Среди различных видов займов на отдельную ступень можно поставить займы, одной из сторон которых является государство. Чаще всего государство выступает в роли заемщика, тем самым, привлекая для своей деятельности денежные средства юридических и физических лиц.
Сущность таких займов
Итак, государственный займ – это одна из форм покрытия дефицита государственного бюджета. Чаще всего займы выражаются в денежной форме. Средства, полученные по договору займа, распределяются на нужды государства.
Как и любой другой вид займа государственный займ является возвратным и процентным, то есть государство обязано вернуть полученный займ в определенный договором срок, причем дополнительно выплатив проценты, начисленные на сумму основного долга.
Для нужд государства средства могут быть привлечены путем выпуска ценных бумаг и дальнейшего их размещения на рынке капитала, при помощи банков и других финансовых организаций.
Государственный займ имеет свои положительные и отрицательные качества. К положительным аспектам можно отнести:
- деньги, полученные по договору займа, направляются по покрытие существующего дефицита бюджета, тем самым, контролируя уровень инфляции в стране;
- займ является наиболее доступным способом для стабилизации экономики государства в период кризиса;
- государственные займы регулируют наличие денежных знаков у населения.
Однако существуют и негативные стороны государственного займа, к которым относятся:
- большое количество государственных займов приводит к росту спроса на заемные средства и как следствие к росту процентных ставок на кредиты;
- займы, полученные государством, увеличивают общий долг страны перед кредиторами. Они не относятся к доходам страны, а значит, чрезмерное их количество может привести к экономической нестабильности;
- большое количество займов, полученных государством, может привести к существенному повышению налогов для физических и юридических лиц, так как именно налоги являются самой крупной составляющей бюджета страны, а займы в любом случае придется погашать.
Основы классификации
Государственные займы могут быть классифицированы по большому количеству различных признаков. Это связано с тем, что государство занимается разносторонней деятельностью и имеет широкие полномочия.
Основными ценными бумагами, выпускаемыми государством для привлечения свободных денежных средств являются облигации и казначейские обязательства.
Облигации – это долговое обязательство (в данном случае государства), подтверждающее право ее владельца получить определенную сумму денег, состоящую из суммы основного долга и начисленных процентов в указанный срок.
Денежные средства, полученные от продажи облигаций можно направить на пополнение различных фондов и иные цели, оговоренные при выпуске ценных бумаг.
Казначейские обязательства так же являются государственными ценными бумагами, предполагающими выплату указанной суммы в указанный срок.
Основное отличие от облигаций заключается в том, что деньги, вырученные от продажи казначейских обязательств можно направить только на пополнение бюджета страны.
Как разделяются государственные займы в РФ
В зависимости от различных определяющих факторов ценных бумаг государственные займы можно разделить по нескольким признакам.
Классификация и виды государственных займов представлена в следующей таблице:
Разберемся более подробно с основными видами государственных займов.
По субъектам заемных отношений
Получать государственные займы могут как федеральные власти, так и органы местного самоуправления (городские и региональные власти).
Федеральным заемщиком является Правительство Российской Федерации.
К региональным заемщикам относятся органы областного или городского управления, а так же органы управления республикой или краем.
К местным органам власти можно отнести администрации районов.
Все субъекты заемных отношений обязаны действовать в рамках существующего законодательства. Никаких отдельных требований для того или иного субъекта заимствования нет.
По виду валюты заимствования
По виду валюты заимствования различают внутренние и внешние займы.
К внутренним займам относятся все кредитные отношения, выдаваемые и погашаемые в валюте государства — заемщика.
К внешним займам относятся кредитные отношения, которые выдаются и погашаются в валюте другого государства, отличной от валюты государства — заемщика.
Внутренние займы размещаются на национальных фондовых рынках, а внешние на иностранных площадках.
По сроку привлечения средств
Все государственные займы можно классифицировать относительно срока погашения задолженности.
Выделяют:
- краткосрочные займы, требующие погашения в течение одного года;
- среднесрочные займы, которые можно погашать в срок от 1 года до 5 лет;
- долгосрочные займы, получаемые государством на срок более 5 лет.
Максимальным сроком, на который может быть получен государственный займ, считается 30 лет.
На территории нашей страны одинаково распространены все три вида займов. Однако предпочтения займодавцев относятся займам, имеющим небольшой или средний срок погашения. Это связано с недоверием субъектов заемных отношений к государству.
По обеспеченности
По согласованию обеих сторон займа, последние могут быть обеспеченными или необеспеченными.
К обеспеченным (залоговым) займам в большей степени относятся кредиты, получаемые органами местного управления. В качестве залога может выступать, например, здание администрации или автопарк, принадлежащий администрации.
К такому виду займа прибегают в случае необходимости быстро привлечь достаточно крупную денежную сумму.
Федеральные и региональные власти предпочитают получать беззалоговые займы, то есть ничем не обеспеченные. Наиболее популярным видом необеспеченного займа являются облигации, выпускаемые заемщиками.
По характеру выплачиваемого дохода
Каждый выданный займ должен быть погашен, и иметь определенную доходность. Это и является следующим существенным признаком классификации государственных займов, в соответствии с которым они делятся на:
- процентные;
- беспроцентные;
- процентно-выигрышные;
- выигрышные;
- беспроигрышные.
Процентные займы имеют определенную доходность, которая определяется в идее процентов к номинальной стоимости ценной бумаги.
Беспроцентными являются целевые займы, то есть в оплату задолженности государство обязуется предоставить держателю бумаги определенный товар, например, автомобиль. В большинстве случае беспроцентными займами пользуются на местном уровне.
Полученные денежные средства направляются на улучшение качества жизни в определенном регионе.
К выигрышным займа относятся кредиты, доходность которых определяется в результате розыгрыша. Если ценная бумага (чаще всего облигация) попадает в таблицу выигрышных займов, то ее владелец получает доход.
Суть процентно — выигрышного займа заключается в том, что одна часть дохода выплачивается обязательно в виде фиксированной суммы, а другая – подлежит розыгрышу.
Беспроигрышные займы являются выигрышными займами. Разница между этими видами заключается в том, что выигрышный займ может быть доходным (в случае выйгрыша), а может и не иметь доходности.
При беспроигрышном займе эмитент гарантирует, что указанная ценная бумага в течение срока своего действия обязательно выйграет.
В настоящее время в России не выпускаются беспроигрышные и процентно – выигрышные ценные бумаги.
По обращению на рынке
Другим параметром классификации государственных займов является способность обращения ценных бумаг на фондовом рынке.
Здесь выделяют:
- рыночные обязательства, которые имеют свободное обращение и могут продаваться и покупаться. Доходность таких займов определяется существующей рыночной стоимостью и может варьироваться в зависимости от спроса и предложения;
- нерыночные обязательства. Такие бумаги выпускаются для привлечения к инвестированию крупных денежных сумм и крупных предприятий, например, банков. Они не имеют свободного обращения на фондовом рынке.
По праву эмиссии
Заниматься выпуском ценных бумаг (эмиссией) могут:
- федеральные власти (Правительство РФ);
- региональные власти
- власти местного управления.
Каждый орган власти может привлекать средства, необходимые для бесперебойной работы своей структуры.
Таким образом, государственные займы являются частью кредитных отношений государства. Они имеют как положительные, так и отрицательные стороны.
Сумма государственного займа регулируется законодательно. Значительное повышение государственного долга может привести к критической экономической ситуации в стране.
Отзывы клиентов о займе в компании Легко, найдёте в комментариях к статье: займ Легко.
Какие в договоре займа прописываются обязательные условия, смотрите на странице.
Составление претензии по договору займа между физическими лицами, рассматривается здесь.
Видео: облигации с Андреем Ваниным №1 — виды облигаций и основные понятия
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
- Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
- Регионы — 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник
Государственный кредит на практике реализуется в форме государственных займов, привлечение которых, в свою очередь ведет к возникновению государственного долга. В современной экономической литературе можно выделить три подхода к трактовке данной категории. В рамках первого из них внимание исследователей сконцентрировано на взаимосвязи государственного долга и бюджетного дефицита. Данный подход получил наибольшее распространение в зарубежной литературе. Второй подход к определению экономической сущности государственного долга основывается на анализе взаимоотношений государства и его кредиторов в процессе функционирования системы государственных финансов. С этой точки зрения государственный долг определяется как результат функционирования исполнительных органов государственной власти, направленного на формирование необходимой величины заимствований. И, наконец, в рамках третьего подхода государственный долг рассматривается как совокупность обязательств государства, причем эти обязательства могут различаться между собой не только по формальным признакам, таким как, например, вид долговой ценной бумаги, валюта номинала, срочность обязательства, но и по более глубоким, сущностным признакам. Анализируя категорию государственного долга с этих позиций как российские, так и зарубежные исследователи (в частности, Д. Л. Головачев, Ч. Блэнкарт, Е. Новотни) выделяют в ней три составных элемента:
- • финансовый долг;
- • условный долг (или вероятностные обязательства государства при поручительствах);
- • административный долг.
Финансовый долг, являющийся основной компонентой государственного долга, представляет собой денежные обязательства государственного сектора, возникшие в результате одобренного государственными органами займа кредитных средств (в заранее установленной форме) и служащие привлечению средств для финансирования бюджетных расходов1. В структуре финансового долга можно выделить две группы долговых обязательств, различающихся по критерию их оформления:
- • денежные обязательства государства, возникшие в результате выпуска государственных долговых пенных бумаг (секьюритизированная форма);
- • денежные обязательства государства, возникшие в результате заключения правительством страны кредитных договоров (несекьюритизированная форма).
Соотношение между указанными группами государственных долговых обязательств отражает кредитоспособность государства. Так, наличие в структуре государственного внешнего долга значительной доли долговых обязательств в виде ценных бумаг свидетельствует о выгодности для государства заимствований в форме ценных бумаг, а также о готовности инвесторов приобретать эти бумаги на конкурентном рынке. Это означает, что показатели, принимаемые в расчет кредитными агентствами, позволяют присвоить государственным ценным бумагам такой кредитный рейтинг, который делает их выпуск не только возможной, но и наиболее выгодной альтернативой по сравнению с иными формами привлечения кредитных ресурсов.
Несекьюритизированные обязательства государства имеют свои позитивные и негативные особенности с управленческой точки зрения. Преимуществом является относительная безопасность заемщика от концентрации прав требования в руках нежелательных лиц, а недостатками — ограниченность реструктуризации задолженности, а также возможность того, что кредитор выставит условия политического характера при решении вопросов по несекьюритизированным займам, приводящие к частичной потере политической независимости государства-заемщика.
Условный долг представляет собой совокупность государственных долговых обязательств, которые возникают при предоставлении государственными органами финансовых гарантий. Его преимущество заключается в том, что реальная сумма, причитающаяся к погашению, при нормальном развитии событий не возникает (поскольку выдача государственных гарантий по какой-либо задолженности влечет платежи только при нарушении должником своего обязательства), а финансовые ресурсы в экономику привлекаются.
Административный долг — это просроченные обязательства государства по осуществлению бюджетных расходов. Его основное отличие от финансового и условного долгов заключается в том, что этот долг является следствием неисполнения (или несвоевременного исполнения) государством своих бюджетных обязательств.
Важно отметить, что разные страны используют разные подходы для определения совокупной величины своего долга. В большинстве случаев в состав государственного долга включается финансовый и условный долг. Кроме того, рассматривая долговые обязательства с точки зрения субъектов осуществления заимствований, следует отметить, что в странах с рыночной экономикой помимо долгов центрального правительства в состав государственного долга, как правило, включаются также долги государственных предприятий и корпораций.
В Российской Федерации в соответствии с БК РФ государственный долг включает в себя только финансовую и условную составляющие. При этом долги государственных корпораций, государственных организаций и учреждений, а также предприятий с участием государства в уставном капитале, в объем государственного долга не включаются. В соответствии со ст. 103 БК РФ право осуществления государственных заимствований от имени Российской Федерации принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному им Минфину России.
Таким образом, государственный долг представляет собой неоднородную финансовую категорию, одной из характерных особенностей которой является множественность механизмов формирования, а государственные займы являются одним из таких механизмов. В результате их привлечения возникает не весь, а лишь финансовый долг государства.
В свою очередь, государственные займы также весьма разнообразны по своей форме, и, как следствие, они могут быть классифицированы по целому ряду признаков.
В частности, займы могут быть подразделены на внешние и внутренние, при этом для такого разделения может быть использован один из двух возможных критериев — место размещения или валюта займа. Исходя из критерия места размещения внешние займы — это обязательства государства перед нерезидентами, а внутренние — это обязательства государства перед резидентами. По критерию валюты долга — под внешним долгом понимается долговое обязательство, номинированное в иностранной валюте, а под внутренним долгом — обязательство, номинированное во внутренней валюте государства.
В международной практике используется преимущественно валютный критерий, что объясняется, во-первых, высоким уровнем глобализации современной экономики и, во-вторых, возможностью учитывать валютные риски при управлении государственным долгом.
По способу обращения займы могут быть подразделены па рыночные и нерыночные. Рыночные займы оформляются в ценные бумаги, свободно обращающиеся после их первичного размещения на рынке. В промышленно развитых странах доля таких займов составляет до 70% всех долговых обязательств государства. Нерыночные государственные займы оформляются в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т.е. они покупаются инвестором у правительства и только ему могут быть проданы. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги — это привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения. Выпуская такие ценные бумаги, правительства промышленно развитых стран оказывают влияние на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению, поскольку нерыночные ценные бумаги государства выступают альтернативой вложению средств на депозиты частных кредитных учреждений.
По сроку заимствования средств займы могут быть подразделены на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до одного года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от одного года до пяти лет), и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше пяти лет).
По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы могут быть подразделены на закладные и беззакладные. Закладные займы — это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом — каким-либо имуществом. К данному способу получения заемных средств прибегает заемщик, надежность которого в глазах потенциальных кредиторов недостаточна, и поэтому он вынужден предоставлять дополнительные гарантии возвратности средств. Беззакладные займы — займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство априори считается падежным заемщиком.
По уровню эмитента займы могут быть подразделены в зависимости от уровня размещающего заем государственного органа на федеральные, региональные и местные займы.
По форме выплаты дохода государственные займы можно разделить на следующие виды:
- • процентные займы. Доход по данному типу займа устанавливается в виде фиксированного процента от номинала. Этот тип займа является основным, именно в процентных бумагах размещена основная часть государственного долга;
- • дисконтные займы. Доход по данному типу займа инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику;
- • выигрышные займы. Доход по данному типу займа выплачивается па основе тиражей выигрыша. Они наименее привлекательны для инвестора, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к определенному моменту времени;
- • индексационные займы. Доход по данному типу займа выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.
Кроме того, в качестве меры, стимулирующей инвестиции в государственные ценные бумаги, органы власти и управления государства могут установить льготы по налогообложению доходов, полученных от государственных ценных бумаг.
По принципу наличия обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа обязательства, эмитированные заемщиком, можно разделить на обязательства без права досрочного погашения и обязательства с правом досрочного погашения. Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заемщика нрав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. Такое право может быть выгодно эмитенту в случае значительного снижения стоимости заемных ресурсов на рынке ссудного капитала. В этом случае эмитент имеет возможность разместить новый заем, обслуживание которого будет более дешевым, и за счет полученных средств выкупить ранее эмитированные обязательства. При этом достигается экономия средств, направляемых па обслуживание долга. В случае если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств и несет в связи с этим обстоятельством определенные потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду;
По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории: займы, подлежащие оплате единовременно, и займы, подлежащие оплате частями. Если эмитированный заем подлежит оплате частями, то заемное соглашение может предусматривать следующие три варианта его погашения:
- • погашение равными долями на протяжении оговоренного срока;
- • погашение увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока. Подобная форма наиболее удобна в случае, если привлеченные средства направлены на реализацию какого-либо инвестиционного проекта. Соответственно, по мере реализации инвестиционного проекта идет и рост поступлений от объекта и инвестиций, что упрощает погашение обязательств;
- • погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока.
По способу определения предлагаемого инвестору дохода эмитент может предложить займы с постоянным фиксированным уровнем дохода и займы с переменным уровнем дохода. Заключение сделок по займам с постоянным фиксированным доходом предоставляет инвестору гарантированный доход, а эмитенту заранее известную стоимость обслуживания долга; однако при условии наличия необходимости размещения долгосрочных займов и низких возможностей прогнозирования ситуации на рынке ссудного капитала государство может испытывать трудности в финансировании дефицита бюджета посредством размещения займов среди инвесторов. Эта проблема возникает, когда инвесторы опасаются изменения конъюнктуры на рынке. «Страховкой» для инвесторов в подобной ситуации и выступает заем с переменным уровнем дохода, который изменяется в привязке к какому-либо экономическому индикатору — например, ставке по межбанковским кредитам в стране.
По направлениям использования заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлеченные по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования конкретных программ, для реализации которых и размещается заем. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, на рефинансирование текущей задолженности или же на другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления.
Рассмотрев содержание, функции, роль государственного кредита и классификацию государственных займов, можно перейти к более детальному анализу проблем управления государственным долгом как результату функционирования механизма государственного кредита.
Источник