышей проводился 8 раз в год, при этом 32% облигаций являлись призовыми. Этот заем был в свободном обращении, а это значит, что его можно было при желании вернуть в любом отделении Сбербанка России.
Особенности советских облигаций
Облигации представляют собой ценные бумаги, позволяющие владельцу получить их номинальную стоимость и проценты к установленному сроку.
Эмиссионные долговые ценные бумаги в СССР были неотъемлемой частью финансовых взаимоотношений государства с народом. Такая политика помогала бороться с инфляцией и укреплять внутреннюю валюту в тяжелые для страны времена.
Для того, чтобы убедить население участвовать в займе денег правительству, использовалась пропаганда, система поощрений, а иногда и просто принудительное включение покупки ценных бумаг в счет заработной платы. В СССР акции по внедрению политики государственных займов проводились на предприятиях и в общественных организациях.
В 1922-23 гг. появились первые предложения о получении государством от народа помощи в виде натуральных займов, покупка которых осуществлялась за деньги, но окончательный расчет производился продуктами (хлебом, сахаром-рафинадом). Примерно в то же время выпускаются и бумаги первого 6% призового займа, рассчитанного на 10 лет.
С тех пор регулярно выпускались займы на разные государственные нужды. Одни вексельные документы обменивались на другие, частично производились выплаты. Выигрышные облигации 1938-1944 гг. претерпели деноминацию. На восстановление народного хозяйства государство брало средства в долг у граждан до 1957 г..
В 1966 и 1982 годах СССР выпускает сроком на 20 лет облигации внутреннего госзайма, которые в связи с распадом страны не были выплачены полностью и перешли в качестве долговых обязательств Российской Федерации. Первыми Российскими облигациями стали ценные бумаги внутреннего займа 1992 г.. Выплаты по ним до октября 1993 г. велись на 60% выше номинала, что делало такие вклады достаточно доходными.
Интересно, что ценные вексельные бумаги могли быть составными, как, например, облигация на 10000 руб., которая представляла собой 10 долговых бумаг по 1000 рублей в одном векселе. Или, наоборот, 100-рублевая бумага являлась 110 частью 1000-рублевой. Выигрыш облигации номиналом 500 руб. составлял 12 призовой суммы.
Деноминация 1997 г. приравняла 1000-рублевую долговую бумагу к 1 российскому рублю, а 500-рублевую – к 50 копейкам. В 1998 г. были выпущены экземпляры номиналом 1, 10 и 20 руб. При этом на выпуске 1998 г. написано “Российский внутренний выигрышный заем 1992 года”. В правом нижнем углу реверса стоит истинная дата выпуска. Но даже при таком перерасчете выплат, облигации 1992 г. были признаны убыточными и с 1998 г. более не размещались.
Выкуп ценных бумаг производился в кассах Сбербанка с 1 октября 2002 г. по 2004 г. по мере обращения их владельцев. Выплаты производились с учетом деноминации. Согласно Федеральному закону “О федеральном бюджете на 2005 год” от 23.12.2004 г. № 173-ФЗ, выкуп облигаций был продлен до 26 декабря 2005 г..
После этой даты денежные средства по долговым бумагам была возможность получить только на основании судебного решения. В суде иски о возвращении государством денежных средств рассматривались до 2009 года при наличии доказательств причин невозможности получить выплаты в установленный срок. После этого невыплаченные средства были списаны Минфином с государственного долга.
Но были случаи обращения в Европейский суд по правам человека с целью получить финансовую компенсацию от правительства РФ с последующим принятием положительного решения в пользу истцов.
Куда можно продать или обменять облигации внутреннего выигрышного займа 1992 года номиналом 1000 и 500 рублей?
Принимая решение, что делать с облигациями, рассматривают, в основном, возможность продать их в коллекцию человеку, который увлекается бонистикой. Такими людьми долговые ценные бумаги рассматриваются как исторические документы, которые отражают экономическое и политическое положение СССР и РФ в 90-е годы.
Но с учетом того, что выигрышный заем 1992 года выпускался большим тиражом, не стоит рассчитывать на высокую цену. Узнать, сколько стоят эти долговые бумаги, можно, просмотрев предложения на сайтах, проводящих аукционы антиквариата и старинных денег (лоты l416).
От чего зависит стоимость облигаций на сумму 1000 рублей 1992 года?
Цены старинных долговых документов зависят не только от их номинальной стоимости. На ценообразование влияет редкость экземпляра, интересный серийный номер и состояние бумаги.
И, если провести сравнение, избранное количество покупателей интересуется такими документами. Их относят к антиквариату.
В зависимости от интереса приобретающего, их стоимость может составлять 5 руб. или 200 руб.. Чаще всего такие бумаги скупают по 30-50 руб. за штуку.
Стоимость облигаций номиналом 2000р
В 1992 г. не выпускались облигации номиналом 2000 руб., поэтому такая бумага не имеет исторической ценности, поскольку является, скорее всего, фальсификатом.
Обязательно нужно проверить, есть ли на таком экземпляре водяной знак.
Банки и покупка облигаций государством
Государственные и коммерческие банки не покупают облигации 1992 года. Правительство РФ не практикует займы денежных средств у населения. Современные депозитные вклады принимают коммерческие банки.
Некоторые аналоги долговых соглашений можно найти в финансовой политике Сбербанка – это сберегательные сертификаты, которые выдаются на любую сумму на договорной срок.
После того, как этот период окончится, сертификат погашается и по нему выплачиваются проценты. При погашении раньше установленного договором срока выплата процентов аннулируется.
Осторожно, мошенничество!
С особой осторожностью нужно относиться к предложениям скупщиков, предлагающих высокие цены за экземпляры облигаций, выпущенных в 1992 году.
Если они пытаются убедить потенциального продавца в редкости этих бумаг, их высокой исторической ценности или в возможности оценить стоимость векселей по номиналу и реализовать их по этой цене, то, скорее всего, эти покупатели – аферисты. Ни в коем случае нельзя давать им номер кредитной карты и личную информацию о себе.
Облигации Российского внутреннего займа, выпущенные в 1992 году, не имеют финансовой ценности и представляют интерес только для собирателей старинных документов. При этом продажная стоимость их невелика по причине большого тиража.
No related posts.
Источник
Автор рассматривает ситуацию, когда государство фактически отказывается от своей обязанности в отношении индексации и компенсации по федеральным облигациям 1992 года. Государство нарушает справедливое равновесие между публичными и частными интересами в отношении погашения федеральных облигаций.
Автор формулирует алгоритм, с помощью которого государство может реализовать специальное нормативное регулирование, направленное на восстановление и защиту владельцев облигаций.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 19.02.1992 № 97 «О государственном внутреннем выигрышном займе 1982 года и выпуске Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года», в связи с ликвидацией СССР и принятием отдельными государствами — членами бывшего СССР в одностороннем порядке решений о прекращении операций с облигациями 1982 года в целях защиты экономических интересов Российской Федерации были выпущены облигации Российский внутренний выигрышный займа 1992 года.
В соответствии с Условиями Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года., утвержденными Министерством финансов РФ во исполнение Постановления Правительства РФ от 05.08.1992 № 549 «Вопросы выпуска Условия Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г.», заем 1992 года был выпущен на срок с 1 октября 1992 г. по 1 октября 2002 г. (пункт 1). Согласно п. 2 Условий облигации займа свободно продаются и покупаются учреждениями Сберегательного банка РФ и другим коммерческими банками, получившими лицензию на право совершения операций.
Облигации, на которые выпали выигрыши, а также не выигравшие облигации, подлежащие выкупу по их номинальной стоимости, могут быть предъявлены к оплате до 1 октября 2004 г. По истечении этого срока облигации, не предъявленные к оплате, утрачивают силу и оплате не подлежат (пункт 8 Условий).
В соответствии со ст. 98.1 Бюджетного кодекса РФ и Приказом Минфина России от 04.05.2009 № 190 «О списании государственного внутреннего долга Российской Федерации по облигациям Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года» с государственного внутреннего долга Российской Федерации была списана задолженность по займу 1992 года в связи с истечением срока предъявления к погашению.
Таким образом, Правительством РФ в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами в период до 1 октября 2004 г. осуществлялись мероприятия по выкупу указанных облигаций учреждениями Сбербанка России. После указанного срока все операции по этим ценным бумагам прекращены и никаких других компенсаций по ним не производится.
Если в установленный Правительством РФ период до 01 октября 2004 г. гражданин своим правом не воспользовался (облигации не были предъявлены к оплате), то государство не несет в дальнейшем обязательства по их погашению.
Кроме того, положения Федерального закона от 10.05.1995 № 73ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» на данные правоотношения не распространяются (статья 1), поскольку облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года не относятся к ценным бумагам, которые были размещены на территории РСФСР в период до 01.01.1992 г., данные облигации выпускались на срок с 01.10.1992 г. по 01.10.2002 г.
Постараемся разобраться, являются ли действия российского государства правомерными в отношении фактического отказа от исполнения своих обязательств в части индексации и компенсации по облигациям Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года. Кроме того, государство может мотивировать свои действия тем, что действующим законодательством не предусмотрены подобные выплаты.
Попытаемся сформулировать алгоритм реализации государством правого механизма защиты интересов владельцев облигаций.
Как отмечает Конституционный Суд РФ в своем Определении от 13.06.2006 № 275О, компенсация держателям облигаций выигрышного займа соответствующих потерь могла бы производиться как на основе специального нормативного регулирования, так и с учетом положений других нормативных актов общего содержания, направленных на восстановление и защиту сбережений граждан.
Другими словами, КС РФ допускает возможность компенсации гражданам потерь по облигациям посредством специального нормативного регулирования.
В данном случае речь идет о последовательной политике государства в отношении защиты экономических интересов граждан.
Членом Совета Федерации был внесен проект федерального закона № 990634952 «О распространении действия Федерального закона «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» на денежные сбережения, созданные гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств в облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 22.06.1999). В пояснительной записке к данному проекту отмечалось, что ценность денежных сбережений граждан Российской Федерации, помещенных в Российские ценные бумаги, не сохранена, что ущемляет гражданские права граждан РФ.
Представленный законопроект устраняет пробел в решении вопроса о восстановлении и защите сбережений граждан, вложенных в ценные бумаги РФ.
Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» ценностью гарантированных сбережений граждан (таковыми и будут являться при принятии проекта денежные сбережения, созданные гражданами РФ путем помещения денежных средств в облигации внутреннего выигрышного займа 1992 года) признается покупательная способность вложенных денежных средств на момент вложения (статья 4 Федерального закона от 10.05.1995 № 73ФЗ). Восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан в соответствии со ст. 5 Федерального закона № 73ФЗ производится путем перевода их в целевые долговые обязательства РФ, являющиеся государственными ценными бумагами, а обращение целевых долговых обязательств РФ в валюту РФ предусмотрено ст. 10 Федерального закона № 73ФЗ.
Принятие проекта позволило бы восстановить справедливость и прекратить нарушение гражданских прав граждан РФ владельцев облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года.
В дальнейшем, данный проект был снят с рассмотрения Советом Государственной Думы Федерального Собрания РФ 22.05.2001.
Европейский Суд по правам человека отмечает, что в подобных случаях (компенсация выплат по облигациям 1992) у государства отсутствует необходимый инструмент юридического обеспечения прав граждан (владельцев облигаций) и специальный порядок погашения облигаций указанного типа.
При этом государство не освобождается от обязанности обеспечить справедливое равновесие между публичными и частными интересами в отношении экономических интересов владельцев государственных облигаций.
Российское государство, предоставив право требовать погашения облигаций со стороны ее владельцев, лишило их возможности воспользоваться этим правом (право на индексацию и компенсацию выплат по облигациям), уклоняясь в течение многих лет от принятия соответствующих норм (в том числе, речь идет и о вышеприведенном Проекте Федерального закона № 990634952, который был снят с рассмотрения российским парламентом).
Подобная ситуация может рассматриваться как воспрепятствование эффективному осуществлению права, защищаемого статьей 1 «Защита собственности» Протокола № 1 от 20.03.1952 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, или как уклонение от обеспечения реализации этого права (Постановление ЕСПЧ от 02.12.2010 по делу «Юрий Лобанов против Российской Федерации»).
Учитывая, что законопроект, регулирующий обязанности государства по облигациям Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года вносился и обсуждался в парламенте. Подготовительная работа, необходимая для разработки такого законодательства, проводилась.
Последующие возможные аргументы властей Российской Федерации, согласно которым ограничения на погашение облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года являются необходимыми для предупреждения чрезмерного расходования федерального бюджета, едва ли является убедительными. Надлежащее установление равновесия, сопровождающееся определением точной суммы, которая бы потребовалась для компенсации по облигациям, в сравнении с иными приоритетными расходами, было невозможно в отсутствие ключевых показателей, таких как количество и общая сумма непогашенных облигаций (Постановление ЕСПЧ от 11.02.2010 по делу «Малыш и другие против Российской Федерации»).
Кроме того, граждане – владельцы облигаций 1992 года имели законное ожидание на получения какой-либо формы компенсации. Они не оставались пассивными и демонстрировали активный подход, подавая индивидуальные и коллективные иски в национальные суды.
Важным элементом любого государства является соблюдение справедливого баланса между общественными интересами и правами гражданина. Верховенство права требует от государства не только уважать и применять предсказуемым и последовательным образом принятые им законы, но и вследствие этой обязанности также обеспечивать правовые и практические условия для их реализации.
В данном случае, российское государство обязано было в надлежащий срок приемлемым и последовательным образом реализовать механизм компенсации держателям облигаций выигрышного займа соответствующих потерь на основе специального нормативного регулирования (Постановление ЕСПЧ от 02.12.2010 по делу «Юрий Лобанов против Российской Федерации»).
Учитывая вышеизложенное, а также недопустимость оставления владельцев облигаций в положение неопределенности, которое не было бы совместимо с обязательством обеспечивать уважение собственности согласно статье 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в частности, с обязанностью действовать своевременно, надлежащим и последовательным образом в ситуации, затрагивающей вопрос общественного интереса), необходимо принять нормативные правовые акты об условиях реализации прав держателей облигаций в целях исполнения обязательства, предусмотренного Федеральном законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» и последующими нормативными актами.
Источник