Статья 9 ЛК РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками
Комментарий к статье 9 ЛК РФ:
1. Комментируемая статья закрепляет следующие виды ограниченных вещных прав на лесные участки:
— право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;
— право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут);
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
— право аренды лесных участков;
— право безвозмездного срочного пользования лесными участками.
Следует отметить, что комментируемая статья носит отсылочный характер, поскольку по общему правилу указанные вещные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством. Исключения из указанного общего правила могут быть установлены в специальных правовых нормах ЛК РФ, которые в таких случаях обладают приоритетом по отношению к нормам гражданского и земельного законодательства. Например, многие специальные положения содержатся в гл. 6 — 8 ЛК РФ.
Таким образом, применительно к основаниям и порядку возникновения и прекращения указанных вещных прав на лесные участки следует прежде всего руководствоваться правилами ЛК РФ, а в части, не противоречащей ЛК РФ, — положениями ГК РФ, ЗК РФ, Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними.
Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками представляет собой ограниченное вещное право, предусмотренное лесным, гражданским и земельным законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками может принадлежать только юридическим лицам.
В соответствии со ст. 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
В соответствии со ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Кроме того, в ст. 20 ЗК РФ содержится запрет на предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование гражданам.
Следует отметить, что в ЛК РФ указаны только отдельные виды юридических лиц, которые могут приобретать право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками и только в определенных целях.
Так, например, согласно ч. 8.1 ст. 29 ЛК РФ федеральным государственным учреждениям, осуществляющим заготовку древесины, лесные участки могут предоставляться исключительно для указанной цели — для заготовки древесины. В свою очередь, государственным и муниципальным учреждениям, другим научным организациям, образовательным организациям лесные участки могут предоставляться в аренду для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (ч. 2 ст. 40 ЛК РФ). Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 41 ЛК РФ государственным и муниципальным учреждениям лесные участки могут предоставляться в аренду для осуществления рекреационной деятельности. Федеральные государственные учреждения могут приобретать право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, находящимися в государственной собственности и только для переработки древесины и иных лесных ресурсов (ч. 2.1 ст. 46 ЛК РФ).
Важно отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, составляют проект освоения лесов.
2. Лесной кодекс РФ предусматривает основание принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками — невыполнение юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов (ч. 2 ст. 24 и ч. 3 ст. 51 ЛК РФ).
В законодательстве РФ легальное определение сервитута приводится в ст. 274 ГК РФ, согласно которому собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута) (частный сервитут).
Помимо частных сервитутов, в законодательстве указывается на возможность установления публичных сервитутов. В частности, согласно ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Такие сервитуты могут устанавливаться для:
1) прохода или проезда через земельный участок;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
10) свободного доступа к прибрежной полосе.
Следует отметить, что в действующем ЛК РФ четкого понятия сервитутов не содержится, в отличие от ЛК РФ 1997 года. Так, ст. 21 ЛК РФ 1997 года было установлено, что граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный лесной сервитут). Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования иными участками, не входящими в лесной фонд лесами, могли быть ограничены в пользу других заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут). Таким образом, прежним ЛК РФ право граждан свободно пребывать в лесах было определено как публичный лесной сервитут, а право ограниченного пользования чужим участком лесного фонда на основании договора или акта органа государственной власти — как частный лесной сервитут.
В действующем ЛК РФ законодатель отказался от понятий «публичный лесной сервитут» и «частный лесной сервитут». Однако в ст. 11 ЛК РФ раскрывается понятие публичного лесного сервитута, сходное с указанным в ст. 21 ЛК 1997 года, однако таковым не называется.
3. В соответствии со ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью (ст. 606 ГК РФ).
Согласно ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы лесные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.
В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В Лесном кодексе РФ установлено, что лесные участки предоставляются в аренду на основании заключения одноименного договора. Однако в статьях ЛК РФ, как правило, указываются цели использования лесных участков на основании договоров аренды. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 72 ЛК РФ лесные участки могут предоставляться по договору аренды для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ. Основным требованием закона при предоставлении гражданам и юридическим лицам лесных участков на основании договора аренды является использование лесов в строгом соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ст. 6 ЛК РФ).
Важно отметить, что положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, могут применяться к договору аренды лесного участка в части, не противоречащей ЛК РФ. По общему правилу положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, подлежат применению к договору аренды лесного участка при условии, что они не противоречат ЛК РФ. Однако в отдельных статьях ЛК РФ могут устанавливаться иные правила, что исключает применение ГК РФ в этой части, урегулированной ЛК РФ.
Предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, производится с проведением аукциона по продаже права на заключение договора аренды (ч. 1 ст. 74 ЛК РФ) и в предусмотренных законом случаях — без проведения аукциона (ч. 3 ст. 74 ЛК РФ).
Собственник лесного участка вправе передать участок в безвозмездное срочное пользование. Условия безвозмездного срочного пользования определяются законом и договором с собственником, заключение которого предусмотрено ст. 264 ГК РФ.
В соответствии со ст. 24 ЗК РФ в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться лесные участки:
1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, юридическим лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на срок не более чем один год;
2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;
3) из земель организаций, указанных в п. 2 настоящей статьи, гражданам в виде служебного надела;
4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, религиозным организациям в соответствии с п. 3 ст. 30 и п. 1 ст. 36 ЗК РФ;
5) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости;
6) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в предусмотренных ЛК РФ случаях.
В Лесном кодексе РФ установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в безвозмездное срочное пользование следующим субъектам:
— гражданам — для использования лесов в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд (ч. 3.1 ст. 38 ЛК РФ);
— религиозным организациям — для осуществления религиозной деятельности (ч. 3 ст. 47 ЛК РФ).
Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ (ч. 4 ст. 71 ЛК РФ).
Следует отметить, что в соответствии со ст. 93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Источник
Все земли лесов находятся в собственности муниципальных и федеральных властей, но пользоваться ресурсами таких земель желают как фирмы, торгующие древесиной, так и дачники, собирающие дикорастущие плоды.
Для удовлетворения нужд граждан и организаций в ресурсах лесных территорий без права владения такими территориями существует лесной сервитут.
Понятие лесного сервитута
Под сервитутом понимают право ограниченного пользования наделом земли, не принадлежащим такому пользователю. Лесной сервитут может быть установлен в отношении надела земли, относящегося к лесному фонду или к занятой лесопосадками сельскохозяйственной земле.
Виды лесного сервитута
Существует два вида лесного сервитута:
- Частный;
- Публичный.
Частный лесной сервитут устанавливается путём соглашения между собственником лесного участка (органом власти) и пользователем (физическим или юридическим лицом) для конкретных целей, указанных в таком соглашении.
Необходимо помнить, что соглашение о частном лесном сервитуте подлежит обязательной регистрации в реестре прав (ЕГРП) и регулируется ст. 274 Гражданского кодекса РФ.
За установление лесного сервитута частного вида собственник леса может потребовать плату, которая зависит от типа использования лесного участка и объёма такого использования.
Соглашение о частном лесном сервитуте может быть заключено для следующих целей:
- Осуществления прохода и/или проезда через обременённый сервитутом участок леса;
- Эксплуатация лесных ресурсов юридическими и физическими лицами в коммерческих целях;
- Регулярного доступа к линейным объектам, расположенным на данном лесном участке;
- Занятий пчеловодством (бортничеством).
Для пчелиного хозяйства лесной участок может быть обременён сервитутом в пользу физических и юридических лиц на определённый срок за плату, согласно п. 3.1 ст. 38 Лесного кодекса РФ (ЛК РФ).
Государственный собственник лесных участков устанавливает плату лицам, использующим сервитут в целях изъятия древесины согласно специальным актам, учитывающим стоимость изымаемой породы дерева, её объем в кубометрах и площадь участка леса, с которого происходит такое изъятие.
Публичный лесной сервитут отличается от частного тем, что устанавливается без соглашения с конкретным физическим или юридическим лицом, а для всех лиц путём принятия законодательных актов местного или федерального значения в отношении конкретного лесного участка, согласно п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ).
Публичные лесные сервитуты, согласно п. 3 ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться для следующих целей:
- Осуществление прохода/проезда через лесной участок, в том числе для доступа к водоёму;
- Ремонт и обслуживание инженерных коммуникаций, расположенных на лесном участке;
- Размещение на лесном участке межевых точек, а также гравиметрических и нивелирных пунктов;
- Проведение дренажных работ;
- Прогонка домашнего скота через лесной участок;
- Осуществление охоты;
- Сбор дикорастущих плодов и растений;
- Проведение научно-исследовательских работ.
Право свободного прохода через лесные участки, а также сбора дикорастущих плодов предоставляется гражданам бесплатно, в соответствии с п. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ.
При установлении межевых точек или знаков, а также проведении дренажных работ, лесной сервитут предоставляется на срок проведения соответствующих работ, причём в соглашении об обременении сервитутом участка леса должны быть указаны сроки окончания таких работ, либо их прекращение устанавливается в качестве обстоятельства прекращения лесного сервитута.
Соглашение об обременении
Соглашение необходимо заключать только для частного лесного сервитута, так как публичный лесной сервитут устанавливается законодательными актами.
Частным сервитутом могут быть обременены лесные участки, которые:
- Относятся к землям лесного фонда;
- Относятся к сельскохозяйственным лесопосадкам.
Важно помнить, что нельзя заключать соглашение о частном лесном сервитуте на пользование особо ценными лесными землями с изъятием ресурсов этих земель в коммерческих целях.
Если земли, для которых требуется заключить соглашение о сервитуте, относятся к лесному фонду, то такое соглашение необходимо будет заключить с органами исполнительной власти, которым данные земли принадлежат.
Сельскохозяйственные леса могут принадлежать как органам власти, так и частному лицу.
Обременение лесным сервитутом может быть двух основных типов:
- Срочное;
- Бессрочное.
Бессрочное обременение действует, пока у пользователя обременённых лесных участков есть необходимость в их использовании, а срочное обременение действует до определённой в соглашении даты или до момента наступления обстоятельств, определённых сторонами соглашения.
Общий порядок действий для заключения соглашения об обременении сервитутом лесных земель следующий:
- Лицо, желающее воспользоваться участком леса, заявляет об этом в земельный комитет органов власти, которым принадлежит данный участок, указав цели использования;
- Органы власти заключают с заявителем соглашение об обременении конкретного участка лесным сервитутом в пользу заявителя, перечислив в соглашении цели использования леса и срок действия соглашения;
- Заявитель получает в земельном комитете справку о заключении соглашения;
- С документом соглашения, справкой о его заключении, квитанцией об оплате госпошлины и паспортом заявитель обращается в ЕГРП для регистрации соглашения об обременении.
После регистрации заявитель становится пользователем лесного участка на основании соглашения о сервитуте.
Право аренды земельного участка может переходить по наследству.
Максимальный срок аренды земли составляет 49 лет. Подробнее об условиях данного вида аренды читайте здесь.
Хотите взять ипотеку в “Абсолют банке”? Описание условий и ипотечных программ вы найдете в нашей статье.
Особенности лесного сервитута
Обременение участка лесным сервитутом не означает запрет на его отчуждение.
Собственник лесного участка, обременённого сервитутом, вправе продавать и сдавать в аренду такой участок, при этом обременение переходит к новому владельцу (арендатору). Но при этом важно помнить, что собственник обязан предупредить о наличии обременения сервитутом будущего владельца (арендатора) лесного участка, иначе сделка может быть признана недействительной.
Нужно знать, что не подлежат передаче в аренду с целью изъятия лесных ресурсов те лесные участки, в отношении которых заключено соглашение об обременении сервитутом с целью изъятия ресурсов, так как в таком случае изымать ресурсы будут два пользователя с одного участка леса.
Публичный лесной сервитут может быть прекращён решением собственника лесного участка (органа исполнительной власти), согласно п.1 ст. 276 ГК РФ, если в данном публичном сервитуте отпала необходимость.
Это может произойти в следующих случаях:
- Властями была проложена дорога, объезжающая лесной массив, для проезда через который потребовался публичный сервитут;
- Ремонт инженерных коммуникаций на лесном участке, обременённом сервитутом, завершён;
- Охота в обременённом лесном участке была запрещена;
- Возникли иные возможности, позволяющие прекратить пользование лесным участком.
Если после отмены властями лесного сервитута у юридических или физических лиц
возникли серьёзные затруднения (например, проезд по дороге в обход леса занимает слишком много времени), то такие лица вправе обратиться в судебные органы, и соглашение о лесном сервитуте может быть установлено принудительно.
Существуют ситуации, когда органы власти принудительно устанавливают сервитут в отношении следующих участков:
- Сельскохозяйственных лесных участков, принадлежащих частному лицу;
- Участков, относящихся к земельному фонду и арендованных у государства для извлечения ресурсов леса.
Принудительный сервитут на таких участках устанавливается, как правило, для осуществления ремонта пролегающих рядом коммуникаций или для проезда/прохода через данные участки третьими лицами.
Если при этом использование данного участка становится невозможным или крайне затруднительным, то собственник (арендатор) обременённого лесным сервитутом участка вправе, согласно п. 7 ст. 23 ЗК РФ, обратиться в суд с целью:
- Прекращения такого сервитута;
- Установления платы за него;
- Возмещения убытков, возникших из-за сервитута.
На основании данного права в Кировской области владелец яблоневого сада возместил убытки за спиленные под корень яблони, мешавшие только верхними ветвями прохождению линии электропередач.
Важно помнить, что сам по себе лесной сервитут является только разновидностью вещного права, а не объектом торгового оборота, и поэтому право предоставлять лесной сервитут не может быть передано другим лицам, не владеющим лесным участком, обременённым таким сервитутом, в соответствии с п. 2 ст. 275 ГК РФ.
Если земли, подлежащие обременению сервитутом, были зарезервированы органами власти для пользования на определённый срок, то срок такого сервитута не может превышать срок резервации данных земель властями, согласно п. 4.1 ст. 23 Земельного кодекса РФ.
Итак, лесной сервитут позволяет гражданам и организациям реализовывать свои права на свободное перемещение, а также получать доступ к ресурсам леса. Если при этом расходуются лесные ресурсы, то государство взимает плату за такой сервитут, а спорные вопросы между сторонами решаются в судебном порядке.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.
Источник