Учет кредитов
Кредиты банка, обеспечивая хозяйственную деятельность предприятий, содействуют их развитию, увеличению объемов производства продукции, работ, услуг.
Учет кредитов и займов организуется в соответствии с ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам». В нем нет деления на краткосрочные и долгосрочные займы.
Для учета расчетов с банком по полученным кредитам предусмотрены пассивные счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
Краткосрочные кредиты ограничены годом и выдаются на закупку сырья и других материальных ценностей: Д-т 50, 51 К-т 66. Краткосрочные кредиты служат, как правило, источником формирования оборотных средств предприятия.
Долгосрочные (свыше одного года) кредиты выдаются главным образом на приобретение основных средств и осуществление долгосрочных инвестиций (расширение, реконструкция, новое строительство) с погашением кредита в течение срока, предусмотренного кредитным договором: Д-т 51, 52 К-т 67.
Для предприятия большое значение имеет целевое назначение кредита и размер уплачиваемых процентов.
Так как банк, предоставляя кредит, подвергает себя определенному риску, то обычно в кредитном договоре предусматриваются достаточно жесткие меры банковского контроля за финансовым положением клиента и обеспеченностью кредита. По требованию банка предприятие обязано представить бухгалтерский баланс и различные справки об имущественном состоянии.
В соответствии с ПБУ 10/99 проценты за пользование любыми кредитами и займами должны быть учтены в составе прочих расходов, т. е. списаны на финансовые результаты в дебет счета 91, а для целей налогообложения учтены согласно требованиям законодательства по налогу на прибыль.
Налогооблагаемая прибыль уменьшается на расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида. Проценты по долговым обязательствам подлежат включению в состав прочих расходов, в том числе проценты по просроченным кредитам.
К долговым обязательствам относятся кредиты, в том числе товарные и коммерческие, займы и иные заимствования.
Проценты, начисленные по кредитам и займам, признаются расходами при условии, что размер начисленных процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по кредитам (долговым обязательствам), выданным в том же квартале (или месяце) на сопоставимых условиях.
При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20% в сторону повышения или понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным кредитам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.
В целях налогообложения расходы на оплату процентов включаются в затраты в следующих размерах:
- исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза, если долговые обязательства выданы в рублях;
- исходя из ставки рефинансирования, умноженной на 0,8, если долговые обязательства выданы в иностранной валюте.
Аналитический учет по счетам 66 и 67 строится по каждому банку или другому заимодавцу и каждому полученному организацией кредиту (или займу).
Учет займов
В случае необходимости организация может взять деньги взаймы не только в банке, но и у другого предприятия. Во многих случаях это бывает выгодно, поскольку предприятия, как правило, дают взаймы деньги по более низким процентам, чем банки.
Согласно п. 1 ст. 807 Гражданского кодекса РФ по договору займа предприятие (заимодавец) передает в собственность другого предприятия (заемщика) деньги или иное имущество. При этом заемщик обязуется через определенное время вернуть заимодавцу взятое у него имущество. Договор займа считается заключенным только с момента передачи имущества заемщику.
Если займы предоставляются под проценты, размер процентов определяется заранее и фиксируется в договоре займа. Проценты по договору займа могут выплачиваться в любом согласованном сторонами порядке. Если таковой заранее не оговорен, проценты выплачиваются ежемесячно. Начисленные по договору займа проценты являются прочими доходами. С таких процентов не надо платить НДС (п. 3 ст. 149 НК РФ).
В целях налогообложения прибыли проценты следует учитывать в зависимости от метода определения доходов и расходов.
Если предприятие использует кассовый метод определения доходов и расходов, то их нужно отразить в налоговом учете только после их получения (ст. 273 НК РФ).
Если предприятие определяет налогооблагаемую базу по методу начисления, то проценты отражаются в налоговом учете в том периоде, когда их нужно начислять по договору
Займы могут быть получены организацией следующими путями:
- получены от заимодавцев (кроме банков);
- в счет займов выданы векселя;
- выпущены краткосрочные и долгосрочные ценные бумаги (облигации).
Учет займов ведется на пассивных счетах 66 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
Аналитический учет по счетам 66 и 67 ведется по заимодавцам и срокам погашения займов.
Получение займов у заемщика отражается следующей проводкой:
Д-т 51, 52 К-т 66, 67. В соответствии с договором займа заемщик начисляет и уплачивает проценты: Д-т 91 К-т 66, 67; Д-т 66, 67 К-т 51, 52.
Счета 66 и 67 применяются для обобщения информации о займах, привлекаемых организацией путем выпуска и размещения облигаций. Если облигации размещаются по цене, превышающей их номинальную стоимость, то делаются следующие записи:
- Д-т 51, 50 К-т 66, 67 — на номинальную стоимость облигаций;
- Д-т 51,50 К-т 98 — на сумму превышения цены размещения облигаций над их номинальной стоимостью.
Сумма, отнесенная на счет 98 «Доходы будущих периодов», списывается равномерно в течение срока обращения облигаций на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Если облигации размещаются по цене ниже их номинальной стоимости, то привлеченные средства отражаются в учете в фактически полученной сумме по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 66 и 67. Разница между ценой размещения и номинальной стоимостью облигаций доначисляется равномерно в течение срока обращения облигаций: Д-т 91 К-т 66, 67.
Учет целевого финансирования и поступлений
К средствам целевого финансирования относят средства, получаемые организациями на строго определенные цели и проведение мероприятий целевого назначения. Финансирование целевых мероприятий может осуществляться за счет поступлений от других организаций и лиц, ассигнований из бюджета и других источников. Средства целевого финансирования расходуются в строгом соответствии с утвержденными сметами и назначениями. Использование средств не по назначению запрещается. Организации могут получать целевое финансирование на научно-исследовательские работы, субсидии из бюджета на капитальное строительство и другие цели. Для организации бухгалтерского учета и осуществления контроля за этими средствами предназначен синтетический счет 86, пассивный, балансовый, фондовый. Кредитовое сальдо отражает сумму неиспользованных средств. Оборот по дебету — использование средств. Оборот по кредиту — поступление финансирования и другие целевые поступления.
Учет государственной помощи
Основным нормативным актом, определяющим порядок учета государственных субсидий, является ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденное 16 октября 2000 г приказом Минфина РФ № 92н.
Государственная помощь — это увеличение экономической выгоды организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества). При этом экономической выгодой не является деятельность государства, которая влияет на общие хозяйственные условия: создание в развивающихся регионах инфраструктуры (строительство дорог, средств связи, инженерных коммуникаций и т. д.), установление ограничений на деятельность конкурентов, занимающих доминирующее положение на рынке, и т. п.
Субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые организации на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые организации на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе (в дальнейшем субсидии и субвенции мы будем называть бюджетными средствами).
На практике государство оказывает организациям помощь не только в денежной, но и в натуральной форме: безвозмездно передает земельные участки, природные объекты, объекты инженерной инфраструктуры и т. д.
ПБУ 13/2000 устанавливает два способа принятия к учету бюджетных средств. Первый способ заключается в следующем: в бухгалтерском учете организации одновременно отражаются дебиторская задолженность по бюджетным средствам и возникновение целевого финансирования:
Д-т 76 К-т 86 — отражена задолженность по целевому бюджетному финансированию.
По мере фактического получения средств предприятия делают проводки:
Д-т 51 К-т 76 — поступили денежные средства, предоставленные бюджетом;
Д-т 08 К-т 76 — поступили объекты имущества, предоставленные бюджетом.
Такой способ учета бюджетных средств можно применять только в том случае, если одновременно выполняются следующие условия:
- организация уверена, что сможет выполнить условия предоставления бюджетных средств (подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация);
- организация уверена, что получит бюджетные средства (подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т. д.).
При втором способе бюджетные средства принимаются к учету по мере фактического поступления ресурсов. В бухгалтерском учете это отражается следующими проводками:
Д-т 51 К-т 86 — поступили денежные средства, предоставленные бюджетом;
Д-т 08 К-т 86 — поступили объекты имущества, предоставленные бюджетом.
Организация определяет стоимость объектов имущества, предоставленных бюджетом, исходя из цены, по которой в сравнительных обстоятельствах она определяет стоимость таких же или подобных активов.
Порядок списания бюджетных средств зависит от того, для каких целей эти средства были предоставлены: для финансирования капитальных расходов, текущих расходов или расходов, которые организация понесла в предыдущем отчетном периоде.
1. Бюджетные средства получены на финансирование капитальных расходов. В соответствии с п. 9 ПБУ 13/2000 организация, вводя объекты внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов) в эксплуатацию, списывает со счета целевого финансирования сумму бюджетных средств и учитывает их как доходы будущих периодов. Затем, по мере начисления амортизации, соответствующие суммы ежемесячно списываются со счета доходов будущих периодов на прочие доходы:
Д-т 76 К-т 86 — отражена задолженность по бюджетному финансированию;
Д-т 51 К-т 76 — поступило бюджетное финансирование;
Д-т 86 К-т 98 — учтены бюджетные средства в составе доходов будущих периодов после оприходования объекта.
Если организации за счет бюджетных средств покупают внеоборотные активы, не подлежащие амортизации (объекты внешнего благоустройства, дорожного хозяйства, библиотечные фонды), то они в течение срока, в котором признаются расходы, связанные с выполнением условий предоставления бюджетных средств, списывают эти средства со счета доходов будущих периодов на прочие доходы.
2. Бюджетные средства получены на финансирование текущих расходов. В этом случае в момент принятия к учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и т. п., бюджетные средства списываются со счета целевого финансирования и учитываются как доходы будущих периодов. Затем, по мере отпуска МПЗ в производство и начисления заработной платы, соответствующие суммы списываются со счета доходов будущих периодов на прочие доходы:
Д-т 51 К-т 86 — поступили денежные средства, предоставленные бюджетом;
Д-т 10 К-т 60 — оприходованы материалы;
Д-т 86 К-т 98 — учтены бюджетные средства в составе доходов будущих периодов;
Д-т 20 К-т 10 — списаны в производство материалы;
Д-т 98 К-т 91 — отнесена на прочие доходы часть средств бюджетного финансирования.
3. Бюджетные средства получены на финансирование расходов предыдущих отчетных периодов. Согласно п. 10 ПБУ 13/2000, бюджетные средства, полученные на финансирование расходов предыдущих отчетных периодов, сначала отражаются в составе задолженности по бюджетному финансированию. Затем, по мере поступления эти средства списываются на прочие доходы:
Д-т 51 К-т 76 — поступило бюджетное финансирование;
Д-т 76 К-т 91 — отнесены на прочие доходы бюджетные средства.
Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, организация должна вернуть бюджетные средства, если она использовала их не по назначению или не использовала в срок. Порядок отражения в учете операций по возврату бюджетных средств зависит от того, когда были получены эти средства — в текущем отчетном периоде или в предыдущие годы.
Организации, которые возвращают бюджетные средства, полученные в текущем году, делают исправительные (сторнировочные) проводки. Это установлено п. 13 ПБУ 13/2000.
В бухгалтерском учете организации это отражается следующим образом:
Д-т 86 К-т 98 — восстановлены полученные бюджетные средства, ранее отнесенные в состав доходов будущих периодов;
Д-т 98 К-т 91 — восстановлена часть средств бюджетного финансирования, отнесенная на прочие доходы;
Д-т 86 К-т 51 — возвращены бюджетные средства.
В соответствии с ПБУ 13/2000 организации должны раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию о государственной помощи, представленной в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов).
Источник
К целевому финансированию относятся средства, которые предприятие получает от государства в виде государственной помощи, от других организаций или физических лиц, предназначенные для финансирования мероприятий целевого назначения.
Главная отличительная черта таких средств заключается в том, что получаемые средства должны быть использованы строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными сметами.
Средства целевого финансирования и Налоговый кодекс
В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Приведем некоторые из них:
бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;
гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;
инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;
средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.
Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».
Указанным Положением предусмотрены следующие виды государственной помощи:
1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;
2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;
3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).
ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:
финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);
на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);
как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;
на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.
Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.
Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.
Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).
К целевому финансированию не относится получение помощи в виде льгот; получение кредитов; участие государства в капитале организации.
Бухгалтерский учет операций по формированию и использованию средств целевого назначения
Для учета средств целевого финансирования предназначен пассивный счет 86 «Целевое финансирование».
Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации о движении средств, необходимых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.
Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» (при направлении средств целевого финансирования на содержание НКО).
Таким образом, кредитовое сальдо счета счет 86 «Целевое финансирование» отражает неиспользованные средства целевого назначения.
Кредитовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование» отражает целевые поступления.
Дебетовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование» показывает использование средств на запланированные мероприятия.
Приведем основные операции по формированию и использованию средств целевого назначения:
Рекомендуется к данному счету открыть два субсчета:
86.1 – Получение средств из бюджета.
86.2 – Получение средств из других источников.
Аналитический учет целевого финансирования должен содержать информацию о том, кем предоставлено финансирование, каковы его цели, а также об условиях предоставления.
Также в аналитическом учете должна накапливаться информация о величине признанного дохода по каждому виду финансирования и об остатках помощи, полученной на приобретение несписанных или неамортизированных активов.
Отчет о целевом использовании средств
Этот отчет отражает информацию об остатке полученных средств целевого финансирования на начало и на конец отчетного года, о поступлении средств и их расходовании.
Указанная информация показывается за отчетный период и за период предыдущего года, аналогичный отчетному периоду.
Составляют отчет о целевом использовании средств некоммерческие организации. Заметим, что указанный отчет, должны заполнять и коммерческие организации, но только при условии, что ими получены в отчетном году целевые средства.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Целевое финансирование: подробности для бухгалтера
- Налог на прибыль в 2017 году. Разъяснения Минфина России
… расходы условиям, установленным источником целевого финансирования. Что касается полученных процентов … (а также иных видов целевого финансирования, целевых поступлений) на создание … /57504
Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет … у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как … производится компенсация ранее выделенных средств целевого финансирования, то казенное учреждение не … - Гранты: как учитывать для целей исчисления налога на прибыль?
… полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком … учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как … рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования», который включается в состав декларации … помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В …
- Налогообложение инвестиционной составляющей тарифа на ЖКУ
… только, признав инвестиционную составляющую тарифа целевым финансированием, которую следует выделять отдельной строкой … целевые средства (на счете 86 «Целевое финансирование»), не облагаемые НДС и налогом … средств.
Аналитика синтетического счета 86 «Целевое финансирование» предполагает учет инвесторов, то есть … корреспонденции с синтетическим счетом 86 «Целевое финансирование», в разрезе аналитических субсчетов.
Решение … - Налоговые последствия нецелевого использования денежных средств дольщиков
… налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом к средствам целевого финансирования относится имущество, … организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде … в рамках целевых поступлений, целевого финансирования.
К сведению
В указанном случае … были ли в итоге средства целевого финансирования использованы по целевому назначению, … организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования;
достигнута ли цель, на достижение … - Средства собственников помещений в МКД на ремонт: учет у УК
… полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком … организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами. Таким имуществом … у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как … рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования». Согласно Порядку заполнения декларации, …
- Размещение унитарным предприятием свободных средств на депозите
… налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. И налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный … даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком … определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами. Использование полученных … произведенные расходы условиям, установленным источником целевого финансирования.
Что касается полученных процентов … - Подарки, пожертвования, спонсорская помощь: как учесть для целей налогообложения прибыли?
… благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств.
Налогоплательщики … благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют … рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» декларации по налогу на прибыль … заполняется организациями при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств … - Добавочный капитал: формирование, использование и порядок бухгалтерского учета
… -05-06/302***
Использование средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств … Плана счетов (описание счета 86 «Целевое финансирование»), письма Минфина России от 04 … социальную сферу» отражается использование средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств … записи по дебету счета 86 «Целевое финансирование» и по кредиту счета 83 … - Налоговые решения Судебной коллегии по экономическим спорам (практика 2018 года)
… . вне связи с использованием бюджетного целевого финансирования.
Определение от 18.09.2018 … , полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком … , определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами: в виде … - Споры по налогу на прибыль (Практика Верховного Суда РФ за 2018)
… , полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком … , определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами: в виде … . вне связи с использованием бюджетного целевого финансирования.
Определение от 16.07.2018 … - Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за октябрь 2018
… , полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком … , определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами: в виде …
- Учет расходов по выделенной субсидии
… метод: средства со счета 86 «Целевое финансирование» списываются на финансовые результаты предприятия … некоммерческие организации отражают направление средств целевого финансирования на их содержание.
Таким образом … средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации … - Как вести бухучет резидентам Сколково с учетом предоставленных налоговых льгот
… выделения средств они показываются как целевое финансирование, а в Плане счетов делается …
- Как автономному учреждению применять УСН в 2020 году?
… полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком … определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами, в том … При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов … учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные субсидии рассматриваются как подлежащие …
- Обзор писем Министерства Финансов РФ за сентябрь 2017 года
… /1/57504
Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов … (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у … налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие …
Источник