Тема: Государственные и муниципальные кредиты и займы
Раздел: Бесплатные рефераты по финансам
Тип: Курсовая работа | Размер: 40.47K | Скачано: 81 | Добавлен 13.10.10 в 21:11 | Рейтинг: +12 | Еще Курсовые работы
Оглавление
I Введение 3
II Теоретическая часть
1. Государственные и муниципальные кредиты и их функции 4
2. Виды и формы государственных и муниципальных кредитов и займов 6
3. Управление государственным кредитом 12
III Практическая часть
1. Динамика кредитования физических лиц, предприятий и организаций в I полугодии 2005 г. 15
2. Данные об объемах кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных организациям, физическим лицам и кредитным организациям 2009-2010 гг. 18
3. Основные положения законопроекта «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» 21
IV Заключение 23
V Список литературы 25
Введение
Важную роль в системе государственных финансов играет государственный и муниципальный кредит. Как экономическая категория государственный (муниципальный) кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита, и, как следствие, несет в себе основные черты и финансов, и кредита.
Государство и муниципальные образования используют государственный и муниципальный кредит для обеспечения постоянного процесса финансирования различных собственных потребностей. Полученные таким образом средства поступают в распоряжение органов государственной представительной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. В последующем источником погашения государственных (муниципальных) займов и выплат процентов по ним выступают средства бюджета.
Целью данной работы является рассмотрение теоретической и практической сущности государственного и муниципального кредита. Изучение государственного кредита, как финансовая категория, рассмотрение управления государственного кредита. Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и в широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно их направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объемов займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса отдельных районов страны. Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.
В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи: определить сущность государственного и муниципального кредита и его функции; изучить виды и формы кредитов и займов; изучить основы управления государственным кредитом; определить объёмы и динамику государственных и муниципальных кредитов.
Список литературы
- Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. — М.: ЮНИТИ, 2002.
- Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник. – М., 2002.
- Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. -М.: «Дашков и К», 2007.
- Загородников С.В. Финансы и кредит. — М.: ОМЕГА-Л, 2008.
- Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года».
- Нешитой А.С. Финансы. – М.: «Дашков и К», 2006.
- Селюков А.Д. Государственный и муниципальный кредит. — М.,2007.
- Финансы / Под ред. А. Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. — М.2006.
- Финансы / Под ред. А.М. Ковалевой. — М: 2006.
- Финансы / Под ред. Г. Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ, 2003.
- Финансы / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. — М.: Перспектива: Юрайт, 2006.
- Финансы, деньги, кредит/ Под ред. О. В. Соколовой. — М., 2003.
- Шевчук В.А., Шевчук Д.А. Финансы и кредит. — М., 2006.
- ://www.cbr.ru — сервер Центрального Банка РФ.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Бесплатная оценка
+12
13.10.10 в 21:11
Автор:muc
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Добавить работу
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавление отзыва к работе
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.
Похожие работы
- Государственный кредит
- Государственный кредит и его виды
- Государственный кредит, его сущность и роль в финансовой системе
- Государственный кредит, его сущность, необходимость и формы организации
- Контрольная работа по Финансам Задание №6
- Государственный кредит в РФ
- Организация финансов коммерческих и некоммерческих организаций
- Финансовая система, состав, структура
Источник
1
Введение
Важную роль в системе государственных
финансов играет государственный и
муниципальный кредит, который в
целях упрощения, как правило, именуется
просто государственным кредитом.
Государственный кредит выражает совокупность
кредитных отношений государства
с юридическими и физическими
лицами. В этих отношениях государство
выступает в роли либо заемщика,
либо гаранта, либо кредитора.
Целью данной курсовой является изучения
такой финансовой категории, как
государственный кредит. При этом
решается ряд задач:
— определить понятие государственного
кредита, его цели, формы и механизм кредитования;
— определить сущность и последствия
государственного долга;
— изучить основы управления государственным
долгом.
Предметом курсовой
работы выступает финансовая
категория — долговые обязательства.
Объектом изучения является Россия
в качестве кредитора, заемщика
и гаранта.
2
Государственный и муниципальный
кредит
Государственный
и муниципальный кредит — денежные
экономические отношения, в которых государство
или муниципальное образование является
кредитором или должником, гарантом или
принципалом (лицом, в пользу которого
дают гарантию).
Другой стороной в этих отношениях
могут быть юридические и физические
лица (резиденты и нерезиденты), государственные
или муниципальные органы другого
уровня бюджетов, иностранные государства
или международные организации.
Государственный и муниципальный
кредит включает в себя следующие
отношения:
· государственное и муниципальное кредитование — государство или
муниципалитет являются кредитором;
· государственное и муниципальное
заимствование — государство или муниципалитет
являются должником или должником и принципалом;
· государственные и муниципальные
гарантии — государство или муниципалитет
являются гарантом.
Гарантия —
способ обеспечения выполнения гражданско-правовых
обязательств, при котором одно лицо (гарант)
обязуется отвечать по обязательствам
другого лица (принципала) перед его кредитором
(бенефициаром) полностью или частично
в случае невыполнения принципалом своих
обязательств.
Государственный и муниципальный
кредит выполняет следующие функции:
· распределительная — государство (муниципалитет)
1) собирая налоги и
расходуя их на кредитование,
перераспределяет средства из
фонда потребления в фонд накопления;
2) осуществляя займы и направляя их на покрытие
дефицита, перераспределяет сбережения
на финансирование текущих расходов;
· регулирующая — государство
(муниципалитет)
1) действуя на рынке капиталов,
влияет на ставку процента, объемы
займов и кредитов;
2) распределяя кредиты между отраслями,
осуществляет структурную политику;
· стимулирующая — государство
(муниципалитет) стимулирует развитие
экономики с помощью государственных
кредитов и инвестиций;
· контрольная — по объему
возврата выданных кредитов государство
определяет эффективность своей экономической
политики, по объему и стоимости привлеченных
займов — эффективность своей финансовой
политики.
3
Особенность этой формы
кредита определяется именно участием
в ней государства и муниципальных образований.
Они выполняют важные общественные функции,
и их финансовая устойчивость играет большую
роль в этом. Кроме того, государство является
субъектом международных отношений и
обладает военной силой, поэтому межгосударственные
кредитные отношения обладают своей спецификой.
Поэтому в условиях, когда государство
или муниципальное образование не способны
выполнить свои обязательства, к ним почти
никогда не применяют принудительные
меры. В некоторых странах (и в нашей —
во времена Советского Союза) государственные
кредитные отношения имели принудительный
и конфискационный характер, когда госзаймы
размещались в обязательном порядке и
часто списывались по решению государства.
В настоящее время в
России провозглашено равноправие
сторон в отношениях государственного и муниципального
кредита. Государственные и муниципальные
займы размещаются только на добровольных
началах, в случае невыполнения обязательств
у кредиторов есть право взыскать средства
в судебном порядке за счет государственной
и муниципальной казны. Государство и
муниципалитеты отвечают по своим обязательствам
всем своим имуществом, составляющим государственную
или муниципальную казну.
Причем казну составляют
средства соответствующего бюджета
и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными
предприятиями и учреждениями.
4
2. Функции и цели государственного
и муниципального кредита.
1. Важнейшая функция государственного
и муниципального кредита — перераспределение
денежных ресурсов в соответствии с потребностями
экономики в целом и целесообразностью
поддержки того или иного направления
социально-экономической деятельности.
В настоящее время отсутствует специальный
централизованный фонд государственного
кредитования. Его источником служит соответствующий
бюджет, при утверждении расходной части
которого предусматриваются необходимые
средства на кредитование.
Перераспределение осуществляется между:
• федеральным бюджетом и региональными
бюджетами;
• региональным бюджетом и бюджетами
муниципальных образований;
• международными финансово-кредитными
институтами и федеральным бюджетом;
• иностранными юридическими и физическими
лицами и федеральным и региональными
бюджетами;
• федеральным, региональными и местными
бюджетами и юридическими лицами-резидентами
и др.
Государственный и муниципальный
кредит выполняет также регулирующую
функцию. В условиях ограниченности
бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной
основе не всегда оправдано. Кроме того,
эффективность использования выделенных
средств на возвратной и платной основе
выше, чем на безвозвратной и бесплатной.
При этом кредитование создает мультипликативный
эффект. У государства появляется дополнительная
возможность для стимулирования развития
отдельных отраслей и предприятий путем
выделения им целевых бюджетных ссуд.
Регулирующая функция проявляется
и при получении Россией внешних
займов от МВФ на финансирование бюджетного
дефицита, проведение структурных реформ
и реструктуризацию экономики, поддержку
приватизации, фондового рынка и т.п.
С помощью регулирующей функции
государство воздействует на заемщиков,
которые обязаны обеспечить
эффективное применение бюджетных ссуд.
Одной из функций государственного
и муниципального кредита является
учет и контроль за целевым и рациональным
использованием кредита, выделяемого
государством. Эту функцию осуществляют
соответствующие институты на федеральном,
региональном и
5
муниципальном уровнях. Необходимость
контроля вытекает как из самой природы
кредита, так и из функций государства.
Формами контроля являются:
• контроль за движением денежных
потоков, осуществляемых через органы
федерального казначейства или уполномоченные
банки;
• контроль за соблюдением условий
кредитного договора;
• контроль за целевым использованием
заемщиком выделенных средств;
• контроль за выполнением принятых
дополнительных обязательств субъектами
РФ и органами местного самоуправления
и др.
К основным целям государственного
и муниципального кредитования относятся:
• решение проблем финансирования
бюджетного дефицита
• проведение региональной финансово-кредитной
политики направленной на выравнивание
социально-экономических условий жизни
населения и функционирования региональных
экономик
• поддержка муниципальных образований
в решении неотложных социально-экономических
задач
• поддержка приоритетных для
экономики секторов и видов деятельности.
6
Государственное и муниципальное
кредитование
Совокупность отношений, в которых
государство или муниципалитет
выступают в качестве кредитора, можно
разделить на несколько видов.
Санкционированное
кредитование — задолженность образовалась
по решению государственных или муниципальных
органов (или учреждений).
· Бюджетные кредиты.
· Бюджетные ссуды.
· Бюджетные инвестиции негосударственным
юридическим лицам.
· Государственные кредиты, предоставленные
иностранным государствам, их юридическим
лицам и международным организациям.
· Отсрочки, рассрочки налоговых платежей,
налоговые кредиты.
· Инвестиционные налоговые кредиты.
· Реструктуризированная задолженность
по налогам, пеням и штрафам.
· Реструктуризированная задолженность
по другим несанкционированным кредитам.
· Дебиторская задолженность бюджетных
учреждений.
Несанкционированное
кредитование — задолженность образовалась
в результате невыполнения обязательств
перед государством или муниципалитетом
(или бюджетными учреждениями).
· Просроченная задолженность по налогам
и сборам в бюджеты и внебюджетные фонды.
· Не погашенные в срок санкционированные
кредиты и неустойка по ним.
· Другая задолженность, возникшая из невыполнения
договоров и причинения вреда государству
или муниципалитету.
· Просроченная дебиторская задолженность
бюджетных учреждений.
Бюджетные кредиты —
предоставляются государственным и муниципальным
унитарным предприятиям, другим юридическим
лицам путем зачисления средств на их
бюджетные счета в банке.
7
Для юридических лиц, не являющихся
унитарными предприятиями, существует
строгий порядок получения бюджетных
кредитов: проводится проверка финансового
состояния заемщика, обязательно предоставление
залога или поручительства на всю сумму
кредита, обязателен целевой характер
использования кредита, платежи по погашению
кредита и уплате процентов приравниваются
к платежам в бюджет. При утверждении бюджета
обязательно определяются: цели бюджетного
кредитования, условия и порядок, лимиты
(на срок в пределах бюджетного года и
за его пределами), ограничения по получателям
бюджетного кредитования для юридических
лиц (неунитарных предприятий).
Бюджетные ссуды —
бюджетные средства, предоставляемые
другому бюджету на возвратной, возмездной
или безвозмездной основе на срок не более
шести месяцев в пределах финансового
года. Предоставляются, как правило, для
покрытия кассового разрыва между доходами
бюджета, поступившими в данный период,
и необходимыми в данный период расходами.
Бюджетные инвестиции
негосударственным юридическим
лицам — взнос государства или муниципалитета
в уставный капитал, приобретение долей
(акций) юридических лиц, не являющихся
унитарными предприятиями. К кредитованию
этот метод можно отнести, так как часто
его используют как заменитель бюджетного
кредита, поскольку процедура получения
инвестиций более простая. Для включения
инвестиций в проект бюджета необходимы:
проект договора на внесение инвестиций,
технико-экономическое обоснование инвестиционного
проекта, проектно-сметная документация.
Государственные
кредиты, предоставленные иностранным
государствам, их юридическим лицам
и международным организациям —
предоставление этих кредитов регулирует
глава 15 Бюджетного кодекса РФ. Такое кредитование
осуществляет почти исключительно федеральный
бюджет. В бюджете обязательно утверждается
предельный объем кредитов в текущем году
(отдельно по государствам-участникам
СНГ и другим заемщикам), программа предоставления
таких кредитов в текущем году.
Отсрочки, рассрочки
налоговых платежей, налоговые кредиты —
изменение срока уплаты налоговых платежей
в сторону его увеличения на срок от одного
до шести месяцев (отсрочка, рассрочка)
или от трех месяцев до года (налоговый
кредит) при определенных условиях, связанных
с неблагоприятной ситуацией для налогоплательщика.Требуется
залог или поручительство.
Инвестиционные
налоговые кредиты — изменение
срока уплаты налоговых платежей, при
котором налогоплательщик при наступлении
указанных обстоятельств, связанных с
социально значимым инвестированием,
имеет право уменьшать свои налоговые
платежи в определенных пределах до достижения
суммой кредита определенного уровня,
предоставляется на срок от одного до
пяти лет.Требуется залог или поручительство.
Реструктуризированная задолженность
по налогам, пеням и штрафам —
законом о федеральном бюджете может быть
предусмотрена реструктуризация задолженности
по налогам и сборам, пеням, штрафам, в
порядке, определяемом Правительством
РФ. Также происходит реструктуризация
в субъектах Федерации и муниципальных
образованиях.
8
Реструктуризированная задолженность
по другим несанкционированным кредитам —
законом о федеральном бюджете может быть
предусмотрена реструктуризация задолженности
по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам,
государственным кредитам, предоставленным
иностранным государствам, их юридическим
лицам и международным организациям, в
порядке, определяемом Правительством
РФ. Также происходит реструктуризация
в субъектах Федерации и муниципальных
образованиях.
Источник