Новости и аналитика
Правовые консультации
Бухгалтерский учет в бюджетной сфере
Может ли муниципальное бюджетное учреждение взять кредит в коммерческом банке? Если может, то какова эта процедура, какие документы надо оформлять, нужно ли разрешение учредителя, необходимо ли вносить изменения в устав? Может ли кредит зачисляться на лицевой счет учреждения, открытый в казначействе, или необходимо открывать счет в коммерческом банке? Какие бухгалтерские проводки используются для отражения операций по зачислению заемных денежных средств и уплате процентов?
Может ли муниципальное бюджетное учреждение взять кредит в коммерческом банке? Если может, то какова эта процедура, какие документы надо оформлять, нужно ли разрешение учредителя, необходимо ли вносить изменения в устав? Может ли кредит зачисляться на лицевой счет учреждения, открытый в казначействе, или необходимо открывать счет в коммерческом банке? Какие бухгалтерские проводки используются для отражения операций по зачислению заемных денежных средств и уплате процентов?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Прямого запрета на взятие бюджетным учреждением банковского кредита законодательство не содержит. Вместе с тем бюджетному учреждению необходимо быть готовым обосновать контролирующим органам, а также органу, осуществляющему в его отношении функции и полномочия учредителя, необходимость привлечения заемных средств.
2. Порядок и условия предоставления кредита регулируются договором между банком и клиентом. Договоры, связанные с привлечением учреждением заемных денежных средств, должны заключаться с соблюдением положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Если в совершении сделки по получению займа имеется заинтересованность либо если такую сделку следует относить к крупным, то она может быть совершена бюджетным учреждением только с одобрения органа, осуществляющего в его отношении функции и полномочия учредителя.
3. Операции с заемными средствами бюджетному учреждению следует отражать на лицевом счете, предназначенном для учета средств от приносящей доход деятельности. Для отражения таких операций в бухгалтерском учете бюджетного учреждения применяется счет 301 14 «Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом».
Обоснование вывода:
1. Бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии ГК РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).
В соответствии с положениями п. 1 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Источником финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений выступают средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, субсидий на иные цели, предоставленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, средства обязательного медицинского страхования при осуществлении бюджетным учреждением соответствующей деятельности (смотрите также п. 3 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Кроме того, в качестве источника финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения выступают средства, полученные таким учреждением от приносящей доход деятельности, осуществляемой в соответствии с видами деятельности, указанными в уставе учреждения (п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Такие средства могут быть получены как в рамках основной деятельности, так и в рамках иной деятельности бюджетного учреждения. Вместе с тем согласно положениям п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.
Заемные средства в качестве источника финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения в законодательстве не поименованы. Однако и прямого запрета на привлечение заемных средств в целях исполнения принятых обязательств бюджетным учреждением ни Закон N 7-ФЗ, ни ГК РФ не содержат (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 22.12.2014 N Д28И-2829).
Вместе с тем осуществление бюджетным учреждением операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 30.01.2017 N 02-05-12/4613). Кроме того, расходы на уплату процентов за использование заемных средств могут квалифицироваться контролирующими органами в качестве неэффективного использования средств бюджетного учреждения.
Поскольку привлечение заемных средств для собственных нужд учреждения само по себе не является видом деятельности бюджетного учреждения, то внесение изменений в устав не требуется. Кроме того, даже факт внесения соответствующих изменений в устав относительно возможности осуществлять привлечение заемных средств не исключает вероятность предъявления претензий со стороны контролирующих органов. Бюджетному учреждению необходимо быть готовым обосновать контролирующим органам, а также органу, осуществляющему в его отношении функции и полномочия учредителя, необходимость привлечения заемных средств. К примеру, в отсутствие заемных средств бюджетное учреждение не сможет исполнить принятые перед поставщиками обязательства, что может повлечь дополнительные затраты, связанные с уплатой пени, штрафов, размер которых может превысить расходы на уплату процентов по кредиту, и т.п. При этом следует заручиться расчетами. Необходимость принятия обязательств в отсутствие средств на их оплату также необходимо обосновать. В ином случае бюджетному учреждению отстоять свою точку зрения, связанную с необходимостью привлечения заемных средств, не удастся.
2. Порядок и условия предоставления кредита регулируются договором между банком и клиентом. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (п. 1 ст. 819 ГК РФ).
Договоры, связанные с привлечением учреждением заемных денежных средств, должны заключаться с соблюдением положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
При принятии решения о получении займа бюджетным учреждением следует иметь в виду, что, если в совершении сделки по получению займа имеется заинтересованность либо если такую сделку следует относить к крупным, то согласно положениям п. 13 ст. 9.2 и п. 3 ст. 27 Закона N 7-ФЗ она может быть совершена бюджетным учреждением только с одобрения органа, осуществляющего в его отношении функции и полномочия учредителя.
3. По общему правилу бюджетные учреждения осуществляют операции с поступающими им денежными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (п. 8 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Необходимость и возможность открытия счета в кредитной организации в целях осуществления операций с заемными средства законодательно не закреплена.
Кроме того, учет операций с привлеченными заемными средствами ведется на счете 301 00 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» (п. 248 Инструкции, утвержденной приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н). При этом указанный счет применяется бюджетными учреждениями в корреспонденции со счетом 201 11 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства» (п.п. 124, 125 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее — Инструкция N 174н). Более того, возможность применения счета 201 21 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации» бюджетными учреждениями Инструкцией N 174н не предусмотрена. Все это указывает на то, что операции с заемными средствами бюджетному учреждению следует отражать на лицевом счете, предназначенном для учета средств от приносящей доход деятельности.
С учетом п.п. 124, 125 Инструкции N 174н, а также рекомендаций, данных в приложении к письму Минфина России и Федерального казначейства от 07.04.2017 NN 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308, операции по зачислению заемных средств, а также по их возврату и уплате процентов за их использование, подлежат отражению в учете бюджетного учреждения следующими бухгалтерскими записями:
1) Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 301 14 710, одновременно отражено увеличение забалансового счета 17 (код 710 КОСГУ, код аналитики 710)
— привлеченный кредит (заем) поступил на лицевой счет бюджетного учреждения;
2) Дебет 2 301 14 810 Кредит 2 201 11 610, одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (код 810 КОСГУ, код аналитики 810)
— перечислен платеж в счет погашения долга;
3) Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 14 710
— отражено начисление процентов по долговому обязательству бюджетного учреждения;
4) Дебет 2 301 14 810 Кредит 2 201 11 610, одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (код 231 КОСГУ, 853 КВР)
— перечислен платеж в счет погашения процентов по кредиту (займу).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина
20 сентября 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник
Кем утверждается устав Государственного автономного учреждения?
—Управление автономным учреждением
Глава 3. Управление автономным учреждением
Статья 8. Органы автономного учреждения
1. Структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов определяются уставом автономного учреждения в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
2. Органами автономного учреждения являются наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие).
Статья 9. Компетенция учредителя в области управления автономным учреждением
К компетенции учредителя в области управления автономным учреждением относятся:
1) утверждение устава автономного учреждения, внесение в него изменений;
2) рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;
3) реорганизация и ликвидация автономного учреждения, а также изменение его типа;
4) утверждение передаточного акта или разделительного баланса;
5) назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
6) назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним;
7) рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о совершении сделок с имуществом автономного учреждения в случаях, если в соответствии с частями 2 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона для совершения таких сделок требуется согласие учредителя автономного учреждения;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ в пункт 8 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
8) решение иных предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами вопросов.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона
Статья 10. Наблюдательный совет автономного учреждения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в часть 1 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.
См. текст части в предыдущей редакции
1. В автономном учреждении создается наблюдательный совет в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В состав наблюдательного совета автономного учреждения входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета автономного учреждения могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета не должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения. Не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления составляют представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения. Количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения.
2. Срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения устанавливается уставом автономного учреждения, но не может быть более чем пять лет.
3. Одно и то же лицо может быть членом наблюдательного совета автономного учреждения неограниченное число раз.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в часть 4 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Руководитель автономного учреждения и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета автономного учреждения. Руководитель автономного учреждения участвует в заседаниях наблюдательного совета автономного учреждения с правом совещательного голоса.
5. Членами наблюдательного совета автономного учреждения не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость.
6. Автономное учреждение не вправе выплачивать членам наблюдательного совета автономного учреждения вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета автономного учреждения.
7. Члены наблюдательного совета автономного учреждения могут пользоваться услугами автономного учреждения только на равных условиях с другими гражданами.
8. Решение о назначении членов наблюдательного совета автономного учреждения или досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем автономного учреждения. Решение о назначении представителя работников автономного учреждения членом наблюдательного совета или досрочном прекращении его полномочий принимается в порядке, предусмотренном уставом автономного учреждения.
9. Полномочия члена наблюдательного совета автономного учреждения могут быть прекращены досрочно:
1) по просьбе члена наблюдательного совета автономного учреждения;
2) в случае невозможности исполнения членом наблюдательного совета автономного учреждения своих обязанностей по состоянию здоровья или по причине его отсутствия в месте нахождения автономного учреждения в течение четырех месяцев;
3) в случае привлечения члена наблюдательного совета автономного учреждения к уголовной ответственности.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ часть 10 статьи 10 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.
См. текст части в предыдущей редакции
10. Полномочия члена наблюдательного совета автономного учреждения, являющегося представителем государственного органа или органа местного самоуправления и состоящего с этим органом в трудовых отношениях:
1) прекращаются досрочно в случае прекращения трудовых отношений;
2) могут быть прекращены досрочно по представлению указанного государственного органа или органа местного самоуправления.
11. Вакантные места, образовавшиеся в наблюдательном совете автономного учреждения в связи со смертью или с досрочным прекращением полномочий его членов, замещаются на оставшийся срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения.
12. Председатель наблюдательного совета автономного учреждения избирается на срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения членами наблюдательного совета из их числа простым большинством голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения.
13. Представитель работников автономного учреждения не может быть избран председателем наблюдательного совета автономного учреждения.
14. Наблюдательный совет автономного учреждения в любое время вправе переизбрать своего председателя.
15. Председатель наблюдательного совета автономного учреждения организует работу наблюдательного совета автономного учреждения, созывает его заседания, председательствует на них и организует ведение протокола.
16. В отсутствие председателя наблюдательного совета автономного учреждения его функции осуществляет старший по возрасту член наблюдательного совета автономного учреждения, за исключением представителя работников автономного учреждения.
Система ГАРАНТ: https://base.garant.ru/190157/3/#ixzz46cNg8w94
Источник