В Самаре стартовали продажи облигаций «Народного» займа. Областное правительство и застройщик планируют направить привлечённые средства на реновацию исторического центра Самары: реконструкцию памятников и возведение жилых комплексов. Первым покупателем облигаций, гарантирующих 13-процентный годовой доход, стал губернатор области Николай Меркушкин. Он же и предложил идею «Народных» займов, с помощью которых в дальнейшем можно будет развивать не только Самарскую область, но и всю страну.
исторический центр Самары. Фото vkonline.ru
Продажа государственных облигаций началась в Самаре 6 сентября. 8 сентября в областном правительстве прошла презентация проекта. За счёт продаж облигаций местное правительство хочет провести реновацию исторического центра Самары. В рамках проекта под названием «Пять кварталов», придуманного в 2014 году, власти города планируют провести застройку исторического центра.
Как сообщал региональный минстрой, в центре Самары по проекту должны возвести 278,5 тысяч квадратных метров недвижимости, в том числе 193,5 тысяч квадратных метров жилья, а также благоустроить территорию, организовать «знаковые места» и отреставрировать 38 памятников исторического и культурного наследия. На проект планируется потратить 25 миллиардов рублей, привлечённых из бюджетных и внебюджетных источников.
территория застройки
Народные деньги
Что касается внебюджетных источников, одним из них и является проект «Народного» займа.
Как рассказал исполнительный директор Самарского областного Фонда жилья и ипотеки (СОФЖИ) Реналь Мязитов, который является застройщиком «Пяти кварталов», участие населения в облигационном займе поможет самарцам быть уверенными в прозрачности схем развития города.
Людям предлагается вложить сбережения в государственные облигации номиналом в 60 тысяч рублей каждая на три года, под 13% годовых. В итоге держатель облигации сможет получить прибыль в размере 39% за весь срок размещения, обещают в областном правительстве.
При этом деньги можно будет вывести и досрочно, но, соответственно, процент по вкладу уменьшится.
Эмитентом (органом, выпускающим ценные бумаги) выступила «дочка» СОФЖИ, компания «Технологии строительства СОФЖИ». Партнёром проекта стал «Газбанк». Первым облигации приобрёл губернатор Николай Меркушкин. По словам представителей власти, в настоящий момент удалось реализовать более 65 облигаций. Их приобрели неназванные частные лица, но, по словам правительства, вложить деньги в областные ценные бумаги подумывают и некоторые местные организации. Подобный проект стал первым в России.
Как пришла идея
Идею «Народного» займа в 2015 году предложил губернатор области Николай Меркушкин. Он поручил разработать механизм выпуска облигаций для населения, отметив, что объёмы депозитов в региональных банках составляют 660 миллиардов рублей, то есть примерно пять годовых бюджетов области. И вместо того, чтобы отдавать деньги банкам, граждане могли бы вкладывать их под процент в развитие региона.
Для всех стран, совершивших скачок в развитии, именно внутренние накопления стали главным драйвером экономики. Например, в Египте полтора года назад правительство за восемь дней по подписке собрало средства на строительство второй очереди Суэцкого канала. За 13 месяцев канал был построен, и в сентябре 2015 года введен в эксплуатацию… Такие же механизмы развития должны использовать и мы. Внутренний ресурс может стать в ближайшие годы единственным механизмом развития страны.
Николай Меркушкин, губернатор Самарской области
Глава региона пообещал, что вложенные деньги обязательно будут возвращены населению, так как инвестировать их будут только в окупаемые проекты, «под 100-процентную гарантию, что люди эти деньги никогда не потеряют».
Они обязательно вернутся к ним, с процентами, с купонами. И если бы мы на это пошли, на счетах-то у нас больше всех в стране, и даже 5 процентов перешло бы на другие счета, мы бы сделали великое дело. Великое дело, которое бы запомнилось на сотни лет. Здесь элита. Я попросил бы каждого подумать. Насколько мы патриоты.
Николай Меркушкин, глава Самарской области
Помимо финансовых прогнозов, в недавнее время Николай Меркушкин сделал ещё ряд громких заявлений, растиражированных СМИ. 19 августа губернатор Самары пообещал никогда не выплатить долги по зарплате возмущённой работнице «АвтоВАЗа», которая разговаривала с ним в неуважительном тоне.
25 августа Меркушкин на встрече с жителями региона после возникшей полемики с одной из участниц встречи заявил, что люди «сами сделали так, чтобы для народа мы (власть) ничего не сделали».
Трудности и гарантии
Первая трудность, с которой столкнулся застройщик в проекте «Пять кварталов» – расселение граждан, которые живут в границах проекта. Как рассказал генеральный директор СОФЖИ, исполнительный директор «Технологии строительства СОФЖИ» Реналь Мязитов, любая компания, которая пытается реализовать проект в историческом центре, сталкивается с рядом сложностей, а переселение граждан – затратный и трудоёмкий процесс. На первых этапах проекта часть денег на реализацию была выделена из городского и областного бюджета.
Процедура переселения до конца не отработана во многих регионах, мы изучили опыт субъектов РФ и выбрали механизм, при котором учитываем социокультурные связи жителей квартала. Важно было предложить жильё по подходящей цене и недалеко от того места, где они ранее проживали.
Реналь Мязитов, исполнительный директор «Технологии строительства СОФЖИ»
визуализация проекта «Пять кварталов»
Правительству области было предложено привлечь деньги населения за счёт выпуска ценных бумаг. По словам Мязитова, 85% жителей квартала, в котором планируется первая очередь застройки, уже расселены, а привлечённые за счёт населения средства помогут преодолеть другую затратную стадию —проведение проектных работ в части подведения инженерных коммуникаций.
Что касается гарантий для людей, пожелавших вложить деньги в облигации, то непредвиденных ситуаций, по словам правительства, быть не должно. Как рассказала замминистра управления финансами Самарской области Елена Зябкина, проект «Пять кварталов» разрабатывался ещё до того, как пришла идея «Народного» займа. Поэтому областное правительство предоставило застройщику не только деньги, но и имущество региона, входящее в залоговый фонд, для обеспечения ценных бумаг. Возвращать деньги и проценты инвесторам планируется за счёт продажи возведённой в рамках реновации недвижимости. Кроме того, предусмотрена финансовая поддержка эмитента со стороны властей.
В случае форс-мажора поддержка из областного бюджета предусмотрена, но мы изучали экономику проекта и финансовое состояние эмитента. Мы уверены, что эти меры не понадобятся. С учётом ставки этот проект рентабельный и для населения, и для самого эмитента.
Елена Зябкина, замминистра управления финансами Самарской области
Планы
Как рассказали в областном правительстве, на данном этапе проект – пилотный. Пока предусматривается выпуск 8500 облигаций на общую сумму эмиссии 510 миллионов рублей. Полученные средства пойдут на реновацию исторической части города, но планы на будущее гораздо масштабнее.
По словам губернатора Николая Меркушкина, готовится основной проект облигационного займа, который будет в десятки раз больше, чем первая эмиссия. С его помощью власть хочет привлечь народные средства на «решения самого широкого спектра проблем, которые есть в Самарской области». Глава региона отметил, что речь может идти о «строительстве новых предприятий и создании новых рабочих мест, реализации различных инвестиционных проектов, реконструкции объектов сферы ЖКХ, о дорожном строительстве».
Исторический опыт облигаций
Кадр из фильма 12 стульев. Сцена на агитпароходе, идущим с пропагандой государственного займа
Первые внутренние государственные займы появились в России в 1809 году и использовались правительством для финансирования хронического бюджетного дефицита. Займы от населения сыграли важную роль в развитии экономики, однако после 1917 года все операции с ценными бумагами на территории РСФСР были прекращены, а акции и облигации промышленных, транспортных и других компаний утратили юридическую силу.
В 20-е годы государство вновь выпустило облигации для попытки привлечь народные деньги в экономику, разрушенную после Гражданской войны. Тогда правительство страны не смогло получить крупные внешние займы и решило перейти к схеме займов от населения.
В сталинские времена подписка на облигации была принудительной. Их выдавали вместо части зарплаты. После денежной реформы 1947 года ранее выпущенные займы (за исключением Второго государственного займа восстановления и развития народного хозяйства) были конвертированы и обменивались на один новый заём в соотношении 3 к 1, а свободно обращавшийся заём 1938 года — в соотношении 5:1.
Начиная с 1949 года ежегодно выпускался один государственный заём. К 1957 году общая сумма действующих займов превысила 300 миллиардов рублей а сумма выплачиваемых выигрышей (облигация, возвращаемая с процентами, а не по номиналу, по сути — лотерея), возросла до размеров, сделавших дальнейший выпуск займов невыгодным для государственного бюджета. Поэтому в 1957 году выпуск новых займов по подписке был прекращён и одновременно приостановлены все операции по ранее выпущенным займам на 20 лет.
В 1966 и 1982 годах в СССР выпускались облигации для свободного обращения. В 2013 году Минфин России заморозил выплаты по ним.
В 1993 году в России вновь были выпущены краткосрочные бескупонные облигации, рынок которых, по сути, представлял собой государственную финансовую пирамиду.
В 2015 году Министерство финансов заявило, что с 2016 года россиянам будет так же просто вложить деньги в облигации федерального займа, как открыть вклад в банке.
В настоящий момент региональные облигации для населения выпускаются в Томской области. Именно её приводят в пример в Самаре, рассказывая о «Народном» займе на застройку центра города. Там ценные бумаги для населения запустили в оборот в 2002 году, чтобы покрыть дефицит регионального бюджета.
Источник
«Газбанк» вернул в «Технологии строительства СОФЖИ» почти все выкупленные ценные бумаги региона
Выпуск облигаций «Народного займа» — пожалуй, один из самых громких проектов 2016 года в Самарской области. Напомним, губернатор Николай Меркушкин посетовал на то, что самарцы держат на банковских счетах внушительные суммы (по данным ЦБ это 509 млрд рублей — это несколько консолидированных годовых бюджетов Самарской области), и поручил разработать механизмы, которые могли бы привлечь эти средства для работы на благо региональной экономики.
По аналогии с советскими ценными бумагами был разработан проект выпуска областных облигаций, получивший громкое название «Народный займ Самарской области». Всего предполагался выпуск 8,5 тысяч облигаций на общую сумму в 510 млн рублей, заявлялось, что деньги направят на реновацию исторического центра Самары, с этого же проекта держатели облигаций должны были получать доход. Первые три ценные бумаги торжественно приобрел губернатор. Однако дальше проект застопорился — за первый месяц было продано всего лишь 345 облигаций на сумму 20,7 млн. рублей — всего 4% от заявленных 8500 штук.
Дорогое удовольствие
Действительно, население особенного интереса к облигациям не проявляло. Возможно, сказался негативный опыт вложения средств в различного рода акции в начале 90-х, возможно — нежелание вкладывать свои кровные в мифическое развитие областной экономики, возможно- немаленький ценник вложений (стоимость одной облигации составила 60 тысяч рублей- для среднестатистического пенсионера или бюджетника, мягко говоря, многовато), возможно — какие-то другие причины, но факт — налицо. Но зато интерес к проекту проявили банкиры. Еще осенью внушительный пакет в 5 тысяч облигаций в две сделки выкупил один из крупнейших тольяттинских банков. Дальше — больше. Поскольку желающих приобрести облигации среди населения было катастрофически мало (по данным СОФЖИ на конец ноября физическими лицами было выкуплено всего 880 облигаций из 8500, а свободный объем к размещению составлял 2620 ценных бумаг), региональным властям пришлось пойти по проторенному пути и искать покупателей среди игроков областного банковского рынка, для которых участие в облигационном займе могло отчасти служить своеобразной дополнительной гарантией неприкосновенности в неспокойное для банковской системы время. 16 января последний пакет облигаций займа, все больше перестающего быть народным, выкупил АКБ «Газбанк». Он, кстати, изначально выступил партнером проекта и должен был обеспечивать непосредственный выпуск облигаций. В общей сложности Газбанк заключил 6 сделок, в результате которых приобрел 1995 облигаций на сумму 119,7 миллионов рублей. Эта мера позволила руководству СОФЖИ уже в январе громко рапортовать о том, что «Народный займ» близится к завершению, и инициатива губернатора реализована вполне удачно…..
Бегут с корабля?
Изначально руководство ОО «Технологии строительства СОФЖИ» заявляло о том, что при желании владельцы облигаций смогут вернуть ценные бумаги обратно. Датой, с которой это становилось возможным, было определено 10 марта. Руководство эмитента даже направило всем облигационерам информационные письма с соответствующими разъяснениями.
— С10 марта 2017 г. любой владелец облигаций может обратиться к эмитенту и предъявить свои облигации для выкупа. Однако это совсем необязательно делать: ведь в таком случае облигационер утратит возможность получать с облигаций стабильный доход — 13% годовых, — сообщал генеральный директор «Технологий строительства СОФЖИ» Реналь Мязитов. — Обратный выкуп облигаций позволит создать вторичный рынок облигаций, так как, по условиям эмиссионных документов, эмитент вправе выкупленные облигации вновь запустить в реализацию.
Вероятно, предполагалось, что вернуть облигации по каким-то личным причинам захотят один-два десятка частных лиц. Однако первым вернуть ценные бумаги захотел Газбанк. 20 марта на портале раскрытия информации было опубликовано официальное сообщение о том, что Газбанк продал обратно ООО «Технологии строительства СОФЖИ» 1 871 из 1995 купленных ранее облигаций. Сумма сделки составила 113,4 млн рублей. Причем по всей вероятности за менее чем два месяца владения облигациями банкиры успели еще и получить с них купонный доход — выплаты держателям ценных бумаг производились регулярно. Кому теперь будут пытаться продать облигации «Народного займа» и где брать более 100 млн, по сути изъятые из инвестпроекта по реновации исторического центра — пока открытый вопрос.
«МК-Поволжье» направил официальный запрос в СОФЖИ с просьбой прокомментировать вопрос финансирования проекта «Пять кварталов», объяснить, чем вызван возврат облигаций, а также, как это повлияет на ход реализации проекта. На момент публикации ответа не последовало. Наше издание будет следить за развитием событий.
Источник
В Самаре досрочно сворачивают амбициозный финансовый проект экс-губернатора Николая Меркушкина
Проект «Пять кварталов» собирались построить на народные деньги. Но не смогли
Изменить размер текста:
Средства «Народного займа» в Самаре так и не смогли потратить с пользой. Недавно на официальном сайте финансовой информации появилась новость о том, что до 6 февраля все владельцы облигаций народного займа должны вернуть бумаги эмитенту. И получить обратно вложенные деньги: номинальную стоимость, за которую бумаги были куплены, и доход: 13% годовых, за все время владения бумагами. Возвращают облигации досрочно: с самого начала гасить их планировали только в третьем квартале 2019 года.
— Мы выкупаем все облигационные займы досрочно, поскольку привлечение средств облигационным займом через СОФЖИ обходится дороже, чем кредитование в банке, — подтвердил и объяснил информацию губернатор Самарской области Дмитрий Азаров на встрече с дольщиками.
Что же случилось? Почему народные деньги, на которые должны были буквально преобразить исторический центр Самары, так и не нашли, куда потратить? «Комсомольская правда – Самара» разбиралась в этом вопросе вместе с экспертами
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Первый облигационный заем Самарской области с помпой запустили в августе 2016 года. Его главным инициатором стал бывший губернатор Николай Меркушкин, а выпуском ценных бумаг на 510 млн рублей занялось ООО «Технологии строительства СОФЖИ». Облигации выпускались под конкретную задачу: привлечение средств для финансирования крупного проекта реновации центра города «Пять кварталов». В границах улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Ленинской, Садовой и Льва Толстого должны были появиться 140 тыс. кв. м жилья. Создатели проекта особенно подчеркивали идею: создать новую концепцию старого центра, привести сюда предпринимателей, разместить в памятниках архитектуры магазины и рестораны, а жителям построить тут же, где они привыкли жить, новые дома. Общая стоимость проекта — 25 млрд рублей. Поборников старины и охранной зоны исторической застройки успокаивали тем, что памятники архитектуры в «Пяти кварталах» не тронут, а напротив, приведут в божеский вид.
Николай Меркушкин был идейным вдохновителем «Народного займа»
Эта концепция изначально была довольно спорной, находила как сторонников, так и противников. Но сейчас интереснее денежные вопросы. А планы утогдашнего правительства региона были амбициозные. Жители Самары снова услышали забытые когда-то слова: займы, облигации.
— За счет займа можно строить наукоград «Гагарин-центр» или завершить строительство Сергиевской птицефабрики, — рапортовал в 2016 году Николай Меркушкин. И рисовал яркие перспективы того, как на народные деньги будет отстраиваться и меняться Самара. А народ, вложившийся в эти перемены, будет получать доход больше, чем на банковских вкладах. К слову, «Гагарин-центр» преемник Меркушкина недавно свернул, объяснив это тем, что до сих пор у проекта нет внятной концепции.
— Все пока только на бумаге. Все знают, что должен быть «Гагарин-центр», а кроме названия нет ничего, — отметил на встрече с редакторами региональных СМИ врио губернатора Дмитрий Азаров.
ПОЧЕМУ НЕ ВЫШЛО?
Уже осенью 2016 года стало очевидно, что заем скорее не «народный», а банковский. Облигации стоимостью 60 тыс. рублей за штуку самарцы раскупать не спешили.
— Средства привлекались по высокой даже для того времени ставке (13% годовых), — говорит Илья Липкинд, директор информационного агентства «Саминвестор». — При таких условиях эмитенту гораздо выгоднее досрочно погасить свои облигации. Кроме того, «народными» эти облигации так и не стали — около 80% займа в конечном итоге выкупили банки, через которые шло размещение.
К началу 2017 года из 8500 облигаций Самарской области около 7000 оказались у «Тольяттихимбанка» и «Газбанка». А уже к лету часть выпуска ООО «Технологии строительства СОФЖИ» выкупило обратно.
Но все-таки главной причиной столь быстрого сворачивания «народного займа» стала пробуксовка проекта «Пять кварталов».
Дело в том, что строительный регламент застройки Самары предусматривает ограничение этажности и строительных работ вблизи с объектами культурного наследия. Противоречие между желанием предыдущей администрации области превратить центр Самары в «манхеттен» и градостроительными нормами было очевидно.
— Можно предположить, что девелоперский проект будет реализовываться, но за счет других источников финансирования, — замечает независимый эксперт рынка недвижимости, кандидат экономических наук Александр Дербусалиев. — Данная локация имеет стабильный спрос на недвижимость по премиальным ценам, но если рынку предложить слишком много квартир (большинство которых покупалось бы для собственного проживания, а не в качестве инвестиций) и показать, какое неимоверное число высотных домов там будет строиться, то можно попросту лишиться покупательского интереса.
Другая проблема этих кварталов – это расселение жильцов деревянного фонда. Собственники жилья, попадающего под снос, в большинстве своем не против этого, но вот дождаться предложений о новых квартирах не могут – начало работ на участке планировалось на лето 2017 года, но они так и не начались.
— Мы только подготовили исследования и предложения по сохранению ценных объектов, есть представление, что и как нужно сохранять, — рассказал Игорь Галахов, директор архитектурного бюро «Рекон», участвовавшего в разработке проекта. — Есть варианты реставрации и обновления застройки кварталов с учетом их комплексного сохранения.
Но что делать с этими предложениями, видимо, неизвестно. Будущее проекта реновации туманно, ведь его главные инициаторы уже не принимают решений. Напомним, в сентябре 2017 года пост губернатора Самарской области покинул Николай Меркушкин. В том же месяце директор СОФЖИ Реналь Мязитов лишился своей должности, а позже попал в поле зрения правоохранителей, расследовавших дело о теневой добыче песка. Но одно точно – первый облигационный выпуск Самарской области поставленных целей не достиг. Будут ли под этот проект брать кредит у банков и главное – смогут ли обосновать причины для такого займа – пока вопрос.
ИСТОЧНИК KP.RU
Источник