Внутренний военный заем, получивший название «Заем Свободы», был выпущен Временным правительством вскоре после прихода к власти, 27 марта 1917 года. Среди министров были большие энтузиасты проведения займа.
Когда прогрессистско-кадетские лидеры рвались к власти, они надеялись на быстрое получение заграничных, прежде всего — американских кредитов. Но в реальности это оказалось не так просто и радужно, поэтому и пришлось обратиться к идее крупного внутреннего заема. Он должен был стать средством «вложения избыточных капиталов» и предотвратить эмиссию.
Министр финансов М.И. Терещенко поставил вопрос о займе на заседании Временного правительства 5 марта и, заручившись поддержкой коллег, стал «обрабатывать» финансовые и деловые круги. Выражая надежду, «что в новой России хозяйственно-финансовая жизнь пышно расцветет», Терещенко призывал банкиров сделать займ в глазах широких народных масс символом свободы. По настоянию Терещенко, слово «военный» из всех документов, связанных с займом исключили.
Банкиры воспринимали агитацию министра финансов сдержанно и советовали ограничиться 3-миллиардной суммой займа, которую министр считал заниженной. Позже ему удалось увеличить планируемый размер заема до 5 млрд (хотя эту сумму так и не собрали).
Ставшая практически официальным органом Временного правительства кадетская «Речь» писала в те дни: «Необходимо прибегнуть к большому всероссийскому займу нового правительства у свободного русского народа… И мы глубоко верим, что момент для такого займа пришел, надо смело им воспользоваться»
Когда решение о займе было принято, развернулась беспрецедентная рекламная кампания нового начинания. Лидеры Временного правительства обратились к населению страны с патетическим обращением:
«К вам, граждене свободной России, к тем из вас, кому дорого будущее нашей Родины, обращаем мы наш горячий призыв.
Сильный враг глубоко вторгся в наши пределы, грозит сломить нас и вернуть к старому, ныне мертвому, строю. Только напряжение всех наших сил может дать нам желанную победу. Нужна затрата многих миллиардов, чтобы завершить строение свободной России на началах РАВЕНСТВА и ПРАВДЫ.
Не жертвы требует от нас Родина, а исполнения долга»…
(полностью читать здесь: https://leb.nlr.ru/edoc/440816/Заем-свободы-воззвание-Временного-правительства)
Лучшие художники создавали агитационные плакаты.
Плакат работы Бориса Кустодиева
В агитационной газете «Во имя свободы», призывавшей участвовать в заеме, были напечатаны патриотические стихи Ахматовой, Есенина, Северянина, Хлебникова и др. известных поэтов.
Отношение к заему усугубило раскол среди социал-демократов. Меньшевики, и прежде всего плехановская группа «Единство», заем поддержали.
«Российский пролетариат по своему материальному положению не может, разумеется, обеспечить денежный успех займа. Но он может и должен обеспечить ему моральное сочувствие и содействие населения, — призывала меньшевистская печать. — Пусть новый заем найдет широкую дорогу в народные массы. Обновленная Россия должна собрать все силы и средства, чтобы нашествие реакционной армии Вильгельма и государственный финансовый кризис не погубили нарождающуюся российскую республику».
Большевики же использовали заем для антиправительственной агитации: «Не свободу, а дальнейшее закрепощение принесет этот заем народу, — писала «Правда» 10 марта. — Он даст возможность буржуазии продолжать кровавую бойню, затеянную во славу капитала. Ни одной копейки не дал пролетариат добровольно на это дело, не даст и в настоящее время, но тем сильнее поднимет свой мощный голос за немедленное прекращение войны».
Однако, пролетариат не оправдал надежд — газеты постоянно сообщали о патриотическом отношении рабочих к заему. Рабочие промышленных предприятий Севастополя решили приобрести облигации на сумму однодневного заработка и отослать из Керенскому на нужды фронта. Рабочие московских мануфактур Решетникова и Ко постановили ежемесячно отчислять 15% заработка на заем. Сбор средств на покупку облигаций организованно провели рабочие петроградской фабрики «Русская цветопись». Одесские металлисты, потратив на облигации 15 тыс. рублей из больничной кассы, заявили: «раз буржуазия уклоняется от исполнения долга, рабочие отдадут на алтарь родины последние крохи»…
«Нас изолировал вопрос о займе — вот что привело нас к изоляции. Вот в каком вопросе мы оказались в меньшинстве», — заявил Ленин на Апрельской конференции.
В День «Заема Свободы» был проведен большой митинг-концерт в Мариинском театре с участием представителей творческой интеллигенции, членов Государственной Думы, общественных деятелей. Энтузиазм народа описывала газета «День» (26 мая 1917 года): «Тянулись тысячи рук с кредитками, с драгоценностями, с обручальными кольцами. Военные снимали с себя знаки отличия, простые женщины, возвращаясь из «хвостов», отдавали хлеб, сахар и прочее, добытое с таким трудом. Многое сейчас же продавалось с аукциона за неслыханные цены». В этот день подписка на заем в Петрограде достигла 75 млн руб. (В целом по стране в мае подписка на заем составляла в среднем около 20 млн руб. в день).
«Дни Заема» проводились в Петрограде и Москве регулярно один-два раза в месяц. С июня они переросли в «двухдневки», а затем в «трехдневки». Их результаты с каждым разом снижалась, хотя власти и «революционная демократия» проявляли изобретательность, стараясь поддержать интерес граждан к займу. В Петрограде 26—28 июля на «трехдневке» предлагались миниатюрные гипсовые бюсты «рыцаря революции» — Керенского, сбор от продажи которых шел, естественно, в фонд «Займа Свободы». Последний раз «трехдневки» прошли одновременно в обеих столицах 30 сентября — 2 октября. По сообщениям печати, подписка в эти дни составила в Петрограде — 35 млн руб., в Москве — 20 миллионов.
Облигации были выпущены нескольких номиналов, причем каждый номинал имел свой цвет: 20 рублей – желтый, 40 рублей – светло-коричневый, 50 рублей – зеленый, 100 рублей – коричневый, 500 рублей – голубой, 1000 рублей – красный, 5000 рублей – серый, 10000 рублей – оранжевый, 25000 рублей – сиреневый. Все облигации были выполнены черной печатью и имели на лицевой стороне изображение здания Государственной думы. На оборотной стороне были подробно расписаны условия займа.
Погашение облигаций заема обещалось тиражами в течение 49 лет. начиная с 1922 года.
Однако, заем, который планировался как средство борьбы с эмиссией, не привел к финансовой стабилизации. Напротив, именно для «нужд заема» Временное правительство решило провести … эмиссию и включить в сентябре 1917 года печатный станок, начав выпуск печально знаменитых керенок, полагая что это снизит «денежный голод» в провинции и будет способствовать «демократизации подписки на заем»…
И страна рухнула в финансовый кризис…
Источник
Б. Кустодиев. Большевик
Революционное движение 1917 года Кустодиев Борис Михайлович воспринял как начало положительных перемен, направленных на улучшение жизни всей страны. Прикованный к инвалидной коляске художник, мог только наблюдать происходившие события. Вот что он пишет о своих впечатлениях того времени: «Здесь все еще кипит, все еще улицы полны народом… Никогда не сетовал так на свою жизнь, которая не позволяет мне выйти на улицу — ведь «такой» улицы надо столетиями дожидаться».
Однако последовавшие затем раскол общества, гражданская война, голод и нищета подрывали веру в светлое будущее.
В 1919 году Кустодиев решил создать образ нового героя, который привел народ к победе над угнетателями, и написал картину «Большевик» (1919–20 г., ГТГ).
В поисках средств выражения, которые помогли бы ему найти возвышенный тон для задуманного произведения, Кустодиев впервые в своем творчестве прибегнул к аллегорическому решению. Он изобразил исполинскую фигуру с красным знаменем в руках, движущуюся через улицы Москвы. Картина Кустодиева «Большевик» выражает состояние неоднозначности. Композиционные и цветовые решения, используемые автором полотна, усиливают это впечатление.
С одной стороны Кустодиев показывает грандиозный масштаб происходящих событий. Стихийный народный бунт художник выражает в символическом образе большевика со знаменем в руках, возвышающегося над городом.
В тоже время вооруженная масса людей создает ощущение бесконтрольности революционного процесса. Заставляет обратить на себя внимание суровый взгляд исполина, направленный сквозь стоящую на его пути церковь. Тени, на слегка померкшем снегу, усиливают состояние тревоги.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Грандиозное полотнище флага, развеваясь на ветру, подобно пламени революционного пожара, пылает над городом и теряется за линией горизонта. Внизу, под великаном, по городским улицам и переулкам движутся потоки вооруженных людей. Простое русское лицо великана исполнено несокрушимой воли, его глаза горят, его могучие руки крепко сжимают древко. Перед ним, как последняя преграда, вырастает здание церкви – символ самодержавия, верная хранительница старых порядков. Зритель чувствует, что исполин так же легко перешагнет через нее, как он до этого переступал через дома и другие сооружения.
Художник в первоначальном варианте хотел поместить на крыше церкви спрятавшихся в паническом ужасе попа и дьякона. Но в процессе работы он отказался от включения в картину этой детали, поняв, что она могла бы перевести картину в плоскость карикатуры.
О большой творческой взыскательности, проявленной художником при написании картины, говорит тот факт, что, создавая ее, как и ряд других произведений послереволюционного времени, он отказался от ранее характерной для его картин декоративной расцветки. Кустодиев перешел к живописи, возвращая фактуре плотность и осязательность, которых были лишены уже многие произведения его дореволюционного периода.
Преисполненный благодарности к партии, указавшей стране путь к новой жизни, художник создал образ, в котором воплотил непреодолимую мощь революционного движения. Однако ошибочное понимание Великой Октябрьской социалистической революции как проявления действия стихийных бунтарских сил свидетельствовало о наивно романтических революционных представлениях, свойственных Кустодиеву.
Плакат «заем свободы»
Плакат был создан ко Дню сбора средств фронту, празднично отмеченному в Петрограде и Москве 25 мая 1917 года. В конце марта Временное правительство России обратилось через прессу с призывом материально помочь действующей армии «Займом свободы». Мероприятия проводились целый день и для того, чтобы не просить пожертвования у одних и тех же людей, стали выпускать специальные знаки (значки), которые вручались жертвователю после того, как деньги опускались в кружку. Эти знаки прикалывали к одежде. При этом, достигалась еще одна цель – общественное мнение порицало тех, кто оказывался без этого знака, что естественно повышало сборы.
Были устроены конкурсы на лучший плакат, посвященный этому мероприятию. В Петрограде из работ шестнадцати художников лучшими были признаны плакаты Кустодиева и П. Д. Бучкина.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Источник
[Часть VIII. Россия.]
Плакаты военных займов.
С. Я. Видберг, «Помогаете ли Вы доблестной армии сражаться с врагом?..»
Пг, хромолитография Т. Киббель, 1916 год, 64 х 92,7
В октябре 1914 года Российское правительство осуществило первый 500-миллионный внутренний заем – обычная практика военного времени, осуществляемая всеми воюющими державами, направленная на мобилизацию промышленности и покрытие военных расходов. Следующие два займа были осуществлены весной-летом 1915 года — как и первый, они были ориентированы на крупных держателей капитала и банки. Зато четвёртый военный заем был рассчитан на самую широкую публику и сопровождался агитационной компанией в печати и изданием плакатов: парадоксально, но промышленность и сельское население России, благодаря военным поставкам и высоким закупочным ценам на продукты, богатели! Весной и осенью 1916 года правительство выпустило ещё два займа: на 2 и 3 миллиарда рублей. Компания сопровождалась выпуском агитационных фильмов: «Кубышка» и «Всё для войны» и массовым изданием плакатов тиражом более двух миллионов и 230 тысяч открыток, воспроизводящих наиболее удачные работы. Зато последняя попытка уже Временного правительства повторить прежние успехи по заимствованию денег у населения окончилась плачевно: «Заем свободы» провалился. Как позже писал Уинстон Черчилль: «Русский корабль потерпел крушение, уже входя в гавань».
В. А. Табурин, Наши города, села и храмы ждут освобождения от вражеского нашествия»
Пг, хромолитография Т. Киббель, 1916 год, 75,3 х 100,2
В. Варжанский, «Посильное участие в займе — патриотический долг каждого»
Пг, литография И. Кадушкина, 1916 год, 130 х 67,5
М. Е. Чепцов, «Чем больше денег, тем больше снарядов»
Пг, Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1916 год, 100,1 х 68,1
В. Варжанский, «Обилие снарядов — залог победы»
Пг, товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1916 год, 100,5 х 66
И. А. Владимиров, «Всё для победы!»
Пг, товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1916 год, 100,6 х 70,3
И. А. Владимиров, «Ваше участие в займе даст новые силы нашим доблестным воинам»
Пг, 1916 год, 97 х 67
Неизвестный художник, «Посильное участие в займе — патриотический долг каждого»
Пг, 1916, 61 х 51
Неизвестный художник, «Военный 5,5% заем»
Пг, 1916, 69,4 х 545
Г. Семёнов, «Спешите купить! Военный заем 5,5% чтобы преодолеть врага»
Пг, хромолитография Т. Киббель, 1916 год, 73,5 х 51,7
Р. Г. Зариньш, «Патриотично и выгодно!»
Пг., бесплатное приложение к журналу «Вестник мелкого кредита», 1915 год, 98 х 65,5
Неизвестный художник, «Все для войны! Подписывайтесь на 5,5% военный заем»
Пг, хромолитография Соколова, 1916 год, 98,5 х 70
В. Варжанский, «Чем больше денег, тем больше оружия и снарадов, тем ближе к победе»
Пг, 1916 год, 130 х 67,5
А. Р. Эберлинг, «Проложите путь к победе»
Пг, литография И. Кадушкина, картографическое заведение А. Ильина, 1916 год, 100 х 76
И. А. Владимиров, «Все должны помогать нашим славным войскам…»
Пг, Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1916 год, 61,5 х 45
Б. М. Кустодиев, «Заем свободы»
Пг, хромолитография Российского акционерного общества (бывшего Э. И. Маркус), 1917 год, 100,5 х 67,5
Источник: https://www.rusmuseum.ru/exhib/lenta/exhibition2014/pervaya_mirovaya_vojna_19141918/
Плакат 1914-1918. Россия: https://hanzzz-muller.livejournal.com/28180.html
Плакат 1914-1918. Германия: https://hanzzz-muller.livejournal.com/28668.html
Плакат 1914-1918. Великобритания: https://hanzzz-muller.livejournal.com/28890.html
Плакат 1914-1918. Франция: https://hanzzz-muller.livejournal.com/29057.html
Плакат 1914-1918. Австро-Венгрия — АВСТРИЯ: https://hanzzz-muller.livejournal.com/42726.html
Плакат 1914-1918. Австро-Венгрия — ВЕНГРИЯ: https://hanzzz-muller.livejournal.com/42834.html
Плакат 1914-1918. Россия: https://hanzzz-muller.livejournal.com/54577.html
Источник
[Часть VIII. Россия.]
Плакаты военных займов.
С. Я. Видберг, «Помогаете ли Вы доблестной армии сражаться с врагом?..»
Пг, хромолитография Т. Киббель, 1916 год, 64 х 92,7
В октябре 1914 года Российское правительство осуществило первый 500-миллионный внутренний заем – обычная практика военного времени, осуществляемая всеми воюющими державами, направленная на мобилизацию промышленности и покрытие военных расходов. Следующие два займа были осуществлены весной-летом 1915 года — как и первый, они были ориентированы на крупных держателей капитала и банки. Зато четвёртый военный заем был рассчитан на самую широкую публику и сопровождался агитационной компанией в печати и изданием плакатов: парадоксально, но промышленность и сельское население России, благодаря военным поставкам и высоким закупочным ценам на продукты, богатели! Весной и осенью 1916 года правительство выпустило ещё два займа: на 2 и 3 миллиарда рублей. Компания сопровождалась выпуском агитационных фильмов: «Кубышка» и «Всё для войны» и массовым изданием плакатов тиражом более двух миллионов и 230 тысяч открыток, воспроизводящих наиболее удачные работы. Зато последняя попытка уже Временного правительства повторить прежние успехи по заимствованию денег у населения окончилась плачевно: «Заем свободы» провалился. Как позже писал Уинстон Черчилль: «Русский корабль потерпел крушение, уже входя в гавань».
В. А. Табурин, Наши города, села и храмы ждут освобождения от вражеского нашествия»
Пг, хромолитография Т. Киббель, 1916 год, 75,3 х 100,2
В. Варжанский, «Посильное участие в займе — патриотический долг каждого»
Пг, литография И. Кадушкина, 1916 год, 130 х 67,5
М. Е. Чепцов, «Чем больше денег, тем больше снарядов»
Пг, Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1916 год, 100,1 х 68,1
В. Варжанский, «Обилие снарядов — залог победы»
Пг, товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1916 год, 100,5 х 66
И. А. Владимиров, «Всё для победы!»
Пг, товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1916 год, 100,6 х 70,3
И. А. Владимиров, «Ваше участие в займе даст новые силы нашим доблестным воинам»
Пг, 1916 год, 97 х 67
Неизвестный художник, «Посильное участие в займе — патриотический долг каждого»
Пг, 1916, 61 х 51
Неизвестный художник, «Военный 5,5% заем»
Пг, 1916, 69,4 х 545
Г. Семёнов, «Спешите купить! Военный заем 5,5% чтобы преодолеть врага»
Пг, хромолитография Т. Киббель, 1916 год, 73,5 х 51,7
Р. Г. Зариньш, «Патриотично и выгодно!»
Пг., бесплатное приложение к журналу «Вестник мелкого кредита», 1915 год, 98 х 65,5
Неизвестный художник, «Все для войны! Подписывайтесь на 5,5% военный заем»
Пг, хромолитография Соколова, 1916 год, 98,5 х 70
В. Варжанский, «Чем больше денег, тем больше оружия и снарадов, тем ближе к победе»
Пг, 1916 год, 130 х 67,5
А. Р. Эберлинг, «Проложите путь к победе»
Пг, литография И. Кадушкина, картографическое заведение А. Ильина, 1916 год, 100 х 76
И. А. Владимиров, «Все должны помогать нашим славным войскам…»
Пг, Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1916 год, 61,5 х 45
Б. М. Кустодиев, «Заем свободы»
Пг, хромолитография Российского акционерного общества (бывшего Э. И. Маркус), 1917 год, 100,5 х 67,5
Источник: https://www.rusmuseum.ru/exhib/lenta/exhibition2014/pervaya_mirovaya_vojna_19141918/
Плакат 1914-1918. Россия: https://hanzzz-muller.livejournal.com/28180.html
Плакат 1914-1918. Германия: https://hanzzz-muller.livejournal.com/28668.html
Плакат 1914-1918. Великобритания: https://hanzzz-muller.livejournal.com/28890.html
Плакат 1914-1918. Франция: https://hanzzz-muller.livejournal.com/29057.html
Плакат 1914-1918. Австро-Венгрия — АВСТРИЯ: https://hanzzz-muller.livejournal.com/42726.html
Плакат 1914-1918. Австро-Венгрия — ВЕНГРИЯ: https://hanzzz-muller.livejournal.com/42834.html
Плакат 1914-1918. Россия: https://hanzzz-muller.livejournal.com/54577.html
Источник
вадим михайлов
Культура
18 Сентября 2017
Первую в постсоветское время выставку графической агитации «Плакат эпохи революции» Русский музей открыл в залах Мраморного дворца. 95 произведений, созданных в 1917 — 1925 годах 30 авторами, известными мастерами и неизвестными художниками, тиражных и уникальных, показывают яркую вспышку творческой активности, порожденную небывалым социальным экспериментом, который начался 100 лет назад.
ФОТО АВТОРА
По словам куратора проекта Ирины Золотинкиной, музей на основе своей богатой коллекции показывает, как художники искали образы для лозунгов того времени: «рабочий — хозяин завода», «крестьянин — хозяин земли», «всех ждет светлое будущее».
В «плакатной лихорадке», как назвали этот период современники, участвовали неоклассики Борис Кустодиев и Александр Самохвалов, авангардисты Владимир Лебедев и Владимир Козлинский. Самые известные мастера плаката Дмитрий Моор, Виктор Дени, Владимир Маяковский часто пользовались приемами русского лубка. На плакатах неизвестных авторов заметно влияние модерна и мирискусников.
Основными темами плакатов первых советских лет стали призывы к защите революции от капиталистов, борьба с голодом и неграмотностью, антирелигиозная пропаганда, прославление государства нового типа.
В ходе подготовки проекта Ирина Золотинкина на основании материалов из архивов наследников атрибутировала плакат Петра Митурича 1918 года «Все в Красную армию».
Эпиграфом к выставке стал плакат Кустодиева «Заем свободы», изображающий солдата с винтовкой. Он издан весной 1917 года к митингу-концерту 25 мая в Мариинском театре, посвященному сбору средств на революцию. Среди лозунгов — «Не дайте врагу отнять завоеванную вами свободу» и «Война до победного конца».
Разумеется, в таком проекте невозможно обойтись без мооровского «Ты записался добровольцем?». Как известно, идея взята у плаката «Ты нужен своей стране!» англичанина Альфреда Лита. Моору принадлежит сильный черно-белый плакат «Помоги», изображающий крестьянина в голодном 1921 году. Переломанный колосок делает это произведение шедевром.
Комиксом можно назвать работу художника Михаила Черемных «История про бублики и про бабу, не признающую республики» с текстом Маяковского, который призывает накормить солдата, идущего на фронт.
Маяковский создал в 1917 году лубок «Царствование Николая последнего». В 1920 году, когда Владимир Лебедев нарисовал для «Окон РОСТА» замечательный супрематический эскиз плаката «В руки пилу, в землю штык», Маяковский поправил текст: «Работать надо. Винтовка — рядом». Плакат пошел в тираж. Любопытно, что в тогдашнем Петрограде подобные издания сопровождались штампом «Петербург-РОСТА».
Среди «ростовских» произведений выделяется серия из 11 ручных плакатов Льва Бродаты, посвященная заготовкам торфа и заказанная наркомпросом. На ленинские слова «Торф — наше спасение» художник ответил комиксом о том, что преступно жечь нефть как топливо в печах. Бродаты без тени сомнения призывает электрифицировать торфоразработки, не объясняя, где взять ток. Таковы «гримасы» агитации за счастье.
Любопытен плакат неизвестного художника «Красная армия — защита пролетарской революции», напечатанный к 23 февраля 1919 года. Автор то ли незнакомый с фактурой, то ли по привычному стандарту изобразил рабочего и красноармейца в гусарских лосинах.
Прошло несколько лет, и Анатолий Соколов на плакате «Главный докладчик IV конгресса о пятилетии революции» изображает в рост вождя, стоящего на земном шаре, не называя его имени. Оно всем известно.
В 1925 году советская Лениниана получила международное признание. Плакаты Адольфа Страхова и Александра Самохвалова удостоились золотых медалей на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже. Эти и еще несколько плакатов размещены в Малиновой гостиной Мраморного дворца. Обычно сложный для экспозиции, в данном случае он абсолютно гармоничен агитационному искусству.
Выставку дополняют 19 редких нагрудных знаков того времени. Среди них — знак Союза рабочих-металлистов с точным изображением набора инструментов, а также медаль на трехлетие революции. Тогда их делали из чистого серебра.
Источник