Вещное право по законам Ману
Законы свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении индийского общества. Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе, получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений.
В 8 главе говорится о межевых спорах между различными деревнями, а также о спорах между отдельными крестьянами.
В гл.10, ст.115 перечисляются семь законных способов приобретения имущества:
наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений. Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.
Собственник, обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право собственности мог истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течении 10 лет, то он лишался права получить эту вещь обратно. Суровое наказание за: незаконное присвоение чужого имущества, воровство, уничтожение или повреждение.
Обязательственное право по законам Ману
В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и др., а также общие положения о договоре:
–договор недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться
–предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия недействительно.
–если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8, ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (т.е. предоставлялась отсрочка).
Виды договоров:
ДОГОВОР ЗАЙМА. Весьма детально разработан. Свидетельствует о расцвете ростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила. Санкция самоуправства кредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающем царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу.
ДОГОВОР ЛИЧНОГО НАЙМА. Рабы и наемные работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников. Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачий образ жизни.
Условия личного найма были крайне тяжелы. Наемник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Нормы оплаты работника были установлены (1/10 урожая), но он, как правило, отказывался от личной свободы, становясь рабом за содержание.
КУПЛИ-ПРОДАЖИ. Существовал ряд ограничений на возможность заниматься торговлей представителям высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми, которая была наиб. предосудительной и влекла за собой изгнание из касты.
Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин.
Источник
Законы Ману являются так называемой дхармашастрой — сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.
Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.
В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности: наследование; получение в виде дара или находка; покупка; завоевание; ростовщичество; исполнение работы; получение милостыни; давность владения (10 лет).
Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.
Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц.
Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное.
В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров:
1) договор займа;
2) договор найма рабочей силы;
3) договор аренды земли;
4) договор купли-продажи;
5) договор дарения.
Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.
Вследствие применения труда свободных наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.
Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проникновения в общину процесса имущественной дифференциации — землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее.
Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.
В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.
В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он «лишен добродетели». Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей — в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа — под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.
В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.
Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все имущество семьи считалось общим.
Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.
Законам Ману известны следующие понятия уголовного права: формы вины; рецидив; соучастие; тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.
Это указывает на довольно высокий уровень развития.
О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий: принцип талиона («мера за меру»); ордалии (суд богов); принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен. Виды преступлений, называемых Законами Ману:
1) государственные преступления;
2) преступления против собственности;
3) преступления против личности;
4) преступления, посягающие на семейные отношения.
На первом месте стоят государственные — служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.
Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности.
Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, грабеж. Наказывались также укрывательство вора и недонесение об увиденной краже.
К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.
Законы Maнy знают также понятие необходимой обороны: убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.
Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.
Существовало множество видов наказаний, в том числе:
— смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);
— для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;
— членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);
— штрафы;
— изгнание;
— тюремное заключение.
Юридический процесс не отличался существенной разницей. Различия в ведении процессов по уголовным и гражданским делам не было, а сам процесс носил состязательный характер.
Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.
Верховный суд вершил царь с брахманами. Отделения суда от администрации не существовало. Дела рассматривались, следуя порядку варн.
Законы детально регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины.
При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п.
Источник
Публичное право по Законам Ману.
Определение государства и органов государства уже есть. Принцип монархии состоял, как государство тождественно личности царя (истоки в сотворении мира: государство естественно так же, как мир; ст.7 гл.3 — создатель дал людям царя).
При царе находилось 7-8 человек, в основном — брахманы, которых назначал царь. Ритуал управления страной:
- 1) выслушать советников по одиночке,
- 2) выслушать всех вместе,
- 3) единолично принять решение.
Административное деление происходило на военной основе.
Только царь имел право налагать налоги, брахманы налогов не платили. Подоходный налог — 1/5-1/6; 1 день в месяц — общественные работы.
Все земельные ископаемые являлись собственностью царя.
Обязательственное право по законам Ману.
В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения, в основном говорится об обязательствах договоров. Рассматриваются следующие виды договоров:
- · договор займа;
- · договор найма рабочей силы;
- · договор аренды земли;
- · договор купли-продажи;
- · договор дарения,
- · перевозка.
А также общие положения о договоре:
- · договор — недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом. Недействительны договоры, заключенные рабами, но если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться
- · Предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия — недействительно.
Если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг. У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” — т. е. предоставлялась отсрочка.
Довольно подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в срок, он обязан был его отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.
Вследствие применения труда свободных наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.
Ввиду проникновения в общину Древней Индии процесса имущественной дифференциации, большое развитие получил договор аренды — землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее.
Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным только в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.
В Законах Ману уделено внимание также и обязательствам из-за причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались: порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.
Брачно-семейные отношения.
В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью.
Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он «лишен добродетели». Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей — в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа — под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.
В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось. Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все имущество семьи считалось общим.
Наследственное право по законам Ману.
Законы Ману — наиболее древний образец наследственного права.
Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли. При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-й степени.
Вещное право по законам Ману.
Несмотря на общинные и патриархальные отношения, сохранявшиеся в индийском обществе, получила значительное развитие и частная собственность. Объектом частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но «Законы Ману» свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений.
Глава 8 — говорится о межевых спорах между различными деревнями, а также о спорах между отдельными крестьянами.
Ст. 115, гл. 10 — перечисляются семь законных способов приобретения имущества:
- 1) наследование,
- 2) получение в качестве дара или находки,
- 3) покупка,
- 4) завоевание,
- 5) ростовщичество,
- 6) исполнение работы,
- 7) получение приношений.
Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.
Собственник, обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право собственности мог истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течение 10 лет, то он лишался права получить эту вещь обратно.
Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.
Уголовное право.
В Законах Ману были следующие понятия уголовного права:
- · формы вины;
- · рецидив;
- · соучастие;
- · тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.
Это показатель довольно высокого уровня развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий:
- · принцип талиона («мера за меру»);
- · ордалии (суд богов);
- · принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.
Виды преступлений в Законах Ману:
- · государственные преступления;
- · преступления против собственности;
- · преступления против личности;
- · преступления, посягающие на семейные отношения.
На первом месте стоят государственные: служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот и т. д.
Среди имущественных преступлений Законы выделяют:
- · кражу (тайное похищение имущества),
- · грабеж, совершаемый в присутствии потерпевшего и с насилием к нему.
Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.
К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили — убийство, телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. По Законам Ману такие действия, как необходимая оборона, убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов — не наказывались.
Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.
Существовало множество видов наказаний, в том числе:
- · смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);
- · для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;
- · членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);
- · штрафы;
- · изгнание;
- · тюремное заключение.
Источник