Одним из механизмов финансового рынка является фондовая составляющая, наполненная ценными бумагами, которые играют роль в обороте госплатежей и мобилизации вложений. Значение рынка ЦБ продолжает возрастать. На этом и появился новый продукт — облигации государственного сберегательного займа, целью которого было стать дополнением к покрытию дефицита федерального бюджета, имеющего тенденцию к росту.
Общие понятия
ОГСЗ – облигация, издаваемая в бумажной форме госвыпуска на предъявителя. Потенциал обладателя был у каждого соискателя, независимо от гражданства и правовой принадлежности, поскольку бонды были свободными в обращении. Как основное свойство – предоставляет право ее обладателю получить доход, который исчисляется в процентном отношении от номинала начальной стоимости и при погашении.
Впервые продукт был выпущен в 1995 г. По намерениям государства до конца 1998 объем полученного займа должен был составить 10 трлн. Предложения издавались сериями по 1 трлн. Держатели внутренней консоли 1992 могли произвести обмен, получив бумаги нового поколения.
Документарный вид издания и его свойство предъявления привносили легкость в пользование. Отсутствовавшая необходимость совершать регистрационные деяния привлекали лиц, привыкших верить реальным документам, но не компьютерным аналогам.
Осуществление эмиссии Минфином России происходит в соответствии с Генеральными условиями и правилами вращения ЦБ. Объем общего размещения был установлен эмитентом в пределах существующей нормы госдолга внутреннего определения и принятого бюджета страны на ближайший период.
Цена бумаги и ее выпуск
Сначала вращения ЦБ их номинальная оценка была 100 и 500 тыс. Цена зависела от периода приобретения и рассчитывалась суммарно от номинала и купонного прироста в день совершения сделки. Из-за влияний внешних факторов, стоимость векселей на рынке разнилась от официальной расчетной.
Эмиссия проводилась среди профучастников фондовых ЦБ. Позже они продавали купленные гособлигации вторичными сделками. Агентом по платежам выступал российский Сбербанк. Процесс оборота и выдачи полученной доходности прописывались на бланке с обратной стороны.
Для определения цены необходимы некоторые расчеты
Срок размещения займа – трехмесячный период. Исчисление происходило от события купли бонда. В двухмесячный период дилер обязывался разместить около 50% приобретенных ЦБ за наличный расчет.
Проведенные торги ОГСЗ указали на существующий на них спрос и первый этап был благополучно освоен по средневзвешенной стоимости, которая составила около 99 % от нарицательной.
Эмиссии последующих годов
В конце 1995 выпускается следующий этап займа. Было предпринято повысить спрос путем установления Минфином премии к первому приросту. По итогам проведенных мероприятий общая доходность уменьшилась до 97%. Объясняется это двумя причинами:
- ОГСЗ разработаны, как среднесрочные ЦБ, поэтому для увеличения престижа требуется стимулирование.
- Интерес к продукту не согласовывался с ожиданиями выпускателя.
К 1997 Минфин Рос Федерации эмитировал еще 10 изданий единым номинальным объемом 11 трлн. Как результат — из погашения трех эмиссий сумма в госбюджете, приблизилась к 11,3 трлн. руб. К 1999 общий объем сбероблигаций составил 15 млрд. С этого года продукт изымается из циркуляции. К 2006 г. предложения аннулированы полностью.
Перелом экономики 1998 привел к утрате в этих оборотах из-за отсутствия достаточного контроля над процессом. На 2016 год приходится информационный всплеск о способах поиска государством средств пополнения госбюджета. Издание гособлигаций находилось в числе названных способов. В апреле 2017 был анонсирован выход ОФЗ.
За существующий период эмиссии гособлигаций, их доля в составе госдолга внутри страны не была превышена 4% порога
Особенности
Опыт большинства экономически развитых стран выработал аксиому — государство не способно стать профессиональным предпринимателем. От страны невозможно ждать выпуска акций, с участием инвесторов в приросте казначейства или распорядительных бумаг, которые предоставляют определенные единицы в оборот или на сохранение. Но оно всегда находится в корреляции от бизнесменов, поэтому особенностью гос. ЦБ является:
- Эмиссия только долговых денежных предложений.
- Выпуск краткосрочных обязательств.
- Реализация продукта с дисконтом.
Следует отнести к особенностям и алгоритм поведения финансистов в отношении популярных у населения консолей 1982 г. Вопрос этих облигаций СССР актуален по нынешнее время. В 1992 было инициировано мероприятие по их скупке по курсу 160:100 за ЦБ. Можно было получить нал, или обменять гособлигацию на ЦБ текущего года. Граждане, сменившие консоль, сдали продукт не позднее конца 2005 г. В 1998 г. соотношение скупки — 1000:1. С 2006 г. возврат вложений невозможен.
Законодательное регулирование
Обязанность по эмиссии и обороту консоли госзаймов возложена на Минфин, но для упорядочивания действий введена нормативная координация процесса:
- Юридические аспекты рынка ЦБ и особенности вращения гособлигаций сосредоточены в ФЗ, датированных 1993 г.
- Сроки хождения консолей утверждены Постановлением СовМина РФ того же периода.
- Переход привлечения вкладов населения в активную фазу осуществлен Правительственным Постановлением 1995 г.
- Нововведения осуществлялись регламентным Распоряжением 1998г.
- Урегулирование ситуации с внутренней задолженностью валютного содержания происходило с применением президентского указа 1992 г.
Оборот ценных бумаг происходит в соответствии с законодательством
Поскольку на государство возложена политическая важность за обеспечение легитимности рынка облигаций, свою функцию урегулирования оно производит посредством использования законодательных методов прямого влияния на функционирование процесса, а также косвенного воздействия на биржевые ситуации.
Перспектива
Существующие государственные проблемы раннего периода отошли, и в настоящем в платежеспособности Минфина сомнений нет. Конечно, существуют опасения в вопросе введения запретов, направленных против отечественного госдолга, что определенным образом повлияет на инвестиционных держателей консоли ФЗ.
Официальная статистика озвучивает цифру 32% обладания гособлигациями нерезидентами страны. В случае запрета США, направленного на своих граждан и юрлиц в покупке российских консолей, естественным моментом будет распродажа этих продуктов, что повлечет спад ОФЗ.
Но прецедент, произошедший текущей весной, показал, что на фоне иностранных нападок вкладчики сдали на 100 млрд. руб. наших ОФЗ. Отечественные банки и ПИФы оперативно выкупили эти обязательства.
Кратковременное понижение номинала повысило их доходность. Владеть продуктом стало прибыльнее. Дефолт по таким бондам маловероятен, даже при санкционных действиях. Подкрепляется это тем, что Россия владеет значительным национальным фондом золота. Экономические индексы текущего момента значительно устойчивее.
Определяя перспективу можно рассмотреть безопасность ОФЗ. Наделены этим качеством предложения, которые работают на обладателя до даты их погашения. В обратном случае — при спаде цены, существует риск реализовать бонды по меньшей стоимости, чем купили. Возникнет ущерб.
Через несколько лет можно будет оценить грамотность шагов Минфина в вопросе возобновления ОГСЗ и трансформации их в ОФЗ. Каждый продукт имеет свои нюансы и требует взвешенного подхода к работе с ним.
Из видео можно узнать, что собою представляют облигации федерального займа:
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:
Бесплатная консультация с юристом
Заказать обратный звонок
Все ещё остались вопросы?
Позвоните по номеру +7 (499) 938 50 41 и наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы
Источник
Постановление Правительства РФ от 10 августа 1995 г. N 812
«О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от:
24 августа 2004 г.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» в целях активного привлечения средств населения для финансовой стабилизации российской экономики и обеспечения гарантий сохранности сбережений населения Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Разрешить Министерству финансов Российской Федерации выпустить в 1995-1998 годах государственный сберегательный заем Российской Федерации в соответствии с Генеральными условиями выпуска облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации в объеме до 10 трлн. рублей десятью сериями по 1 трлн. рублей каждая. Обеспечить размещение облигаций первой серии указанного займа сроком обращения один год начиная с сентября 1995 года.
2. Утвердить Генеральные условия выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации согласно приложению.
3. Министерству финансов Российской Федерации:
разработать и утвердить образцы облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации;
обеспечить изготовление облигаций займа на предприятиях Объединения «Гознак» при Министерстве финансов Российской Федерации;
разработать и утвердить порядок использования средств, полученных от размещения государственного сберегательного займа Российской Федерации.
4. Предоставить право владельцам облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года добровольно обменивать их на облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации.
5. Государственным телерадиовещательным организациям обеспечить проведение широкой информационной кампании, направленной на популяризацию среди населения условий государственного сберегательного займа Российской Федерации.
Москва
10 августа 1995 г.
N 812
Генеральные условия
выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 августа 1995 г. N 812)
С изменениями и дополнениями от:
24 августа 2004 г.
1. В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» настоящие Генеральные условия определяют порядок выпуска и обращения долговых обязательств Российской Федерации в форме государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации.
2. Эмитентом облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации.
3. Общий объем эмиссии облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации определяется Министерством финансов Российской Федерации в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Эмиссия облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации производится в форме отдельных выпусков.
4. Облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации выпускаются в документарной форме, являются государственными ценными бумагами на предъявителя, предоставляют право их владельцам на получение в соответствии с условиями выпуска процентного дохода, начисляемого ежеквартально к номинальной стоимости облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации, превышающего уровень доходности по другим видам государственных ценных бумаг, и получение номинальной стоимости облигаций при их погашении.
5. Владельцами облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству Российской Федерации являются резидентами и нерезидентами, если иное не предусмотрено условиями отдельных выпусков займа.
6. На основании настоящих Генеральных условий Министерство финансов Российской Федерации утверждает условия отдельных выпусков облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации, которые должны содержать периодичность выпусков, объем и срок каждого выпуска, тип облигаций, порядок и форму выплаты доходов и погашения, порядок признания выпуска состоявшимся, ограничения на потенциальных владельцев, номинальную стоимость, размер, периодичность и порядок выплаты процентов по облигациям государственного сберегательного займа Российской Федерации. Облигации займа в рамках одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых прав.
7. Облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации свободно продаются и покупаются на территории Российской Федерации уполномоченными банками и другими финансовыми организациями, определяемыми Министерством финансов Российской Федерации, на основании заключенных между Министерством финансов Российской Федерации соглашений с указанными банками.
Правительство РФ разрешило Министерству финансов выпустить в 1995 — 1998 годах государственный сберегательный заем в объеме до 10 трлн. рублей сериями по 1 трлн. рублей каждая. Облигации первой серии сроком обращения один год размещаются с сентября 1995 года.
Владельцам облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года предоставляется право обменивать собственные облигации на облигации государственного сберегательного займа РФ.
Облигации сберегательного займа выпускаются в соответствии с утверждаемыми Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа РФ. Согласно Генеральным условиям эмитентом облигаций государственного сберегательного займа является Министерство финансов РФ. Общий объем эмиссии облигаций Минфин устанавливает в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Эмиссия производится в форме отдельных выпусков.
Владельцами облигаций могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству РФ признаются резидентами и нерезидентами.
Распространение облигаций осуществляется путем свободной продажи и покупки на территории РФ банками и иными финансовыми организациями на основании заключенных между Минфином соглашений с указанными банками
Постановление Правительства РФ от 10 августа 1995 г. N 812 «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации»
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 25 августа 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 августа 1995 г. N 34, ст. 3455
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 24 августа 2004 г. N 433
Источник
Облигация государственного сберегательного займа (ОГСЗ) — государственная ценная бумага на предъявителя, выпускаемая в документарной форме и предоставляющая право владельцу на получение процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигации, и номинальной стоимости при погашении.
Государственный сберегательный заем был выпущен в обращение в августе 1995 г. Объем займа — 10 трлн руб., которые государство намерено было получить до 1998 г., выпустив облигации десятью сериями по 1 трлн руб. каждая. Владельцы облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. имели право обменять эти облигации на облигации нового займа [38].
Эмитент облигаций государственного сберегательного займа — Министерство финансов Российской Федерации. Эмиссия ОГСЗ осуществляется в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 10 августа 1995 г. Общий объем эмиссии ОГСЗ устанавливался Министерством финансов Российской Федерации в пределах лимита государственного внутреннего долга в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Эмиссия ОГСЗ производилась в форме отдельных выпусков.
Облигации государственного сберегательного займа имели документарную форму в виде облигаций на предъявителя с процентным доходом.
Облигации займа были свободны в обращении, их владельцами могли быть как юридические, так и физические лица (резиденты и нерезиденты).
В период выпуска с 27 сентября 1995 г. по 26 сентября 1996 г. облигации имели номинальную стоимость 100 и 500 тыс. руб. «Расчетная» цена облигаций зависела от дня покупки и определялась как сумма номинальной цены и накопленного на день совершения операции купонного дохода. Естественно, что рыночная цена отличалась от расчетной, поскольку на нее воздействовали различные факторы [27].
Министерство финансов Российской Федерации утверждало условия отдельных выпусков ОГСЗ (объем выпуска, срок обращения и дату погашения, номинальную стоимость, размер либо порядок определения купонной ставки, периодичность выплаты процентного дохода, порядок размещения). В период с 1995 по 1998 г. выпущенные ОГСЗ имели срок обращения один или два года, купонный период равнялся трем или шести месяцам, купонная ставка объявлялась за неделю до начала соответствующего купонного периода и приравнивалась к последней официально объявленной купонной ставке облигаций федерального займа с переменным купонным доходом.
Размещение ОГСЗ осуществлялось путем проведения подписки среди профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые затем, на основании договора с Министерством финансов Российской Федерации, продавали приобретенные ОГСЗ на вторичном рынке. Платежный агент по ОГСЗ — Сберегательный банк России. Существенные условия обращения, погашения и выплаты процентного дохода печатались на оборотной стороне бланка ОГСЗ.
На быстро развивающемся рынке ценных бумаг России облигации государственного сберегательного займа как новый вид долгового обязательства были призваны стать дополнительным средством для покрытия растущего дефицита федерального бюджета. Введение «валютного коридора» и стабилизация курса рубля привели к тому, что в условиях роста потребительских цен интерес населения к вложениям в твердую валюту заметно снизился [34].
ОГСЗ давали право их владельцам на получение процентного дохода, который превышал уровень доходности по другим государственным ценным бумагам. Бумажная форма облигаций и их предъявительский характер обуславливали простоту обращения. При этом отсутствовала необходимость регистрировать акт купли-продажи или передачи ценной бумаги. Эти условия делали ОГСЗ привлекательными для физических лиц, которые доверяют осязаемой бумажной форме облигации, а не ее компьютерному аналогу.
Срок размещения ОГСЗ среди юридических и физических лиц был определен в 90 дней, которые исчислялись от даты приобретения облигаций у эмитента. При этом дилер в течение 60 дней от даты приобретения должен был разместить не менее 90% купленных у эмитента ценных бумаг, из них не менее 50% должно было быть реализовано за наличный расчет.
Условия выпуска предусматривали возможность размещения ОГСЗ коммерческими банками и финансовыми организациями, имеющими лицензию на право осуществления операций со средствами населения. При этом Министерству финансов Российской Федерации должно было быть уплачено не менее 10 млрд руб. по номинальной стоимости облигаций с минимальной ценой покупки 98% от этой стоимости. На практике при покупке ОГСЗ преимущество получили те банки и компании, которые могли предложить более высокую цену. Предвидя это, Министерство финансов Российской Федерации ввело максимальный объем покупки облигаций в размере 200 млрд руб. по номинальной стоимости [34].
Первая серия ОГСЗ была размещена успешно, почти весь объем в 1 трлн руб. был выкуплен банками-дилерами по средневзвешенной цене, составившей 98,6% от номинала. Первые торги по облигациям на биржах показали устойчивый рост спроса на эти ценные бумаги.
Вместе с тем, несмотря на введенные ограничения с целью не допустить сосредоточения облигаций сберегательного займа в финансовых компаниях, ОГСЗ стали одним из инструментов, используемых профессионалами финансового рынка.
В начале ноября 1995 г. была выпущена в обращение вторая серия облигационного займа, для повышения привлекательности которой Министерство финансов Российской Федерации установило премию к первоначальной доходности. В результате суммарная доходность первого купона составила 97,12% годовых. Такое решение эмитента можно объяснить двумя причинами. Во-первых, по условиям рынка ценных бумаг России, ОГСЗ являются среднесрочными (срок обращения один год), поэтому требуются стимулы для повышения их привлекательности. Во-вторых, премиальная надбавка свидетельствует о том, что интерес к ОГСЗ не соответствует ожиданиям эмитента. Из 52 заявок, поданных на распространение облигаций второго транша, была отклонена лишь одна. Облигации по номинальной стоимости были распространены на сумму 768,7 млрд руб.
К началу января 1997 г. Министерством финансов Российской Федерации было эмитировано 10 выпусков облигаций на общую сумму 11 трлн руб. по номиналу. В результате реализации ОГСЗ сумма средств, поступивших на счета федерального бюджета, превысила 11,3 трлн руб. Были погашены три выпуска. Платежи по купонному доходу, в том числе плата за обслуживание (2,4%), составили около
5 трлн руб. Общий объем обращающихся на вторичном рынке ОГСЗ на 1 января 1999 г. составлял 15 млрд руб.
Начиная с 1999 г. ОГСЗ стали выводить из обращения, и к концу 2005 г. этот заем был полностью погашен. За весь период обращения доля ОГСЗ в составе внутреннего долга не превышала 4% (см. Приложение А).
Первоначально Министерство финансов Российской Федерации было заинтересовано в использовании ОГСЗ как единственного в то время инструмента привлечения средств мелких инвесторов. Но, несмотря на успех размещения и рыночный механизм ОГСЗ, следует отметить, что структура заключаемых сделок свидетельствовала
06 их краткосрочном спекулятивном характере, поскольку торговали в основном ближайшими к купонному погашению выпусками. К факторам, сдерживающим развитие рынка ОГСЗ, относят также частые выпуски и отсутствие широкой рекламы, недоверие населения к государственным ценным бумагам, низкую рентабельность операций для мелких инвесторов. Помимо этого, и монетарные власти после кризиса 1998 г. утратили интерес к ОГСЗ в силу их недостаточной подконтрольности [27].
- 1. Назовите виды универсальных федеральных займов.
- 2. Расскажите о назначении, выпусках и обращении ГКО.
- 3. Охарактеризуйте выпуски ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФД, ОФЗ-АД.
- 4. Сформулируйте выводы о тенденциях развития и результативности выпусков ГКО-ОФЗ на основе анализа динамики рынка.
- 5. Расскажите о выпуске и основных итогах функционирования золотых сертификатов и облигаций в Российской Федерации.
- 6. Расскажите о Государственном сберегательном займе, его задачах и проблемах доведения облигаций до массового инвестора.
Источник