Муниципальный заем — определенный вид финансовых взаимоотношений, где муниципальные формирования являются заемщиками (должниками) или кредиторами, выступают в роли гаранта или принципиала (лица, которому предоставляют заем). Второй стороной сделки при этом могут быть резиденты или нерезиденты государств, предприятия или физические лица, государственные или муниципальные формирования, международные предприятия или страны.
Муниципальный заем с экономической позиции — совокупность взаимоотношений в экономической сфере по привлечению страной свободных средств от инвесторов (других государств, иностранных компаний, юридических и физических лиц).
Муниципальный заем с юридической позиции — одно из ответвлений финансового права, то есть группа норм, выступающих в роли регулятора финансовых взаимоотношений. Последние складываются в процессе привлечения страной и муниципальными формированиями свободных средств от различных категорий инвесторов на основании возмездности займа, срочности выплат, добровольности его предоставления и возвратности в определенные сроки. Основная цель — покрытие дефицита в финансовых средствах, оптимизация процесса валютного обращения и так далее.
Муниципальный заем: особенности, стороны, формы
Муниципальное кредитование — та форма заимствования, где обязательным участником сделки является муниципальная структура. Как правило, она должна выступать в качестве одной из сторон соглашения. Муниципальные формирования несут на себе важные задачи общественного характера, поэтому в случае невыполнения обязательств или несвоевременных выплатах по займу на них не накладывается никаких принудительных мер.
Интересен тот факт, что во времена СССР все взаимоотношения внутри государства касательно кредитования имели принудительный (конфискационный) характер. По сути, государственные бюджетные средства размещались принудительно и могли быть списаны в любой момент по решению уполномоченных властных структур. Подобные методы заимствования работают в ряде стран мира и сегодня.
На современном этапе в РФ сделан упор на принципы равноправия сторон как с позиции государственных, так и со стороны муниципальных формирований. Как следствие, займы муниципального и государственного характера могут размещаться только на добровольных началах по желанию кредитора.
Более сбалансированной стала и система возврата средств. Так, в случае отказа от исполнения или несвоевременного выполнения обязательств по долгу со стороны заемщика (должника) кредитодатель (лицо, предоставившее заем) может обратить в суд и взыскать свои средства из государственного или муниципального бюджета. Одновременно с этим все муниципальные и государственные формирования отвечают по предоставленным другой стороне сделки обязательствам личной собственностью (имуществом).
В муниципальном кредитовании есть две основные стороны сделки:
— заемщик средств. Данная сторона является пассивной, то есть выступает в роли получателя денег (должника);
— правительство. Особенность этой стороны — возможность не только получать, но и предоставлять средства в долг.
Муниципальный заем может принимать три основные формы взаимодействия:
1. Активную. В этом случае в роли кредитодателя выступает правительственная структура, которая предоставляет средства какой-то определенной группе субъектов. Эти положения хорошо расписаны в Экономическом Кодексе, статье 69. Как правило, муниципальный заем может предоставляться другим странам, интернациональным структурам и прочим нерезидентам страны. Предоставление осуществляется через Правительство государства, а окончательное решение принимает глава страны.
2. Пассивную. Здесь правительственные структуры принимают другую сторону — заемщика. В роли второй стороны могут выступать различные кредитодатели (физ- и юрлица, другие государства, международные компании и так далее). Основная цель муниципального займа при такой форме взаимодействия — покрытия дефицита бюджетных средств, а также налаживание процесса валютного обращения.
3. Гарантия. Есть и третья форма, когда муниципальные органы власти берут на себя функции гаранта. В этом случае гарантия — это документ, который выступает в роли обеспечения исполнения тех или иных обязательств. В документе прописано, что одна из сторон сделки (гарант) соглашается нести ответственность (полную или частичную) по обязательствам другой стороны (принципиала) при неисполнении последним своих обязательств перед кредиторами.
Таким образом, в правоотношениях по муниципальному займу принимают участие:
— кредитор берет на себя обязательство использовать деньги по целевому назначению;
— кредитополучатель (заемщик) путем предоставления средств осуществляет аккумулирование собственных ресурсов;
— гарант обязуется выступать в роли стороны, которая при любом развитии событий обеспечит своевременный возврат средств.
Муниципальный заем: формы, виды взаимоотношений, принципы, функции
В последние годы муниципальный заем — весьма востребованная услуга, которая по-разному интерпретируется с позиции правовых отношений:
1. Муниципальный заем выступает в качестве института ФП. В этом случае главная цель кредитования — финансирование дефицита бюджетных средств. Обязательной (неотклонимой) стороной сделки является уполномоченное лицо (орган) или правительство.
2. Муниципальный заем выступает в роли полного правового института. Здесь договор муниципального кредита отличается смешанными правовыми нормами. Это проявляется в виде диспозитивности, когда решение принимает заимодатель, или императивности регулирования взаимоотношений.
3. Муниципальный заем — основной институт ГП, то есть он находится под юрисдикцией законодательных норм, а именно 42-й главы ГК и 769-й статьи ГК.
4. Муниципальный заем — институт (ответвление) экономного права. Многие специалисты склонны к позиции, что такой вид кредита — один из институтов экономного права. Объясняется это тем, что все процессы такого займа обусловлены одним порядком применения экономных средств.
Как и у любой другой формы заимствования, муниципальное кредитование имеет свои принципы. К ним можно отнести:
1. Принцип возвратности. Суть — своевременное покрытие своих долгов (средств), полученных от займодателя. При этом деньги должны быть возвращены после завершения процесса их использования кредитополучателем.
2. Принцип платности. Заемщик берет на себя обязательства вернуть все деньги, которые были предоставлены, а также передать полный объем начисленных за период действия услуги процентов.
3. Принцип добровольности. Получение или предоставление займа муниципального характера — это не обязательство. Все стороны сделки сотрудничают на добровольной основе.
4. Принцип срочности. Кредитные средства (долги) должны быть переданы кредитодателю точно в сроки, прописанные в договоре (соглашении) сторон.
5. Принцип целевой направленности. В случае с муниципальным займом, как правило, средства берутся на решение конкретных задач. При этом кредитор может держать под контролем факт их целевого применения.
6. Принцип обеспеченности. Кредитор может рассчитывать на защиту в случаях, когда заемщик не способен или не желает выполнять взятые на свои плечи обязательства.
Муниципальный заем выдается на следующие периоды:
1. Краткосрочная форма кредитования — до 12 месяцев.
2. Среднесрочная форма кредитования — от 12 до 60 месяцев.
3. Долгосрочная форма кредитования — от 60 месяцев и более. Максимальный срок для муниципального займа — 30 лет.
Муниципальное кредитование осуществляется в нескольких формах — денежной (выдается наличным), товарной (работы, услуги), смешанной (наличность и товары).
Муниципальное заимствование может быть двух видов:
1. Санкционированным, когда долги формируются по решению муниципальных органов.
2. Несанкционированным, когда задолженность появляется после неисполнения муниципальными органами взятых на себя обязательств.
Муниципальный заем, как одна из наиболее популярных форм кредитования, выполняет такие функции:
1. Распределительную. Полученные путем сбора налогов средства могут быть направлены на предоставление различного рода займов. Кроме этого, муниципалитет может переводить деньги из потребительского фонда в накопительный, а также выступать в роли получателя средств для их дальнейшего направления в сферы с наибольшим дефицитом.
2. Регулирующую. Муниципалитет имеет возможность оказывать влияние на величину процентной ставки и объем заимствования путем проведения сделок на рынке капитала. Данная функция также подразумевает распределение кредитных денег между разными отраслями.
3. Стимулирующую. Муниципальные органы путем оформления займа или предоставления инвестиций могут стимулировать рост того или иного региона.
4. Контрольную. По объему и цене привлеченных средств государство может судить об эффективности своей политики.
Источник
В условиях рынка социально-экономическое развитие муниципальных образований во многом должно зависеть не от центра и не от региональных властей, а от собственных ресурсов муниципальных образований. Рост экономической самостоятельности муниципальных образований дает возможность для проявления большей инициативы органам местного самоуправления, хотя при этом и возлагает на них бо́льшую ответственность за проводимую на территории муниципального образования экономическую политику. Одно из направлений решения проблемы дефицита местных бюджетов, реализации местных инвестиционных программ, ослабления зависимости муниципального образования от дотаций федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ – выпуск муниципальных займов. Муниципальный заем – это привлечение финансовых ресурсов органами местного самоуправления в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели с помощью долговых цепных бумаг. Муниципальный заем, таким образом, осуществляется посредством выпуска и продажи муниципальных ценных бумаг, как правило облигаций, в которых содержится обязательство муниципального образования через определенный срок, при наступлении определенного условия (или без этого) выплатить определенную денежную сумму или предоставить какое-либо материальное благо.
Путем эмиссии (выпуска) таких ценных бумаг органы местного самоуправления привлекают дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы для временного наполнения местного бюджета недостающими средствами, для кредитования различных муниципальных программ и т.п. Следует отметить, что извлечение прибыли обычно не является целью муниципального займа. Нельзя не отметить, что в современной России такой способ пополнения местного бюджета, как муниципальный заем, до сих пор находится в стадии зарождения или, точнее, возрождения, поскольку ранее, в дореволюционной России, он широко использовался в практике российских муниципалитетов (земств). С помощью муниципального займа финансовые ресурсы привлекаются на сравнительно благоприятных условиях, поскольку ставка доходности по ним обычно невысокая, а срок обращения, как правило, длительный. Местная администрация или ее специальное структурное подразделение контролирует эффективность и целевой характер использования привлеченных средств. При решении вопроса о выпуске муниципального займа наиболее важным является определение его «стоимости», т.е. того, сколько орган местного самоуправления должен будет заплатить за привлечение ресурсов (в виде процентов, например).
Цели, для которых выпускаются муниципальные займы, могут быть различными. Чаще всего к этому способу пополнения ресурсов органы местного самоуправления вынуждены прибегать ввиду временного дефицита бюджета, например в связи с необходимостью авансовых выплат сельхозпроизводителям, оплаты «северного завоза» (комплекса ежегодных государственных мероприятий по обеспечению территорий Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и Европейской части России основными жизненно важными товарами, прежде всего продовольствием и нефтепродуктами, в преддверии зимнего сезона) и т.п. Другой случай – необходимость погашения ранее размещенного муниципального займа. Достаточно часто муниципальные займы выпускаются с целью финансирования инвестиционных программ и проектов муниципального образования, например программ строительства или создания (реконструкции) транспортной сети. Практика показывает, что в муниципальных образованиях не издаются комплексные акты, регулирующие вопросы проведения муниципальных займов. Как правило, по каждому случаю, т.е. под каждый отдельный муниципальный заем, разрабатывается специальная нормативная база. Проблемы, которые могут возникнуть в данной сфере, связаны, как и в случае с муниципальным заказом, с тем фактом, что в рамках данного института вновь пересекаются публично-правовые и частноправовые функции местного самоуправления. В связи с этим велика возможность злоупотреблений и необходимость государственного контроля за действиями и решениями органов и должностных лиц местного самоуправления. Следует помнить и о том, что ответственность по своим обязательствам муниципальное образование несет всем своим имуществом, прежде всего средствами бюджета. Поэтому социальная цена неверных действий в данной области является крайне высокой, и в силу этого представляется необходимым установить механизмы не только последующего государственного контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления по привлечению муниципальных займов, но и элементы предварительного контроля, в частности, обязательность согласования займов с органами государственной власти субъектов РФ, обязательность получения заключения компетентных финансовых органов и (возможно) независимых экспертов (аудиторов).
Как представляется, наиболее существенные вопросы, касающиеся возможности привлечения муниципальных займов, должны регулироваться на уровне закона, а нс исключительно муниципального правового акта. Кроме того, возможность заимствований для муниципальных образований сейчас законодательно ограничена: муниципальные займы могут быть только внутренними. По-видимому, серьезные инвестиции могут быть привлечены в муниципальную экономику лишь при условии получения муниципальными образованиями доступа на международный рынок заимствований. Эффективность такого подхода подтверждена и международным опытом: органы местного самоуправления многих западных стран, например Франции или Нидерландов, имеют (практически ничем не ограниченное) право привлечения внешних инвестиционных займов. Но при этом органы государственной власти, безусловно, должны иметь в своем распоряжении эффективные механизмы контроля за деятельностью органов местного самоуправления в данной сфере.
В целом идущая в настоящее время реформа местного самоуправления сопровождается определенным расширением полномочий органов местного самоуправления в области управления собственностью. Такой подход объясняется тем, что органам местного самоуправления помимо собственных хозяйственных вопросов приходится решать и возложенные на них задачи, связанные с реализацией экономической политики государства. Вместе с тем органы государственной власти явно стремятся предотвратить возможность того, что ресурсы, предоставляемые органам местного самоуправления для решения вопросов государственного значения, будут использоваться ими в иных целях. Именно поэтому Федеральный закон № 131-ФЗ вводит разные по целевому назначению виды муниципального имущества и предпринимает попытку детально определить перечни муниципального имущества. Осуществление правового регулирования в указанной форме показывает, что государство не ставит перед собой задачу полного поглощения местного самоуправления, его подчинения государственным нуждам. У органов местного самоуправления остается достаточное количество ресурсов и возможностей для решения местных хозяйственных проблем. Кроме того, такое регулирование устанавливает и определенные гарантии для органов местного самоуправления, создавая барьеры, препятствующие органам государственной власти требовать от местного самоуправления исполнения делегированных государственных полномочий за счет муниципальных ресурсов.
Предельные объемы выпуска муниципальных ценных бумаг определены в ст. 114 БК РФ. Порядок возникновения в результате осуществления эмиссии муниципальных ценных бумаг и исполнения обязательств муниципальных образований, процедура эмиссии муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения, порядок раскрытия информации эмитентами муниципальных ценных бумаг, правовые основы муниципального образования в отношениях, возникающих в результате осуществления эмиссии муниципальных ценных бумаг, определяются нормами гл. 7 части первой ГК РФ и Федерального закона от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
Вопросы раскрытия информации о муниципальных ценных бумагах, содержащейся в решении о выпуске муниципальных ценных бумаг и в отчете об итогах эмиссии этих ценных бумаг, урегулированы приказом Минфина России от 06.04.2001 № 30н «Об утверждении стандартов раскрытия информации о ценных бумагах субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумагах, содержащейся в решении о выпуске ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг и в отчете об итогах эмиссии этих ценных бумаг, формы заявления о государственной регистрации акта, содержащего условия эмиссии ценных бумаг, и формы представления отчета об итогах эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг».
Источник
Мировая практика знает ряд способов финансирования дефицита бюджета. Основными способами привлечения средств для покрытия разрыва между расходами и доходами бюджета являются:
1. Кредитно-денежная эмиссия, которая представляет собой инфляционный способ покрытия бюджетного дефицита, поскольку непосредственно ведет к увеличению количества денег в обращении.
2. Продажа государственных запасов, имущества и земельных участков, которая также является неинфляционным способом финансирования дефицитного бюджета. Однако он используется не часто, поскольку сами объекты реализации являются ограниченными.
3. Долговое финансирование бюджетного дефицита посредством государственных заимствований. Это также, в основном, неинфляционный способ покрытия разрыва между расходами и доходами бюджета. С помощью заимствований государство осуществляет перераспределение спроса от одних групп потребителей к другим, а также между разными территориями, не увеличивая совокупного спроса.
Основным способом покрытия бюджетного дефицита являются государственные и муниципальные заимствования, представляют собой передачу в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления средств, которые заемщики обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (дохода в иной форме) на сумму заимствования. Целью проведения заимствований является получение органами власти и органами местного самоуправления в свое распоряжение дополнительных финансовых средств, которые они могли бы направить на финансирование мероприятий, не обеспеченных доходами, или осуществление программ экономического и социального развития.
Кредиторами органов власти и органов местного самоуправления могут выступать многочисленные юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), национальные органы власти другого уровня, правительства иностранных государств, международные финансовые организации.
Государственные и муниципальные займы – это денежные ресурсы, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключаемых договоров, по которым возникают долговые обязательства РФ, субъекта РФ, муниципального образования как заемщиков или гарантов погашения займов (кредитов) другими заемщиками.
Заимствования проводятся в двух формах: государственных и муниципальных займов и прямых кредитов.
Государственные и муниципальные займы осуществляются путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Самым распространенным видом государственных и муниципальных ценных бумаг является облигация. Облигация государственного или муниципального займа — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в установленный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента или иного имущественного эквивалента.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигации. Номинальная стоимость облигаций – это цена, обозначенная на ценной бумаге и удостоверяющая, что она представляет определенный капитал, используемый ее эмитентом. Эта сумма включается в долг территориальной единицы, выпустившей долговые обязательства, и выплачивается держателям в момент их погашения.
Процентный доход, установленный к номиналу облигации, выражает номинальную доходность займа. Однако реальная доходность облигации для ее держателя может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовым ценам, а они отклоняются от нарицательной стоимости облигаций в силу целого ряда факторов, складывающихся на рынке.
Курсом называется рыночная цена ценной бумаги (в процентах), т.е. та цена, по которой она покупается и продается на фондовом рынке:
Курс ценной бумаги (в процентах) прямо пропорционален размеру получаемого по ней дивиденда (дохода по ценной бумаге) и обратно пропорционален уровню ссудного (банковского) процента.
Ссудный процент
Под воздействием многочисленных факторов курс отклоняется вверх или вниз от номинала. Резкие колебания курса свидетельствуют о нестабильности рынка и могут привести к его нарушению.
Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:
1) По субъектам заемных отношений займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. В России, например, заимствования подразделяются на государственные заимствования Российской Федерации, государственные заимствования субъектов Российской Федерации и муниципальные заимствования.
2) В зависимости от места размещения государственные займы делятся на внутренние и внешние. Внутренние заимствования проводятся на национальном рынке и в национальной валюте, внешние — осуществляются на внешних рынках и в иностранных валютах. Внутренние заимствования могут проводить органы государственной власти и органы местного самоуправления. Государственные займы могут быть внутренними и внешними, а муниципальные — только внутренними.
3) В зависимости от обращения на рынке государственные заемные инструменты бывают рыночные и нерыночные.
Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные займы не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств не государственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.
4) В зависимости от срока привлечения средств государственные займы делятся на краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти – муниципальные.
5) В зависимости от обеспеченности долговых обязательств они делятся на закладные и беззакладные.
Закладные облигации обеспечиваются чем-то конкретным, например, определенными доходами или имуществом. Такие облигации обычно выпускаются местными органами власти. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обеспечения служит все имущество государства или данного муниципалитета.
Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока, и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.
6) По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочитают покупать лотерейные билеты.
Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение этим долговым обязательствам.
7) В зависимости от метода определения дохода долговые обязательства государства бывают: с твердым доходом и с плавающим доходам. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.
8) В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения. Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Например, заемщик выпустил облигации с ежегодным фиксированным доходом в 12 %, а через год ставка упала и составила 6 %. В этом случае заемщик терпит существенные потери, тогда как инвестор получает значительный выигрыш. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, потери заемщика и выигрыш инвестора сводятся к минимуму. Первый выпускает и размещает новый заем и погашает старый.
9) По методам проведения долговые обязательства подразделяются на добровольные и принудительные. В условиях политической и экономической стабильности органы власти и органы местного самоуправления привлекают займы и кредиты на началах добровольного и взаимовыгодного сотрудничества со своими кредиторами. Государственные и муниципальные долговые инструменты свободно обращаются на финансовом рынке. К принудительным заимствованиям в чрезвычайных военно-политических и экономических условиях прибегают центральные органы власти, которые в силу закона размещают государственные займы среди подписчиков в обязательном порядке.
Второй формой государственных и муниципальных заимствований являются кредиты, привлекаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления для увеличения своих ресурсов. Кредиты могут быть предоставлены государственными и коммерческими банками, другими кредитными организациями, иностранными государствами, их банками и фирмами, международными финансовыми организациями.
При этом Центральный банк РФ может прокредитовать только федеральное правительство, а органы местного самоуправления не имеют доступа к внешним источникам кредитования.
Коммерческие банки и другие кредитные организации кредитуют органы государственной власти и органы местного самоуправления как обычных заемщиков на условиях, складывающихся под воздействием закона спроса и предложения. За счет кредитов формируются 2/3 региональных и муниципальных заимствований.
Правительства иностранных государств оказывают финансовую поддержку Российской Федерации и субъектам РФ в двух формах: в форме межправительственных кредитов и путем предоставления гарантий по кредитам иностранных банков и фирм.
Задолженность, формируемая за счет межправительственных кредитов, гарантированных правительствами стран-кредиторов, называется официальной. Официальные кредиты являются преимущественно связанными, т.е. предоставляются на осуществление конкретных программ и мероприятий и не могут быть использованы на финансирование других потребностей. Международные финансовые организации предоставляют нефинансовые (связанные) и финансовые (несвязанные) кредиты (ст. 6 БК РФ).
Государственные и муниципальные заимствования проводятся в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации представляет собой перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования (ст. 108 БК РФ). При этом для несвязанных займов и кредитов указываются источники привлечения, суммы заимствования и сроки погашения, а для целевых иностранных заимствований — конечный получатель, цели заимствования и направления использования, источники и суммы заимствования, сроки погашения, гарантии третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет (если такой возврат предусмотрен) и т.д.
Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований представляет собой перечень внутренних государственных и муниципальных заимствований на очередной финансовый год по видам заимствований, с указанием общего объема заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение государственных, муниципальных долговых обязательств (ст. 110БКРФ).
Особую роль в мобилизации дополнительных финансовых средств на территории муниципального образования играют муниципальные займы.
Договор муниципального займа заключается путем приобретения юридическим или физическим лицом выпущенных органом местного самоуправления облигаций. Эмиссия муниципальных облигаций может быть связана только с целью реализации программ и проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном уставом муниципального образования. Выпуск облигаций должен быть обеспечен муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов. Для создания гарантий такого обеспечения в муниципальном образовании существует залоговый фонд, в состав которого могут входить ликвидные объекты муниципальной собственности и часть финансовых средств местного самоуправления.
Порядок выпуска муниципальных облигаций определяется законодательством.
Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год.
Законодательством РФ установлен предельный объем муниципального долга. При определении возможного объема эмиссии муниципальных облигаций следует учитывать, что помимо муниципальных облигаций муниципальный долг включает и иные долговые обязательства местных органов власти: кредитные соглашения и договоры, договоры о предоставлении муниципальных гарантий, договоры поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами, долговые обязательства юридических лиц, переоформленные в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.
Предельный объем муниципального долга не должен превышать объема дохода местного бюджета (без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней).
Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствования и не могут превышать 10 лет.
По целям заимствований такие займы делятся на три основные группы:
· инвестиционные (финансирование социально-экономических проектов, жилищного строительства, развитие местной инфраструктуры);
· социальные (финансирование социальных программ, решение экологических проблем);
· бюджетные (финансирование текущих расходов, погашение задолженности перед предприятиями, покрытие кассовых разрывов).
Гарантиями муниципальных займов выступают сами эмитенты. Эмитенты гарантируют ценные бумаги: либо своим имуществом и бюджетом в целом, либо конкретной статьей доходов бюджета, либо доходами от реализации инвестиционного проекта, либо строящимся жильем.
Источник