Муниципальный заем — определенный вид финансовых взаимоотношений, где муниципальные формирования являются заемщиками (должниками) или кредиторами, выступают в роли гаранта или принципиала (лица, которому предоставляют заем). Второй стороной сделки при этом могут быть резиденты или нерезиденты государств, предприятия или физические лица, государственные или муниципальные формирования, международные предприятия или страны.
Муниципальный заем с экономической позиции — совокупность взаимоотношений в экономической сфере по привлечению страной свободных средств от инвесторов (других государств, иностранных компаний, юридических и физических лиц).
Муниципальный заем с юридической позиции — одно из ответвлений финансового права, то есть группа норм, выступающих в роли регулятора финансовых взаимоотношений. Последние складываются в процессе привлечения страной и муниципальными формированиями свободных средств от различных категорий инвесторов на основании возмездности займа, срочности выплат, добровольности его предоставления и возвратности в определенные сроки. Основная цель — покрытие дефицита в финансовых средствах, оптимизация процесса валютного обращения и так далее.
Муниципальный заем: особенности, стороны, формы
Муниципальное кредитование — та форма заимствования, где обязательным участником сделки является муниципальная структура. Как правило, она должна выступать в качестве одной из сторон соглашения. Муниципальные формирования несут на себе важные задачи общественного характера, поэтому в случае невыполнения обязательств или несвоевременных выплатах по займу на них не накладывается никаких принудительных мер.
Интересен тот факт, что во времена СССР все взаимоотношения внутри государства касательно кредитования имели принудительный (конфискационный) характер. По сути, государственные бюджетные средства размещались принудительно и могли быть списаны в любой момент по решению уполномоченных властных структур. Подобные методы заимствования работают в ряде стран мира и сегодня.
На современном этапе в РФ сделан упор на принципы равноправия сторон как с позиции государственных, так и со стороны муниципальных формирований. Как следствие, займы муниципального и государственного характера могут размещаться только на добровольных началах по желанию кредитора.
Более сбалансированной стала и система возврата средств. Так, в случае отказа от исполнения или несвоевременного выполнения обязательств по долгу со стороны заемщика (должника) кредитодатель (лицо, предоставившее заем) может обратить в суд и взыскать свои средства из государственного или муниципального бюджета. Одновременно с этим все муниципальные и государственные формирования отвечают по предоставленным другой стороне сделки обязательствам личной собственностью (имуществом).
В муниципальном кредитовании есть две основные стороны сделки:
— заемщик средств. Данная сторона является пассивной, то есть выступает в роли получателя денег (должника);
— правительство. Особенность этой стороны — возможность не только получать, но и предоставлять средства в долг.
Муниципальный заем может принимать три основные формы взаимодействия:
1. Активную. В этом случае в роли кредитодателя выступает правительственная структура, которая предоставляет средства какой-то определенной группе субъектов. Эти положения хорошо расписаны в Экономическом Кодексе, статье 69. Как правило, муниципальный заем может предоставляться другим странам, интернациональным структурам и прочим нерезидентам страны. Предоставление осуществляется через Правительство государства, а окончательное решение принимает глава страны.
2. Пассивную. Здесь правительственные структуры принимают другую сторону — заемщика. В роли второй стороны могут выступать различные кредитодатели (физ- и юрлица, другие государства, международные компании и так далее). Основная цель муниципального займа при такой форме взаимодействия — покрытия дефицита бюджетных средств, а также налаживание процесса валютного обращения.
3. Гарантия. Есть и третья форма, когда муниципальные органы власти берут на себя функции гаранта. В этом случае гарантия — это документ, который выступает в роли обеспечения исполнения тех или иных обязательств. В документе прописано, что одна из сторон сделки (гарант) соглашается нести ответственность (полную или частичную) по обязательствам другой стороны (принципиала) при неисполнении последним своих обязательств перед кредиторами.
Таким образом, в правоотношениях по муниципальному займу принимают участие:
— кредитор берет на себя обязательство использовать деньги по целевому назначению;
— кредитополучатель (заемщик) путем предоставления средств осуществляет аккумулирование собственных ресурсов;
— гарант обязуется выступать в роли стороны, которая при любом развитии событий обеспечит своевременный возврат средств.
Муниципальный заем: формы, виды взаимоотношений, принципы, функции
В последние годы муниципальный заем — весьма востребованная услуга, которая по-разному интерпретируется с позиции правовых отношений:
1. Муниципальный заем выступает в качестве института ФП. В этом случае главная цель кредитования — финансирование дефицита бюджетных средств. Обязательной (неотклонимой) стороной сделки является уполномоченное лицо (орган) или правительство.
2. Муниципальный заем выступает в роли полного правового института. Здесь договор муниципального кредита отличается смешанными правовыми нормами. Это проявляется в виде диспозитивности, когда решение принимает заимодатель, или императивности регулирования взаимоотношений.
3. Муниципальный заем — основной институт ГП, то есть он находится под юрисдикцией законодательных норм, а именно 42-й главы ГК и 769-й статьи ГК.
4. Муниципальный заем — институт (ответвление) экономного права. Многие специалисты склонны к позиции, что такой вид кредита — один из институтов экономного права. Объясняется это тем, что все процессы такого займа обусловлены одним порядком применения экономных средств.
Как и у любой другой формы заимствования, муниципальное кредитование имеет свои принципы. К ним можно отнести:
1. Принцип возвратности. Суть — своевременное покрытие своих долгов (средств), полученных от займодателя. При этом деньги должны быть возвращены после завершения процесса их использования кредитополучателем.
2. Принцип платности. Заемщик берет на себя обязательства вернуть все деньги, которые были предоставлены, а также передать полный объем начисленных за период действия услуги процентов.
3. Принцип добровольности. Получение или предоставление займа муниципального характера — это не обязательство. Все стороны сделки сотрудничают на добровольной основе.
4. Принцип срочности. Кредитные средства (долги) должны быть переданы кредитодателю точно в сроки, прописанные в договоре (соглашении) сторон.
5. Принцип целевой направленности. В случае с муниципальным займом, как правило, средства берутся на решение конкретных задач. При этом кредитор может держать под контролем факт их целевого применения.
6. Принцип обеспеченности. Кредитор может рассчитывать на защиту в случаях, когда заемщик не способен или не желает выполнять взятые на свои плечи обязательства.
Муниципальный заем выдается на следующие периоды:
1. Краткосрочная форма кредитования — до 12 месяцев.
2. Среднесрочная форма кредитования — от 12 до 60 месяцев.
3. Долгосрочная форма кредитования — от 60 месяцев и более. Максимальный срок для муниципального займа — 30 лет.
Муниципальное кредитование осуществляется в нескольких формах — денежной (выдается наличным), товарной (работы, услуги), смешанной (наличность и товары).
Муниципальное заимствование может быть двух видов:
1. Санкционированным, когда долги формируются по решению муниципальных органов.
2. Несанкционированным, когда задолженность появляется после неисполнения муниципальными органами взятых на себя обязательств.
Муниципальный заем, как одна из наиболее популярных форм кредитования, выполняет такие функции:
1. Распределительную. Полученные путем сбора налогов средства могут быть направлены на предоставление различного рода займов. Кроме этого, муниципалитет может переводить деньги из потребительского фонда в накопительный, а также выступать в роли получателя средств для их дальнейшего направления в сферы с наибольшим дефицитом.
2. Регулирующую. Муниципалитет имеет возможность оказывать влияние на величину процентной ставки и объем заимствования путем проведения сделок на рынке капитала. Данная функция также подразумевает распределение кредитных денег между разными отраслями.
3. Стимулирующую. Муниципальные органы путем оформления займа или предоставления инвестиций могут стимулировать рост того или иного региона.
4. Контрольную. По объему и цене привлеченных средств государство может судить об эффективности своей политики.
Источник
Органы государственной власти, расположенные в конкретных субъектах Российской Федерации обязаны вести самостоятельную экономическую политику, направленную на обеспечение нормального уровня жизни населения в регионе и на свое самообеспечение.
В связи с постоянной нехваткой средств и дефицитом бюджета все чаще возникают вопросы, связанные с привлечением капиталов. Одним из способов пополнения регионального бюджета являются муниципальные займы.
Что это такое
Муниципальные займы как инструмент инвестиционной политики представляют собой способ привлечения заемных средств, которые впоследствии будут направлены в местный бюджет, внебюджетный фонд или на определенные ранее цели (например, строительство автодороги).
Муниципальные займы могут быть в форме:
- эмиссии ценных бумаг;
- ссуды.
Денежные средства привлекаются путем выпуска ценных бумаг, которые впоследствии распространяются среди физических и юридических лиц. Наиболее предпочтительной формой ценных бумаг считаются облигации.
Облигация – это разновидность ценной бумаги, в которой закреплено право держателя (владельца облигации или в данном случае займодавца) получить в указанный срок всю номинальную стоимость бумаги и зафиксированный при эмиссии (выпуске) процент.
Другим видом муниципального займа является ссуда. Как правило, ссуда берется местными органами управления в одном из крупнейших банков своего региона.
Однако за пользование ссудой банками начисляются большие проценты. С точки зрения экономии на оформление и обслуживание, муниципальные займы выгоднее получать путем выпуска облигаций.
Основные цели муниципального заимствования определяются как:
- увеличение бюджетных средств;
- погашение обязательств по ранее полученным займам;
- сглаживание сильных колебаний бюджетных средств, вызванных сезонными поступлениями налогов;
- финансирование разработанных местными властями программ;
- поддержка предприятий, имеющих большое значение для развития и жизнедеятельности региона.
Кто является заимодавцем
Займодавец – это лицо, представляющее заемщику определенную сумму денежных средств на оговоренных ранее условиях.
В качестве займодавца муниципального займа могут выступать:
- физические лица;
- юридические лица;
- коммерческие организации.
Причем абсолютно неважно является ли то или иное лицо резидентом Российской Федерации. Муниципальные ценные бумаги могут распространяться и среди иностранных граждан и компаний.
Кто может быть заемщиком
В качестве заемщика по муниципальному займу является лицо, выпустившее ценные бумаги или получившее ссуду. Заемщиками могут быть и правительство субъекта РФ в целом и определенная организация, работающая в составе местных органов управления, например, департамент финансов.
Получение муниципального займа проходит по следующей схеме:
- эмитентом определяется количество необходимых для привлечения средств, в соответствии, с чем выпускается определенное количество ценных бумаг;
- выпущенные бумаги передаются генеральному агенту (в качестве генерального объекта может выступать банк или иная инвестиционная компания) для реализации;
- генеральный агент, опираясь на полученные полномочия, распространяет ценные бумаги, заключая от имени эмитента соответствующие договора.
Генеральный агент выступает и в роли контролирующей организации.
Классификация
Поскольку муниципальные займы относятся к государственным займам, то и их классификация незначительно различается.
Муниципальные займы можно поделить по следующим признакам:
- в зависимости от срока займа различают краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1 – 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет) обязательства;
- по валюте заимствования выделяют внутренние (выраженные в валюте государства) и внешние (выраженные в валюте иностранного государства) займы. В большинстве случаев муниципальный заем является внутренним;
- муниципальные займы могут быть рыночными (то есть свободно обращающими на фондовом рынке) и нерыночными;
- по дополнительному обеспечению займы можно разделить на залоговые (имеющие обеспечение) и беззалоговые (не имеющие конкретного обеспечения);
- не последнюю роль в классификации муниципальных займов играет характер доходности ценной бумаги.
В связи с этим фактором выделяют:
- выигрышные займы, то есть доходность займа определяется результатами проводимого розыгрыша;
- процентными, то есть предполагающими выплату определенной суммы;
- смешанными или процентно-выигрышными. Доходность займа состоит из двух частей. Одна часть является фиксированной, а другая зависит от розыгрыша;
- беспроигрышными, то есть имеющим гарантии, что в результате одного из розыгрышей займодавец обязательно получит доход;
- беспроцентными или целевыми, то есть выплатой по займу являются не деньги, а определенное ранее имущество.
Однако в современной экономике есть и другая классификация муниципальных займов, основанная на целях выпуска ценных бумаг.
В соответствии с этим все муниципальные займы делятся на:
- займы ликвидности, направленные на сглаживание неравномерности поступающих в бюджет налогов. Срок таких займов в среднем составляет 2 – 3 месяца;
- займы стабилизации, призванные зашить бюджет от образовавшегося дефицита. Срок займа составляет не более 1 года;
- займы развития, направляемые на развитие инфраструктуры региона. Иначе такие займы называются инвестиционными и получаются органами местной власти на срок, превышающий 1 год.
Гарантии
При выпуске ценных бумаг, после распространения, которых местные органы власти получат муниципальный заем, необходимо предусмотреть из каких средств задолженность будет погашена. Иными словами каждый муниципальный займ должен иметь гарантии возвратности.
Все гарантии платежеспособности органов местного управления, в зависимости от видов дохода можно условно разделить на следующие категории:
- средства, выделенные из бюджета региона или иного внебюджетного фонда, принадлежащего местным управленческим органам;
- средства, состоящие из какого-либо имущества эмитента или принадлежащих ему имущественных прав;
К такому виду гарантии возвратности можно отнести здания и земельные участки, принадлежащие органам местной власти; товарные или сырьевые активы, находящиеся в распоряжении эмитента; объекты, на строительство которых были потрачены полученные заемные средства и так далее.
- средства из резервных фондов, созданных специально для обеспечения возврата задолженности. Размер таких фондов может покрывать часть полученного займа или всю сумму займа целиком.
Гарантами возврата задолженности могут выступать любые юридические организации.
На практике часто встречается, что гарантами являются крупнейшие в регионе банки или само правительство региона. Этот фактор является главным при выборе способа инвестирования займодавцем. Ни что не может быть более стабильным и иметь постоянный доход как органы власти.
В большинстве случаев в современной экономической ситуации все займы выпускаются с несколькими гарантиями, обеспечивающими своевременное погашение задолженности. В связи с этим муниципальные займы получили название – комбинированные.
Внутренние заимствования
Внутренние муниципальные заимствования осуществляются на основе разработанных в конкретном регионе программ, которые можно реализовать в наступающем отчетном периоде (как правило, берется 1 год).
Все программы, до вступления их в стадию реализации, утверждаются главой администрации местного органа власти.
В соответствии с этими документами регламентируется размер внутренних заимствований, сроки, на которые могут быть привлечены средства и гарантии, покрывающие привлеченные деньги.
Внутренние муниципальные займы могут быть направлены на погашение дефицита местного бюджета и на осуществление имеющихся планов реконструкции и развития региона.
Законом утверждается, что муниципальные органы власти могут привлекать внутренние средства в размерах, которые по сумме не превышают разработанный и утвержденный бюджет региона.
Причем, расходы, связанные с выпуском и обслуживанием ценных бумаг не должны составлять более 15% предусмотренных местным бюджетом расходов.
Муниципальные облигационные займы
Одним из способов привлечения необходимых властям денежных средств является выпуск и распространение облигаций.
Ценные бумаги могут быть выпущены на:
- строительство или модернизацию определенного объекта. В этом случае предусматривается, что доходность облигации будет рассчитываться исходя из доходности объекта, на который были направлены привлеченные средства;
Причем, погашение облигации так же осуществляется из средств, вырученных за счет работы объекта. Самой распространенной формой такого облигационного заимствование считается привлечение средств инвесторов на строительство жилых домов.
Условиями выпуска облигаций может быть предусмотрено, что владелец ценной бумаги в момент наступления срока ее погашения получает не денежную сумму, а квартиру в построенном здании.
- иные цели, предусмотренные законодательством РФ. При этом может быть оговорено, что погашение задолженности будет осуществляться от результатов определенной деятельности.
В настоящее время большинство муниципальных образований привлекают в свой бюджет дополнительные средства путем выпуска облигаций. Такой способ инвестирования считается наименее затратным.
Однако существует ряд проблем, связанный со свободным обращением выпущенных ценных бумаг на рынке и как следствие ненадлежащей ликвидностью займов.
В настоящее время Правительство РФ усиленно работает над решением этой проблемы, тем самым, передавая большую часть полномочий по управлению регионом органам местного управления.
Видео: открытые уроки по финансовой грамотности — муниципальные облигации
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
- Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
- Регионы — 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник