Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817—1818 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн руб., а непогашенная часть к 1 января 1913 г. равнялась 38 млн руб.
На протяжении всего XIX в.
и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии. Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятной ситуации в стране часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.
За новые займы отвечали царь и министерство финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.
По большей части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд золотых рублей — около 2/3 всего рынка.
Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на три категории: краткосрочные; долгосрочные; бессрочные.
Срок обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и колебался от трех месяцев до года. Купюры выпуска не должны были превышать 500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн руб. В 1905 г. права министра были расширены до 200 млн руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.
Основу государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50—80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.
Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и иностранцев не существовало.
В 1906 г.
в российском законодательстве имелась статья о том, что при обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским государством обязательствам. Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить вовремя и полностью.
Российское правительство в результате значительных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом. Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда с целью реализации какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса. Отказавшись платить долги своим и иностранным гражданам, правительство советской России заложило основу новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались просто бумажками. После распада СССР в конце 1991 г. России пришлось взять на себя долговые обязательства перед иностранными кредиторами. В итоге внешний долг увеличился с 29 млрд долл. в 1985 г. до 98 млрд долл. в 1992 г.
За четыре дня до подписания в декабре 1991 г. в Минске Беловежского соглашения, в соответствии с которым СССР официально прекратил свое существование, восемь из пятнадцати союзных республик подписали Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР.
Согласно этому договору первоначально доля России как в зарубежных активах, так и во внешнем долге Советского Союза составляла лишь 61,34%. Однако спустя два года Россия, подписав соответствующие двусторонние соглашения, взяла на себя активы и обязательства всех остальных республик бывшего СССР. Если стоимость унаследованных активов, включающих имущество за рубежом и долговые обязательства третьих стран, оценить не представляется возможным, то общий объем унаследованных долговых обязательств четко определен — 98 млрд долл. В настоящее время более 32% этой суммы составляют долги Лондонскому клубу.
Так как никакой координированной политики по заимствованиям не было, доля краткосрочного долга в общем объеме оказалась очень большой. Сроки возврата этих долгов были крайне неудачными: примерно 2/3 приходилось на период 1992—1995 гг., из них более чем половина — на 1992—1993 гг. В 1992—1993 г. выплаты по этим кредитам должны были составить 20 млрд долл., в 1994 г. — 13 млрд долл. Выплатить их было невозможно. И вот тогда 19 ноября 1991 г. был объявлен дефолт по долгам СССР. Соответственно в дефолте по ним оказалась и Россия как наследник всех активов и долгов СССР.
Из-за столь короткого срока погашения большинства названных обязательств и отсутствия достаточного количества валюты для их обслуживания в соответствии с платежным графиком правительство было вынуждено добиваться их реструктуризации. Основная цель политики, проводимой Правительством РФ в области управления внешней задолженностью, состояла в упорядочении отношений с внешними кредиторами бывшего СССР и установлении новых графиков платежей по долгам с учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств. В январе 1992 г. правительство заключило рамочное соглашение о пересмотре календарного плана обслуживания и погашения долгов Парижскому клубу кредиторов. Далее последовало три его пересмотра в 1993, 1994, 1995 гг., связанные с обслуживанием долга в период с декабря 1991 г.
по конец 1995 г. Вслед за этими соглашениями в апреле 1996 г. с Парижским клубом была согласована всеобъемлющая реструктуризация задолженности, охватывающая 38 млрд долл. Из этой суммы 45% будет выплачено в течение 25 лет, а оставшиеся 55%, включающие краткосрочные долги Парижскому клубу, будут выплачиваться в течение 21 года. Неструктурированная капитальная сумма долга ежегодно выплачивается возрастающими частями начиная с 2002 г.
Переговоры с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992 г. Первоначально прогрессу переговоров препятствовала позиция банков-кредиторов, настаивавших на отказе России от государственного иммунитета (это означало, что взыскания кредиторов могли быть обращены на активы СССР или России за рубежом). Осенью 1994 г. на сессии МВФ в Мадриде стороны нашли компромисс, договорившись, что должником перед Лондонским клубом будет выступать Внешэкономбанк. На время переговоров банки-кредиторы предоставляли Внешэкономбанку отсрочки платежей (так называемые ролловеры). Всего в рамках Лондонского клуба был предоставлен 21 ролловер. В ноябре 1995 г. во Франкфурте-на-Майне Правительство РФ и члены Банковского консультативного комитета Лондонского клуба подписали Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР Лондонскому клубу на общую сумму 32,3 млрд долл., включая проценты сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом.
После этого Внешэкономбанк подготовил и разослал 423 бан- кам-кредиторам финансовые условия урегулирования задолженности перед Лондонским клубом, а это около 27 тыс. отдельных долговых требований в 15 валютах (сложность и масштабность сделки не имеют равных в двадцатилетней истории клуба). По состоянию на 3 октября 1997 г. объем выверенной и подтвержденной в официальных протоколах задолженности составил 21,9 млрд долл., или более 91% требований, заявленных кредиторами.
Помимо долгов бывшего СССР с 1991 г. Российская Федерация произвела собственные внешние заимствования на сумму 77,1 млрд долл. Такая активная политика на рынке внешних заимствований была обусловлена в первую очередь проводимой в этот период жесткой денежно-кредитной политикой.
В соответствии с ней объем денежной массы в экономике сохранялся неизменным, и поэтому использовались только неэмиссионные источники финансирования бюджетного дефицита. Следует отметить, что в период с 1992 по 1998 г. дефицит федерального бюджета был очень значителен и составлял не менее 18% от расходов. Общий объем бюджетного дефицита за 1992—1998 гг. превысил 1,3 трлн руб. (в ценах 1998 г.). Внешние заимствования были предоставлены России международными финансовыми организациями (МВФ, МБРР, ЕБРР), иностранными государствами (Германией, США, Францией) и частными иностранными компаниями. Часть валютных кредитов была получена от Центрального банка РФ за счет сокращения его золотовалютных резервов. Помимо этого Министерство финансов РФ выпустило и разместило несколько траншей еврооблигаций и облигаций внутреннего валютного займа.
Внешний государственный долг России на 1 января 2007 г. в долларовом выражении составлял 52 млрд долл. США и уменьшился с начала 2006 г. на 32,03% (на 1 января 2006 г. 76,5 млрд долл.), а в евро внешний долг составлял 39,5 млрд евро и снизился с начала года на 38,6%. Задолженность странам — участницам Парижского клуба на 1 января 2007 г. составляла 3,1 млрд долл. по сравнению с 25,2 млрд долл. на 1 января 2006 г. Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб, составляла 3,3 млрд долл.; задолженность бывшим странам Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) — 1,9 млрд долл. Коммерческая задолженность — 0,8 млрд долл. Задолженность перед международными финансовыми организациями составляла млрд долл. Еврооблигационные займы на 1 января 2007 г. составляли 31,9 млрд долл. по сравнению с 31,5 млрд долл. на начало 2006 г. Задолженность в виде облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) составляла 4,9 млрд долл., предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте — 0,6 млрд долл.
Еще по теме История возникновения внешнего долга России:
- 5.4. Современные тенденции формирования внешнего долга России
- Влияние США на возможности сокращения внешнего долга России
- 3.1. История возникновения и развития института банкротства в России
- Государственный долг: внутренний и внешний. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга. Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь
- Состояние внешнего долга
- Г л а в а 22
Кризис внешнего долга развивающихся стран - 22-1. Кризис внешнего долга
- Состав и структура внешнего государственного долга
- Понятие внешних государственных заимствований и государственного долга, их формы
- 8. ИСТОРИЯ БАНКОВСКОГО ДЕЛА ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
- Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- История возникновения этикета
- 13.1. История возникновения аудита
- 6.1.1. История возникновения векселя
- 8.1 История возникновения перестрахования
- ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность и история возникновения государственных и муниципальных финансов
- 3. Понятие биржи и история ее возникновения
- 3. Понятие биржи и история ее возникновения
Источник
До Екатерины II российское государство при подготовке и ведении войны рассчитывало только на внутренние финансовые ресурсы. Императрица стала первым правителем России, кто занял на войну денег за границей, если не считать провального эпизода 1618 года с неудавшимся займом Михаила Романова у британской короны.
Экономика России работала на грани перенапряжения, а деньги на войну с турками требовались немалые. Возможности и ресурсы были практически исчерпаны. Так, именно для финансирования войны Екатерина ввела в российский оборот ассигнации (бумажные деньги) вместо золотой и серебряной монеты. «Бумажная» эмиссия практически ничего не стоила казне, а позволяла поддерживать экономическую активность государства и делать закупки внутри страны в интересах войска. Ассигнации имели хождение только внутри российских границ, а нужны были монеты в драгметаллах для снабжения экспедиционного корпуса провизией и боеприпасами. Были увеличены налоги на 20%. Ещё повышать налоги было небезопасно с точки зрения политических и экономических рисков.
Кроме того, был задуман невиданный ранее манёвр — для удара по туркам с тыла военное командование хотело перекинуть флот с Балтийского в Средиземное море, пять эскадр. Без золотой монеты флот было не обеспечить всем необходимым. Если делать это на свои, такой отток золота и серебра за рубеж пошатнёт всю российскую экономику.
Распродавать сокровища короны было немыслимо с точки зрения престижа, да и вряд ли бы удалось выручить требуемые суммы, зато позора не оберёшься.
Решено было занять монету за рубежом. Выбрали Голландию. Золотой голландский гульден был универсальным средством платежа, ему были рады на всех широтах и меридианах. Голландия являлась богатейшей державой того времени, при этом держала нейтралитет, что тоже было важно. Швейцария как мировой финансовый центр тогда ещё не существовала.
Впрочем, дебаты и дискуссии по теме были весьма горячие, пока Екатерина Вторая не приняла окончательное решение.
И вот 2 апреля 1769 года выходит императорский указ о внешнем заимствовании у голландских банкиров. Переговоры о займе доверили голландским же финансистам, братьям де Смет. Наградой была комиссия в 8% и титул баронов. Куратором от Российской империи выступал посол граф Алексей Мусин-Пушкин.
Заём размещали в виде облигационного займа, номинал облигации — 500 тыс. гульденов. Каждая облигация содержала личную подпись президента Военной коллегии графа Захара Чернышева, вице-канцлера князя Александра Голицына и генерального прокурора князя Александра Вяземского.
В качестве залога под обеспечение облигационных выплат Российская империя предоставила таможенные сборы с ряда городов Прибалтики. Объём займа запланирован немалый — 7,5 млн гульденов на десять лет под 5%. Физически это было больше 2,5 тонн золота.
Голландцы осторожничали, изначально удалось продать ценных бумаг всего на 4 млн гульденов. Победы русского оружия при Кагуле и Чесме подогрели позитивные ожидания инвесторов и облигаций купили ещё на 6 миллионов гульденов.
По мирному договору 1774 года турки выплачивали немалую контрибуцию, к России отходили Крым и Кубань. Первый транш в 1 миллион рублей, выплаченный турками, прямиком из Стамбула отправился в Антверпен, так повелела матушка – императрица. По итогам двух русско-турецких войн (1768-1774 и 1787-1792 годов) османы уплатили 4,5 млн рублей контрибуции. Россия приросла ещё и Азовом, Кабардой, землями между южным Бугом и Днепром.
Обязательства по голландским облигациям Россия выполнила со всей тщательностью, что создало положительную кредитную историю внешних займов, чем страна неоднократно затем пользовалась. Последние иностранные займы Россия получила перед Первой мировой войной. От обязательств по ним и отказались большевики, придя к власти в 1917 году.
Ситуация урегулировалась только во второй половине девяностых, при президенте Ельцине. Российская Федерация объявила себя правопреемницей не только СССР, но и Российской империи, к ней отошли долги и обязательства императорского правительства, как и зарубежные дореволюционные активы. Французским держателям российских императорских облигаций выплатили $400 млн, что было признано окончательным расчётом. Правда, пару лет назад некие французы попытались было потребовать с России всё по тем же облигациям еще 1,5 млрд евро, но суды, опираясь на заключённое соглашение между российским и французским государствами, отказали в иске.
Автор:Константин Барановский
Источник
В тех или иных случаях (иногда прискорбных, иногда наоборот) государство, как и отдельное юридическое и/или физическое лицо прибегает к займам. Государство может искать и ищет последние или внутри себя или вовне, в других странах.
Воцарившаяся в 1613 г. в Русском царстве новая династия в лице Михаила Федоровича Романова после долгого периода Смуты остро нуждалась в деньгах. Использовать традиционный способ повышения податей и пошлин было невозможно из-за массового разорения русского люда и укоренившейся у него за годы Смуты привычки к использованию оружия. Этот люд понимал, что платить подати нужно для сохранения государства (без него будет значительно хуже), но платить по возможности и не более. А возможности были невелики. Власть попробовала обратиться к местным богачам за пожертвованиями и/или займами. Кое-что дали монастыри и крупные купцы, но этого было недостаточно.
Тогда решили поискать деньги вне страны. Московские послы, направленные к иностранным монархам с извещением о вступлении на престол Михаила Федоровича, получили задания и «искать денег». На эту просьбу откликнулся персидский шах-ин-шах, приславший «на зубок» новому российскому государю несколько тысяч рублей в монете. Это был не займ, а подарок. Голландцы ответили отказом, ссылаясь на безденежье. Английский Яков I «из братских чувств» дал 20 тыс. рублей (просили 100 с инструкцией «менее 60 не брать») при обещании вернуть их по первому требованию. Деньги были доставлены в Россию в 1619 г., но на следующий год прибыл посланец английского короля с требованием их возврата. Деньги ему вернули. Такова была короткая история первого российского внешнего займа.
Впоследствии посланники Михаила Федоровича, а затем его сына делали еще попытки занять денег в Лондоне, Гааге и Венеции, но все они были неуспешны.
За все свое долгое и трудное правление Петр Первый вне страны, похоже, денег и не искал, чем гордился: «… я только что закончил войну, продолжавшуюся 21 год, не встретив необходимости прибегать к заключению государственных займов, и если бы по Божьей воле пришлось воевать еще 20 лет я бы воевал не прибегая к займам». Более того, он субсидировал польского короля и саксонского курфюрста Августа — своего вероломного, но необходимого союзника в Великой Северной войне.
Из преемников Петра первой стала искать внешний займ его дочь Елизавета. По ее поручению пробовали занять в Голландии 2 млн. гульденов. Успеха не было. В общем-то, это говорило о недоверии европейских денежных рынков к России.
Ситуация изменилась при Екатерине II. В 1768 г. Ее правительством в ответ на турецкий ультиматум принимается решение начать войну с османами. В рамках военных планов по предложению Григория Орлова в Средиземное море решают послать корабли Балтийского флота, докупив к ним еще несколько единиц в Европе. Столь обширные планы потребовали огромных дополнительных расходов. Но в это время основным металлом, из которого делались российские деньги, была медь (из 1 пуда чеканилось 16 рублей монетой достоинством до 5 коп.). Конечно, ходили монеты и из серебра и золота, но их постоянно недоставало: своей добычи для чеканки еще не хватало да и внешнеторговый баланс до Екатерины Алексеевны был отрицательным. Характерный пример: однажды М.В. Ломоносову годичное жалованье было выдано только медью и увозил он его на телеге. Неудобство медных денег ощущалось очень сильно, поэтому в 1769 году начали печатать бумажные ассигнации, начиная с однорублевого достоинства. Ни медные деньги, ни ассигнации заграницей не брали. Поэтому в том же 1769 году по предложению генерал-прокурора А. Вяземского решили для финансирования расходов средиземноморского отряда сделать займ в Амстердаме, тогдашнем финансовом центре Европы.
Первоначально искали 2 млн. гульденов, но амстердамский банкир де Смет уверил, что он найдет и больше, поэтому остановились на 7.5 млн. Банковскую часть с российской стороны обеспечивал придворный петербургский банкир Фредерихс. Принципиальные вопросы решал созданный Комитет уполномоченных по данной «негоциации» .
Технически дело осуществлялось так: Россия посылала де Смету облигации достоинством по 500 тыс. гульденов «до подлинного выкупа и заплаты». Голландец дробил эту сумму ассигнациями по 1000 гульденов, которые заверялись русским послом в Гааге в присутствии присяжного нотариуса. Эти ассигнации он и реализовывал. По мере реализации вырученные деньги передавались в соответствии с распоряжениями заемщика. Продавались они по цене ниже номинала, в среднем по 80% от него. Кроме того, он в свою пользу удерживал комиссионные и сделанные затраты в размере примерно 2%. Таким образом, от ассигнаций в 10 тыс. Россия получала живых денег около 78 тыс. гульденов (1 рубль серебром (далее — р.с.) равнялся 2.15 гульдена). Заемные проценты равнялись 5 от номинала и должны были выплачиваться ежегодно. Сам займ и проценты по нему гарантировались пошлинами от экспорта-импорта через Нарву, Ревель (Таллинн), Пернов (Пярну) и Ригу. Первые должны были полностью погаситься через 10 лет. (Бржеский Н.К. Государственные долги России. Историко-статистическое исследование. СПб., 1884)
С учетом дого, что Россия впервые выходила на международный рынок заимствований, условия данного займа были вполне удовлетворительными и стали типовыми для последущих подобных «негоциаций». А они были не за горами.
О новом займе договорились в Генуе. Банкир маркиз Майрицио взялся разместить облигации на 1,0 млн. пиастров (1 р.с. — 0,86 пиастра) под 5% годовых. Обеспечением здесь послужили питейные сборы. После чего был еще один займ в Амстердаме, один в Генуе. В результате в 1784 г. внешний долг Империи составил 9.7 млн. р.с. Обыкновенный доход России в этом году достиг 40, 5 млн. р.с. (в 1762 г. — 15,35). Выплатить долг было возможно, но очень трудно. Проценты по нему платили исправно и эта выплата пока была не очень обременительна (около 485 тыс. в год), поэтому выбрали долговременную стратегию по отношению к внешним займам: проценты платить в срок, сам долг погашать по возможности, стараться его пролонгировать или конверсировать на более длинный срок с уменьшением заемного процента (первые долги были пролонгированы с уменьшением процентов до 4.5). В этом Россия пошла по пути всех европейских государств, считавшихся надежными заемщиками. Небольшое отступление: часто встречается утверждение, что Империя брала займы под 7-8% годовых в отличии других ведущих держав. Такого никогда не было. Обычный заемный процент был равен 4.5-5 (иногда 6, минимальный — 3).
Эти займы делались для финансирования военных действий. Такая традиция будет продолжена до крушения Империи. Очень редко брали деньги для покрытия разрыва кассовой наличности или для поддержания курса ассигнаций и кредитных билетов. С царствания Николая Павловича начнутся займы для железнодорожного строительства и, с учетом гарантированных государством займов частных железнодорожных компаний (они также относятся к госдолгам), со времени Александра II эти займы станут в разы превосходить займы военные.
Выплата процентов и отношение к долгам вообще не зависело от от взаимоотношений между Россией и другими странами.
Указ Павла Петровича по поводу нового голландского займа говорит: «Платеж процентов должен быть произведен несмотря ни на какие политические обстоятельства и даже войну с Голландией чего Боже сохрани»
Постоянные войны Екатерины II требовали новых займов. Уже в 1793 г. внешний долг России составил более 57 млн. гульденов. Взятие на себя Павлом Петровичем долгов польского короля увеличило его в 1797 г. до 88 млн., а обыкновенные доходы к концу его царствования составили всего лишь 76 млн. рублей. Внешний долг, как и долг внутренний, возрастали темпами, превышающими рост госдоходов. Начавшиеся войны с Францией оздоровлению финансов не способствовали. Правда, по договору 1798 г. Англия обязалась платить за каждого русского солдата в Германии (корпус Римского-Корсакова) по 5 ф. стерлингов ( далее — ф.ст.)единовременно и 30 ф.ст. за год из расчета численности в 45 тыс. человек. Александр I же до 1813 г. о субсидиях или не смог или не хотел договариваться (Пруссии англичане заплатили более 4 млн. ф.ст. что равно примерно 25.5 млн. р.с.).
Несколько помогло России то, что Голландия была оккупирована французами, амстердамские контрагенты (основным теперь был банк «Гопе и Ко.») бежали в Лондон и из-за невозможности правильных отношений с держателями ассигнаций долга попросили пока проценты по нему не пересылать.
В целях поправки финансов либеральное правительство Александра Павловича к 1810 г. приготовило план того, что можно назвать первой русской приватизацией: на продажу выставлялось до миллионов десятин лесов, угодьев и пахотных земель и до 350 тыс. душ крестьян (государственных, т.е. вольных людей! — это как-то не вяжется с либеральными устремлениями). По мнению экономистов 19 века цена на это имущество была установлена вполне разумная, но интересанты считали, что она должна быть в разы ниже. Правительство имело мужество настаивать на своем, и приватизация не состоялась.
В 1815 г. державы решили отблагодарить Россию за ее вклад в борьбу с Наполеоном. По конвенции этого года Англия и Голландия взяли на себя поровну выплату 50 млн. гульденов нашего внешнего долга. Таким образом, последний уменьшился до 50.6 млн. гульденов.
Увеличившийся престиж России приведет еще к одному знаменательному явлению: будет сделан внешний займ, номинированный в рублях серебром. П.П. Мигулин считал, что подобные займы не стоит считать полностью внешними, так как они могут выплачиваться в валюте страны-заемщика (Русский государственный кредит (1769-1899), Харьков, 1900). Такой же займ будет сделан и в 1840-х годах. Эта тенденция получит свое развитие в 1880-1890-х годах. Стоит отметить, что Российская Федерация ни разу даже не пробовала разместить внешний займ, номинированный в рублях.
(Продолжение следует)
Источник