Уже 25 лет Российская Федерация является членом Международного валютного фонда (МВФ). Первого июня 1992 года Россия вошла в состав одной из крупнейшей финансовых организация мира.
За это время Россия прошла путь от заемщика, получившего от МВФ примерно $22 млрд, до кредитора. История взаимоотношений России и МВФ — в материале ТАСС.
Официальной датой создания МВФ считается 27 декабря 1945 года. В этот день первые 29 государств подписали Хартию МВФ — главный документ фонда. На сайте организации указана главная цель ее существования: обеспечение стабильности международной валютной системы, то есть системы обменных курсов и международных расчетов, которая позволяет странам и их гражданам вести операции друг с другом.
Сегодня в МВФ входят 189 государств.
Фонд выполняет множество функций. Например, он следит за состоянием международной валютной и финансовой системы как в общемировом разрезе, так и в каждой конкретной стране. Кроме того, сотрудники МВФ консультируют страны, входящие в состав организации. Еще одна функция фонда — кредитование стран с существенными проблемами в экономике.
Каждая страна — член МВФ имеет свою квоту, влияющую на размер взносов, количество «голосов» при принятии решений и доступ к финансированию. Действующая формула расчета квот в МВФ состоит из четырех компонентов: валовый внутренний продукт, открытость экономики и ее изменчивость, а также международные резервы страны.
Каждое государство-участник передает взносы в фонд в определенных валютных пропорциях — четверть на выбор в одной из следующих валют: доллар США, евро (до 2003-го — марка и французский франк), японская иена, юань КНР и фунт стерлингов. Оставшиеся три четверти — в национальной валюте.
Поскольку у стран — членов МВФ разные валюты, с 1972 года для общего удобства финансы фонда конвертируют во внутреннее платежное средство, оно называется SDR («специальные права заимствования»). Именно в SDR МВФ ведет все расчеты и выдает кредиты, причем только по «безналу» — ни монет, ни купюр SDR нет и никогда не было. Курс плавающий: по состоянию на 1 июня 1 SDR был равен $1,38, или 78,4 рубля.
Впрочем, в момент вступления России в МВФ сложилась любопытная ситуация. У нашей страны в 1992 году не было возможности внести свою долю в валюте. Проблему решили оригинально — страна взяла на один день беспроцентный кредит у США, Германии, Франции и Японии в валютах этих стран, внесла свой взнос в МВФ и сразу же попросила свою «резервную долю» (кредит в размере четверти от квоты, которую страна-член имеет право попросить у фонда в любой момент в иностранной валюте). После чего вернула предоставленные средства.
Квота России составляет 2,7% — 12 903 млн SDR ($17 677 млн, или почти триллион рублей).
Некоторые эксперты считают, что это просчет руководства СССР. Например, нынешний дуайен Совета директоров фонда (термин МВФ, дословно переводящийся как «старейшина») Алексей Можин рассказал ТАСС, что советская делегация участвовала в Бреттон-Вудской конференции, на которой разрабатывалась Хартия МВФ. Ее участники обращались к руководству Советского Союза с рекомендацией вступить в МВФ, но тогдашний нарком иностранных дел Вячеслав Молотов написал отказную резолюцию. По мнению Можина, причиной были особенности советской экономики, иная статистика и нежелание властей выдавать иностранным государствам некоторые экономические данные, например размер золотовалютных резервов.
Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Дмитрий Смыслов, автор книги «История отношений России с международными финансовыми организациями», приводит другое объяснение: «Догматические идеологические стереотипы, которые были присущи прежнему политическому руководству СССР».
После развала Советского Союза остались многомиллиардные долги, ликвидировать которые удалось только в этом году. По разным данным, они составляли от 65 до 140 млрд долларов. Изначально планировалось, что отдавать займы будут 12 республик бывшего Союза (кроме стран Прибалтики). Однако в конце 1992 года президент РФ (1991–1999) Борис Ельцин подписал соглашение о «нулевом варианте», при котором Российская Федерация соглашалась выплачивать долги всех республик СССР, а взамен получала право на все активы бывшего Союза.
МВФ и Соединенные Штаты (в качестве обладателя самой большой квоты в фонде) приветствовали это решение (по одной из версий — потому что другие республики попросту отказались возвращать займы и в 1992 году деньги отдала только Россия). Больше того, по версии Смыслова, МВФ едва ли не ставил подписание «нулевого варианта» условием вступления в фонд.
Фонд позволял получать средства на длительные сроки и под очень низкие проценты (в 1992 году ставка была 6,6% годовых и с тех пор она неуклонно снижается). Таким образом, Россия «рефинансировала» долги перед кредиторами СССР: их «процентная ставка» была существенно выше. Обратной стороной медали были требования, которые МВФ выставлял к России.
Есть две цифры. Первая из них — размер одобренных кредитов, он составляет 25,8 млрд SDR. Однако по факту Россия получила только 15,6 млрд SDR. Эта существенная разница объясняется тем, что кредиты выдаются частями и с определенными условиями. В случае если, по мнению МВФ, Россия их не выполняла, дальнейшие транши просто не приходили.
Например, по итогам 1992 года Россия должна была обеспечить сокращение бюджетного дефицита до 5% ВВП. Но он оказался в два раза выше, и поэтому транш не был отправлен. В 1993 году МВФ должен был выдать кредит более чем на 1 млрд SDR, однако его руководство не было удовлетворено результатами проводимой в России финансовой и макроэкономической стабилизации. По этой причине, а также из-за перемен в составе правительства РФ вторая половина кредита в 1993 году так и не была предоставлена. Наконец, в 1998 году Россия объявила дефолт, и поэтому объем финансовой помощи в размере более $10 млрд предоставлен не был. В 1999–2000 годах МВФ должен был дать в кредит около $4,5 млрд, но перечислил только первый транш. Кредитование прекратилось по инициативе России — поднялась цена на нефть, в 2000 году существенно изменилась политическая конъюнктура в стране и необходимость влезать в долги исчезла. После этого Россия вплоть до 2005 года погашала займы. С того момента наша страна не занимала у МВФ средства.
В любом случае Россия была крупнейшим заемщиком МВФ, и, например, в 1998 году количество выданных кредитов превышало квоту более чем в три раза.
Однозначного ответа нет. Часть из них шла на укрепление рубля, часть — в бюджет России. Очень много денег из кредитов МВФ ушло на погашение внешнего долга СССР перед другими кредиторами, в том числе Лондонским и Парижским клубами.
Нет. Фонд оказывал России и другим постсоветским странам комплекс экспертных и консалтинговых услуг. Особенно актуально это было сразу после распада СССР, поскольку в то время Россия и другие республики еще не умели эффективно управлять рыночной экономикой. По мнению Алексея Можина, фонд сыграл решающую, ключевую роль в создании казначейской системы в России. Кроме того, взаимоотношения с МВФ помогали России получать и другие займы, в том числе от коммерческих банков и организаций.
«Россия участвует в финансировании наших усилий — будь то в африканских странах, где у нас сейчас много программ, или в некоторых европейских странах, где мы работаем. И деньги к ней вернутся, с процентами» — так охарактеризовала роль нашей страны директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард в интервью ТАСС.
В свою очередь, Россия периодически проводит консультации с МВФ по всем аспектам экономического положения в нашей стране и развития экономики.
Источник
https://ria.ru/20190810/1557356859.html
Миллиардные кредиты и рухнувший рубль. На что Россия просила взаймы
В ближайшие годы России не обойтись без новых кредитов Международного валютного фонда, сообщил 10 августа 1999 года в газете «Финансовые известия»… РИА Новости, 10.08.2019
2019-08-10T08:00
2019-08-10T08:00
мир
мвф
михаил задорнов
борис ельцин
сша
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn21.img.ria.ru/images/95599/71/955997137_0:121:2168:1340_1400x0_80_0_0_4525d74c6968f119003e86249b873522.jpg
мир
сша
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn21.img.ria.ru/images/95599/71/955997137_0:121:2168:1340_1400x0_80_0_0_4525d74c6968f119003e86249b873522.jpg
https://cdn23.img.ria.ru/images/95599/71/955997137_0:0:2168:1626_1400x0_80_0_0_31d4d5df2ebbc9cfb9ed8c9b89a265f8.jpg
https://cdn24.img.ria.ru/images/95599/71/955997137_0:0:2048:2048_1400x0_80_0_0_eff3825e6bbc981e21ca4235ce10e4aa.jpg
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
мир, мвф, михаил задорнов, борис ельцин, сша
МОСКВА, 10 авг — РИА Новости, Софья Мельничук. В ближайшие годы России не обойтись без новых кредитов Международного валютного фонда, сообщил 10 августа 1999 года в газете «Финансовые известия» спецпредставитель президента России по связям с международными финансовыми организациями Михаил Задорнов. И все же, пережив дефолт, Москва стала отдавать, а не брать долги. РИА Новости продолжает вспоминать события двадцатилетней давности.
Безучастный сооснователь
Вступить в Международный валютный фонд СССР должен был после Бреттон-Вудской конференции 1944 года, где участники антигитлеровской коалиции приняли несколько ключевых решений о международных валютных и финансовых отношениях после окончания Второй мировой войны.
Советский Союз участвовал в работе комиссий наравне с США, готовил итоговые документы и даже получил третью по величине квоту в МВФ. Однако из-за идеологических расхождений с партнерами и начавшейся холодной войны Москва так и не вступила ни в одну из основанных на конференции организаций.
Об участии в МВФ вновь заговорили лишь в конце 1980-х, но Запад все еще не был готов сотрудничать с социалистическим режимом. И все в же в 1990 году несколько международных организаций, в том числе МВФ, подготовили доклад, порекомендовав Москве приступить к рыночным реформам. И обещали помощь.
Вскоре СССР получил статус ассоциированного члена Международного валютного фонда, затем направил заявку на вступление, и в июне 1992 года Москва официально присоединилась к этой международной финансовой организации. Россия остро нуждалась в кредитах. Внешний долг страны с 1985 года увеличился более чем вдвое, превысив 63,3 миллиарда долларов.
Ситуация была экстраординарная, ведь вместе с Россией к фонду присоединились и бывшие союзные республики. Квоту, рассчитанную на СССР, разделили на всех. В итоге России досталось 4313,1 миллиона специальных прав заимствования (СДР) — расчетной единицы МВФ (2,98 процента от квот всех членов фонда).
Кредит за кредитом
Занимать начали сразу. Первый транш на сумму 719 миллионов СДР (один миллиард долларов) поступил 5 августа 1992 года.
Кредит выдали при условии, что дефицит госбюджета удержится в пределах пяти процентов ВВП, а инфляция — менее десяти процентов. Однако достичь этого не удалось, и остальных траншей в 1992 году Москва не дождалась.
В 1993 году был так называемый Токийский пакет. МВФ убеждал Москву в необходимости решительно бороться с инфляцией и сокращать субсидии Центробанка госпредприятиям. На саммите «Большой семерки» в Токио решили выделить России три миллиарда долларов на системные преобразования в условиях переходной экономики.
Кредит предоставили по упрощенной процедуре. Условия снова были жесткие: сокращение бюджетного дефицита вдвое — до десяти процентов ВВП и сдерживание инфляции на уровне не выше семи-девяти процентов. Программу опять приостановили, поскольку после двух траншей Россия не выполнила предписаний кредитора.
В МВФ выражали недовольство слишком мягкой денежной политикой и вообще хотели отказать в кредитах. Способствовали этому и события 11 октября 1994 года, так называемый черный вторник, когда рубль резко обвалился.
И все же в 1995-м Москва без денег не осталась. Тогда цели правительства и фонда совпали: российские власти взяли курс на ужесточение финансовой и кредитно-денежной политики, а также на подавление инфляции. В апреле МВФ выдал России первый полномасштабный кредит, равный квоте страны в фонде. В то же время ужесточились требования: сокращение дефицита госбюджета до шести процентов ВВП, снижение инфляции до процента в месяц, отмена внешнеторговых льгот, ликвидация ограничений экспорта и импорта, либерализация экспорта нефти и отмена экспортных пошлин.
Ликвидация экспортных пошлин на газ и нефть, отмена предтаможенной экспертизы для вывозимых товаров, понижение таможенных тарифов на импорт и снятие ограничений на импорт алкоголя — условия кредита в 1996 году. Дефицит госбюджета необходимо сократить до двух процентов ВВП. Сумма займа равнялась 160 процентам российской квоты — это самый крупный кредит в истории МВФ.
В 1998-м фонд одобрил России еще один кредит. Средства должны были поступить тремя траншами: 20 июля, 15 сентября и 15 декабря. Первый транш в 675,02 миллиона СДР получили по графику, однако остальное до Москвы так и не дошло.
Недоказанная афера и дефолт
Судьба кредита, выданного МВФ 20 июля 1998 года, долгое время вызывала вопросы: поступили ли средства на указанные счета? В марте 1999 года депутат Государственной думы Виктор Илюхин подал в Генпрокуратуру письмо, в котором утверждал, что деньги из МВФ зачислены на счета нескольких зарубежных банков. По его мнению, обогатились несколько высокопоставленных российских политиков и бизнесменов.
Генеральный прокурор России Юрий Скуратов возбудил уголовное дело о незаконной банковской деятельности, однако его закрыли за отсутствием состава преступления. Другие проверки также не выявили в Центральном банке нарушений. Эхо скандала раздавалось вплоть до 2004 года, когда конгрессмены США обратились к госсекретарю Колину Пауэллу с просьбой расследовать пропажу денег фонда по пути в Россию.
Однако обвинения Илюхина ничем не подтверждались. Как объяснял исполнительный директор от России в МВФ Алексей Можин, система переводов фонда устроена таким образом, что украсть деньги просто невозможно.
Кредит 1998 года был важен еще и потому, что он должен был помочь избежать кризиса, который настиг страну в августе. Как говорил Можин, предпосылки дефолта были отчетливо видны уже в конце 1997-го. Правительство до последнего пыталось предотвратить кризис. Во время визита в Новгород 14 августа 1998-го президент Борис Ельцин уверенно отвечал журналистам на вопрос о девальвации рубля: «Не будет. Твердо и четко». Ельцин, вероятно, думал, что кредит фонда позволит проскочить кризис, однако надежды не сбылись.
Семнадцатого августа 1998 года правительство вместе с Центральным банком объявило: отныне курс рубля плавающий, государственные ценные бумаги переоформляются, а государство отказывается от выплаты долгов. Так же поступили российские банки. Кредит МВФ заморожен.
Обесценивание рубля привело к резкому скачку цен. Если в начале августа за доллар давали шесть рублей, то в середине сентября — 20. Банки банкротились, вкладчики теряли сбережения. Ценники в магазинах меняли буквально по часам, а народ сметал товары с прилавков, на которых вскоре практически ничего не осталось.
Тяжелые последствия кризиса Россия обсуждала с МВФ в 1999 году. В итоге Международный валютный фонд одобрил новый кредит в 4,5 миллиарда долларов. Однако, получив первый транш, российское правительство отказалось от остальных.
Прогноз представителя президента по связям с международными финансовыми организациями Михаила Задорнова не сбылся. С 2000 года Россия больше не брала денег у МВФ, а только выплачивала долги. Рассчитаться планировали в 2008-м, но получилось гораздо раньше.
В 2005 году страна официально погасила задолженность перед Международным валютным фондом.
Россия продолжает участвовать в деятельности фонда — покупает и продает СДР, приобретает облигации МВФ, финансирует программы помощи другим странам.
Источник
Международный валютный фонд — ведущий мировой финансовый институт, имеющий статус специализированного финансового учреждения ООН. И к его ключевым целям деятельности относится поддержка развития международной торговли и сотрудничества в сфере валютного регулирования. Также он способствует стабилизации финансового состояния стран, нуждающихся в денежной помощи, которая позволила бы им пополнить свои международные резервы, стабилизировать курс национальной валюты, производить оплаты импорта, восстановить условия для активного экономического роста. Одно из главных условий предоставления финансовой помощи для вышеназванных целей — это принятие правительством получающей кредит страны мер по исправлению первоначальных проблем. В отличие от банков развития МВФ не выдает кредиты на конкретные проекты.
Кто может рассчитывать?
Государство-член может запросить помощь в виде кредита у МВФ в том случае, если оно столкнулось с фактической или потенциальной финансовой проблемой, например, в связи с погашением внешнего долга, невозможностью финансировать платежный баланс и т.п. Предоставленные деньги дают возможность стабилизировать финансовую ситуацию и предполагают проведение реформ и принятие мер по восстановлению условий для дальнейшего экономического роста.
Механизм кредитования
Предоставление кредита зависит от трех ключевых факторов:
- потребности государства в ресурсах для выравнивания платежного баланса;
- квоты страны (кредит может превышать ее только при исключительных обстоятельствах);
- выполнение определенных Фондом требований.
Тот или иной применяемый инструмент кредитования может предполагать различные меры экономической политики и действия, на осуществление которых страна соглашается ради урегулирования проблемы.
Какие инструменты кредитования могут быть использованы? Например, государство с низким уровнем дохода может рассчитывать на кредит по льготным процентным ставкам, в том числе на механизм «стэнд-бай» (СКФ) и механизм ускоренного кредитования (РКФ). Также есть и нельготные кредиты, предоставляемые чаще всего через договоренности о кредите «стэнд-бай» (СБА), а также гибкую кредитную линию (ГКЛ), механизм расширенного кредитования и превентивную линию для предоставления ликвидности (ЛПЛ). Есть инструмент и для ускоренного финансирования, используемый в случае экстренной необходимости финансовой поддержки государства-члена.
Используемая МВФ система кредитования включает в себя четыре формы:
- непосредственное кредитование
Имеет прямую связь с квотой каждого государства и осуществляется в пределах ее резервной и кредитной частей; - поэтапное кредитование
Эта система применяется в случае более серьезных и продолжительных затруднений с платежным балансом страны-заемщика; - льготное кредитование
Финансирование осуществляется на льготных условиях для развивающихся стран, а также в условиях постоянного кризиса платежного баланса самым бедным странам. Срок кредита может составлять 10 лет, а процентная ставка — 0,5% годовых. Включает в себя фонд структурной перестройки и расширенный фонд структурной перестройки; - специальное кредитование
В частности, предназначен для стран, осуществляющих переход от плановой к рыночной экономике и включает в себя фонд поддержки структурных преобразований.
МВФ предоставляет кредиты сроком от 3 до 5 лет, и процентная ставка нельготных кредитов соотносится с рыночным показателем; чаще всего он чуть ниже рыночной процентной ставки. Кредит выплачивается Фондом траншами с интервалом от одного до трех лет — интервал выдерживается с целью контроля за использованием предоставленных средств.
Механизм кредитования выглядит следующим образом: МВФ продает необходимую валюту за национальную валюту страны. Денежные средства переводятся в ЦБ страны-заемщика и используются для формирования валютных резервов.
Кредит от МВФ — гарантия успеха?
Может ли инструмент, используемый для улучшения финансового положения страны, оказаться инструментом, тянущим экономику государства и ее национальную валюту вниз? Или же кредит от Фонда — залог процветания государства-члена?
Увы, риски не исключены. В большей степени они актуальны в связи со следующей схемой: МВФ закупает национальную валюту и предоставляет взамен СПЗ в соответствии с оговоренным курсом, что предполагает выравнивание курса нацвалюты страны в силу сжатия объема национальной денежной единицы. Однако за то время, пока страна пользуется кредитом, а ее национальная валюта хранится в Фонде, печатаются новые банкноты национальной валюты. Когда наступает момент погашения кредита, объем национальной денежной массы становится настолько большим, что курс валюты опять имеет все шансы на движение вниз.
Государство-член МВФ развивается благодаря кредиту, но развитие осуществляется в том случае, если страна справляется с обязательствами, ее ВВП растет (желательно на уровне не менее 5 процентов роста). Но ВВП может и не расти, а оставаться на прежнем уровне, или даже падать. Если государство имеет внешний долг, при котором берется кредит МВФ, но ВВП страны продолжает снижаться, то баланс между долгом и ВВП становится еще более негативным, в связи с чем возможность государства обслуживать кредит оказывается под большим вопросом. При возвращении национальных денег страна окажется в еще худшем положении, если она не сможет укрепить свою экономику.
Можно отметить еще некоторые негативные последствия предоставления кредита. В частности, МВФ считает, что заемщик должен быть как можно более активным участником на рынке мирового товарооборота и выставляет требования для увеличения внешнеторгового сальдо страны. Последствием таких требований может стать уменьшение товарооборота внутри страны, что в свою очередь означает переориентацию экономики и сворачивание социальных программ. Государство становится очень зависимым от МВФ.
Примеры подтверждают
Можно привести ряд примеров с разными итогами оказания денежной помощи Фондом. Знаменитый кредит МВФ Греции с самого начала вызывал шквал негодования местного населения. С течением времени стало ясно, что предоставленная помощь действительно не смогла помочь этой стране — стратегия «затягивания поясов» оказалась неэффективной. В 2013 году МВФ признал, что выдвинутые условия были излишне жесткие и навредили экономике государства: неверный просчет последствий сокращения госрасходов в условиях уже начавшегося спада, ошибочное представление о шансах возвращения страны на долговой рынок и неготовность греческого правительства выполнять условия программы и действовать в их рамках привели к печальному результату.
Правда, Белоруссия не оценивает опыт сотрудничества с МВФ столь же негативно, а в 2015 году даже рассчитывает на получение нового транша финансовой помощи от Фонда. В частности, в 2009-2010 годах республика реализовала программу МВФ stand by, поддержанную кредитом на 3,5 миллиардов долларов. Тогда эксперты положительно оценивали влияние помощи Фонда на положение государства, отмечая, что кредит спасает Беларусь от социальных потрясений. Сейчас же ВВП страны ускоряется (вместо 1,0% в 2013 г. — 1,6% в 2014 г.), ожидается ускорение на 0,2-0,5% в 2015 году, и, таким образом, условия для обслуживания кредита есть.
Украина станет следующим примером выдачи кредита Фондом. Какой характер в итоге приобретет финансовая помощь МВФ для этой страны — покажет время, но это будет зависеть в первую очередь от ВВП, а также от действий правительства и Нацбанка.
Источник