В первые годы советской власти существовала политика военного коммунизма, при которой проводилась национализация имущества, равное распределение товаров, борьба с частной собственностью. В 1921 году с началом НЭПа происходит частичный возврат к рыночным отношениям, организуются кооперативы. Экономика этого типа приводила к накоплению денежных средств населением при сильном дефиците товаров, вызванным царившей повсюду разрухой. На свои сбережения советские граждане не могли ничего купить, денежная масса в стране росла, что приводило к инфляции.
Частично остановить инфляцию помогло введение обеспеченных золотом червонцев, а реформа 1924 года вернула стране твёрдый рубль. Но удержать цены на одном уровне на протяжении длительного времени было невозможно, на помощь пришли государственный займы, ставшие неотъемлемой частью жизни советского общества почти до самого распада СССР.
Облигация 1936 года на сумму 10 рублей
Первые государственные займы появились в России ещё в конце XIX века и имели схожий тип действия, но наибольшего расцвета они достигли с началом Первой Мировой войны и при Временном правительстве. Но всё равно их масштаб был незначительным по сравнению с советскими выпусками, на которых держалась экономика огромного государства.
Вкладывая деньги в займы, население уменьшало свои сбережения, а значит не могло влиять на обесценивание рубля. Конечно, просто так нести деньги в кассы никто не хотел, поэтому правительство использовало различные пропагандистские способы, например развешивая повсюду плакаты с яркими лозунгами, позволяя приобретать дефицитные товары и т.д. Часто займы становились принудительными, их могли включать в счёт зарплаты, вкладчикам предоставлялись различные привилегии.
Существовали займы нескольких типов:
Натуральные. Займы осуществлялись в рублях, но выражались в виде определённого количества продуктов (например зерна). Выплаты осуществлялись в натуральной форме. Такой тип займов имел место в начале 20-х годов.
Выигрышные. На обороте облигаций помещалась подробная информация об условиях выигрыша. Например, дополнительную сумму мог получить держатель каждой третьей облигации, или сумма зависела от размера вклада. Выигрышные облигации обычно имели номинал 100 рублей, а более мелкие считались частями облигации, более крупные включали несколько штук. Это делалось для более удобного расчёта выигрыша, начислявшегося на одну облигацию. Поначалу даже их выпускали в листах и отрезали нужное количество.
Процентные. Ежегодно, или каждые несколько месяцев начислялся определённый процент по вкладу. Такие облигации могли содержать отрезные купоны с фиксированной суммой, по которым выдавались проценты. Например, к 5% ценным бумагам на сумму 100 рублей прилагалось 10 пятирублёвых купонов, которые можно было обменивать на деньги ежегодно в течение 10 лет, после чего получить полную стоимость, то есть 100 рублей. Но основная масса выпусков была без купонов.
Вклады имели определённый срок, поначалу он составлял всего 2-3 года, а в дальнейшем увеличивался до 10 и даже до 20 лет. Полные выплаты можно было получить только по истечении срока, однако чаще всего вместо этого заём продлевался. Проценты получить было проблематично из-за очередей и ограничений выплат, поэтому данный займы были очень выгодными для экономики государства. Многие, вложив деньги в 30-е годы, получили их только в 80-е, когда цены были уже значительно выше.
Годы НЭПа
Первые государственные займы РСФСР осуществлены в 1922 году, это были 6% облигации со сроком на 10 лет с 19 купонами (по два в год). Затем вышли два хлебных займа и один сахарный, первый выражался в пудах ржи, а второй в фунтах сахара-рафинада. С 1924 по 1927 год вышло три крестьянских займа небольших номиналов (от 1 до 50 рублей) в виде облигаций с купонами сроком до 3 лет.
С 1924 года выпускаются займы, рассчитанные на хранение средств предприятий, номиналом до десятков тысяч рублей, выраженные в процентах: 5%, 6%, 8%, 10% и 12%. В тот же год выходит первый выигрышный заём, держатели ценных бумаг получали выигрыш, рассчитываемый определённым образом. Займы такого типа активно внедрялись в дальнейшем.
Индустриализация
С 1927 года начались первые попытки индустриализации страны, а займы захватывают всю страну и становятся обязательными. Правительство нашло устойчивый приток денежных средств, это открыло пути для великих строек довоенного времени. Новые процентные займы выходят всё более крупными сериями, а максимальный номинал облигации достигает миллиона рублей.
С этого времени займы стали распространятся среди населения по подписке. Такой вариант позволял осуществлять рассрочку платежа, чтобы привлекать менее платёжеспособные слои общества. Рисунки на ценных бумагах могли содержать изображение тракторов на полях, крестьян-сеятелей, подъёмные краны, заводы и фабрики. Начавшаяся в 1928 году первая пятилетка потребовала всё большего участия населения во вкладах.
В 1930 году для облегчения расчётов все старые облигации, по которым не вышел срок, заменяются новыми с надписью «пятилетка в четыре года» сроком на 10 лет. Из-за снижения процентных ставок пришлось выдавать дополнительные купоны. Однако при проведении подобной процедуры в 1936 году и 1938 годах, проценты вновь снизили, но дополнительные купоны не выдавали. При этом срок вклада увеличился до 20 лет. Далее до войны вышло несколько серий займов: второй и третьей пятилетки, заём укрепления обороны СССР, внутренний выигрышный заём, но цель у всех была одна – найти средства на осуществление масштабных проектов.
Облигации военного времени
С началом Великой Отечественной войны были почти полностью заморожены все стройки, а средства шли на снабжение фронта. Высокий патриотизм общества и грамотные кампании по распространению облигаций позволили быстро осуществлять новые займы, которые были выигрышными и процентными. Ценные бумаги военного времени имели рисунки на военную тематику.
Облигация военного займа 1944 года
Среди населения распространялись выигрышные номиналом от 25 до 500 рублей, условия выигрыша помещались на оборотной стороне. Среди артелей и товариществ – 2% процентные облигации номиналом от 100 до 1000 рублей с купонами. Все они были рассчитаны на 20 лет. Общая сумма всех выпусков четырёх лет войны составила 81 миллион рублей, из которых на 76 миллионов было распространено среди населения.
Хранение денег в годы войны при карточной системе распределения продуктов и заоблачных рыночных ценах казалось не очень правильным решением, поэтому займы этого времени делались весьма охотно.
Восстановление народного хозяйства
С 1946 по 1950 год стали выпускаться подписные выигрышные займы восстановления и развития народного хозяйства. Выигрышем облагались только 35% облигаций, причём целой облигацией считался номинал 100 рублей, более мелкие – частями, а более крупные – несколькими номерами.
Облигация 2% займа 1948 года
В ходе денежной реформы 1947 года были пересчитаны и вклады населения. Все облигации выигрышного займа 1938 года обменивались по курсу 5:1 на новые трёхпроцентные образца 1947 года, а 8%-облигации 1927-1928 годов и облигации 1936-1945 (кроме выигрышных 1938) по курсу 3:1 на 2% заём 1948 года. Оба были рассчитаны на 20 лет. На второй были обменены и различные обязательства и свидетельства на получение социальных выплат.
С 1951 года выпускаются выигрышные займы развития народного хозяйства номиналом от 10 до 500 рублей, рассчитанные на 20 лет. Именно эти выпуски стали самыми массовыми, многие из них так и не были погашены. В 1957 году во вкладах находилось 300 миллиардов рублей (около 1500 рублей на одного жителя страны). Чтобы не обременять государство новыми внутренними долгами, с этого времени выпуск займов прекращается и останавливаются выплаты выигрышей и процентов на 20 лет.
Облигация 1952 года на сумму 500 рублей
Последние займы СССР
В 1966 году вновь был выпущен 3% заём, но на этот раз он был полностью добровольным. Срок вклада составлял 20 лет, а номиналы были только 10 и 20 рублей. Вклад был удобным для тех, кому не хватало денег на крупную покупку (например автомобиль), а дефицит товаров не позволял тратить сбережения.
Через 16 лет, в 1982 году выпускается последний заём, который был выигрышным и рассчитывался на 20 лет. По истечении срока 32% облигаций получали выигрыш, условия которого были описаны на оборотной стороне, остальные должны были погашаться по себестоимости. Некоторые крупные вклады давали преимущества при покупке автомобиля. В 1990 в дополнение к этому займу произведён выпуск 5% облигаций с купонами, рассчитанными на 12 лет.
Займы современной России
Распад СССР привёл к обмену облигаций 1982 и 1990 года на новые образца 1992. Они были выигрышными, призы разыгрывались 6 раз в год, после чего выплаты погашались. Сильная инфляция почти обнулила вклады населения, а в 1998 году в ходе деноминации рубля были деноминированы и вклады. Для этой цели выпустили новые ценные бумаги с сокращённым в тысячу раз номиналом. Несмотря на многочисленные суды, сохранить их первоначальный номинал не удалось.
Облигация 1992 года на сумму 1000 рублей
В 2000 году выпущены последние облигации номиналом 500 рублей сроком на полтора года. Они снабжались купонами, по которым два раза можно было получить проценты.
С 1 октября 2002 года в течение двух лет проводился выкуп всех займов Российской Федерации с выплатой процентов. Он был продлён и на весь 2005 год, а позже выплаты проводились только на основании судебных решений.
Облигации ушли в прошлое, как и государственные займы вообще. Сейчас вклады осуществляются только в коммерческие банки на различных условиях. Некоторый аналог облигаций есть у Сбербанка – сберегательные бумажные сертификаты, выдаваемые на любую сумму на определённый срок. По истечении срока сертификат погашается с выплатой процентов. Если сертификат погашен ранее срока, выплата процентов не производится. Точно также работают и многие вклады.
Выуски облигаций Госзаймов в РСФСР и СССР:
Фотографии предоставлены пользователями сайта: NOTGELD, SAKHAR.
Источник
СПРАВКА О РАЗРУШЕНИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ в СССР
НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
О ходе подписки на 3-й государственный заем, 4.05. 1948 г.
Хрестоматия по истории | 1948 | май 1948
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ являлись важной статьей доходов государственного бюджета.
В 1948 г. на долю займов приходилось 24% доходов госбюджета, в 1952 — 42%.
В послевоенные годы были выпущены Государственные займы восстановления и развития народного хозяйства — первого (1946 г.), второго (1947 г.) и третьего (1948 г.) выпусков; с 1949 г. — Государственные займы развития народного хозяйства. Займы распространялись среди населения по специальной подписке.
Источник: Сборник документов Советская жизни 1945-1953, Составители Б.Ю Зубкова, Л.П.Кошелева, Г.А. Кузнецова, А.И. Минюк, Л.А. Роговая. Москва, РОССПЭН, 2003
… Подписка на заем продолжается. На Московском заводе опытных конструкций охвачено подпиской 99,6% всех рабочих и служащих. Сумма подписки на этом заводе составила 128,4% к фонду зарплаты. Успешно проходит подписка на Московском шинном заводе. Коммунист т. Ермаков, вольцовщик автокамерного цеха, при месячном заработке 1800 рублей подписался на 4500 рублей. Токарь завода т. Ульянов подписался на 2400 рублей при заработке в 1500 рублей. Знатный стахановец завода, депутат Моссовета т. Прологов подписался на двухмесячный заработок. Коллектив Академии сельскохозяйственных наук им. Ленина подписался на 209% к месячному фонду зарплаты. В Министерстве кинематографии — 138,1%, в Совинформбюро — 211%.
Следует отметить, что при размещении займа … встречаются отдельные случаи отказа от подписки на заем или же подписки на незначительные суммы. Приводим некоторые факты. Шофер, член ВКП(б) заявил: «Подписываться не буду. Раньше, при карточной системе, я масла не ел, а теперь я хочу его кушать». После уговоров он подписался на 200 рублей, при заработке в 700 рублей. Слесарь, член ВКП (б), т. Иванов заявил: «На месячный заработок по призыву партийного собрания не подпишусь в связи с тем, что не вижу улучшения материального положения рабочих, о котором так много говорят». При заработке 1900 руб. он подписался на 500 рублей. О
Отдельные работники подписались на 10-25% к месячному заработку. Рабочий т. Жижин, член ВЛКСМ, отказался от подписки. Когда ему сказали, что комсомольцы не должны отставать, Жижин ответил: «Я могу отдать комсомольский билет». Многие рабочие, получая зарплату 1000 рублей, подписываются на 200-300 рублей.
На собраниях и митингах было принято решение, обязывающее всех рабочих и служащих подписаться на 130% среднего месячного заработка. На заводе около 600 рабочих подписались только на двухнедельный заработок.
В некоторых районах западной Белоруссии и Украины имеют место попытки буржуазных националистов и других враждебных элементов помешать реализации займа. В однойдеревне дом, в котором проходило собрание крестьян по вопросу подписки … был обстрелян из автоматов. В других: были подожжены 4 дома депутатов сельсоветов; обстреляны из автомата оперативные работники, расклеены листовки с призывом саботировать подписку на заем, была брошена связка двух немецких гранат.
Зав отделом партинформации Управления по проверке парторганов ЦК ВКП(б) И. Поздняк. 4 мая 1948 г.
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 88. Д. 901. Л. 203-209. Подлинник. Машинопись. Подпись — автограф.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ (ОФП) в СССР
Общественные фонды потребления – часть фонда потребления национального дохода, идущая на удовлетворение потребностей членов социалистического общества сверх фонда оплаты по труду.
ОФП призваны обеспечить планомерное воздействие государства на формирование структуры расходов и потребления населения в интересах постепенного, по возможности более быстрого сближения и выравнивания социально-экономического положения членов общества, социальных групп, слоев и классов.
Выплаты и льготы из ОФП являются одной из основных форм социалистического распределения наряду с заработной платой, премией, доходами от личного подсобного хозяйства (см. Фонд потребления).
Выплаты и льготы из ОФП осуществляются в форме расходов госбюджета на просвещение, здравоохранение и физкультуру, на социальное обеспечение и т.п., в форме расходов предприятий и производственных объединений из их фондов социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, в форме расходов из централизованных союзных фондов социального страхования и социального обеспечения колхозников и др. Поступления из ОФП имеют либо форму бесплатного (или льготного) предоставления материальных благ и услуг, либо форму денежных выплат (в начале 70-х гг. их объёмы были примерно равны).
Основная экономическая функция ОФП — распределение части фонда личного потребления с целью создания достаточно равных с точки зрения общества условий для удовлетворения определённого круга важных потребностей представителями различных общественных групп, слоев и классов.
При социализме ещё нет полного социально-экономического равенства; степень необходимости удовлетворения одних и тех же потребностей различна для общества в целом и для представителей различных социальных групп, слоев, классов. Это касается в особенности ряда духовных и социальных потребностей (например, потребностей в образовании и культурном развитии, в создании страховых запасов на случай утраты трудоспособности и др.). В системе уже сложившихся потребностей семей, на которую члены общества ориентируют структуру своих расходов, эти потребности, как правило, не занимают такого места, которое они должны были бы занимать для обеспечения коренного общественно-экономического интереса — постепенного достижения социально-экономического равенства.
Общество (в лице социалистического государства) активно воздействует на процесс формирования структуры фактически удовлетворяемых потребностей, с тем чтобы планомерно обеспечивать структуру потребления, при которой материальные условия для развития способностей к труду были бы относительно равными для представителей разных социальных групп, слоев и классов.
Социалистическое государство выполняет эти функции, если через распределение материальных и духовных благ из ОФП обеспечивает возможность для представителей любой социальной группы получить образование (в т. ч. высшее), иметь доступ ко всем культурным ценностям, развивать свои способности и в соответствии с ними занять положение в социалистическом производстве и обществе. В связи с этим социальные группы и слои, связанные с умственным трудом, с творческой деятельностью, теряют свою замкнутость и воспроизводятся не на своей собственной узкой социальной базе, а на базе всего общества. Именно на этой основе при социализме вырастает трудовая интеллигенция, пополнение рядов которой идёт за счёт людей, имеющих разное социальное происхождение.
Помимо этой основной функции, ОФП имеют и некоторые другие экономические функции, в частности, при помощи ОФП общество облегчает внедрение прогрессивных форм удовлетворения потребностей (которые В.И. Ленин называл «ростками коммунизма» — см. ПСС, 5 издание, т. 39, с. 25), а также распространение более экономных форм совместного потребления. Объём выплат и льгот из ОФП определяется уровнем и темпами развития социалистического производства, а также быстротой преобразований в ходе осуществления социальной политики социалистического государства.
В Ы П Л А Т Ы и Л Ь Г О Т Ы
из общественных фондов потребления в СССР
Годы Общий объём, млрд. руб. В расчёте на душу населения, руб.
1927/28 0,2 1,3
1940 4,6 24
1950 13,0 72
1960 27,3 127
1965 41,9 182
1970 63,9 263
1973 78,0 310
СТРУКТУРА РАСХОДОВ
из Общественных фондов потребления в СССР, %
Расходы на просвещение…………………………………………
Из них стипендии…………………………………………………
Расходы на здравоохранение и физкультуру…………………
Расходы на социальное обеспечение…………………………..
Из них:
Пенсии………………………………………………………………
Пособия……………………………………………………………..
В том числе:
пособия по временной нетрудоспособности………………..
пособия по беременности и родам,
на предметы ухода и кормление ребёнка…………………………………….
Дотации государства на содержание жилищного фонда…..
Оплата очередных отпусков рабочим, служащим и колхозникам…………………………………………………………
Прочие расходы…………………………………………………….
В совокупном доходе семей рабочих промышленности СССР выплаты и льготы из О. ф. п. составили:
14,5% — в 1940, 22,3% — в 1972;
в доходах семьи колхозника — 14,9% и 20,0%.
За счёт О.Ф.П. обеспечивается бесплатное образование, включая высшее,
выплачиваются стипендии студентам,
оказываются бесплатная медицинская помощь и льготное санаторно-курортное обслуживание,
выплачиваются государственные пенсии,
пособия по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам,
организуется отдых рабочих, служащих и колхозников,
обеспечивается массовость физической культуры и спорта,
оплачиваются ежегодные отпуска,
удерживается на низком уровне квартирная плата,
содержатся детские дошкольные учреждения и т.п.
В современных условиях, когда в качестве главной выдвинута задача значительного подъёма материального и культурного уровня жизни народа, существенно возрастает роль О. ф. п. Они используются государством в интересах создания более благоприятных условий для всестороннего развития личности, более полного удовлетворения широкого круга интеллектуальных и социальных потребностей, повышения размеров пенсий, стипендий, пособий и льгот. Введение денежных пособий на детей малообеспеченным семьям с 1 ноября 1974 служит в руках государства дополнительным средством решения проблемы ликвидации малообеспеченности.
Социально-культурные фонды в капиталистических странах (для страхования от необеспеченности в старости, при безработице и болезни, для обеспечения бесплатного или удешевленного обучения в массовой школе, льготное или бесплатное предоставление ряда медицинских услуг и т.п.) имеют лишь внешнее сходство с О.Ф.П.
Коренное различие между О.Ф.П. как формой социалистического распределения и социально-культурными фондами при капитализме заключается в диаметральной противоположности их социального предназначения. Главная экономическая функция социально-культурных фондов при капитализме — удешевить в интересах капиталистов рабочую силу путём развития массового совместного удовлетворения ряда потребностей трудящихся на уровне, вытекающем из требований современного производства. На степень развития этих фондов решающее влияние оказывают классовая борьба трудящихся и успехи социалистических стран в экономическом соревновании двух мировых систем. Буржуазные идеологи спекулируют на внешнем сходстве этих фондов и О.Ф.П. при социализме, всячески стараясь обойти различие в их основных экономических функциях.
Лит.:
Маркс К., Критика Готской программы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; Ленин В. И., Государство и революция, гл. 5, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33;
Программа Коммунистической партии Советского Союза, М., 1974;
Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971;
Государственный пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годы, М., 1972;
Бузляков Н. И., Общественные фонды потребления, М., 1964;
Ракитский Б. В., Обществ. фонды потребления как экономическая категория, М., 1966;
Басов В. И., Общественные фонды потребления и бюджет, М., 1967.
Б.В. Ракитский.
Источник