Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой стороны, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.
Цели и задачи государственного кредита[править | править код]
Государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер. Пример отклонения от добровольного характера — обязательная подписка на государственные облигации в годы после Великой Отечественной войны в СССР, предназначенные для сбора средств на восстановление народного хозяйства после войны.
Государственный кредит используется государством для решения различных задач:
- поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;
- регулирование макро- и микроэкономических процессов;
- воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.
Государственный кредит и государственный долг[править | править код]
Государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга. Под государственным долгом Российской Федерации понимаются её долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну.
Под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.
Долговые обязательства Российской Федерации в рамках категории «государственный кредит» могут существовать в следующей форме:
- Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями в пользу данных кредиторов;
- Государственные долговые ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации;
- Договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоры поручительства Российской Федерации по обеспечению обязательств третьими лицами;
- Соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет;
- Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства Российской Федерации на основе принятых федеральных законов.
Сроки погашения долговых обязательств Российской Федерации и её субъектов не могут превышать 30 лет.
Управление государственным кредитом[править | править код]
Управление государственным кредитом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика, кредитора и гаранта, является одним из направлений финансовой политики государства. Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:
- Обслуживание и погашение государственного долга;
- Выпуск и размещение новых облигационных займов:
- Поддержание вторичного рынка долговых обязательств;
- Регулирование рынка государственного кредита;
- Выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов.
Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным кредитом, являются Министерство финансов, Центральный банк.
Целями управления государственным кредитом являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития.
Литература[править | править код]
- Финансы: Учебник /Под ред. В. В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
См. также[править | править код]
- Государственные финансы
- Заём
Источник
Ãîñóäàðñòâåííûì êðåäèòîì íàçûâàåòñÿ êîìïëåêñ ýêîíîìè÷åñêèõ âçàèìîîòíîøåíèé ìåæäó ãîñóäàðñòâîì îò ëèöà îðãàíîâ åãî âëàñòè è óïðàâëåíèÿ, ñ îäíîé ñòîðîíû, à òàêæå ôèç- è þðëèöàìè — ñ äðóãîé ñòîðîíû, ïðè êîòîðûõ ãîñóäàðñòâî ÿâëÿåòñÿ çàåìùèêîì, êðåäèòîðîì è ãàðàíòîì.
Ãàðàíòîì ãîñóäàðñòâî áóäåò ïðè âçÿòèè èì îòâåòñòâåííîñòè çà ïîãàøåíèå çàéìîâ ëèáî âûïîëíåíèå èíûõ îáÿçàòåëüñòâ (êîòîðûå áðàëè ôèçëèöà è þðëèöà) íà ñåáÿ.
Áóäó÷è çàåìùèêîì, ãîñóäàðñòâî èìååò âëèÿíèå íà îáúåì öåíòðàëèçîâàííûõ äåíåæíûõ ôîíäîâ. Íî íå âñå êðåäèòíûå îòíîøåíèÿ, â êîòîðûõ ãîñóäàðñòâî ÿâëÿåòñÿ ãàðàíòîì, áóäóò èçìåíÿòüñÿ â ýòîì íàïðàâëåíèè. Åñëè çàäîëæíèê âîâðåìÿ è ïîëíîñòüþ âûïëà÷èâàåò íåîáõîäèìûå ñóììû, òî ãàðàíòó (ãîñóäàðñòâó) íåò íåîáõîäèìîñòè òðàòèòü ñðåäñòâà ñâåðõ îäîëæåííûõ. Îäíàêî â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ãîñóäàðñòâåííûå ãàðàíòèè îòíîñÿòñÿ ê íåíàäåæíûì çàåìùèêàì è ñòàíîâÿòñÿ ïðè÷èíîé äîïîëíèòåëüíûõ ðàñõîäîâ èç öåíòðàëèçîâàííûõ äåíåæíûõ ôîíäîâ.
Ó ãîñóäàðñòâåííîãî, áàíêîâñêîãî è êîììåð÷åñêîãî êðåäèòà åñòü ñõîäñòâà, íî è åñòü îòëè÷èå – ó íèõ ðàçíîå îáåñïå÷åíèå. Ó áàíêîâñêîãî ëèáî êîììåð÷åñêîãî êðåäèòà â ðîëè îáåñïå÷åíèÿ çà÷àñòóþ áåðóòñÿ ðàçëè÷íûå öåííîñòè. Êîãäà áåðóòñÿ â êðåäèò ãîñóäàðñòâåííûå äåíüãè, äëÿ íèõ îáåñïå÷åíèåì áóäåò âñÿ ïëàòåæåñïîñîáíîñòü ãîñóäàðñòâà, âñå èìóùåñòâî, êîòîðîå íàõîäèòñÿ íà åãî áàëàíñå.
Ìîæíî âûäåëèòü íåñêîëüêî ïðè÷èí îáÿçàòåëüíîãî ïðèñóòñòâèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî êðåäèòà â ëþáîì ãîñóäàðñòâå:
1) íàëè÷èå êàññîâîãî ðàçðûâà â èñïîëíåíèè áþäæåòà, òî åñòü ðàçíèöû âî âðåìåíè ïîñòóïëåíèÿ äîõîäîâ â áþäæåò è ñîâåðøåíèÿ ðàñõîäîâ;
2) äåôèöèò ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòà;
3) óñèëåíèå ñîöèàëüíîé îðèåíòàöèè ýêîíîìèêè, ðîñò çàòðàò íà îõðàíó îêðóæàþùåé ñðåäû, ÷òî òðåáóåò óâåëè÷åíèÿ ãîñóäàðñòâåííûõ ðàñõîäîâ.
Öåëè è çàäà÷è ãîñóäàðñòâåííîãî êðåäèòà.
Íå âàæíî, êàêóþ ôîðìó èìååò ãîñóäàðñòâåííûé êðåäèò, îí çà÷àñòóþ èìååò äîáðîâîëüíûé õàðàêòåð. Èñêëþ÷åíèåì áûëà ñèòóàöèÿ, êîãäà ïîñëå ÂΠâ ÑÑÑÐ áûëà ââåäåíà îáÿçàòåëüíàÿ ïîäïèñêà íà ãîñóäàðñòâåííûå îáëèãàöèè, êîòîðûå ïðåäíàçíà÷àëèñü äëÿ ñáîðà ñðåäñòâ íà âîññòàíîâëåíèå íàðîäíîãî õîçÿéñòâà.
Ãîñóäàðñòâåííûé êðåäèò ïðèìåíÿåòñÿ ãîñóäàðñòâîì äëÿ ðåøåíèÿ òàêèõ ïðîáëåì:
- íàõîæäåíèå ôèíàíñîâûõ ðåñóðñîâ íà ôèíàíñèðîâàíèå ãîñóäàðñòâåííûõ ðàñõîäîâ, óâÿçêè äîõîäîâ è ðàñõîäîâ;
- ðåãóëèðîâàíèå ìàêðî- è ìèêðîýêîíîìè÷åñêèõ ïðîöåññîâ;
- âëèÿíèå íà ñîöèàëüíóþ è äåíåæíî-êðåäèòíóþ ïîëèòèêó ñòàíû.
Ãîñóäàðñòâåííûé êðåäèò è ãîñóäàðñòâåííûé äîëã.
Ãîñóäàðñòâåííûé êðåäèò î÷åíü ñâÿçàí ñ ïîíÿòèåì ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà. Ðîñò êîëè÷åñòâà êðåäèòîâàíèé îò ëèöà ãîñóäàðñòâà ñòàíîâèòñÿ ïðè÷èíîé óâåëè÷åíèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà. Ãîñóäàðñòâåííûé äîëã ÐÔ – ýòî äîëãîâûå îáÿçàòåëüñòâà ñòðàíû ïåðåä þð. è ôèçëèöàìè, íåðåçèäåíòàìè ñòðàíû, ìåæäóíàðîäíûìè îðãàíèçàöèÿìè è äðóãèìè ñóáúåêòàìè ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâà. Ãîñóäàðñòâåííûé äîëã îáåñïå÷èâàåòñÿ âñåì íàõîäÿùèìñÿ âî âëàäåíèè ãîñóäàðñòâà èìóùåñòâîì, êîòîðîå ñîñòàâëÿåò ãîñóäàðñòâåííóþ êàçíó.
Äîëãîâûå îáÿçàòåëüñòâà ÐÔ â ðàìêàõ êàòåãîðèè «ãîñóäàðñòâåííûé êðåäèò» áûâàþò â òàêèõ âèäàõ:
- Êðåäèòíûå ñîãëàøåíèÿ è äîãîâîðû, êîòîðûå áûëè çàêëþ÷åíû ñ êðåäèòíûìè îðãàíèçàöèÿìè, èíîñòðàííûìè ãîñóäàðñòâàìè, ìåæäóíàðîäíûìè îðãàíèçàöèÿìè îò èìåíè ÐÔ â ïîëüçó ýòèõ êðåäèòîðîâ;
- Ãîñóäàðñòâåííûå äîëãîâûå öåííûå áóìàãè, êîòîðûå âûïóñêàþòñÿ îò èìåíè ÐÔ;
- Äîãîâîðû î ïðåäîñòàâëåíèè ãîñóäàðñòâåííûõ ãàðàíòèé ÐÔ, äîãîâîðû ïîðó÷èòåëüñòâà ÐÔ ïî îáåñïå÷åíèþ îáÿçàòåëüñòâ òðåòüèìè ëèöàìè;
- Ñîãëàøåíèÿ è äîãîâîðû, çàêëþ÷åííûå îò èìåíè ÐÔ, î ïðîëîíãàöèè è ðåñòðóêòóðèçàöèè äîëãîâûõ îáÿçàòåëüñòâ ãîñóäàðñòâà ìèíóâøèõ ëåò;
- Ïåðåîôîðìëåíèå äîëãîâûõ îáÿçàòåëüñòâ òðåòüèõ ëèö â äîëãîâûå îáÿçàòåëüñòâà ÐÔ, îñíîâûâàÿñü íà äåéñòâóþùåì çàêîíîäàòåëüñòâå.
Ñðîêè ïîãàøåíèÿ äîëãîâûõ îáÿçàòåëüñòâ ÐÔ è åå ñóáúåêòîâ íå äîëæíû áûòü áîëüøå 30 ëåò.
Источник
Государственный займ – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение гос-вом от юридических и физических лиц, международных финансовых организаций, (осуществляется путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных фин-кредитных институтов, иностранных гос-в). Т.е. при кредитных отношениях, где в качестве заемщика выступает гос-во, а кредиторами – правовые субъекты данной страны и других стран называется государственным займом.
Отсюда следует, что гос. займ — это основная форма проявления гос. кредита.
Государственный займ привелекается для:
1. Финансирования бюджетного дефицита. Государственный кредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, как правило, не связан с производственной деятельностью и задолженность по нему покрывается за счет налогов.
2. Финансирования капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия.
3. Финансирование предприятий местных органов власти.
4. Регулирования денежного обращения страны.
При этом в экономической литературе государственный кредит – это экономические отношения, между государством и физическими и юридическими лицами, т.е. в которых заемщиком выступают физ. и юр. лица, а кредитором государство в лице его органов. Предметом гос. кредита выступают ср-ва бюджета.
Таким образом, отличие гос. кредита от гос. займа состоит в том, что государственные займы:
— ведут к образованию государственного долга, а государственный кредит — позволяет со временем получить обратно и сумму долга и проценты по ней;
— гос. займ связан с привлечением дополнительных средств в распоряжение органов государственной власти, а государственный кредит — с инвестированием государственных средств в зарубежные активы;
— гос. займ являясь составной частью гос. бюджета не явл-ся доходом бюджета.
Основными различиями между налогами и займами:
1. Займы носят возвратный характер. Налоги – это обязанность уплатить сумму безвозвратно гос-ву.
2. Заем в отличие от налога носит добровольный характер. Гос-во, обеспечивая свои доходы через займы, не прибегает к принуждению.
3. Налог характеризуется односторонним движением денег. В случае предоставления займа гос-во выдает встречное финансовое обязательство, свободно обращающееся на рынке.
4. Налог – это доход гос-ва. Заем подлежит возвращению, поэтому займы нельзя причислить к доходам гос-ва.
5. Займы подлежат возврату, что увеличивает расходы гос-ва.
Предоставление гос. кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве внутренних заемщиков могут выступать:
— Бюджетные учреждения;
— Гос. и муниципальные унитарные предприятия;
— Российские предприятия и организации
— Органы исполнительной власти;
— Нижестоящие бюджеты.
Способами обеспечения возвратности гос.кредитов могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
1. Через распределительную функцию государственный кредит участвует в формировании централизованных денежных фондов государства или их использовании на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.
2. Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке Денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономику государство может проводить ту или иную финансовую политику.
3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов.
Положительные стороны развития гос. займа:
— как способ покрытия дефицита бюджета, содействует сдерживанию инфляции.
— безэмиссионное пополнение доходов бюджета, которое необходимо для удовлетворения общегосударственных потребностей, особенно если они связаны с чрезвычайными государственными и муниципальными расходами, а также для улучшения состояния расчетов в хозяйственном обороте при дестабилизации экономики страны.
— используется и для регулирования денежного обращения. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымаются избыточные денежные знаки, т. е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Если мобилизованные средства физических лиц будут инвестированы в сферу производства, произойдет сокращение наличной денежной массы в обращении.
Но есть и негативные последствия от чрезмерного увеличения гос. займа:
— государство, осуществляя заимствования на финансовом рынке, увеличивает спрос на заемные средства. Этот дополнительный спрос вызывает рост уровня процентной ставки на рынке кредитов, что делает кредиты дорогими для заемщиков, а следовательно, лишает сферу производства ресурсов, которые могли быть использованы в качестве производственных инвестиций.
— привлеченные государством временно свободные средства предприятий и физических лиц не попадают в сферу инвестиций в реальный сектор или для пополнения оборотных средств, а расходуются как платежные и покупательные средства. Они не приносят дополнительного дохода и увеличивают «цену» бюджетных доходов государства за счет последующей выплаты процентов или дисконта.
— использование государственного кредита ведет к росту непроизводственных расходов государства и муниципальных образований, так как денежные средства, используемые в качестве кредитных, подлежат обязательному возврату юридическим и физическим лицам (кредиторам), причем с уплатой процентов за пользование кредитом. Уплата же процентов по кредиту, как отмечалось выше, может приводить к росту налогов. При внешнем заимствовании недостатки этого способа покрытия бюджетного дефицита усугубляются тем, что доход получают иностранные кредиторы, а бремя обслуживания долга несут отечественные предприятия и население государства-должника. Это отрицательно влияет на уровень потребления и возможности экономического роста.
Источники государственного займа – временно свободные средства, которые появляются у:
— предприятий;
— банков;
— пенсионных фондов;
— страховых фондов;
— населения.
Государственный займ может быть внутренним и внешним.
Формы государственного кредита (внутренний):
1. Выпуск государственных займов и обращение части вкладов населения в Сбербанках в государственные займы.
2. Казначейские ссуды. Казначейские ссуды выражают денежное отношение оказания финансовой помощи предприятию или организации органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств, в стабильной работе которого заинтересовано государство. Но это осуществляется на условиях срочности, платности и возвратности.
В первые годы Советской власти гос. займа (Г.З) существовали в двух формах — денежной и натуральной (последняя была обусловлена недостаточно развитыми денежными отношениями и интересами охраны владельцев облигаций от обесценения денежных знаков). Первый советский З. г. был выпущен 20 мая 1922 на 10 млн. пудов ржи и на срок 8 мес. В 1923 были выпущены ещё два натуральных З. г. — хлебный и сахарный (беспроцентные).
Первый советский денежный заём выпущен 31 октября 1922 на 100 млн. руб. В золотом исчислении сроком на 10 лет.
За 1924-1928 было выпущено четыре гарантийных займа на общую сумму 900 млн. руб. золотом, размещавшихся на предприятиях и в организациях. В эти же годы выпускались и крестьянские выигрышные займы. Была применена новая форма размещения займа — проведение подписки на заём среди трудящихся с предоставлением им рассрочки платежей. Возрастанию роли советского З. г. способствовал рост доходов трудящихся. В широком масштабе проводилась подписка на заём индустриализации (1-3-й выпуски), заём «Пятилетка в 4 года», займы 3-й пятилетки (1-4-й выпуски) и др., которые послужили одним из источников средств для социалистической индустриализации и развития народного хозяйства в предвоенные годы.
Заём укрепления обороны (1937), займы военных лет (1-4-й выпуски) сыграли важную роль в финансировании военных расходов государства в период Великой Отечественной войны 1941-1945.
В послевоенные годы средства от размещения советских З. г. (5 выпусков займов восстановления и развития народного хозяйства СССР 1946-1950 и займы развития народного хозяйства СССР 1951-1957) способствовали восстановлению и развитию советской экономики.
Поступления в государственный бюджет СССР от З. г. в годы довоенных пятилеток составили около 50 млрд. руб., в годы Великой Отечественной войны — 76 млрд. руб. и в период 1946-1958 — 260 млрд. руб. (в денежном масштабе до 1961). В целом удельный вес средств от займов в доходах государственного бюджета до Великой Отечественной войны составлял примерно 5%, в годы войны не более 10%, а в 1965, в связи с прекращением выпуска займов, размещаемых по подписке среди населения, снизился до 0,2%.
Как показывает практика увеличение гос. займов отрицательно влияет на развитие страны, в частности на инвестиц. деят-ть пром. предприятий, т.к. будущий инвестор видит для себя высокие риски вложения в страну, имеющую большие долги.
По эмитентам займы делятся на:
— Федеральные (большая часть);
— Региональные;
— Муниципальные (местные).
По форме размещения:
— Облигационный (оформляемый в форме ЦБ);
— Безоблигационный (заключение кредитного договора государства с кредиторами; применяется в отношении крупных кредиторов).
По форме получения дохода:
— Процентные (фиксированные и плавающие);
— Выигрышные;
— Дисконтные (со скидкой);
— Вещевые (погашаются товарами);
— Пожизненный (погашение основного долга не происходит, выплачиваются повышенные проценты.
По срокам погашения:
— Краткосрочные (до полугода);
— Среднесрочные (от 1 до 5 лет);
— Долгосрочные (свыше 5 лет).
По методам размещения:
— Добровольные;
— Принудительные.
Основной формой государственного кредита являются облигационные государственные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.
Государственными ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, орган государственной власти и управления.
В России (СССР) до 1990 г. использовались только государственные облигации внутреннего выигрышного займа, либо размещаемые по подписке среди населения (это означало практически принудительное их размещение), либо свободно обращающиеся за наличный расчет со сроком до 20 лет.
С 1990 г. среди населения СССР распространялись государственные облигации целевого беспроцентного займа сроком на три года. Погашение таких облигаций осуществлялось дефицитными товарами длительного пользования. Для покрытия дефицита бюджета 1990 г. был впервые выпущен в обращение иной вид государственных ценных бумаг — государственные казначейские обязательства сроком на 16 лет с уровнем доходности 5%. Данные ценные бумаги распространялись также среди населения. Впервые за время существования государства была сделана попытка распространения государственного внутреннего 5%-ного займа среди юридических лиц (предприятий, организаций). Данный опыт не принес желаемого результата по ряду причин.
Целевой товарный заем принес бюджету 4,1 млрд руб., но государство практически до сих пор не выполнило своих обязательств перед кредиторами. Такой тип займа не имеет места в странах с развитой рыночной экономикой. С переходом России на новые экономические отношения он не имеет перспективы и в нашей стране.
Экономические условия России обусловили появление ценных бумаг краткосрочного характера. Так на рынке ценных бумаг появились государственные краткосрочные бескупонные облигации РФ, облигации федерального займа с переменным купоном, облигации государственного сберегательного займа, золотые сертификаты Министерства финансов РФ.
Высокая доходность краткосрочных облигаций была очень привлекательной для инвесторов как резидентов, так и нерезидентов, поэтому рынок ГКО-ОФЗ стал крупным сегментом финансового рынка. Но нерациональная политика государства в области заимствований привела к кризису 17 августа 1998 г., когда государство оказалось не способным выполнить свои обязательства перед кредиторами. В составе государственного внутреннего долга РФ задолженность по государственным краткосрочным обязательствам составила 480,0 млрд руб., или 63,95% к общей государственной задолженности. После 17 августа выпуск краткосрочных облигаций и выплаты по ним были приостановлены.
Начиная с IV квартала 1998 г. Министерством финансов и Центральным банком РФ проводится работа по разработке механизма реструктуризации государственных ценных бумаг, выпущенных до кризиса. Согласно распоряжению Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. № 1787-р, начиная с 1999 г. проводится новация государственных ценных бумаг. Эта операция включает переоформление ценных бумаг со значительной отсрочкой платежа, обмен краткосрочных государственных ценных бумаг на долгосрочные.
Многообразие ценных бумаг обусловило возможность их классификации по определенным признакам:
— в зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и нерыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке. Нерыночные государственные ценные бумаги не могут свободно обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государству, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу.
— в зависимости от срока обращения государственные ценные бумаги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).
— ценные бумаги подразделяются по эмитентам. Выпущенные центральным правительством, они называются федеральными или, как в России, — государственными. От имени государства их выпускает соответствующий уполномоченный орган, как правило, Министерство финансов. В качестве агента последнего часто выступает Центральный банк РФ, который в свою очередь может уполномочить определенные инвестиционные институты или банки выступить официальными дилерами.
— ценные бумаги разделяются на наличные (документированные) и безналичные, в том числе существующие в виде записей на счетах; по способу выплаты доходов.
— по способу выплаты доходов по Государственным ценным бумагам различат установление фиксированного процентного платежа; применение ступенчатой процентной ставки; использование плавающей ставки процентного дохода; индексирование номинальной стоимости ценных бумаг; реализация долговых обязательств со скидкой (дисконтом) против их нарицательной цены; проведение выигрышных займов.
В условиях стабильной экономики, при отсутствии высокой инфляции, чаще всего используются фиксированная доходная ставка, выигрышные займы. В период высокой инфляции такие ценные бумаги не пользуются спросом.
Доля государственных ценных бумаг в составе государственного внешнего долга Российской Федерации увеличилась за период с 1 января 1995 года по 1 января 2004 года с 18,1% до 35,9%. Задолженность по основной сумме государственного внешнего долга Российской Федерации, оформленного в государственные ценные бумаги, составляет 43 млрд. долларов США.
Источник