Издательство «Гарант-Пресс»
Какие-либо дополнительные затраты, связанные с выдачей заемных средств (на юридическую экспертизу договора, оплату консультационных услуг и т.д.), учитывают в составе текущих расходов учреждения. Операции по выдаче займов в денежной форме НДС не облагают. Не начисляют налог и на сумму процентов, которые по ним начислены. Поэтому «входной» НДС по тем или иным затратам, связанным с выдачей средств сторонним лицам, к вычету не принимают. Сумму налога также включают в состав текущих расходов учреждения.
…другой организации (в рублях и валюте)
Сумму займа, выданного другой организации, отражают по дебету счета 0 207 14 000 «Расчеты по предоставленным займам, ссудам» в корреспонденции с кредитом счетов по учету денежных средств учреждения. Проценты, подлежащие получению с заемщика, учитывают в составе доходов учреждения по кредиту счета 0 401 10 120 «Доходы от собственности» в корреспонденции со счетом 0 207 14 000.
Договор займа считают заключенным только после передачи заемщику денег*(356). Соответственно до этого момента сумму займа и задолженность по нему в учете учреждения не отражают. Даже при условии, что договор займа подписан сторонами.
Проценты начисляют по окончании каждого отчетного периода (месяца) в соответствии с условиями договора вне зависимости от того, перечислены они заемщиком учреждению или нет. Порядок уплаты процентов заемщиком также определяют в договоре. Если он там не указан, то заемщик обязан перечислять их ежемесячно до погашения суммы займа.
Таким образом, в строке 290 баланса учреждения может быть отражена задолженность организации-заемщика как по предоставленному ей займу, так и по процентом, которые были по нему начислены.
Пример
За счет деятельности, приносящей доход, учреждением был предоставлен заем другой организации в сумме 980 000 руб. Согласно условиям договора заемщик обязан ежемесячно уплачивать проценты по займу из расчета 12 процентов годовых. Проценты начисляются за каждый день пользования займом. Предположим, что заем предоставлен в последний день сентября. При этом по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, ни проценты, ни сама сумма займа заемщиком погашены не были. Погашение задолженности было произведено 20 января года, следующего за отчетным.
Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится.
Операции по предоставлению займа и начислению процентов по нему будут отражены в учете учреждения записями:
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 201 11 610
— 980 000 руб. — перечислены денежные средства заемщику с лицевого счета учреждения в казначействе;
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120
— 9987,95 руб. (980 000 руб. х 12% : 365 дн. х 31 дн.) — начислены проценты за первый месяц пользования займом (31 день);
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120
— 9665,75 руб. (980 000 руб. х 12% : 365 дн. х 30 дн.) — начислены проценты за второй месяц пользования займом (31 день);
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120
— 9987,95 руб. (980 000 руб. х 12% : 365 дн. х 31 дн.) — начислены проценты за третий месяц пользования займом (31 день).
Таким образом, на 1 января года, следующего за отчетным, в учете учреждения сформировалась задолженность заемщика по предоставленному ему займу и процентам по нему в сумме:
980 000 + 9987,95 + 9665,75 + 9987,95 = 1 009 641,65 руб.
Она будет отражена по строке 290 годового баланса учреждения.
После погашения задолженности в учете учреждения делают записи:
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120
— 6443,83 руб. (980 000 руб. х 12% : 365 дн. х 20 дн.) — начислены проценты за четвертый месяц пользования займом (20 дней);
Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 207 14 640
— 1 016 085,48 руб. (1 009 641,65 + 6443,83) — возвращена сумма займа и процентов по нему на лицевой счет учреждения в казначействе.
Обратите внимание: штрафные санкции за нарушение контрагентом условий договора займа отражают в составе доходов учреждения по кредиту счета 0 401 10 180 «Прочие доходы» в корреспонденции со счетом 0 207 14 000*(357). В отличие, например, от аналогичных платежей, начисленных за нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов, которые учитываются по кредиту счета 0 401 10 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия» (в корреспонденции со счетом 0 205 41 000 «Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия»).
Ни инструкцией, ни Планом счетов не определен порядок переоценки задолженности по займам, выданным в иностранной валюте. Порядок такой переоценки установлен лишь в отношении «задолженности по бюджетным кредитам, государственным гарантиям, выданным в иностранной валюте»*(358). Так, задолженность по таким заимствованиям отражают в рублевом эквиваленте на дату перечисления денежных средств исходя из официального курса соответствующей иностранной валюты, действующему на эту дату. При этом учреждение обязано пересчитывать сумму долга по официальному курсу валюты, действующему на наиболее раннюю дату:
— день совершения операций с займом (например его возврата);
— последний календарный день каждого месяца.
По нашему мнению, задолженность по займу и начисленным процентам может переоцениваться в аналогичном порядке. При этом он должен быть закреплен в качестве элемента учетной политики учреждения.
Возникающие в учете курсовые разницы увеличивают (положительные) или уменьшают (отрицательные) дебиторскую задолженность покупателя и включаются в состав финансового результата учреждения текущего года (счет 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов»).
Пример
Цифры примера условные. За счет деятельности, приносящей доход, учреждением был предоставлен заем другой организации в сумме 35 000 долларов США. Согласно условиям договора заемщик обязан ежемесячно уплачивать проценты по займу из расчета 7 процентов годовых. Проценты начисляются за каждый день пользования займом. Предположим, что заем предоставлен в последний день сентября. При этом по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, ни проценты, ни сама сумма займа заемщиком погашены не были. Погашение задолженности было произведено 20 января года, следующего за отчетным.
Сумма процентов по займу составила:
— за первый месяц пользования займом (31 дн.):
35 000 USD х 7% : 365 дн. х 31 дн. = 208,08 USD
— за первый месяц пользования займом (30 дн.):
35 000 USD х 7% : 365 дн. х 30 дн. = 201,37 USD
— за первый месяц пользования займом (31 дн.):
35 000 USD х 7% : 365 дн. х 31 дн. = 208,08 USD
— за месяц, в котором займ был возвращен (20 дн.):
35 000 USD х 7% : 365 дн. х 20 дн. = 134,25 USD
Официальный курс доллара США составил:
— на дату предоставления займа — 30 руб./USD;
— на последний календарный день первого месяца и дату начисления процентов — 31 руб./USD;
— на последний календарный день второго месяца и дату начисления процентов — 32 руб./USD;
— на последний календарный день третьего месяца и дату начисления процентов — 32,50 руб./USD;
— на дату возврата суммы займа и процентов по нему — 31,50 руб./USD;
Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится.
Операции по предоставлению займа и начислению процентов по нему будут отражены в учете учреждения записями:
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 201 27 610
— 1 050 000 руб. (35 000 USD х 30 руб./USD) — перечислены денежные средства заемщику с расчетного счета в иностранной валюте в кредитной организации;
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120
— 6450,48 руб. (208,08 USD х 31 руб./USD) — начислены проценты за первый месяц пользования займом;
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 171
— 35 000 руб. (35 000 USD х (31 руб./USD — 30 руб./USD)) — отражена положительная курсовая разница по займу за первый месяц;
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120
— 6443,84 руб. (201,37 USD х 32 руб./USD) — начислены проценты за второй месяц пользования займом;
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 171
— 35 000 руб. (35 000 USD х (32 руб./USD — 31 руб./USD)) — отражена положительная курсовая разница по займу за второй месяц;
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 171
— 208,08 руб. (208,08 USD х (32 руб./USD — 31 руб./USD)) — отражена положительная курсовая разница по процентам за первый месяц пользования займом;
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120
— 6762,60 руб. (208,08 USD х 32,50 руб./USD) — начислены проценты за третий месяц пользования займом;
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 171
— 17 500 руб. (35 000 USD х (32,50 руб./USD — 32 руб./USD)) — отражена положительная курсовая разница по займу за третий месяц;
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 171
— 204,73 руб. ((208,08 USD + 201,37 USD) х (32,50 руб./USD — 32 руб./USD)) — отражена положительная курсовая разница по процентам за первый и второй месяцы пользования займом.
Таким образом, на 1 января года, следующего за отчетным, в учете учреждения сформировалась задолженность заемщика по предоставленному ему займу и процентам по нему, отражаемая в строке 290 баланса в сумме:
1 050 000 + 6450,48 + 35 000 + 6443,84 + 35 000 + 208,08 + 6762,60 + 17 500 + 204,73 = 1 157 569,73 руб.
После погашения задолженности в учете учреждения делают записи:
Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120
— 4228,89 руб. (134,25 USD х 31,50 руб./USD) — начислены проценты за последний месяц пользования займом;
Дебет 2 401 10 171 Кредит 2 207 14 640
— 35 000 руб. (35 000 USD х (32,50 руб./USD — 31,50 руб./USD)) — отражена отрицательная курсовая разница по займу за последний месяц;
Дебет 2 401 10 171 Кредит 2 207 14 640
— 617,53 руб. ((208,08 USD + 201,37 USD + 208,08 USD) х (32,50 руб./USD — 31,50 руб./USD)) — отражена отрицательная курсовая разница по процентам за первый-третий месяц пользования займом;
Дебет 2 201 27 510 Кредит 2 207 14 640
— 1 126 181,07 руб. ((35 000 USD + 208,08 USD + 201,37 USD + 208,08 USD + 134,25 USD) х 31,50 руб./USD) — возвращена сумма займа и процентов по нему на расчетный счет учреждения в иностранной валюте в кредитной организации.
Источник
Новости и аналитика
Правовые консультации
Бухгалтерский учет в бюджетной сфере
Может ли муниципальное бюджетное учреждение взять кредит в коммерческом банке? Если может, то какова эта процедура, какие документы надо оформлять, нужно ли разрешение учредителя, необходимо ли вносить изменения в устав? Может ли кредит зачисляться на лицевой счет учреждения, открытый в казначействе, или необходимо открывать счет в коммерческом банке? Какие бухгалтерские проводки используются для отражения операций по зачислению заемных денежных средств и уплате процентов?
Может ли муниципальное бюджетное учреждение взять кредит в коммерческом банке? Если может, то какова эта процедура, какие документы надо оформлять, нужно ли разрешение учредителя, необходимо ли вносить изменения в устав? Может ли кредит зачисляться на лицевой счет учреждения, открытый в казначействе, или необходимо открывать счет в коммерческом банке? Какие бухгалтерские проводки используются для отражения операций по зачислению заемных денежных средств и уплате процентов?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Прямого запрета на взятие бюджетным учреждением банковского кредита законодательство не содержит. Вместе с тем бюджетному учреждению необходимо быть готовым обосновать контролирующим органам, а также органу, осуществляющему в его отношении функции и полномочия учредителя, необходимость привлечения заемных средств.
2. Порядок и условия предоставления кредита регулируются договором между банком и клиентом. Договоры, связанные с привлечением учреждением заемных денежных средств, должны заключаться с соблюдением положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Если в совершении сделки по получению займа имеется заинтересованность либо если такую сделку следует относить к крупным, то она может быть совершена бюджетным учреждением только с одобрения органа, осуществляющего в его отношении функции и полномочия учредителя.
3. Операции с заемными средствами бюджетному учреждению следует отражать на лицевом счете, предназначенном для учета средств от приносящей доход деятельности. Для отражения таких операций в бухгалтерском учете бюджетного учреждения применяется счет 301 14 «Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом».
Обоснование вывода:
1. Бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии ГК РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).
В соответствии с положениями п. 1 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Источником финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений выступают средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, субсидий на иные цели, предоставленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, средства обязательного медицинского страхования при осуществлении бюджетным учреждением соответствующей деятельности (смотрите также п. 3 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Кроме того, в качестве источника финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения выступают средства, полученные таким учреждением от приносящей доход деятельности, осуществляемой в соответствии с видами деятельности, указанными в уставе учреждения (п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Такие средства могут быть получены как в рамках основной деятельности, так и в рамках иной деятельности бюджетного учреждения. Вместе с тем согласно положениям п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.
Заемные средства в качестве источника финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения в законодательстве не поименованы. Однако и прямого запрета на привлечение заемных средств в целях исполнения принятых обязательств бюджетным учреждением ни Закон N 7-ФЗ, ни ГК РФ не содержат (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 22.12.2014 N Д28И-2829).
Вместе с тем осуществление бюджетным учреждением операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 30.01.2017 N 02-05-12/4613). Кроме того, расходы на уплату процентов за использование заемных средств могут квалифицироваться контролирующими органами в качестве неэффективного использования средств бюджетного учреждения.
Поскольку привлечение заемных средств для собственных нужд учреждения само по себе не является видом деятельности бюджетного учреждения, то внесение изменений в устав не требуется. Кроме того, даже факт внесения соответствующих изменений в устав относительно возможности осуществлять привлечение заемных средств не исключает вероятность предъявления претензий со стороны контролирующих органов. Бюджетному учреждению необходимо быть готовым обосновать контролирующим органам, а также органу, осуществляющему в его отношении функции и полномочия учредителя, необходимость привлечения заемных средств. К примеру, в отсутствие заемных средств бюджетное учреждение не сможет исполнить принятые перед поставщиками обязательства, что может повлечь дополнительные затраты, связанные с уплатой пени, штрафов, размер которых может превысить расходы на уплату процентов по кредиту, и т.п. При этом следует заручиться расчетами. Необходимость принятия обязательств в отсутствие средств на их оплату также необходимо обосновать. В ином случае бюджетному учреждению отстоять свою точку зрения, связанную с необходимостью привлечения заемных средств, не удастся.
2. Порядок и условия предоставления кредита регулируются договором между банком и клиентом. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (п. 1 ст. 819 ГК РФ).
Договоры, связанные с привлечением учреждением заемных денежных средств, должны заключаться с соблюдением положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
При принятии решения о получении займа бюджетным учреждением следует иметь в виду, что, если в совершении сделки по получению займа имеется заинтересованность либо если такую сделку следует относить к крупным, то согласно положениям п. 13 ст. 9.2 и п. 3 ст. 27 Закона N 7-ФЗ она может быть совершена бюджетным учреждением только с одобрения органа, осуществляющего в его отношении функции и полномочия учредителя.
3. По общему правилу бюджетные учреждения осуществляют операции с поступающими им денежными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (п. 8 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Необходимость и возможность открытия счета в кредитной организации в целях осуществления операций с заемными средства законодательно не закреплена.
Кроме того, учет операций с привлеченными заемными средствами ведется на счете 301 00 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» (п. 248 Инструкции, утвержденной приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н). При этом указанный счет применяется бюджетными учреждениями в корреспонденции со счетом 201 11 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства» (п.п. 124, 125 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее — Инструкция N 174н). Более того, возможность применения счета 201 21 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации» бюджетными учреждениями Инструкцией N 174н не предусмотрена. Все это указывает на то, что операции с заемными средствами бюджетному учреждению следует отражать на лицевом счете, предназначенном для учета средств от приносящей доход деятельности.
С учетом п.п. 124, 125 Инструкции N 174н, а также рекомендаций, данных в приложении к письму Минфина России и Федерального казначейства от 07.04.2017 NN 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308, операции по зачислению заемных средств, а также по их возврату и уплате процентов за их использование, подлежат отражению в учете бюджетного учреждения следующими бухгалтерскими записями:
1) Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 301 14 710, одновременно отражено увеличение забалансового счета 17 (код 710 КОСГУ, код аналитики 710)
— привлеченный кредит (заем) поступил на лицевой счет бюджетного учреждения;
2) Дебет 2 301 14 810 Кредит 2 201 11 610, одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (код 810 КОСГУ, код аналитики 810)
— перечислен платеж в счет погашения долга;
3) Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 14 710
— отражено начисление процентов по долговому обязательству бюджетного учреждения;
4) Дебет 2 301 14 810 Кредит 2 201 11 610, одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (код 231 КОСГУ, 853 КВР)
— перечислен платеж в счет погашения процентов по кредиту (займу).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина
20 сентября 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник