Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий.
Аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных доходов, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий – децентрализованных.
- Централизованные государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения.
- Децентрализованные государственные доходы – образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.
В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счёт которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества.
К централизованным государственным доходам также относятся ресурсы государственных внебюджетных фондов: социального страхования, пенсионного, фонда занятости населения и др.
Объектами бюджетных отношений являются прибыль и заработная плата, налоговые платежи с которых являются источником формирования бюджетных доходов. Объектом госкредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.
Источники доходов
Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в период наступления чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.), в качестве источника государственных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство.
Все источники государственных доходов можно разделить на две группы – внутренние и внешние.
- К внутренним государственным доходам относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций.
- К внешним государственным доходам относится национальный доход, а в исключительных случаях – и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.
Состав доходов
Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии. Совокупность всех видов государственных доходов составляют систему государственных доходов, которая призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи – стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса.
Налоги
Занимают центральное место в системе государственных доходов. Они являются универсальной и вместе с тем исходной категорией, выражающей основные свойства финансов. Именно в условиях функционирования рыночной экономики налоговая форма становится преобладающей в общей системе финансовых взаимосвязей. Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение.
Государственные займы
Используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики. Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги.
Эмиссия
Является третьим методом мобилизации государственных доходов, причём не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов.
Загрузка…
Источник
Как уже отмечалось, государственные займы являются основной формой государственного кредита. Классификация государственных займов осуществляется по следующим признакам:
1) по правовому оформлению различают государственные займы, которые оформляются подписным обязательствам или предоставляются на основании соглашений (безоблігаційні), и обеспеченные выпуском ценных бумаг (облигационные). Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других стран, международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизуются средства на финансовом рынке;
2) в зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние — на внутреннем финансовом рынке (предоставляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) и внешние — поступают извне от правительств, юридических и физических лиц других стран, международных организаций и финансовых институтов;
3) по праву эмиссии различают государственные и местные займы. Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления от них направляются в Государственный бюджет. Местные займы выпускаются местными органами управления и мобилизованные средства направляются в соответствующие местные бюджеты;
4) по характеру использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы. Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг. Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродать;
5) в зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из главных принципов кредитования — материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. их надежность определяется авторитетом государства, ее статусом в мировом сообществе;
6) согласно срока погашения задолженности различают краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет);
7) по характеру выплаты дохода государственные займы делятся на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном). По процентным займам доход выплачивается в виде ссудного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая меняется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке. Выплата процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводится ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. Если выигрышные займы, то выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей-выигрышей. Доход таким образом получают не все кредиторы, а только те, чьи облигации выиграли. Такая система целесообразна при незначительных суммах займа, приходящихся на одного человека, вследствие чего процентный доход не может существенно стимулировать предоставление займа государству. Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги покупаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Указанная разница формирует доход кредитора. За такими ценными бумагами отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном;
8) по характеру погашения задолженности различают единовременную выплату и выплату частями. В случае погашения частями может применяться три варианта. Первый заем погашается равными частями в течение нескольких лет. Второй — заем погашается каждый раз нарастающими суммами. Третий — каждый раз сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предполагается в перспективе ежегодный рост доходов государства, третий — наоборот, когда доходы будут уменьшаться или расти государственные расходы;
9) в зависимости от обязательств государства в погашении долга различают займы с правом и без права досрочного погашения. Право досрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.
Выпуск государственных займов основывается на следующих предпосылках:
— наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;
— доверие кредиторов к государству;
— заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;
— возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход. Исходной предпосылкой является наличие кредиторов. Доверие кредиторов к государству
несколько выше, чем до эмитентов — юридических лиц. Именно этот фактор надежности составляет основу заинтересованности кредиторов.
Источниками погашения государственных займов могут быть:
— доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;
— дополнительные поступления от налогов;
— экономия средств от уменьшения расходов;
— эмиссия денег;
— привлеченные от новых займов средства (рефинансирование долга).
Наиболее реальным источником погашения государственных займов являются доходы, полученные от инвестирования заемных средств. Поступления от увеличения налогов или экономия от уменьшения расходов выступают также реальными источниками, однако при условии, что увеличение налоговых поступлений достигается за счет расширения налоговой базы в результате использования займов, путем введения новых налогов или увеличение ставок действующих.
Эмиссия денег является фиктивным источником погашения кредита, поскольку вследствие нее инфляция обесценит возвращены государством кредиторам средства.
Рефинансирование погашение старых долгов за счет выпуска новых займов ведет к постоянному росту государственного долга. Если такую политику проводить постоянно, то это может привести к финансовому краху, поскольку государство рано или поздно становится неплатежеспособной.
Эффективность государственных кредитных операций определяется по формуле:
где Н — поступления по системе государственного кредита; р — расходы по системе государственного кредита.
в то же Время сумма поступлений по системе государственного кредита и превышение поступлений над расходами по кредитным операциям не дают исчерпывающей характеристики их эффективности. Следует учитывать также положительное воздействие государственного кредита на состояние бюджета государства и денежного обращения, и в итоге — на экономическое развитие общества.
Источник
Чтобы бесперебойно финансировать нужды в условиях дефицита бюджета, государство должно привлекать ресурсы от субъектов хозяйственной деятельности. В таких случаях используется кредит. Но в данной сделке заемщиком выступает не физическое лицо, а государство.
Суть
Государственный заем – это способ привлечения на фиксированный срок средств в бюджет. Кредиторами в таких сделках выступают юридические и физические лица, инвесторы из других стран. Сложно найти в мире государство, которое не нуждалось бы в дополнительных средствах. Если внутренних поступлений от налогов и иных доходов недостаточно, для покрытия дефицита привлекаются денежные средства из внешних источников на условиях возврата.
Данный способ финансирования так же популярен, как и эмиссия. По окончании срока кредитования заемщик должен вернуть долг с учетом процентов. Сумма всех невозвращенных обязательств формирует долг страны в целом.
Характеристика
Государственный заем может привлекаться на различные цели и сроки. Ему также свойственны такие признаки, как срочность, платность и возвратная основа. Также не стоит путать внешний государственный займ с внутренним. В первом случае кредиторами выступают финансовые организации, предприятия и граждане самого государства, а во втором – из других стран.
Данный вид кредитования имеет свои особенности:
- он обычно привлекается для покрытия дефицита;
- обеспечением по сделке выступает все госимущество;
- целевой характер не такой четкий, как в обычном коммерческом кредите;
- источником погашения займа являются налоги, а не доход от результатов хозяйственной деятельности;
- следствием сделки является сокращение обращения денежной массы.
Функции
- Распределительная – размещение средств по централизованным фондам по принципу приоритетности (деньги выделяются по тем направлениям, где они больше всего нужны).
- Регулирующая – с помощью таких займов можно воздействовать на денежное обращение, уровни ставок рефинансирования и т. д.
- Контрольная – средства должны использоваться в тех целях, для которых они привлекались.
Государственный VS банковский кредит
Эти два вида займа отличаются. При оформлении банковского кредита обеспечением являются конкретные ценности: акции, товары, оборудование. Во втором случае залогом выступает государственная собственность. Поэтому в случае объявления дефолта может быть наложен арест на все имущество, находящееся за границей. Под санкции могут попасть здания торговых представительств, счета компаний с государственной собственностью, открытые в банках. Исключению подлежат только имущества консульств. Если предоставленные средства используются эффективно, то это положительно влияет на уровень занятости и производства в стране. Во многих странах используются госгарантии кредитов, полученные от экспортеров, для расширения рынка сбыта продукции.
Виды государственных займов
По месту эмиссии:
- внешние (в иностранной валюте) кредиты — предоставляют международные фонды, другие страны и их субъекты;
- внутренние займы — предоставляются в национальной валюте;
- муниципальные кредиты — могут выдаваться в любой валюте.
По сроку:
- краткосрочные (до 12 месяцев);
- среднесрочные (1-5 лет);
- долгосрочные (20–30 лет).
По обеспеченности:
- закладные, по которым предоставляется залог в виде определенного имущества;
- в беззакладных сделках объект залога в договоре четко не описан.
По субъектам-держателям:
- займы только для населения;
- кредиты для юридических лиц;
- займы для организаций и населения.
По методам размещения:
- добровольные;
- по подписке;
- принудительные.
В зависимости от формы предоставления средств, госзаймы делятся на облигационные, процентные, гарантийные, межправительственные и «стриженые».
Облигационные займы
Самый популярный способ покрытия дефицита бюджетных средств – это эмиссия ЦБ. Этот способ также используется для решения проблемы кассовых разрывов, привлечения дополнительных источников финансирования масштабных проектов и погашения иных обязательств.
Займы государственных ценных бумаг предоставляются в виде:
- облигаций: в 1995 году с их помощью финансировался дефицит госбюджета;
- краткосрочных обязательств Минфина, направленных на финансирование расходов государства и покрытие бюджетного недостатка средств;
- бескупонные облигации Центробанка;
- долговые обязательства внутреннего валютного займа;
- еврооблигации.
Держатели облигаций могут перепродать долговые обязательства. Номинальная стоимость ЦБ соответствует сумме займа, а по рыночной стоимости указывается возможная цена продажи.
Векселя
Выпуск государственных займов может осуществляться в казначейских обязательствах. Векселя используются для покрытия дефицита муниципального бюджета. Чаще всего они выпускаются на срок от 1 до 5 лет.
Государственные займы РФ классифицируются по выпуску. В зависимости от того, кто проводит эмиссию ЦБ, все привлеченные средства могут поступать в государственный или местный бюджет. При этом условиями выпуска может быть предусмотрен досрочный выкуп.
Обращение
В странах с развитой промышленностью доля ЦБ, которые после выпуска попадают на рынок, составляет примерно 70 % от суммы госдолга. Такие облигации составляют достойную конкуренцию банковским депозитам и применяются для привлечения свободных денежных средств. Инвестор, которые приобрел нерыночные ЦБ, может продать их только государству. Такие облигации не оборачиваются на фондовом рынке и выпускаются исключительно с целью привлечения мелких кредиторов.
Выплаты
Погашения государственных займов могут осуществляться в форме процента, дисконта. Условием контракта может быть предусмотрен смешанный характер выплат. Доход, выплачиваемый по процентной ставке, изменяется в зависимости от ситуации на рынке и существующих предложений по кредитам. Фиксированная ставка сдерживает инвесторов, желающих получить больший доход, и увеличивает расходы на выплату процентов. Суть дисконтной суды заключается в том, что держатели ЦБ сначала приобретают облигации со скидкой, а затем государство выкупает их по полной стоимости.
Договор федерального займа
Этим документом оформляется факт предоставления средств государству. Договор предусматривает добровольное сотрудничество заемщика и кредитора. Если юридическое или физическое лицо хочет стать инвестором, ему необходимо приобрести выпущенные в оборот государственные ЦБ. Облигации дают право держателям взыскать сумму долга с учетом процентов. Так предоставлялся государственный займ СССР. Изменять условия ЦБ, которые находятся в обращении, ни одна из сторон сделки не может.
Обязательными условиями кредитного договора являются:
- погашение задолженности в согласованный срок;
- обеспеченность сделки;
- размер ставки, на которую предоставляется государственный кредит.
Займы, полученные внутри страны, образуют внутренний долг, а от международных организаций – внешний. Эти два показателя играют важную роль.
Макроэкономика
Государственный внутренний заем, который получен от Центральных банков, фиксируется в пассивах в виде роста денежной массы за счет купленных облигаций. Так осуществляется монетизация внутреннего долга. То есть выданный кредит является обеспечением эмитируемых денег.
Проценты, на которые предоставляется государственный внутренний заем, также являются макроэкономическим регулятором. Если будут привлечены очень большие объемы ресурсов под высокий процент, то общая учетная ставка вырастет. Это сразу негативно скажется на предпринимательской деятельности.
Государственный заем должен эффективно использоваться. Например, направляться на строительство железной дороги, покупки производственных мощностей. В ином случае бремя выплаты долга ложится на налогоплательщиков на несколько десятилетий вперед. То есть можно сказать, что увеличение госдолга – это моральная проблема.
Управление госдолгом
Государство и Центробанк используют целый комплекс мер, направленных на погашение обязательств. В частности:
- погашают государственные займы;
- государственный долг обеспечивают залогом;
- осуществляют отчисления займодателям;
- выпускают новые кредиты и т. п.
Данные методы управления применяются с целью:
- снижению расходов по обслуживанию кредитов;
- обеспечения финансирования социально-значимых программ;
- поддержания стабильной политической системы.
Государственный выигрышный займ
Сегодня практически каждый кредит является целевым. Более того, банки разрабатывают программы под конкретные цели и клиентов. Поэтому и существует деление на потребительский, автокредит и ипотеку.
Государственный заем также является целевым. Учитывая проблемы в большинстве секторов экономики, как можно занять деньги, не указывая конкретное направление их использования? На практике такие кредиты не предоставляются. Поэтому займы и считаются целевыми. Направления использования средств четко прописываются в договоре. Если в документе перечислены финансируемые сферы развития образования, а по факту средства потрачены на приобретение производственных заводов, то кредитор может потребовать досрочного возврат всей суммы долга.
Госзаймы в СССР
Во времена СССР привлеченные правительством средства направлялись на финансирование основных производственных затрат. Происходило перераспределение капитала. Временно свободные средства физических и юридических лиц трансформировались в те, которые пригодны для длительного финансирования. Предприятия инвестировали в платежные обязательства Центрокассы НКФ СССР. Ценная бумага выпускалась 6 месяцев. Но с помощью этого инструмента государство получало доступ к долгосрочному кредиту на несколько миллионов рублей.
Второе преимущества госкредита заключалось в том, что он стимулировал накопление капитала. Темпы роста народного хозяйства страны при заданном уровне национального дохода зависят от объема средств, направляемых на потребление и накапливание. Госзаймы стимулируют к сбережению капитала.
Периоды войн, социальных потрясений и революций уничтожают саму идею накопления средств. Процесс восстановления хозяйства требует капиталовложений. Приходится снова воспитывать навыки к сбережению. Эту проблему можно решить с помощью госзаймов. Из рынка изымаются избыточные денежные знаки, снижается спрос на товары, уменьшаются цены.
В таблице ниже расписан госдолг СССР.
Условно 1924-1926 года можно разделить на два периода. Первые два года характеризуются большим количеством краткосрочных займов с принудительным характером реализации. В этот период правительство пыталось покрыть дефолт без денежной эмиссии. Поэтому в 1924-1925 годах было оформлено несколько очень крупных займов. Их целью было ускорить поступление средств в казну. Первые принудительные займы были рассчитаны на денежные накопления населения. Эти кредиты фактически не увеличивали сумму денежных ресурсов, а только передвигали сроки их поступления во времени.
Второй этап кредитования
С февраля 1925 г. начался оздоровительный период. Выпущенные займы размещались на добровольной основе и по требованиям рынка. Доходы от сделок направлялись на хозяйственное строительство.
Попытка разместить первый добровольный выигрышный заем оказалась провальной. В стране не были созданы предпосылки к развитию долгосрочных кредитных операций. Этому мешали высокая учетная ставка, ограниченные свободные средства, недоверие к новому инструменту финансирования с низким уровнем доходности. Поэтому следующий займ был размещен среди рабочих и плательщиков доходного налога в принудительном порядке. Второй кредит уже распределялся между не трудовыми слоями населения. Последующие займы только назывались добровольными. На тех или иных стадиях реализации все равно имело место принуждение. Такие меры имели ряд негативных последствий.
Население стремилось побыстрее избавиться от ЦБ, выбрасывая их на рынок. Налог, уплаченный в обязательном порядке при реализации облигации, полностью исключал ее ценность. Из-за избыточного предложения рыночная цена снизилась до 20 % от номинала. Несмотря на высокую доходность облигации (130 %), желающих прибрести ее не было.
В результате резкого снижения курса гособлигации сначала котировались на фондовой бирже по реальной стоимости, а затем и вовсе переместились на черную биржу и превратились в неликвидные ЦБ. Только после отказа от принудительных методов размещения займа начался процесс оздоровления рынка.
Вывод
Займы государственных ценных бумаг могут потребоваться как экономически слабым государствам, так и странам с развитой экономикой. Независимо от первопричины, перед принятием решения нужно всесторонне изучить вопрос и обосновать получение кредита.
Источник