- Главная
- Консультация эксперта
- Расчеты
- Займы и кредиты
419410 мая 2017
По каким признакам можно определить контролируемую сделку, как повлияет размер займа на сделку разъяснит статья.
Вопрос: Если учредитель предоставил организации займ в размере 2 млн.руб., является ли данная сделка контролируемой?
Ответ: Размер займа значения не имеет.
Для определения контролируемая сделка или нет нужно определить:
1) доля участия более 25% или менее. Если менее, то сразу неконтролируемые сделки с ним все
Если более 25%, то
2) резидент или нерезидент.
Если нерезидент – то контролируемая.
Если резидент, то контролируемая только, если займ процентный и проценты за год по нему превышают установленный предел:
— с учредителем организацией на ОСН – 1 млрд. руб.
— с учредителем организацией на УСН – 60 млн. руб.
— с учредителем физлицом – 1 млрд. руб.
Если займ беспроцентный или предел не превышен, а он не превышен, то сделка неконтролируемая.
Критерии признания сделок контролируемыми (для целей налогообложения)
Отвечает Александр Сорокин,
заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России
«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации».
Из рекомендации Нужно ли применять ККТ при выдаче, получении и возврате займа
Статьи по теме в электронном журнале
Источник
Обоснование правомерности займа от учредителя
Договор на заем от учредителя: оформление
Ключевые моменты договора заимствования
Процентный заем: налоговые последствия
Заем без процентов: какие возможны налоги
Варианты завершения договора заимствования
Итоги
Обоснование правомерности займа от учредителя
Учредитель юрлица (физлицо или организация) вправе предоставить созданному им субъекту заемные средства, поскольку положения пар. 1 гл. 42 ГК РФ позволяют это сделать, не устанавливая никаких ограничений в части таких действий для учредителей. Причем на суть этих положений не повлияли корректировки, сделанные законом «О внесении изменений…» от 26.07.2017 № 212-ФЗ, в силу которых гл. 42 ГК РФ с 01.06.2018 приобрела новую редакцию.
Преимущества займа, предоставляемого учредителем, очевидны, т. к. вопрос о его получении:
- решается оперативно;
- не требует проведения предварительных согласований и систематического предоставления данных для контроля, как в ситуации с кредитом, выдаваемым банком;
- может приниматься на очень выгодных для заемщика условиях (с более длительным сроком возврата или более низким процентом, чем при оформлении кредита в банке);
- может завершиться прощением долга.
Почему учредитель, предоставляющий заем, идет на такие условия? Потому что он сам заинтересован в обеспечении благополучной деятельности организации, в которой имеет долю участия и от которой ожидает получения дохода.
Как учесть получение и возврат беспроцентного займа от учредителя — юридического лица? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
Договор на заем от учредителя: оформление
Отношения, возникающие в отношении займа, получаемого юрлицом, вне зависимости от того, кем оказывается заимодавец и какова сумма, даваемая им в долг, должны быть оформлены письменно, т. е. путем заключения договора (п. 1 ст. 808 ГК РФ).
Именно в этом документе нужно указать:
- данные обеих сторон;
- сведения о том, что именно передается в долг (денежные средства, вещи или ценные бумаги) и какова сумма (или стоимость) переданного;
- условия пользования заемными средствами (период, цель, размер процентов, наличие залога);
- порядок передачи-возврата занятого (в т. ч. досрочно осуществляемого возврата) и выплаты процентов;
- иные права и обязанности сторон;
- виды ответственности, наступающей при нарушении условий договора;
- правила, вступающие в силу при форс-мажорных обстоятельствах;
- порядок урегулирования спорных вопросов.
В отношении подлежащих передаче вещей и ценных бумаг дополнительно потребуется составить опись, содержащую указания на конкретные признаки передаваемых предметов.
Подробнее о составлении договора займа читайте в статьях:
- «Договор обычного и безвозмездного займа от учредителя»;
- «Образец договора беспроцентного займа от учредителя».
Ключевые моменты договора заимствования
Существует ряд моментов, имеющих особое значение для налоговых последствий договора займа с учредителем. Среди них наличие возможности сделать договор:
- Предусматривающим выплату процентов с удобной для его сторон периодичностью. Отсутствие оговорок в этом плане потребует ежемесячного начисления процентов (п. 3 ст. 809 ГК РФ).
- Беспроцентным (в случае передачи в заем вещей отсутствие процентов становится обязательным — п. 4 ст. 809 ГК РФ). Чтобы договор считался беспроцентным, условие о неначислении процентов должно быть зафиксировано в тексте документа, т. к. отсутствие такого условия повлечет за собой необходимость расчета процентов от ключевой ставки Банка России (п. 1 ст. 809 ГК РФ).
- Целевым. Для этой ситуации в договоре придется предусмотреть порядок контроля за использованием переданного в долг и процедуру возврата при выявлении нецелевого применения (ст. 814 ГК РФ). Соответственно, проценты, начисленные по заемным средствам, использованным не по назначению, не будут приняты в уменьшение налоговой базы по прибыли или УСН; нельзя будет также учесть в расходах отрицательную курсовую разницу по займу, выданному иностранным учредителем в валюте.
- Не содержащим указания на срок возврата или ставящим его в зависимость от момента истребования переданного в долг заимодавцем. При таких условиях вернуть долг необходимо не позднее 30-го дня с даты требования, исходящего от заимодавца, если иной срок не приводится в тексте договора (п. 1 ст. 810 ГК РФ). Причем датой возврата (если иное не предусмотрено договором) будет считаться день фактического поступления бравшегося в долг к заимодавцу (п. 3 ст. 810 ГК РФ).
Каждый из перечисленных моментов во избежание нежелательных последствий рекомендуется детально оговорить в тексте договора займа.
Процентный заем: налоговые последствия
Достаточно часто договор займа, даже заключаемый с учредителем, предусматривает уплату процентов по нему. К каким налоговым последствиям — 2020 приведет процентный заем от учредителя?
Суммы процентов, получаемые заимодавцем, станут его доходом, подлежащим налогообложению. Учредителю-физлицу (как россиянину, так и иностранцу) с них придется платить НДФЛ по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ) либо 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ) соответственно, причем удержание налога с дохода будет осуществлять заемщик (п. 1 ст. 209 НК РФ). А учредитель — юрлицо российской принадлежности при получении им процентов окажется плательщиком налога на прибыль (п. 6 ст. 250 НК РФ) или УСН-налога (п. 1 ст. 346.15 НК РФ) по ставкам 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ) и 15% либо 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ) соответственно. С дохода учредителя, являющегося иностранной организацией, при выплате ему процентов заемщику также придется самому удержать налог (п. 1 ст. 310 НК РФ) по ставке 20% (подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ). При определенных условиях часть процентов, начисляемых в пользу иностранного учредителя, приравнивается к дивидендам (п. 6 ст. 269 НК РФ) и облагается по соответствующей им ставке 15% (п. 3 ст. 224 и п. 3 ст. 284 НК РФ).
С какой базы будет начисляться налог: с процентов, величина которых предусмотрена договором заимствования, или с тех, которые соответствуют реальному рыночному уровню подобного дохода? Такой вопрос возникает из-за того, что стороны договора займа могут оказаться взаимно зависимыми. Напомним, что взаимозависимость между учредителем и юрлицом, в котором он участвует, находится в непосредственной связи с долей такого участия (как прямого, так и учитывающего косвенный вклад). Для возникновения зависимости доле достаточно немного превышать 25% (подп. 1, 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
Таким образом, в отношении процентного договора заимствования возможны такие ситуации:
- Зависимость отсутствует. Тогда рыночными считаются цены, согласованные сторонами сделки (п. 1 ст. 105.3 НК РФ), и необходимости в их пересмотре нет.
- Зависимость есть. Ее последствия будут разными для учредителей-резидентов и учредителей-нерезидентов. В первом случае цены по сделке окажутся контролируемыми только тогда, когда сумма по всем операциям между сторонами за календарный год превысит 1 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Во втором случае (с нерезидентом) сделка всегда будет контролируемой.
Получатель займа вправе проценты, начисленные в соответствии с условиями договора, принять в уменьшение базы по прибыли (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ) или УСН-налогу, база которого определяется с учетом расходов (подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Однако в отношении контролируемой сделки с учредителем-иностранцем определение объема процентов, включаемых в расходы, происходит в особом порядке (ст. 269 НК РФ), и именно здесь при превышении предельно допустимого их размера встает вопрос о приравнивании процентов к дивидендам для целей обложения их налогом.
Заем без процентов: какие возможны налоги
А какие налоговые последствия имеет беспроцентный заем от учредителя? Для займа, взятого без процентов, вопрос налогообложения также оказывается связан с наличием взаимной зависимости между сторонами сделки и от того, резидентом или нерезидентом является учредитель. Ситуации здесь таковы:
- Зависимость отсутствует. В этом случае отсутствие облагаемого налогом дохода в виде процентов у заимодавца является вполне законным (п. 1 ст. 105.3 НК РФ). Соответственно, и у заемщика нет расходов.
- Зависимость имеет место. Для нее становится значимым отнесение учредителя к числу резидентов. Если учредитель им является, то контролируемой сделка по предоставлению беспроцентного займа не признается (подп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ). Если же учредитель оказывается нерезидентом, то отсутствие процентов при займе делает сделку не подлежащей контролю, поскольку в этом случае не возникает условий для него, предусмотренных ст. 269 НК РФ.
Таким образом, беспроцентный заем в любом случае не будет иметь налоговых последствий.
Об отражении займа в бухучете читайте в материале «Учет кредитов и займов в бухгалтерском учете».
Варианты завершения договора заимствования
Закончиться действие договора займа с учредителем может в обычном порядке: по завершении его срока или досрочно — возвратом бравшегося в долг с уплатой причитающихся процентов, если они предусматривались.
Как вернуть займ учредителю на карту читайте здесь.
Однако нередкой для займа, взятого у учредителя, становится ситуация прощения долга. Такую возможность дает ст. 415 ГК РФ. Правда, предусматривать ее договором (так же, как и выдачу займа на неограниченное время) нельзя. Оформлять прощение придется отдельным документом.
См. также «Порядок списания договора займа (нюансы)».
К каким налоговым последствиям — 2020 приведет заем от учредителя, завершающийся прощением? Сумма займа, безвозмездно переходящая в собственность заемщика, станет его доходом, который в качестве внереализационного попадет под налог на прибыль или УСН-налог. Однако здесь существуют исключения, позволяющие не считать такой доход налогооблагаемым. Относятся они к ситуации, когда доля учредителя превышает 50% вклада в уставный капитал (п. 11 ст. 251 НК РФ). При этом неденежные средства не могут быть переданы заемщиком третьему лицу в течение года.
Итоги
Заем от учредителя является операцией, не запрещенной действующим законодательством. Предоставление его должно сопровождаться оформлением договора, к ряду условий которого следует отнестись с особым вниманием. Проценты, предусмотренные договором, будут доходом заимодавца и расходом у заемщика. При беспроцентном займе налоговые последствия не наступают. Заем, прощенный заимодавцем, станет внереализационным доходом заемщика, если доля участия в его уставном капитале учредителя не превышает 50%.
Источник
Здравствуйте.
Подскажите пожалуйста, как лучше оформить поступление денег в кассу организации от учредителя (единоличного) при нехватке средств? Выбираю м/ду двумя вариантами или оформить безвозмездную помощь от учредителя и включить эти поступления в прочий доход или же оформить договор беспроцентного займа от учредителя. Вроде бы второй вариант проще к тому же можно буде вернуть деньги когда дела наладятся, но я почитал что так как это сделка м/ду взаимозависимыми лицами (т.е. сделка подпадает под контролируемые) то налоговые органы в случае проверки могут начилить налог к уплате. У основная деятельность на ЕНВД, для прочих доходов у нас УСН «доходы».
Добрый день. Алгоритм определения контролируемой сделки — комментарий Александр Погребс
Контролируемые сделки: получение ИП беспроцентного займа от ООО, в котором он является директором и единственным учредителем
Цитата (Письмо Минфина России от 24.02.2012 № 03−01−18/1−14 «Об определении порога контролируемых сделок»):Письмо Минфина России от 24.02.2012 № 03−01−18/1−14
«Об определении порога контролируемых сделок»
Вопрос: Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227−ФЗ положения ст. ст. 105.15 — 105.17 НК РФ до 1 января 2014 г. применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно:
в 2012 г. — 100 млн руб.;
в 2013 г. — 80 млн руб.
Таким образом, указанной нормой Федерального закона от 18.07.2011 N 227−ФЗ устанавливаются пороги доходов, действующие до 1 января 2014 г. по контролируемым сделкам, при достижении которых, налогоплательщик обязан уведомлять налоговый орган о совершенных контролируемых сделках.
Правомерно ли мнение, что для определения порогового значения, предусмотренного п. 7 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227−ФЗ, следует принимать во внимание сумму всех контролируемых сделок в разрезе каждого контрагента, а не совокупность всех контролируемых сделок по всем контрагентам вместе?
Что следует понимать по термином «несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок»?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения положений ст. ст. 105.15 — 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и сообщает.
Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227−ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее — Закон N 227−ФЗ) положения ст. ст. 105.15 — 105.17 Кодекса до 1 января 2014 г. применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно в 2012 г. — 100 млн руб., в 2013 г. — 80 млн руб.
По нашему мнению, сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), определяется путем сложения сумм полученных сторонами сделок доходов по всем контролируемым сделкам с таким лицом (лицами) за календарный год. При этом под термином «несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок» следует понимать лиц, являющихся сторонами таких контролируемых сделок.
Таким образом, возможность применения положений ст. ст. 105.15 — 105.17 Кодекса к сделкам, признанным в соответствии со ст. 105.14 Кодекса контролируемыми, до 1 января 2014 г. определяется путем сопоставления величины суммы доходов сторон сделки по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), с критериями, установленными п. 7 ст. 4 Закона N 227−ФЗ.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03−02−07/2−138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.Трунин
24.02.2012
Цитата (МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 2 октября 2013 г. N 03-01-18/40821):Вопрос: Об определении суммы доходов за календарный год для целей признания контролируемыми сделок по предоставлению беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 октября 2013 г. N 03-01-18/40821
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ООО по вопросу применения отдельных положений разд. V.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и сообщает.
В соответствии с п. 1 ст. 105.3 Кодекса в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разд. V.1 Кодекса сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.
Учитывая изложенное, полагаем, что сделки по предоставлению беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами могут являться примером создания или установления коммерческих или финансовых условий, отличных от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разд. V.1 Кодекса сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми.
В связи с этим считаем, что любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из взаимозависимых лиц по таким сделкам, но вследствие указанного отличия не были им получены, должны учитываться для целей налогообложения у этого лица.
При этом необходимо отметить, что контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей).
Согласно п. 9 ст. 105.14 Кодекса сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных гл. 25 Кодекса. При определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для целей указанной статьи вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений гл. 14.2 и 14.3 Кодекса.
При этом проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 105.17 Кодекса.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
Источник