Опытные заемщики по достоинству ценят возможность размещения ценных бумаг на финансовом рынке, так как данный способ привлечения дополнительных средств со стороны более выгоден, нежели обычные банковские кредиты. Расскажем далее, чем именно выгоден облигационный займ, и для кого.
Понятие облигационного займа
Облигационный заем ‒ ссуда, выдаваемая заемщиком в виде эмиссии облигации. При продаже облигации эмитент занимает у покупателя определенную сумму на оговоренный документом временной промежуток, по истечении которого заемщик обязуется вернуть долг кредитору.
Напомним читателю, что такое облигация! Это вид ценной бумаги, подтверждающий право ее держателя получить от эмитента номинала облигации или иного имущества, стоимость которого приравнивается к нему.
Облигационные займы характеризуются большим числом достоинств для эмитента, поэтому и пользуются высокой популярностью на отечественном рынке сегодня.
Виды облигационных займов
Облигационные займы отличаются по факту наличия определенных характеристик. Представим наиболее распространенные классификации.
По сроку
ЦБ делят на несколько групп, исходя из продолжительности срока предоставления кредитных средств:
- Срочные. Выпускаются на период, не превышающий 1 год.
- Среднесрочные. Эмиссия ОЗ такого типа осуществляется на 1-5 лет.
- Долгосрочные. Выпускаются на срок от 10 до 30 лет.
Срок формирования ОЗ во многом определяется актуальным объемом подготовительных мероприятий, юридической схемы выпуска, а также размещения.
Государственные
Государственные ОЗ представляют собой особый вид ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется правительством страны на установленный временной период и с конкретной доходностью по ним. Они чаще использовались в советские времена, сегодня популярность таких бумаг весьма невысока.
Отметим! Природа государственных облигационных займов мало чем отличается от современных государственных облигаций.
Муниципальные
Договор муниципального займа подразумевает покупку инвестором муниципальных облигаций или иных видов ЦБ, реализующих право вкладчика получить от заемщика переданные ему взаймы денежные средства и определенные проценты по ним.
Муниципальные облигации делятся на несколько категорий:
- Ценные бумаги общего покрытия. Обеспечиваются бюджетом или его долей, частным имуществом заемщика, не имеют целевого инвестиционного характера и направляются на перекрытие бюджетного дефицита и обеспечение иных задач. Несколько схожи с государственными краткосрочными займами и реализуются по заранее подготовленным схемам.
- Целевые облигации. Наиболее популярны по количеству эмитированных ЦБ, так как создаются для организации конкретного инвестиционного проекта и гасятся выручкой, полученной в результате его работы. Одним из наиболее популярных сегодня видов таких займов является муниципальный жилищный займ. Он подразумевает ситуацию, когда жилищное строительство осуществляется на аккумулированные средства населения от эмиссии муниципальных ЦБ.
Жилищные займы выполняют сразу несколько важных для населения страны задач: поиски новых возможностей улучшить жилищные условий граждан, усовершенствование механизмов инвестирования в строительство квартир на длительный период, повышение качества построенного жилья.
Ольга Орлова, эксперт в области ЖКХ
Коммерческие
Коммерческие облигационные займы имеют вид ценной бумаги, выпускаемой юридическими лицами для дальнейшего финансового обеспечения своей деятельности с или без залога. Срок погашения ЦБ может меняться от 1 года и более.
Внутренние
Внутренние облигационные займы представляют собой долговые обязательства в виде ЦБ, выпущенной на внутреннем рынке.
В прошлые годы такие бумаги строго соответствовали мировым стандартам по способу эмиссии, сегодня они распределяются между перечнем компаний с российским капиталом, являющимися клиентами Внешэкономбанка и не встречаются на рынке в свободной торговле.
Внешние
Минфин РФ начал выпуск такого типа ЦБ с 2013 году, но в максимально допустимых пределах госдолга, обозначенного Законом о ФБ на 2013-2015 гг. Облигации, выпускаемые правительством, имеют документарную форму и подлежат централизованному хранению.
Владельцем бумаги может стать физическое или юридическое лицо, резидент и нерезидент, и тогда он получит право на номинальную стоимость и проценты.
Размещение внешних облигаций осуществляется в виде закрытой подписки, а сами документы можно предъявить к досрочному погашению, если наступил случай, обозначенный сопровождающими выпуск глобальными сертификатами.
Интересный факт! Номинал одной облигации подобного вида составил 2 000 дол. США. А объем их эмиссии дошел до 7 500 единиц.
Преимущества и недостатки облигационных займов
Облигационный заем в качестве инструмента привлечения финансовых средств со стороны характеризуется рядом преимуществ:
- отсутствие риска вторжения держателей ЦБ в финансово-хозяйственную деятельность компании;
- возможность самостоятельного обозначения параметров облигационного займа: объем эмиссии, процентных ставок, временного периода, условий обращения, погашения и т. п.;
- оптимальное соотношение уровня доходности ценных бумаг для вкладчиков и расходов на эмиссию и обслуживание со стороны заемщика;
- усовершенствование системы взаиморасчетов, структуры дебиторской и кредиторской задолженности эмитента.
Несмотря на описанные достоинства, облигационный займ отличается довольно жесткими условиями. Эмитент берет на себя определенные риски, сопряженные с возможным крахом задуманного мероприятия. Ведь объем затрат при реализации инвестиционного проекта может превысить объем полученной в дальнейшем выручки.
Источник финансирования
В государствах с развитой экономической системой роль облигационных займов весьма значительна. Они используются в качестве основного источника финансирования разного рода инвестиционных проектов.
На заметку! В процессе выпуска облигаций подробно прописываются права и обязанности эмитента и кредитора, ведь нормативно-правовые акты далеко не всех государств регламентируют процедуру выпуска и размещения таких ЦБ в полной мере.
Главный ограничивающий фактор в процессе эмиссии бондов ‒ размер собственности. А их достоинства как источника финансирования заключаются в следующем:
- средства вовлекаются не только от банковского сектора, но иных субъектов финансового рынка;
- низкая стоимость бондов позволяет привлечь много мелких кредиторов;
- сроки погашения долга можно продлить;
- законодательство многих стран допускает переносить расходы, связанные с обслуживанием облигационных займов, на себестоимость продукции, что уменьшит базу налогообложения;
- низкая рискованность.
Выпуск
Выпуск облигационного займа предоставляет возможность привлечь большой объем инвестиций от разных вкладчиков для удовлетворения средне- и долгосрочных планов развития компании. Название предприятия становится более узнаваемым, растет интерес к его деятельности со стороны крупных инвесторов резидентов и нерезидентов. Реализация облигаций происходит на первичном рынке.
Размещение и покупка
Облигационные займы размещаются на первичном рынке, здесь же осуществляется их продажа.
Ценные бумаги могут быть пущены в оборот на вторичном рынке только при условии их продажи частным инвесторам. Реализация ЦБ на вторичке позволяет проявиться их основному достоинству – ликвидности. Согласно действующему законодательству РФ первичное размещение облигационного займа составляет от 3-х до 12-ти месяцев.
Артем Коськин, финансовый аналитик
При эмиссии ЦБ такого вида необходимо зарегистрировать в ФСФР, после чего может пройти не более одного года. За это время облигация должна быть куплена инвестором, но на практике это случается в первые несколько дней. Процесс покупки облигации должен осуществляться при условии тщательно изучения специфики торговли акциями.
Стоимость
Стоимость размещения облигационного займа определяется действием двух факторов:
- кредитной историей заемщика;
- кредитоспособности эмитента.
Стоимость займа определяется до налогообложения путем подсчетов внутренней нормы прибыли от финансового потока по бонду. Ее снижение происходит ввиду развития вторичного рынка бондов и повышения степени доверия к компании-эмитенту со стороны вкладчиков.
Выходит, что благоприятная кредитная история способствует повышению репутацию эмитента и сокращает траты на предоставление займов в последующее время.
Выпуск облигаций ‒ способ привлечения денег
Любая компания переходит на такой этап своего развития, при котором требуются кредитные средства для дальнейшего развития. Руководство должно выбрать наиболее подходящий способ привлечения кредиторов, взвесив плюсы и минусы всех существующих способов достижения данной цели.
Выпуск бондов – один из наиболее перспективных вариантов, так как:
- заемщик может получить внушительный объем денег для реализации масштабного инвестпроекта без риска вторжения иных инвесторов в вопросы, связанные с управлением компанией;
- заемщик получает возможность накопить достаточно денег, полученных от ряда частных инвесторов, юридических лиц, чтобы воспользоваться ими на выигрышных условиях на финансовом рынке.
Рынок облигационных заимствований
Рынок корпоративных облигаций в РФ развивается активными темпами. Основная тенденция, характерная для него сегодня, ‒ постепенный рост сроков, объемов заимствования, а также показателей ликвидности рынка.
Основные участники
Часто необходимость в привлечении заемных средств вынуждает предприятие выпускать облигационные займы и пользоваться услугами следующих лиц:
- Андеррайтер. Является профессиональным участником финансового рынка и обеспечивает размещение бондов эмитента путем поиска инвесторов. В качестве андеррайтера может выступить коммерческий банк, инвестиционный фонд с состоятельной клиентской базой. Он осуществляет реализацию бондов от имени, по поручению и за счет эмитента, получая за это материальное вознаграждение.
- Платежный агент. Следит за исполнением обязательств по выпущенным ЦБ. В качестве такого субъекта финансового рынка может выступить банк, осуществляющий перевод денежных средств для выплаты купонного дохода и погашения бондов на обозначенные инвесторами банковские счета.
- Организатор торговли. Это биржа, имеющая лицензию от ФСФР России и выполняющая первичное размещение облигаций и вторичную торговлю ими.
- Финансовый консультант. Берет на себя обязанности, связанные с оформлением эмиссионных документов, сопровождением государственной регистрации выпуска и т.п.
Важно! Бонды, выпущенные в бездокументарной форме, регистрируются в обязательном порядке. Созданный реестр их владельцев ведет независимый регистратор или должностное лицо компании, ответственное за выполнение данных задач.
Корпоративные облигации
Рынок корпоративных облигаций за последнее время превратился в динамичный сегмент общероссийского финансового рынка.
Однако существует ряд проблем, которые необходимо решить для дальнейшего развития этой среды:
- Отсутствие ценовых ориентиров. Процесс корректировки бондов, уровень их ликвидности зачастую определяются стихийно. Недостаток информации и отсутствие актуальной информационной структуры привело к невниманию инвесторов касательно финансовой устойчивости компаний-заемщиков и риску невозврата вложений.
- Отсутствие продуманной стратегии работы с заемными средствами у многих компаний.
- Налог на эмиссию, а также чрезмерно сложная бюрократическая процедура регистрации эмиссии бондов.
Первичный рынок
Основой рынка корпоративных облигаций выступают фирмы-эмитенты, выбирающие способ первичного размещения облигационных займов:
- аукцион по продаже;
- прямое размещение;
- размещение с помощью инвестиционных банков.
В РФ финансовые институты предпочитают прямое размещение аукционов, так как промышленные компании своими силами на долговой рынок не выходят. По этой причине активно практикуются варианты выпуска ЦБ через посредничество инвестиционных банков, которые зачастую одновременно выполняют функции и финансового консультанта, и игрока вторичного рынка, поддерживающего ликвидность эмиссии.
Параметры займа
При размещении облигационного займа важны следующие его параметры:
Вторичный рынок
Вторичный рынок РФ развивается еще активнее, нежели первичный. Основные индикаторы его роста таковы:
- суммарные объемы торгов;
- количество заключенных сделок;
- объем приобретенных ценных бумаг.
Специалисты настаивают на сложности определения настоящих объемов внебиржевого рынка России. То есть, все его оценки имеют приблизительный характер. Внебиржевые торги сопоставляются с объемами торгов на бирже, что говорит о достаточной величине вторичного рынка облигаций. В ближайшем будущем он должен приобрести высокую ликвидность, что выгодно всем его участникам.
Плюсы и минусы
Среди преимуществ корпоративных займов специалисты отмечают:
- привлечение больших сумм на длительный период;
- возможность маневрирования и самостоятельности при определении параметров эмиссии;
- оперативность управления структурой и объемом задолженности в регионе;
- возможность использовать облигаций в роли расчетного инструмента с целью оптимизации взаимозачетов;
- публичная кредитная история.
Но они имеют и ряд недостатков:
- сложная процедура подготовки документов и осуществления эмиссии;
- наличие промежутка во времени от момента принятия решения о размещении и до реального получения денежных средств, около 4-х месяцев;
- дополнительные расходы на размещение корпоративных облигаций;
- необходимость в максимальном раскрытии информации о предприятии во время подготовки выпуска и обращения облигаций, в демонстрации безубыточности и стабильных темпах развития.
Договор обеспечения исполнения обязательств
Законодательство РФ не вынуждает обеспечителя заключать договор в физическом плане со всеми владельцами облигаций выпуска. Это позволяет упростить систему работы с корпоративными облигациями, поскольку нет необходимости тратиться на создание, подписание, хранение таких бумаг. Помимо этого, не приходится переподписывать договор при смене владельца бонда.
Но наличие договора между компанией-эмитентом и обеспечителем обязательно. Если его нет, эмитент может столкнуться с рядом проблем: к примеру, придется доплатить обеспечителю при отзыве последним своих полномочий или найти нового обеспечителя, зарегистрировав изменения в эмиссионных документах.
Инструмент привлечения инвестиций
Облигационный займ является одним из самых востребованных в наши дни инструментов привлечения дополнительных вложений во многие отрасли экономики. Чем более масштабным является производство, тем больше финансовых ресурсов оно требует для нормальной производственно-хозяйственной деятельности.
Путем выпуска облигаций у компании появляется возможность обеспечить свои потребности финансами на выгодных ей условиях. Вернуть денежные средства потребуется в оговоренный срок, что позволяет рационально спланировать стратегию финансовых действий в это время.
Облигационные займы как альтернатива банковским кредитам
Коснемся преимуществ облигационного займа в сравнении с возможностью воспользоваться кредитом в коммерческом банке:
- обходится дешевле;
- более длительный срок привлечения инвестиций;
- отсутствие необходимости в залоге;
- низкая степень зависимости от одного кредитора, ведь средства привлекаются сразу у широкого круга инвесторов.
В итоге:
Облигационный займ – простой способ привлечь дополнительное финансирование своей деятельности со стороны частных инвесторов. Он позволяет расширить производство, обновить оборудование и достичь иных целей на пути к высоким заработкам.
No related posts.
Источник
Сергей Глазков, консультант председателя Комитета государственных заимствований города Москвы, директор проекта «Финансы городов и регионов», канд. тех. наук
Особенности облигационных займов
Муниципальным образованиям РФ не хватает средств на поддержку инфраструктурных проектов. Инфраструктурные проекты, как правило, малорентабельны и частные инвесторы отказываются их финансировать. Восполнить нехватку средств на финансирование инфраструктурных проектов можно с помощью выпуска муниципальных долговых обязательств — облигаций. Главным преимуществом облигационных заимствований является возможность привлечения средств по минимальной стоимости заимствования, существенно ниже, чем коммерческих кредитов.
Все муниципальные образования (МО), также как и субъекты РФ (СРФ), имеют формальное право на эмиссию муниципальных облигаций в соответствии со статьями 114 и 104.4 Бюджетного кодекса РФ. Однако, несмотря на то, что нормативная база, необходимая для выпуска муниципальных облигационных займов (МОЗ), давно существует, подавляющее большинство муниципалитетов не справляются с этой задачей: на рынке муниципальных облигаций в 2006 году присутствуют только 21 муниципальный эмитент из почти 25 тысяч (точнее 24 216) муниципальных образований.
Причин для этого много — рынок субфедеральных и муниципальных облигаций (СМО) характеризуется различными дисбалансами [3, 4]. Одна из объективных причин – несоответствие бюджетов большинства МО требованиям, предъявляемым рынком субфедеральных и муниципальных облигаций.
Эмитентами являются административные центры и столицы СРФ, города с развитой промышленностью и муниципальные районы Московской области, т.е. два вида МО первого уровня – городские округа и муниципальные районы: Ангарск, Астрахань, Барнаул, Брянск, Волгоград, Казань, Клинский, Ногинский и Одинцовский районы и г. Орехово – Зуево Московской области, Красноярск, Липецк, Магадан, Новосибирск, Новочебоксарск, Пермь, Томск, Уфа, Чебоксары, Ярославль.
Из оставшихся МО наибольшим потенциалом для выхода на рынок ценных бумаг (РЦБ) обладают два вида МО — городские округа и муниципальные районы. В результате реформы местного самоуправления их общее количество достигло 524 и 1800 соответственно. Вероятность выхода на РЦБ городских и сельских поселений (всего 2476 и 19 180 соответственно), а также внутригородских территорий городов федерального значения незначительна.
Доходность СМО на рынке ценных бумаг кроме конъюнктуры определяется кредитоспособностью (кредитным рейтингом) эмитента, ликвидностью займа, сроком обращения облигаций и пр. Ежедневно рассчитываемая кривая доходности бэнч-марка рынка СМО дает картину распределения процентных ставок СМО во времени [2].
Последние годы (2004 – 2007 гг.) доходность СМО снижается, кроме того, уменьшаются спрэды доходности СМО [3]. Важной особенностью этой тенденции является то, что она сопровождается расширением спектра уровней кредитоспособности эмитентов СМО. Рынок СМО РФ в настоящее время не является эффективным. В этих условиях влияние кредитоспособности эмитента на доходность облигаций снижается, возрастает роль ликвидности займа, которая зависит от объема выпуска облигаций [3].
Рыночный облигационный заем обычно выгоднее коммерческого кредита равного объема с точки зрения стоимости заимствования и при этом «длиннее». Нерыночный облигационный заем может быть не выгоднее кредита с точки зрения стоимости заимствования, но при этом все равно может быть «длиннее».
Требования рынка ценных бумаг к объему эмиссии V э облигационного займа, когда он может стать рыночным, непрерывно возрастают и достигают сегодня 5 млрд руб. Сегодня МОЗ такого объема на рынке СМО отсутствуют. Среди СРФ займы такого объема эмитируют Москва, Московская область, СПб.
При меньшем объеме эмиссии, но не менее 1 млрд руб. (1 млрд руб. <= V э < 5 млрд руб.), эмиссию можно считать квазирыночной. Практика показывает, что МОЗ такого объема могут выпускать только крупные МО, такие как Новосибирск, Красноярск, Казань и т.п. Такие МОЗ тоже выгоднее кредитов.
При меньших объемах МОЗ, т.е. при
V э < 1 млрд руб.,
облигационный заем не является рыночным. Большинство муниципальных ОЗ, выпущенных в 2000 – 2006 гг., имели объем 200 – 500 млн руб. Такой объем в обращении недостаточен для ликвидной торговли, но все равно для МО может быть выгоднее кредита.
Объективная причина – небольшой объем собственных доходов МО, размер которого ограничивает объем эмиссии в соответствии с БК РФ. Таким образом, недостаточные объемы эмиссии МО, с точки зрения требований РЦБ к обеспечению ликвидности выпуска облигаций, является важной отличительной чертой МОЗ. Значит ли это, что МО не должны заниматься выпуском МОЗ? Отнюдь нет! Экспертная оценка показывает, что даже при существующих доходах МО количество эмитентов – МО может быть гораздо больше.
Главной задачей администрации МО и СРФ при заимствовании должно быть привлечение заемных средств для финансирования расходов бюджета по минимальной стоимости заимствования. Поэтому основным результатом анализа должен стать выбор способа заимствования — эмиссия МОЗ или получение коммерческого кредита. Особенно этот выбор усложняется в случае небольших бюджетов.
В нормальных условиях функционирования финансового рынка при определенном упрощении процессов зависимость доходности облигационных займов (ОЗ) и коммерческих кредитов от величины объема займа при неизменности и равенстве других параметров может быть представлена кривыми, показанными на рисунке. Особенностью облигационных займов является снижение доходности с увеличением объема выпуска за счет роста ликвидности. Главной особенностью графика является наличие точки пересечения кривых и соответствующее ей значение объема займа V min. Величина V min зависит от конъюнктуры рынка, кредитоспособности эмитента, срока обращения облигаций и пр., т.е. является функцией нескольких переменных, в том числе, времени. Сегодня точное значение величины V min неизвестно, ее определение требует специального исследования. Можно предположить, что сегодня для МО с кредитным рейтингом «В» для займов длиной от 1 до 3 лет она находится в следующих пределах:
10 млн руб. < V min <= 50 млн руб.
- Рис. Зависимость доходности облигационных займов (ОЗ) и коммерческих кредитов от величины объема займа.
Таким образом, в соответствии с требованиями рынка ценных бумаг все МО могут быть классифицированы по величине минимального объема возможной эмиссии Vmin, при котором эмиссия облигаций для эмитента более выгодна, чем получение кредита (при прочих равных условиях займа):
объем займа (эмиссии) Vз должен быть не меньше некоторой предельной (граничной) величины Vmin, т.е. должен удовлетворять неравенству
Величина Vmin не является постоянной, а определяется конъюнктурой рынка ценных бумаг.
Примеры наименьших объемов МОЗ при биржевом размещении на рынке ценных бумаг за последние 2 года таковы: Брянск – 200 млн руб. (размещение – октябрь 2004 г.), Клинский район Московской области – 200 млн руб. (размещение – ноябрь 2005 г.).
В отличие от них заем г. Орехово-Зуева Московской области – 160 млн руб. (размещение – декабрь 2006 г.), Ангарского МО Иркутской области — 150 млн руб.(размещение – ноябрь 2005 г.), заем г. Чебоксары объемом 100 млн руб. (октябрь 2005 г.) и два займа г. Новочебоксарска по 50 млн руб. (размещение — декабрь 2004 г. и август 2005 г.) были размещены внебиржевым способом [3].
Таким образом, исходя из реальных примеров, для всего спектра обращающихся на рынке СМО облигаций условно можно считать, что при биржевом размещении на 2007 год на внутреннем рынке СМО РФ
Vmin = 200 млн руб.,
при внебиржевом размещении Vmin = 50 млн руб.
Поэтому для неравенства (1), если не учитывать особенности первичного размещения, можно считать, что
Этот порог справедлив и для СРФ, у которых Vз обычно превышает 200 млн руб.
Условие (1.1) не регулируется законодательством, а является практическим требованием рынка СМО. Сложившийся к началу 2007 года диапазон в 50 – 200 млн руб. является примерным, его границы подвижны, на него влияет конъюнктура финансового рынка в целом и его сегмента – рынка СМО в частности. Со временем эти цифры могут измениться.
Таким образом, определение Vз, который зависит от параметров бюджета МО, является важной задачей МО при организации эмиссии. Это актуально для большинства МО, а также некоторых СРФ. Для конкретного бюджета определение оптимального объема займа для эмиссии облигаций включает следующие этапы расчетов [1]:
· расчет дефицита бюджета;
· оценка объема рефинансирования;
· оценка максимального объема заимствования;
· оценка долговой емкости бюджета, т.е. способности обслуживать и погашать долг за счет собственных доходов бюджета.
Максимальный объем заимствования в планируемом финансовом году МО и субъектов РФ может быть описан с помощью формул [1].
1. Для МО и СРФ, не нарушающих требования БК РФ к предельным размерам муниципального или субфедерального долга и объемов расходов на его обслуживание и погашение, максимальный объем заимствования:
max Vз = d Vдбб + Vреф , (2)
где Vдбб – объем доходов бюджета без учета финансовой помощи, Vдбб = (ДБ — ФП),ДБ – доходы бюджета, ФП – финансовая помощь, Vреф — объема рефинансирования,
d = 0.1 для МО и d = 0.15 для СРФ;
а) при отсутствии дефицита в проекте бюджета, т.е. при Деф = 0, максимальный объем заимствования определяется объемом рефинансирования в соответствии с выражением (2):
max Vз = Vреф ;
б) при отсутствии рефинансирования, т.е. при Vреф = 0, выражение (2) упрощается:
max Vз = d Vдбб .
2. Муниципальное образование или субъект РФ могут осуществлять эмиссию облигаций в целях реструктуризации и погашения долга в соответствующих объемах даже при нарушении предельных размеров муниципального или субфедерального долга и объемов расходов на его обслуживание и погашение, если при этом муниципальное образование в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств. В этом случае максимальный объем заимствования
max Vз = Vреф + Vрест ,
где V реф – объем погашаемого долга,
Vрест – объем реструктурируемого долга.
Поправки в Бюджетном кодексе, планируемые в 2007 году, должны изменить параметры в выражении (2).
Экспертная группа «Финансы городов и регионов»
Задача определения оптимального объема эмиссии муниципальных или субфедеральных облигаций, требует определенных навыков. Администрация обычно такими навыками не обладает, им необходима помощь экспертов. Такую помощь может оказать экспертная группа, сформированная в рамках проекта «Финансы городов и регионов» (ФГР) Комитета государственных заимствований города Москвы. Директор проекта «Финансы городов и регионов» — Сергей Глазков — является консультантом председателя Комитета государственных заимствований города Москвы (glazkoff@moscowdebt.ru). В состав группы входят эксперты Фонда «Институт экономики города», представители бирж, депозитариев, агентств регионального развития, инвестиционных и юридических компаний.
Экспертная группа «ФГР» работает с МО и СРФ по следующим направлениям:
1. Комплексная консультационная поддержка региональной и муниципальной администрации в проведении мероприятий для снижения стоимости обслуживания существующего долга, а также финансирования региональной и муниципальной инвестиционной программы.
2. Анализ бюджета с целью определения оптимального объема облигационного заимствования:
· Определение параметров займа: объем займа, прогнозируемая процентная ставка по облигациям, срок заимствования и пр.
· Разработка модели управления долгом и обслуживания займа – выплаты процентов, погашение займов, рефинансирования и пр.
· Помощь в подготовке и регистрации документов для эмиссии МОЗ.
3. Организация размещения облигаций.
4. Планирование использования средств, полученных от размещения облигаций, в инвестиционных проектах.
5. Обучение служащих финансовых и экономический подразделений региональных и муниципальных администраций.
Обучение осуществляется на семинарах «Актуальные вопросы инвестиционно-заемной практики муниципальных образований и субъектов РФ». Программа семинара является модульной и может быть рассчитана на 2 дня и включать следующие вопросы:
1.Источники финансирования инвестиционных потребностей муниципалитетов.
2.Методические рекомендации по разработке программы муниципальных заимствований для финансирования инвестиционной программы МО (кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, кредиты из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, эмиссия муниципальных ценных бумаг, предоставление муниципальных гарантий).
3.Инвестиционно-заемная система муниципального образования.
— связь адресной инвестиционной программы со стратегическим планом, среднесрочным финансовым планом и бюджетом;
— организация взаимодействия подразделений администрации в процессе
— алгоритм принятия решения о привлечении заимствований;
— сравнение кредита с облигациями;
— подготовка обоснования выпуска и срока облигационного займа;
— информационные системы, применяемые при управлении долгом;
— московская заемно-инвестиционная система: краткая характеристика и перспективы развития.
4.Обзор современного российского рынка муниципальных и субфедеральных займов: состояние и основные тенденции развития. Перспективы широкого распространения муниципальных облигационных займов на территории РФ
5.Нормативно-правовая база регулирования заимствований муниципальных образований и СРФ и управления долгом. Современное состояние и пути совершенствования.
6.Планирование объема заимствований муниципальных образований с учетом требований, предъявляемых рынком ценных бумаг и законодательством РФ.
7.Порядок организации облигационного займа и выхода на рынок субфедеральных и муниципальных облигаций (СМО).
8.Инфраструктура рынка СМО.
9.Особенности биржевого и внебиржевого размещения СМО.
В 2006 году экспертная группа выполнила ряд работ в рамках проекта «Перспективы широкого распространения муниципальных облигационных займов на территории РФ » Фонда «Новая ЕВРАЗИЯ» (ФНЕ). Целью проекта является создание условий для привлечения дополнительных средств в бюджет МО для финансирования капитальных расходов, посредством выпуска муниципальных облигационных займов.
В рамках проекта ФНЕ был проведен анализ бюджетов 8 пилотных муниципальных образований: три муниципалитета Республики Удмуртия, три муниципалитета Владимирской области и два муниципалитета Новгородской области. Проведенный анализ позволил создать оригинальную модель оценки муниципальных бюджетов на предмет определения возможностей для выхода на рынок ценных бумаг.
В рамках проекта ФНЕ в 2006 году экспертной группой было разработано пособие «Облигационные займы как инструмент бюджетной и инвестиционной политики муниципальных образований РФ», которое предназначено для представителей финансовых и экономических подразделений администраций МО РФ, а также может быть полезно для администраций субъектов РФ. На базе данного пособия разработана обучающая программа для муниципальных служащих.
По материалам пособия был выпущен тематический сборник в журнале «РЦБ» №1 2007 года «Облигационные займы как инструмент бюджетной и инвестиционной политики муниципальных образований РФ» [1].
На основе разработанного пособия и обучающей программы экспертной группой 29.01.07 г. был проведен семинар в г. Владимире с представителями муниципальной администрации Владимирской области. Семинар показал, что подавляющее большинство принявших участие финансистов муниципальных округов, районов и поселений недостаточно знакомы с МОЗ, но проявляют большой интерес к этому инструменту и желание ознакомиться с методикой.
Дальнейшая деятельность экспертной группы в рамках проекта ФНЕ в 2007 году включает следующие мероприятия:
· проведение конференции в г. Москве на тему «Облигационные займы как инструмент бюджетной и инвестиционной политики муниципальных образований РФ»;
· проведение семинаров на основе пособия и обучающей программы с администрацией муниципалитетов разных регионов РФ с целью отработки модели оказания консультационной поддержки муниципалитетам для выхода на рынок ценных бумаг.
Литература
1. Глазков С. Л., «Планирование объема заимствований муниципальных образований». // Журнал «РЦБ» № 1, 2007 г.
2. Глазков С. Л., «Субфедеральные облигации Российской Федерации как инструмент финансирования региональных инвестиционных программ». // Тезисы Приволжского инвестиционного форума «Инструменты финансового рынка для предприятий: реальный опыт и проблемы», Саратов, 14-15 октября 2004 года.
3. Глазков С.Л. «Детская болезнь» кривизны рынка субфедеральных и муниципальных облигаций РФ». Журнал «РЦБ» № 9, 2005 г.
4. Глазков С. Л., Новая «детская болезнь» рынка субфедеральных и муниципальных облигаций РФ: отставание в развитии». Журнал РЦБ № 9, 2006 г.
Дата размещения 15.03.2010
Источник