Кредитный договор по 223-ФЗ — это договор, по которому отдельные виды юридических лиц вступают в кредитные правоотношения в рамках 223-ФЗ. Разберемся, как заключить такой договор.
Использование заемных средств, предоставление денег во временное пользование сторонним организациям — нормальная практика для организации любой формы собственности. Если в уставном капитале организации присутствует доля государства и она превышает 50 %, законодательство предписывает заключение кредитного договора по 223-ФЗ, т. е. на конкурсной основе. Прямо не запрещено брать кредиты, выдавать займы и бюджетным организациям. Кроме использования закона о закупках, они обязаны учитывать объем доходов, которые получат от ПДД (приносящей доход деятельности).
Оплачивать банковские кредиты за счет бюджетной сметы закон не позволяет.
Кредит и 223-ФЗ
Кредитная организация предоставляет заемщику денежные средства и получает назад сумму кредита и проценты по нему. Это не купля-продажа, не подряд и не услуга. Но договорные отношения с банками по поводу заемных средств мы не найдем и в исключениях сферы действия закона о закупках.
В Письме Минэкономразвития № Д28и-773 от 30.03.2016 указано, что если о желании привлечь займ и кредит заявляет юрлицо, то действие 223-ФЗ на такие договоры не распространяется. В ситуации же, когда заказчик при привлечении займов и кредитов не является кредитором, при осуществлении таких операций нужно следовать нормам 223-ФЗ.
Давайте выясним, почему. Практика показывает, что понятие «банковская услуга» широко применяется в законодательстве РФ. Используется оно в законе «О банках и банковской деятельности». Здесь предоставление кредита прямо отнесено к разновидности банковских услуг. В антимонопольном законодательстве эти услуги перечислены среди финансовых, связанных с размещением денежных средств. Клиент оплачивает услуги банка в виде процентов.
Именно поэтому заключение кредитного договора у вышеперечисленных организаций проходит по итогам закупочных процедур. С точки зрения ГК, документ подтверждает факт получения финансовой услуги и обязательства клиента по их оплате. Подготовка и заключение договора в соответствии с положениями 223-ФЗ никак на его природе не отражается. Поэтому для начала рассмотрим, что важно указать в информационном сообщении о закупке с особенностями закупки кредитного договора, а затем рассмотрим важные нюансы в составлении договора.
Что считаем важным в документации
Получение банковского кредита в закупках по 223-ФЗ имеет ряд особенностей. Поэтому разработка информационного сообщения и документации требует особого внимание. В извещении о закупке в числе различных сведений, предусмотренных законодательством (ч. 8, 9 ст. 4 закона № 223-ФЗ), нужно прописать требуемый объем кредита (это будет соответствовать позиции «предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг») и максимальный размер платы за пользование кредитом (размер процентов), в том числе в абсолютном значении (это будет соответствовать позиции «сведения о НМЦД»). Рассмотрим, как это можно сделать с учетом того, что «приобретается» банковский кредит.
Что считаем важным в договоре
Контролирующие органы в сфере закупок считают, что любые условия, которые включены сторонами в контракт, можно считать существенными. Контракты возмездного оказания услуг должны содержать предмет договора. Обязателен раздел о перечне видов услуг и совершаемых действиях (юридических и фактических).
К важным и существенным условиям кредитного контракта следует отнести следующие: стороны договора, сумму займа и его цель, срок кредитования, способ обеспечения, размер платы за пользование заемными средствами, условия выдачи и погашения займа.
НМЦД при анализе рынка кредитных услуг
При проведении закупочной процедуры на получение банковского займа в извещении обязательно указывается начальная (максимальная) цена договора (НМЦД). В соответствии с законом, заказчик обязан учесть все факторы, существенные при определении цены услуги (в нашем случае — процента за пользование заемными средствами). Это сроки кредитования, риски невозврата или повышения процентной ставки, иные платежи, связанные с исполнением кредитного договора. Порядок формирования цены контракта выбирается заказчиком самостоятельно.
Для определения НМЦД можно рекомендовать следующий алгоритм действий:
- определить среднее значение ставок по кредиту, предлагаемых несколькими банками;
- перевести среднее значение ставок в рубли.
В Письме № Д28и-2258 от 30.07.2015 Минэкономразвития приводит пример расчета для случая, когда заказчику нужен кредит в размере 1 млн руб.:
- Получаем ставки по кредитам от трех банков, например 16 %, 12 % и 13 % годовых. Значит, среднее значение — 13,6 %.
- Переводим среднее значение в рубли. Получается, что если заказчику нужен займ в 1 млн руб., то НМЦД составит 136 000 руб.
Как закон о закупках влияет на заключение и исполнение кредитного договора
Подготовка, подписание, исполнение и внесение изменений в кредитный договор, заключенный на основании 223-ФЗ, осуществляется в соответствии с нормами законодательства. Если положение о закупках не содержит прямого указания на запрет изменения условий контракта, корректировке можно подвергнуть все существенные условия контракта. Чтобы изменения имели юридическую силу, сторонам необходимо:
- прийти к единому мнению;
- подготовить дополнительное соглашение к контракту.
Все разногласия сторон разрешаются только в судебном порядке.
Кредитный договор по 223-ФЗ 2020 года незначительно изменился, по сравнению с предыдущими периодами.
Ключевое изменение: с нового года, в соответствии ч. 16 ст. 4 223-ФЗ, сведения о закупке услуг по получению займов не размещают в ЕИС.
Кратко опишем, что нужно проверить и сделать, если вам поручили подготовить документы для получения кредита в соответствии с законом о закупках:
- положение о закупках в организации утверждено и опубликовано в ЕИС в соответствии с требованиями законодательства;
- документ должен содержать порядок оформления этапов конкурентных и иных процедур (например, заключить договор с единственным поставщиком будет возможно, если эта процедура прописана в положении заказчика);
- действующее положение соответствует типовым положениям о закупках учредителя или собственника вашей организации. В нем нет прямого запрета на использование заемных средств.
В Письме № Д28и-3268 от 29.10.2015 Минэкономразвития указало, что заказчик вправе утвердить положение о закупке, в котором пропишет, что этот вид финансовых операций является закупкой у единственного поставщика. Таким образом, осуществление закупки у единственного поставщика на основании четких и понятных критериев определенных случаев отнесения к таким процедурам, а также обоснованности определения таких случаев, которая зафиксирована в положении о закупке, будет полностью соответствовать нормам Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 о защите конкуренции.
Необходимые изменения в положение о закупках можно внести в любое время. Главное — их вовремя опубликовать. Сделать это нужно в течение 15 дней после утверждения. Если ваша организация планирует пользоваться заемными средствами регулярно, не нужно процедуру получения средств прописывать очень детально. Это позволит быстрее адаптироваться к меняющейся экономической ситуации.
Как отчитаться о закупке кредита
Минэкономразвития в Письме № Д28и-773 от 30.03.2016 указывает, что по ч. 19 ст. 4 223-ФЗ заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, публикует в ЕИС сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупок товаров, работ, услуг. В статье 4.1 223-ФЗ установлено, что заказчики ведут реестр договоров в обязательном порядке. Таким образом, Минэкономразвития предписывает заказчикам размещать в ЕИС контракты о предоставлении займов и всю информацию и документы, которые подтверждают выполнение взаимных обязательств. Следовательно, и отчитаться по таким контрактам нужно в установленные сроки.
Источник
24.09.2014 г.
В соответствии с 223-ФЗ закупка – совокупность последовательных действий заказчика, нацеленных на выбор контрагента для заключения с ним конкретного договора. Действие закона распространяется на три вида сделок: поставку товаров (купля-продажа), где заказчик выступает покупателем, подряд и возмездное оказание услуг, в которых он является заказчиком работы или услуги.
Отношения, которые не регулируются 223-ФЗ и, соответственно, к которым нет оснований применять положение о закупке, прямо перечислены в ч. 4 ст. 1 данного Закона, их перечень является закрытым. Согласно ч. 1 ст. 2 223-ФЗ правовые акты заказчика, регламентирующие правила закупки (положение о закупке), регулируют закупочную деятельность заказчика. Закон о закупках не наделяет заказчика правом самостоятельно решать, какие виды закупочной деятельности будут регулироваться положением о закупке, а какие нет.
Казалось бы, правила, предусмотренные положением о закупке, должны применяться к порядку заключения любых договоров, за исключением тех, что подпадают под изъятия ч. 4 ст. 1 Закона о закупках. Тем не менее многие договорные отношения не соотносятся с понятием «закупка», но и не попадают в ряд исключений из сферы действия 223-ФЗ, как, например, кредитный договор.
Под кредитным договором понимается такой договор, по которому банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (п. 1 ст. 819 ГК). Проценты, уплачиваемые заемщиком на сумму займа в размере и в порядке, определенных п. 1 ст. 809 ГК РФ, являются платой за пользование денежными средствами.
Чем является кредитный договор?
В ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» сказано, что отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. В договоре, среди прочего, должна быть указана стоимость банковских услуг. Статья 32 данного Закона запрещает кредитным организациям заключать соглашения и осуществлять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле.
Из приведенных норм можно сделать вывод, что предоставление кредита есть одна из разновидностей банковских услуг.
Антимонопольное законодательство также оперирует термином «банковская услуга» (ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»): Финансовая услуга — банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Т.е. понятие банковская услуга является устоявшимся применительно к заключению кредитных договоров. А закупку возмездного оказания услуг необходимо проводить в соответствии с нормами 223-ФЗ.
Вместе с тем, в теории гражданского права принято иное понимание сущности кредитного договора, в то время как именно он и является целью закупочной процедуры в контексте требований Закона № 223-ФЗ.
Нормы, регулирующие правоотношения по кредиту, содержатся в параграфе 2 главы 42 ГК РФ. Отношения, связанные с возмездным оказанием услуг, регулируются главой 39 ГК РФ.
Можно сделать вывод, что правовое регулирование отношений, связанных с возмездным оказанием услуг и отношений, связанных с кредитом, различно, и, вроде как, действие 223-ФЗ не распространяется на заключение кредитного договора.
В современной юридической литературе можно встретить различные мнения относительно правовой природы кредитного договора: от признания его разновидностью договора займа до квалификации кредитного договора как самостоятельного гражданско-правового договора. Так, с точки зрения теории гражданского права, кредитный договор не относится к договорам об оказании услуг, а принадлежит к категории договоров о передаче имущества, договоров возмездного займа и не имеет отношения к договорам банковского вклада и банковского счета, которые действительно относятся к категории договоров об оказании финансовых (банковских) услуг.
Однако, несмотря на очевидные расхождения между приведенными позициями (законодательства и теории гражданского права), заказчику рекомендуется все же применять нормы 223-ФЗ к заключению кредитных договоров, потому что речь идет об устоявшемся понятии банковской услуги. Так, в соответствии с разъяснениями ФАС, в случаях, предусмотренных кредитным договором, клиент оплачивает услуги банка за пользование денежными средствами в виде начисляемых на сумму кредита процентов (п. 1 ст. 819 ГК). Таким образом, заказчик при заключении кредитного договора приобретает финансовую услугу, а, следовательно, должен руководствоваться требованиями Закона о закупках при заключении названного договора.
Как выбрать тип закупочной процедуры для кредита?
Получение кредита заказчиком в любом случае требует большого количества времени и подготовки огромного пакета документов, отражающих всю «подноготную» заказчика.
При проведении открытой конкурентной закупочной процедуры данный пакет документов необходимо выкладывать в составе закупочной документации (что весьма нецелесообразно с точки зрения коммерческой тайны, а также отсутствия единого стандартного перечня, требуемых для получения кредита документов) либо направлять по официальным запросам потенциальным участникам закупки, но ответы на запросы так же требуется официально опубликовывать в ЕИС. Эффективность данного способа закупки оценить сложно, и такая закупка может растянуться на неопределенное время.
В данной ситуации есть два выхода:
1) Провести двухэтапную конкурентную процедуру, где:
- I этап – предквалификационный отбор: на этом этапе можно провести отбор кредитных организаций по их надежности и по их кредитно-коммерческим предложениям, основанным на общей информации о заказчике;
- II этап – закрытая закупочная процедура или процедура с ограниченным участием на основании результатов I этапа.
Плюс данного способа – заказчик контролирует круг лиц, которому рассылается пакет документов для получения кредита. Минус – требует времени и значительных трудозатрат.
2) Провести неконкурентную закупочную процедуру – осуществить закупку «у единственного поставщика» (можно применить, только в случае, если это оговорено в положении о закупке заказчика).
Таким образом, на данный момент наиболее быстрым и наименее трудозатратным способом заключения кредитного договора (а также наиболее нейтральным в свете спорных толкований о его природе) является проведение закупки «у единственного поставщика», если иное не указано в положении о закупке заказчика.
Источник
Купить
Демо
Продукты
Цены
Семинары
Компания
Стать партнером
Вакансии
Для клиентов
Редакция
Eng
Ru
Субъекты МСП, производящие подакцизные товары, получат зарплатную субсидию
Подписан указ о единовременной выплате на каждого ребенка до 16 лет
26 июня 2020Регистрация
Войти
Вход
Регистрация
Введите адрес электронной почты:
Введите пароль:
Запомнить
Забыли пароль
Вы можете войти, используя учетную запись одной из социальных сетей:
Судебная практика
Налоги и бухучет
Бизнес
Практика
Труд
Социальная сфера
ЖКХ
Образование
Транспорт
Общество
IT
Профессия
Проверки
Бюджетный учет
Новости
Горячие документы / Мониторинг законодательства
Документы
Аналитические статьи
Интервью
Правовые консультации
Бухучет и отчетность
Налоги и налогообложение
Гражданское право
Трудовое право
Госзакупки
Бухгалтерский учет в бюджетной сфере
Малый бизнес
Проверки
Мнения
Важная тема
Аудио- и видеоматериалы
Результаты опросов
Инфографика
Сервисы
Профессиональные календари
Информационное партнерство
Форум Гарант
Анонсы
6 июля 2020
Программа повышения квалификации «О контрактной системе в сфере закупок» (44-ФЗ)»
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
16 июня 2020
Программа повышения квалификации «О корпоративном заказе»(223-ФЗ от 18.07.2011)
Программа разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Новости и аналитика
Правовые консультации
Госзакупки
Является ли договор об открытии кредитной линии закупкой в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ?
Является ли договор об открытии кредитной линии закупкой в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ?
19 июня 2015
Перепечатка
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Новости smi2.ru
ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНЫЙ ДОСТУП К СИСТЕМЕ ГАРАНТ НА 3 ДНЯ!
ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП СЕЙЧАС
Источник