Облигация государственного сберегательного займа (ОГСЗ) — государственная ценная бумага на предъявителя, выпускаемая в документарной форме и предоставляющая право владельцу на получение процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигации, и номинальной стоимости при погашении.
Государственный сберегательный заем был выпущен в обращение в августе 1995 г. Объем займа — 10 трлн руб., которые государство намерено было получить до 1998 г., выпустив облигации десятью сериями по 1 трлн руб. каждая. Владельцы облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. имели право обменять эти облигации на облигации нового займа [38].
Эмитент облигаций государственного сберегательного займа — Министерство финансов Российской Федерации. Эмиссия ОГСЗ осуществляется в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 10 августа 1995 г. Общий объем эмиссии ОГСЗ устанавливался Министерством финансов Российской Федерации в пределах лимита государственного внутреннего долга в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Эмиссия ОГСЗ производилась в форме отдельных выпусков.
Облигации государственного сберегательного займа имели документарную форму в виде облигаций на предъявителя с процентным доходом.
Облигации займа были свободны в обращении, их владельцами могли быть как юридические, так и физические лица (резиденты и нерезиденты).
В период выпуска с 27 сентября 1995 г. по 26 сентября 1996 г. облигации имели номинальную стоимость 100 и 500 тыс. руб. «Расчетная» цена облигаций зависела от дня покупки и определялась как сумма номинальной цены и накопленного на день совершения операции купонного дохода. Естественно, что рыночная цена отличалась от расчетной, поскольку на нее воздействовали различные факторы [27].
Министерство финансов Российской Федерации утверждало условия отдельных выпусков ОГСЗ (объем выпуска, срок обращения и дату погашения, номинальную стоимость, размер либо порядок определения купонной ставки, периодичность выплаты процентного дохода, порядок размещения). В период с 1995 по 1998 г. выпущенные ОГСЗ имели срок обращения один или два года, купонный период равнялся трем или шести месяцам, купонная ставка объявлялась за неделю до начала соответствующего купонного периода и приравнивалась к последней официально объявленной купонной ставке облигаций федерального займа с переменным купонным доходом.
Размещение ОГСЗ осуществлялось путем проведения подписки среди профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые затем, на основании договора с Министерством финансов Российской Федерации, продавали приобретенные ОГСЗ на вторичном рынке. Платежный агент по ОГСЗ — Сберегательный банк России. Существенные условия обращения, погашения и выплаты процентного дохода печатались на оборотной стороне бланка ОГСЗ.
На быстро развивающемся рынке ценных бумаг России облигации государственного сберегательного займа как новый вид долгового обязательства были призваны стать дополнительным средством для покрытия растущего дефицита федерального бюджета. Введение «валютного коридора» и стабилизация курса рубля привели к тому, что в условиях роста потребительских цен интерес населения к вложениям в твердую валюту заметно снизился [34].
ОГСЗ давали право их владельцам на получение процентного дохода, который превышал уровень доходности по другим государственным ценным бумагам. Бумажная форма облигаций и их предъявительский характер обуславливали простоту обращения. При этом отсутствовала необходимость регистрировать акт купли-продажи или передачи ценной бумаги. Эти условия делали ОГСЗ привлекательными для физических лиц, которые доверяют осязаемой бумажной форме облигации, а не ее компьютерному аналогу.
Срок размещения ОГСЗ среди юридических и физических лиц был определен в 90 дней, которые исчислялись от даты приобретения облигаций у эмитента. При этом дилер в течение 60 дней от даты приобретения должен был разместить не менее 90% купленных у эмитента ценных бумаг, из них не менее 50% должно было быть реализовано за наличный расчет.
Условия выпуска предусматривали возможность размещения ОГСЗ коммерческими банками и финансовыми организациями, имеющими лицензию на право осуществления операций со средствами населения. При этом Министерству финансов Российской Федерации должно было быть уплачено не менее 10 млрд руб. по номинальной стоимости облигаций с минимальной ценой покупки 98% от этой стоимости. На практике при покупке ОГСЗ преимущество получили те банки и компании, которые могли предложить более высокую цену. Предвидя это, Министерство финансов Российской Федерации ввело максимальный объем покупки облигаций в размере 200 млрд руб. по номинальной стоимости [34].
Первая серия ОГСЗ была размещена успешно, почти весь объем в 1 трлн руб. был выкуплен банками-дилерами по средневзвешенной цене, составившей 98,6% от номинала. Первые торги по облигациям на биржах показали устойчивый рост спроса на эти ценные бумаги.
Вместе с тем, несмотря на введенные ограничения с целью не допустить сосредоточения облигаций сберегательного займа в финансовых компаниях, ОГСЗ стали одним из инструментов, используемых профессионалами финансового рынка.
В начале ноября 1995 г. была выпущена в обращение вторая серия облигационного займа, для повышения привлекательности которой Министерство финансов Российской Федерации установило премию к первоначальной доходности. В результате суммарная доходность первого купона составила 97,12% годовых. Такое решение эмитента можно объяснить двумя причинами. Во-первых, по условиям рынка ценных бумаг России, ОГСЗ являются среднесрочными (срок обращения один год), поэтому требуются стимулы для повышения их привлекательности. Во-вторых, премиальная надбавка свидетельствует о том, что интерес к ОГСЗ не соответствует ожиданиям эмитента. Из 52 заявок, поданных на распространение облигаций второго транша, была отклонена лишь одна. Облигации по номинальной стоимости были распространены на сумму 768,7 млрд руб.
К началу января 1997 г. Министерством финансов Российской Федерации было эмитировано 10 выпусков облигаций на общую сумму 11 трлн руб. по номиналу. В результате реализации ОГСЗ сумма средств, поступивших на счета федерального бюджета, превысила 11,3 трлн руб. Были погашены три выпуска. Платежи по купонному доходу, в том числе плата за обслуживание (2,4%), составили около
5 трлн руб. Общий объем обращающихся на вторичном рынке ОГСЗ на 1 января 1999 г. составлял 15 млрд руб.
Начиная с 1999 г. ОГСЗ стали выводить из обращения, и к концу 2005 г. этот заем был полностью погашен. За весь период обращения доля ОГСЗ в составе внутреннего долга не превышала 4% (см. Приложение А).
Первоначально Министерство финансов Российской Федерации было заинтересовано в использовании ОГСЗ как единственного в то время инструмента привлечения средств мелких инвесторов. Но, несмотря на успех размещения и рыночный механизм ОГСЗ, следует отметить, что структура заключаемых сделок свидетельствовала
06 их краткосрочном спекулятивном характере, поскольку торговали в основном ближайшими к купонному погашению выпусками. К факторам, сдерживающим развитие рынка ОГСЗ, относят также частые выпуски и отсутствие широкой рекламы, недоверие населения к государственным ценным бумагам, низкую рентабельность операций для мелких инвесторов. Помимо этого, и монетарные власти после кризиса 1998 г. утратили интерес к ОГСЗ в силу их недостаточной подконтрольности [27].
- 1. Назовите виды универсальных федеральных займов.
- 2. Расскажите о назначении, выпусках и обращении ГКО.
- 3. Охарактеризуйте выпуски ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФД, ОФЗ-АД.
- 4. Сформулируйте выводы о тенденциях развития и результативности выпусков ГКО-ОФЗ на основе анализа динамики рынка.
- 5. Расскажите о выпуске и основных итогах функционирования золотых сертификатов и облигаций в Российской Федерации.
- 6. Расскажите о Государственном сберегательном займе, его задачах и проблемах доведения облигаций до массового инвестора.
Источник
Одним из механизмов финансового рынка является фондовая составляющая, наполненная ценными бумагами, которые играют роль в обороте госплатежей и мобилизации вложений. Значение рынка ЦБ продолжает возрастать. На этом и появился новый продукт — облигации государственного сберегательного займа, целью которого было стать дополнением к покрытию дефицита федерального бюджета, имеющего тенденцию к росту.
Общие понятия
ОГСЗ – облигация, издаваемая в бумажной форме госвыпуска на предъявителя. Потенциал обладателя был у каждого соискателя, независимо от гражданства и правовой принадлежности, поскольку бонды были свободными в обращении. Как основное свойство – предоставляет право ее обладателю получить доход, который исчисляется в процентном отношении от номинала начальной стоимости и при погашении.
Впервые продукт был выпущен в 1995 г. По намерениям государства до конца 1998 объем полученного займа должен был составить 10 трлн. Предложения издавались сериями по 1 трлн. Держатели внутренней консоли 1992 могли произвести обмен, получив бумаги нового поколения.
Документарный вид издания и его свойство предъявления привносили легкость в пользование. Отсутствовавшая необходимость совершать регистрационные деяния привлекали лиц, привыкших верить реальным документам, но не компьютерным аналогам.
Осуществление эмиссии Минфином России происходит в соответствии с Генеральными условиями и правилами вращения ЦБ. Объем общего размещения был установлен эмитентом в пределах существующей нормы госдолга внутреннего определения и принятого бюджета страны на ближайший период.
Цена бумаги и ее выпуск
Сначала вращения ЦБ их номинальная оценка была 100 и 500 тыс. Цена зависела от периода приобретения и рассчитывалась суммарно от номинала и купонного прироста в день совершения сделки. Из-за влияний внешних факторов, стоимость векселей на рынке разнилась от официальной расчетной.
Эмиссия проводилась среди профучастников фондовых ЦБ. Позже они продавали купленные гособлигации вторичными сделками. Агентом по платежам выступал российский Сбербанк. Процесс оборота и выдачи полученной доходности прописывались на бланке с обратной стороны.
Для определения цены необходимы некоторые расчеты
Срок размещения займа – трехмесячный период. Исчисление происходило от события купли бонда. В двухмесячный период дилер обязывался разместить около 50% приобретенных ЦБ за наличный расчет.
Проведенные торги ОГСЗ указали на существующий на них спрос и первый этап был благополучно освоен по средневзвешенной стоимости, которая составила около 99 % от нарицательной.
Эмиссии последующих годов
В конце 1995 выпускается следующий этап займа. Было предпринято повысить спрос путем установления Минфином премии к первому приросту. По итогам проведенных мероприятий общая доходность уменьшилась до 97%. Объясняется это двумя причинами:
- ОГСЗ разработаны, как среднесрочные ЦБ, поэтому для увеличения престижа требуется стимулирование.
- Интерес к продукту не согласовывался с ожиданиями выпускателя.
К 1997 Минфин Рос Федерации эмитировал еще 10 изданий единым номинальным объемом 11 трлн. Как результат — из погашения трех эмиссий сумма в госбюджете, приблизилась к 11,3 трлн. руб. К 1999 общий объем сбероблигаций составил 15 млрд. С этого года продукт изымается из циркуляции. К 2006 г. предложения аннулированы полностью.
Перелом экономики 1998 привел к утрате в этих оборотах из-за отсутствия достаточного контроля над процессом. На 2016 год приходится информационный всплеск о способах поиска государством средств пополнения госбюджета. Издание гособлигаций находилось в числе названных способов. В апреле 2017 был анонсирован выход ОФЗ.
За существующий период эмиссии гособлигаций, их доля в составе госдолга внутри страны не была превышена 4% порога
Особенности
Опыт большинства экономически развитых стран выработал аксиому — государство не способно стать профессиональным предпринимателем. От страны невозможно ждать выпуска акций, с участием инвесторов в приросте казначейства или распорядительных бумаг, которые предоставляют определенные единицы в оборот или на сохранение. Но оно всегда находится в корреляции от бизнесменов, поэтому особенностью гос. ЦБ является:
- Эмиссия только долговых денежных предложений.
- Выпуск краткосрочных обязательств.
- Реализация продукта с дисконтом.
Следует отнести к особенностям и алгоритм поведения финансистов в отношении популярных у населения консолей 1982 г. Вопрос этих облигаций СССР актуален по нынешнее время. В 1992 было инициировано мероприятие по их скупке по курсу 160:100 за ЦБ. Можно было получить нал, или обменять гособлигацию на ЦБ текущего года. Граждане, сменившие консоль, сдали продукт не позднее конца 2005 г. В 1998 г. соотношение скупки — 1000:1. С 2006 г. возврат вложений невозможен.
Законодательное регулирование
Обязанность по эмиссии и обороту консоли госзаймов возложена на Минфин, но для упорядочивания действий введена нормативная координация процесса:
- Юридические аспекты рынка ЦБ и особенности вращения гособлигаций сосредоточены в ФЗ, датированных 1993 г.
- Сроки хождения консолей утверждены Постановлением СовМина РФ того же периода.
- Переход привлечения вкладов населения в активную фазу осуществлен Правительственным Постановлением 1995 г.
- Нововведения осуществлялись регламентным Распоряжением 1998г.
- Урегулирование ситуации с внутренней задолженностью валютного содержания происходило с применением президентского указа 1992 г.
Оборот ценных бумаг происходит в соответствии с законодательством
Поскольку на государство возложена политическая важность за обеспечение легитимности рынка облигаций, свою функцию урегулирования оно производит посредством использования законодательных методов прямого влияния на функционирование процесса, а также косвенного воздействия на биржевые ситуации.
Перспектива
Существующие государственные проблемы раннего периода отошли, и в настоящем в платежеспособности Минфина сомнений нет. Конечно, существуют опасения в вопросе введения запретов, направленных против отечественного госдолга, что определенным образом повлияет на инвестиционных держателей консоли ФЗ.
Официальная статистика озвучивает цифру 32% обладания гособлигациями нерезидентами страны. В случае запрета США, направленного на своих граждан и юрлиц в покупке российских консолей, естественным моментом будет распродажа этих продуктов, что повлечет спад ОФЗ.
Но прецедент, произошедший текущей весной, показал, что на фоне иностранных нападок вкладчики сдали на 100 млрд. руб. наших ОФЗ. Отечественные банки и ПИФы оперативно выкупили эти обязательства.
Кратковременное понижение номинала повысило их доходность. Владеть продуктом стало прибыльнее. Дефолт по таким бондам маловероятен, даже при санкционных действиях. Подкрепляется это тем, что Россия владеет значительным национальным фондом золота. Экономические индексы текущего момента значительно устойчивее.
Определяя перспективу можно рассмотреть безопасность ОФЗ. Наделены этим качеством предложения, которые работают на обладателя до даты их погашения. В обратном случае — при спаде цены, существует риск реализовать бонды по меньшей стоимости, чем купили. Возникнет ущерб.
Через несколько лет можно будет оценить грамотность шагов Минфина в вопросе возобновления ОГСЗ и трансформации их в ОФЗ. Каждый продукт имеет свои нюансы и требует взвешенного подхода к работе с ним.
Из видео можно узнать, что собою представляют облигации федерального займа:
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:
Бесплатная консультация с юристом
Заказать обратный звонок
Все ещё остались вопросы?
Позвоните по номеру +7 (499) 938 50 41 и наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы
Источник
Долговые ценные бумаги, эмитируемые государством для привлечения инвесторов из числа населения страны.
Они дают владельцу возможность получать доход двух видов: в форме процентов, начисляемых на их номинальную стоимость, и разницы между ценой продажи и изначального приобретения.
История появления и особенности
В сентябре 1995 года был принят указ Президента РФ № 836, положивший начало развитию нового финансового инструмента на российском рынке — ОГСЗ. Эти долговые ценные бумаги были выпущены с целью получения денег в долг от населения и бизнеса для покрытия дефицита государственного бюджета.
ОГСЗ получили популярность благодаря тому, что были выпущены в документарной форме: это вызывало доверие. Бумаги были предъявительскими, т.е. процентный доход выплачивался любому гражданину, который предъявлял облигацию банку или иному платежному агенту. Сделки купли-продажи не требовали регистрации.
Обращение ОГСЗ регулируется постановлением Кабмина № 379 и приказом Министерства финансов № 45н. Оба нормативных документа действуют с 2001 года. Согласно их положениям, выпуск ценных бумаг — сфера ведения Минфина. Период обращения облигаций — от трех до пяти лет.
Размещение ОГСЗ проходит в два этапа:
- проведение аукциона, в ходе которого выбираются посредники для реализации ценных бумаг;
- заключение договоров купли-продажи с выбранными организациями.
ОГСЗ вправе приобретать российские и иностранные граждане и компании. Для совершения сделки они обращаются к платежным агентам, в роли которых часто выступают банки, например, Сбербанк.
Преимущества и недостатки
Особенность ОГСЗ — этот инвестиционный инструмент предназначен для распространения среди населения. Их проще приобрести, чем обычные облигации. Для совершения сделки достаточно обратиться в отделение банка. Совершая покупку, гражданин или организация по сути дают деньги в долг государству, которое направляет их на решение актуальных экономических и социальных задач.
Преимущества ОГСЗ перед другими видами ценных бумаг:
- минимальные риски — гарантом возврата вложенных средств выступает государство;
- высокая доходность, которая варьируется на уровне 6-8% годовых;
- рост дохода по мере увеличения сроков владения ценной бумагой;
- возможность досрочного возврата вложенных средств. Согласно действующим правилам, вкладчик может продать ОГСЗ после года владения без потери процентных выплат. Если он реализует ценную бумагу до истечения срока, проценты не будут выплачены;
- небольшой порог входа. Для покупки ОГСЗ в Сбербанке требуется не менее 30 000 рублей, это доступно людям со средним уровнем дохода;
- Возможность получения прибыли от разницы между стоимостью продажи и покупки: финансовые инструменты постоянно растут в цене;
- возможность передать облигации по наследству.
Среди недостатков ОГСЗ выделяют невозможность свободного обращения облигаций, так как по законодательству сделки с ценными бумагами осуществляются при посредничестве платежных агентов. С 1998 года начался «кризис доверия» к ОГСЗ, интерес населения к этому финансовому инструменту значительно упал после дефолта. Считается, что низкая популярность облигаций связана с невысокой рентабельностью.
Источник