Относительно гос. (муниципального) кредита у ученых имеется 2 мнения.
Первое высказывается большинством ученых, которые считают, что использовать долговое финансирование не следует, от этого только вред экономике.
Другое мнение, высказываемое учеными, заключается в том, что государство не может в определенные периоды существовать без займов.
Применение гос. кредита воздействует на экономику положительно и отрицательно.
Положительное воздействие заключается в более равномерном распределении налогового бремени во времени. При использовании гос. кредита происходит безэмиссионное пополнение доходов бюджета, что также положительно влияет на состояние расчетов и стабилизацию экономики. Гос. кредит положительно влияет на денежное обращение. При приобретении населением гос. ценных бумаг происходит изъятие излишней денежной массы на определенный срок. Если изъятые денежные средства будут направлены в производство, то произойдет сокращение денежной массы в обращении, уменьшится платежеспособный спрос и сократится рост инфляции.
Если мобилизованные средства будут направлены на оплату труда, то объем денежной массы в обращении не изменится. Если кредиторами являются юридические лица, а средства будут направлены на выплаты населению, то количество денежной массы возрастет.
Отрицательное влияние гос. кредита на экономику заключается в том, что:
- 1. если объем средств, привлекаемых государством взаймы велик, то отвлекает все свободные денежные средства на обслуживание гос. долга, тем самым ограничивая возможности развития производства.
- 2. гос. кредит, сдерживая инфляцию, с одной стороны, стабилизирует денежное обращение, а с другой стороны имеет отрицательное следствие, выражающее в том, что привлечение государством временно-свободных средств физических и юридических лиц отвлекают их от вложений в реальный сектор экономики.
- 3. расходы на обслуживание гос. кредита могут потребовать в дальнейшем увеличение налоговой нагрузки на экономику.
- 73. Виды гос займов
Механизмы функционирования государственного кредита на практике реализуются посредством размещения государственных займов, которые приводят к появлению государственного долга. Под государственным долгом подразумевается сумма всех неоплаченных финансовых обязательств государства с учётом процентов, начисленных на них, к определённому моменту времени.
Государственные займы, которые оставляют государственный долг, могут быть классифицированы по ряду следующих признаков.
- 1. По месту размещения займы могут быть подразделены на внешние и внутренние. Внешние займы — это обязательства государства перед нерезидентами, а внутренние займы — пред резидентами.
- 2. По способу обращения займы могут быть подразделены на рыночные и нерыночные. Рыночные займы — это займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. В промышленно развитых странах доля таких займов составляет до 70% всех долговых обязательств государства. Нерыночные государственные займы — это займы, оформленные в фондовые инструменты не имеющие вторичного фондового рынка, т. е. они покупаются инвестором у правительства и могут быть проданы только ему. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги, — это привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения. Выпуская такие ценные бумаги, правительства промышленно развитых стран оказывают влияние на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению, поскольку нерыночные ценные бумаги государства выступают альтернативой вложению средств на депозиты частных кредитных учреждений.
- 3. По сроку заимствования средств займы делятся на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до одного года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от одного года до пяти лет) и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше пяти лет).4. По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы подразделяются на закладные и беззакладные. Закладные займы — это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом, т. е. каким-либо имуществом. К данному способу получения заёмных средств прибегает заёмщик, надёжность которого в глазах потенциальных кредиторов недостаточна, поэтому он вынужден предоставлять дополнительные гарантии возвратности ресурсов. Беззакладные займы — это займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство считается надёжным заёмщиком.
- 5. По уровню размещающего заём государственного органа займы могут быть подразделены на федеральные, региональные и местные.
- 6. По форме выплаты дохода государственные займы могут быть следующих видов:
- — процентные займы — доход по ним устанавливается в виде фиксированного процента от номинала. Этот тип займа является основным, именно в процентных бумагах размещена основная часть государственного долга в промышленно развитых странах;
- — дисконтные займы — доход по ним инвестор получает за счёт приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заёмщику;
- — выигрышные займы — доход по ним осуществляется на основе тиражей выигрыша. Такие займы наименее привлекательны для инвестора, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к определённому моменту времени;
- — индексационные займы — доход по ним выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретённых инвестором ценных бумаг.
- 7. По обязанности заёмщика соблюдать сроки погашения займа эмитированные им обязательства можно разделить на обязательства без погашения и с правом досрочного погашения. Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заёмщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. Такое право может быть выгодно эмитенту при значительном снижении стоимости заёмных ресурсов на рынке ссудного капитала. В этом случае он имеет возможность разместить новый заём, обслуживание которого будет более дешёвым, и за счёт полученных средств выкупить ранее эмитированные обязательства. При этом достигается экономия средств, направляемых на обслуживание долга. В случае если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств, и несёт в связи с этим обстоятельством определённые потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду.
- 8. По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории:
- а) займы, подлежащие оплате одновременно;
- б) займы, подлежащие оплате частями.
При условии того, что эмитированный заём подлежит оплате частями, то заёмное соглашение может предусматривать следующие три варианта его погашения:
- — погашение равными долями на протяжении оговоренного срока;
- — погашение увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока. Подобная форма наиболее удобна, если привлечённые средства направлены на реализацию какого-либо инвестиционного проекта. Соответственно по мере его реализации идёт и рост поступлений от объекта и инвестиций, что упрощает погашение обязательств;
- — погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока.
- 9. По способу определения предлагаемого инвестору дохода эмитент может предложить займы с постоянным фиксированным и переменным уровнем дохода. Заключение сделок по займам с постоянным фиксированным доходом предоставляет инвестору гарантированный доход, а эмитенту заранее известную стоимость обслуживания долга, однако при необходимости размещения долгосрочных займов и низких возможностей прогнозирования ситуации на рынке ссудного капитала государство может испытывать трудности в финансировании дефицита бюджета посредством размещения займов среди инвесторов. Эта проблема возникает, когда инвесторы опасаются изменения конъюнктуры на рынке. «Страховкой» для инвесторов в подобной ситуации и выступает заём с переменным уровнем дохода, изменение которого зависит от изменения какого-либо экономического индикатора, например от ставки по межбанковским кредитам в стране.
- 10. По направлениям использования заёмных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлечённые по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования отдельных конкретных программ, для реализации которых они и размещаются. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, рефинансирование текущей задолженности или же на другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления.
- 74. Гос долг: сущность и основные формы
Объем непогашенных долговых обязательств государства называется государственным долгом. (Бюджетном кодексе РФ (ст. 97)). Под государственным долгом РФ понимают долговые обязательства российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. В зависимости от заемщика он может быть публичным долгом Российской Федерации, государственным долгом субъекта РФ и муниципальным долгом. Каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы.
Основными вопросами при характеристике государственного долга являются: структура и динамика государственного долга, механизм управления, обслуживания и реструктуризации, влияние госдолга на развитие экономики страны.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
- -кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- -государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- -договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- -договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
- -соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).
Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
- -основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации в валюте РФ;
- -объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией в валюте РФ;
- -объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней в валюте РФ;
- -объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией в валюте РФ.
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
- -объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией в валюте иностранных государств;
- -объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций в валюте иностранных государств.
Современный внешний долг Российской Федерации складывается из трех составляющих:
- 1. Долги перед кредиторами из западных стран. Их можно разделить па четыре группы:
- -задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т.е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности этого вида является компетенцией Парижского клуба — особого международного координирующего органа, членами которого являются официальные представители стран — наиболее крупных международных кредиторов;
- -кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, т.е. без государственных гарантий. Регулирование такой задолженности осуществляется Лондонским клубом, который представляет собой неофициальное объединение представителей банков-кредиторов;
- -кредиты, предоставленные различными западными коммерческими структурами. Они связаны в основном с поставкой товаров и оказанием услуг;
- -кредиты международных валютно-финансовых организаций (МВФ, Международного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития).
Источник
Налогообложение и государственные заимствования оказывают различное влияние на экономику. Рассмотрим соответствующие отличия государственных займов от налогов с точки зрения влияния на экономику:
1) налог — это обязательный безвозмездный платеж. Государственный займ подразумевает исключительно добровольный способ аккумулирования средств;
2) налог — это односторонний денежный поток, а гос. займы генерируют всегда двусторонние денежные потоки. Уплаченный налог обычно не может быть возвращен прямым способом налогоплательщику, а только косвенно и с временным лагом. Косвенный возврат налога налогоплательщику осуществляется путем функционировании государства, а также осуществления им тех функций, на финансирование которых и были аккумулированы налоги. Государственные займы всегда прямо возвращаются кредитору (при условии отсутствия дефолта) с суммой процентов, через установленный в займе срок;
3) организация государственного займа занимает гораздо меньше времени, чем осуществление изменений в налоговом законодательстве. Прирост налогов государство получит позже поступления средств от размещенных облигаций. Это означает, что с учетом временной стоимости денег реальное выражение одной и той же необходимой государству суммы средств в данный момент времени всегда будет значительно больше в случае займа, чем при увеличении налогов;
4) взимание налогов как деятельность присуще только государству. В данной области оно является монополистом. В отношениях займа государство вступает в конкурентную борьбу за кредитора (инвестора) наравне с остальными участниками финансового рынка;
5) необязательный характер государственного займа не снижает располагаемого дохода инвестора (в государственные облигации инвестируется определенная часть сбережений инвестора, причем исключительно добровольно). Обязательность налогов снижает величину располагаемого дохода плательщика. Только государственные займы позволяют осуществлять привлечение финансовых ресурсов за счет сбережений или сверхдоходов определенной группы населения — кредиторов государства. При этом снижения располагаемых доходов остальных слоев населения, в том числе и малоимущих, не происходит; как это имеет место в случае с приростом налогов.
При налоговом способе аккумулирования финансов государством действительно происходит сокращение потребления из-за снижения располагаемого дохода.
Высвобождение дополнительных средств у домохозяйств, которое происходит в момент увеличения долга и неувеличения налогов, приводит к увеличению домохозяйствами и другими группами кредиторов либо потребления, либо сбережений/инвестиций, либо одновременно потребления и сбережений/инвестиций в некоторой пропорции. Приобретение государственных облигаций не может снизить потребления, т.к. на их покупку расходуется часть сбережений, которые уже выделены из располагаемого дохода и могут быть использованы на любые инвестиционные цели.
Вышеописанное позволяет прийти к следующему выводу: налоги и гос. займы как способы привлечения финансовых ресурсов государством являются глубоко дифференцированными в силу различий в их экономической сущности.
Налоговый и заемный способы привлечения финансовых ресурсов оказывают различное влияние на благосостояние домохозяйств, а, следовательно, и на национальную экономику в целом. Увеличение налогов снижает благосостояние домохозяйств. Прирост государственного долга и отказ от повышения налогов увеличивают благосостояние домохозяйств в краткосрочном периоде. Увеличение потребления или инвестиций домохозяйств, происходящее в момент прироста госдолга, приведет к росту национального дохода. Ввиду этого необходимо признать положительное влияние госдолга на национальную экономику в краткосрочном периоде.
В отношении долгосрочного влияния госдолга на национальную экономику большинство экономистов выделяют долговое бремя, возложенное на будущие поколения, и рост ставки процента.
Ставка процента устанавливается центральным банком, исходя, главным образом, из динамики инфляции и экономического роста. Государство также сильно зависит от ставки процента: одна из задач (негласных, но очевидных) Минфина — рефинансировать долг в период снижения ставок. В качестве попытки решить данную задачу в мире появились облигации с колл-опционом (дают право государству досрочно погасить тираж в так называемый отзывной период).
Госдолг США поступательно возрастает последние 50 лет. При этом роста ставки не наблюдается: с 1981 г. она снизилась с 20% до текущих 0,25%. Та же картина в Японии. Обе страны с растущим долгом балансируют на грани дефляции и нулевых процентных ставок. В Японии с середины 1995 г. ставка ни разу не превысила 0,5%. В России ситуация прямо противоположная: на фоне снижающегося долга ставка рефинансирования составляет 11,5%(!)
Для анализа величины долговой нагрузки ее принято соизмерять с уровнем годового ВВП. Чем отношение долга к ВВП меньше, тем лучше. Для валового национального долга обычно рассматривают как критический уровень в 60%, озвученный в Маастрихтских критериях. Маастрихтские критерии — финансово-экономические показатели страны, необходимые для вступления в еврозону. По этим критериям оценивается жизнеспособность финансовой системы, уровень цен и стабильность валютного курса. Цель критериев — обеспечить сбалансированное развитие экономики в рамках экономического и монетарного союза. Дефицит правительственного сектора бюджета должен быть менее 3% от ВВП. Долг правительственного сектора должен быть менее 60 % от ВВП или приближаться к этому умеренным темпом.
Табл. 1. Отношение госдолга к ВВП стран G7 на конец 2009 г.
Но этот уровень все ведущие страны мира уже давно оставили позади. Особенно резкий рост госдолгов произошел именно в последние годы на фоне борьбы с финансово-экономическим кризисом. При этом реально вернуть созданные в системе колоссальные долги в оговоренные сроки большинство заемщиков фактически не в состоянии. Они не смогут без серьезного ущерба для своей деятельности сгенерировать соответствующие финансовые потоки. Но заимодателей сегодня вполне устраивает долгосрочная способность заемщика выплачивать проценты по долгам. Сегодня почти все долги просто рефинансируются — закрываются одни и вместо них тут же открываются другие … часто большие. Фактически, срочные долги превращаются в бессрочные.
Если заимодатели теряют доверие к заемщику, ставки рефинансирования долгов начинают расти. Яркий тому пример — ситуация с долгами Греции.
Греция долгое время считалась самой отсталой и бедной страной в Западной Европе. По большому счету, ее принятие в Евросоюз в 1981 г. было авансом на будущее. После вхождения в европейский клуб грекам удалось достичь больших успехов — модернизировать экономику и инфраструктуру и существенно поднять уровень жизни. Менее чем за 30 лет ВВП страны вырос в 8 раз. Однако за счет чего были достигнуты столь впечатляющие показатели? Одним из ключевых инструментов поддержки экономического роста в Греции были заимствования. Собственно, подавляющее большинство стран ЕС живут в долг, однако по масштабам дефицитов Греция с большим отрывом обгоняет любое другое государство континента. Евросоюз требует от своих членов соблюдать разницу между расходами и доходами на уровне не более 3% от ВВП. Но за последние 20 лет грекам лишь однажды удалось уместиться в этих пределах — в 2006 г. В остальные годы соотношение это было гораздо выше. К примеру, в 2004 г. оно составляло 7% от объема экономики, а на 2009 г. — уже 13% ВВП. Совокупный внешний долг Греции более 360 млрд. евро, что составляет 150% греческого ВВП. И почти половина этой суммы приходится на госсектор. В апреле 2008 г. Греция стала банкротом. И уже с апреля 2008 г. процентные ставки по займам на финансовых рынках для нее подорожали на 28%. После этого пошли программы помощи. А рынок займов для Греции вообще закрылся.
Стоит отметить важное отличие Греции от других хронических должников, например, Японии. Несмотря на гигантскую цифру задолженности — более 230% ВВП — Япония практически независима от внешних кредитных рынков, т.к. в отличие от других стран-должников, держателями основной части госдолга — около 95% — являются резиденты страны: местные банки, домохозяйства, пенсионные и страховые фонды, промышленные компании; лишь крошечная часть госдолга приходится на внешние заимствования. Поэтому в Японии почти не существует риска бегства иностранцев с долгового рынка.
Чего не скажешь об Америке: около 33% госдолга США финансируют иностранные государства. Самый крупный держатель долга США — Китай (8,2%), на втором месте Япония (6,3%), на третьем — Великобритания (1,9%). Россия, к слову — на седьмом (около 1%). Но, что интересно: в бюджете США 2011 г. чистые проценты по долгу к выплате составляют около 6,7% от общих расходов бюджета, расходы на оборону — 22,7%, расходы на соц. обеспечение (не считая медицинских программ) — 19,6%. Исходя из цифр, можно сделать вывод, что на сегодня обслуживание долга для США не так обременительно по сравнению с другими статьями расходов. Штаты, начиная с 1994 г., занимают под все более низкие процентные ставки, например, на начало 2010 г. размер ставки составлял около 3,35% годовых. Т.е. США не только увеличивают размер долга, но и занимают дешевле. Причем США берут в долг только у Центрального Банка и ФРС. В обмен США дают Федрезерву долговые облигации (трежери), и уже ФРС продает на рынке эти облигации. Сегодня вероятность дефолта США смягчает тот факт, что в нем никто не заинтересован. Например, самый крупные держатель облигаций США — Китай — продолжает финансировать американскую экономику, т.к. в случае дефолта в Америке Китай может потерять более половины золотовалютных резервов, номинированных в долларах. Но при этом Китай активно начал инвестировать резервы в реальные активы: золото, ресурсы и долги в компаниях по всему миру. Для этого создана Китайская Инвестиционная Корпорация, управляющая частью золотовалютных резервов страны. И в 2010 г. Китай импортировал более 200 тонн золота, что в пять раз превышает объем закупок этого драгметалла за 2009 г.
Источник