Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 08.06.2020)
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
- Статья 97. Государственный долг Российской Федерации
- Статья 98. Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации
- Статья 98.1. Прекращение долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга Российской Федерации
- Статья 99. Структура государственного долга субъекта Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств субъекта Российской Федерации
- Статья 99.1. Прекращение долговых обязательств субъекта Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга субъекта Российской Федерации
- Статья 100. Структура муниципального долга, виды и срочность муниципальных долговых обязательств
- Статья 100.1. Прекращение муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с муниципального долга
- Статья 101. Управление государственным (муниципальным) долгом
- Статья 102. Ответственность по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
- Статья 103. Государственные (муниципальные) заимствования
- Статья 104. Особенности осуществления заимствований и предоставления гарантий субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями в иностранной валюте
- Статья 104.1. Утратила силу
- Статья 105. Реструктуризация государственного (муниципального) долга
- Статья 106. Предельный объем заимствований субъекта Российской Федерации (муниципальных заимствований)
- Статья 107. Верхние пределы государственного внутреннего и внешнего долга субъекта Российской Федерации, верхние пределы муниципального внутреннего и внешнего долга и предельные значения показателей долговой устойчивости субъекта Российской Федерации, муниципального образования
- Статья 107.1. Оценка долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (муниципального образования)
- Статья 108. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации
- Статья 108.1. Программа государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте
- Статья 108.2. Программа государственных внешних заимствований субъекта Российской Федерации
- Статья 108.3. Программа государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий в иностранной валюте
- Статья 108.4. Программа муниципальных внешних заимствований
- Статья 109. Ратификация договоров о государственных внешних заимствованиях Российской Федерации
- Статья 110. Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации
- Статья 110.1. Программа государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации (муниципальных внутренних заимствований)
- Статья 110.2. Программа государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъектов Российской Федерации, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации
- Статья 111. Объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга
- Статья 112. Превышение предельного объема долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга и объема расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга
- Статья 112.1. Просроченная задолженность по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования
- Статья 113. Отражение в бюджетах поступлений средств от заимствований, погашения государственного (муниципального) долга, возникшего из заимствований, и расходов на его обслуживание
- Статья 114. Предельные объемы размещения государственных и муниципальных ценных бумаг
- Статья 115. Государственные (муниципальные) гарантии
- Статья 115.1. Особенность государственной (муниципальной) гарантии, предоставляемой в обеспечение обязательств, по которым бенефициарами является неопределенный круг лиц
- Статья 115.1-1. Особенности государственных гарантий Российской Федерации, предоставляемых в обеспечение исполнения обязательств российских юридических лиц по кредитам (займам) международных финансовых организаций
- Статья 115.1-2. Особенности государственной гарантии Российской Федерации, предоставляемой в обеспечение исполнения обязательств неопределенного круга принципалов
- Статья 115.2. Порядок и условия предоставления государственных (муниципальных) гарантий
- Статья 115.3. Обеспечение исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной (муниципальной) гарантии
- Статья 116. Предоставление и исполнение государственных гарантий Российской Федерации
- Статья 117. Предоставление и исполнение государственных гарантий субъектов Российской Федерации, муниципальных гарантий
- Статья 118. Утратила силу
- Статья 119. Обслуживание государственного (муниципального) долга
- Статья 120. Учет и регистрация государственных и муниципальных долговых обязательств
- Статья 121. Государственная долговая книга Российской Федерации, государственная долговая книга субъекта Российской Федерации, муниципальная долговая книга
Открыть полный текст документа
Источник
Ãîñóäàðñòâåííûì êðåäèòîì íàçûâàåòñÿ êîìïëåêñ ýêîíîìè÷åñêèõ âçàèìîîòíîøåíèé ìåæäó ãîñóäàðñòâîì îò ëèöà îðãàíîâ åãî âëàñòè è óïðàâëåíèÿ, ñ îäíîé ñòîðîíû, à òàêæå ôèç- è þðëèöàìè — ñ äðóãîé ñòîðîíû, ïðè êîòîðûõ ãîñóäàðñòâî ÿâëÿåòñÿ çàåìùèêîì, êðåäèòîðîì è ãàðàíòîì.
Ãàðàíòîì ãîñóäàðñòâî áóäåò ïðè âçÿòèè èì îòâåòñòâåííîñòè çà ïîãàøåíèå çàéìîâ ëèáî âûïîëíåíèå èíûõ îáÿçàòåëüñòâ (êîòîðûå áðàëè ôèçëèöà è þðëèöà) íà ñåáÿ.
Áóäó÷è çàåìùèêîì, ãîñóäàðñòâî èìååò âëèÿíèå íà îáúåì öåíòðàëèçîâàííûõ äåíåæíûõ ôîíäîâ. Íî íå âñå êðåäèòíûå îòíîøåíèÿ, â êîòîðûõ ãîñóäàðñòâî ÿâëÿåòñÿ ãàðàíòîì, áóäóò èçìåíÿòüñÿ â ýòîì íàïðàâëåíèè. Åñëè çàäîëæíèê âîâðåìÿ è ïîëíîñòüþ âûïëà÷èâàåò íåîáõîäèìûå ñóììû, òî ãàðàíòó (ãîñóäàðñòâó) íåò íåîáõîäèìîñòè òðàòèòü ñðåäñòâà ñâåðõ îäîëæåííûõ. Îäíàêî â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ãîñóäàðñòâåííûå ãàðàíòèè îòíîñÿòñÿ ê íåíàäåæíûì çàåìùèêàì è ñòàíîâÿòñÿ ïðè÷èíîé äîïîëíèòåëüíûõ ðàñõîäîâ èç öåíòðàëèçîâàííûõ äåíåæíûõ ôîíäîâ.
Ó ãîñóäàðñòâåííîãî, áàíêîâñêîãî è êîììåð÷åñêîãî êðåäèòà åñòü ñõîäñòâà, íî è åñòü îòëè÷èå – ó íèõ ðàçíîå îáåñïå÷åíèå. Ó áàíêîâñêîãî ëèáî êîììåð÷åñêîãî êðåäèòà â ðîëè îáåñïå÷åíèÿ çà÷àñòóþ áåðóòñÿ ðàçëè÷íûå öåííîñòè. Êîãäà áåðóòñÿ â êðåäèò ãîñóäàðñòâåííûå äåíüãè, äëÿ íèõ îáåñïå÷åíèåì áóäåò âñÿ ïëàòåæåñïîñîáíîñòü ãîñóäàðñòâà, âñå èìóùåñòâî, êîòîðîå íàõîäèòñÿ íà åãî áàëàíñå.
Ìîæíî âûäåëèòü íåñêîëüêî ïðè÷èí îáÿçàòåëüíîãî ïðèñóòñòâèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî êðåäèòà â ëþáîì ãîñóäàðñòâå:
1) íàëè÷èå êàññîâîãî ðàçðûâà â èñïîëíåíèè áþäæåòà, òî åñòü ðàçíèöû âî âðåìåíè ïîñòóïëåíèÿ äîõîäîâ â áþäæåò è ñîâåðøåíèÿ ðàñõîäîâ;
2) äåôèöèò ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòà;
3) óñèëåíèå ñîöèàëüíîé îðèåíòàöèè ýêîíîìèêè, ðîñò çàòðàò íà îõðàíó îêðóæàþùåé ñðåäû, ÷òî òðåáóåò óâåëè÷åíèÿ ãîñóäàðñòâåííûõ ðàñõîäîâ.
Öåëè è çàäà÷è ãîñóäàðñòâåííîãî êðåäèòà.
Íå âàæíî, êàêóþ ôîðìó èìååò ãîñóäàðñòâåííûé êðåäèò, îí çà÷àñòóþ èìååò äîáðîâîëüíûé õàðàêòåð. Èñêëþ÷åíèåì áûëà ñèòóàöèÿ, êîãäà ïîñëå ÂΠâ ÑÑÑÐ áûëà ââåäåíà îáÿçàòåëüíàÿ ïîäïèñêà íà ãîñóäàðñòâåííûå îáëèãàöèè, êîòîðûå ïðåäíàçíà÷àëèñü äëÿ ñáîðà ñðåäñòâ íà âîññòàíîâëåíèå íàðîäíîãî õîçÿéñòâà.
Ãîñóäàðñòâåííûé êðåäèò ïðèìåíÿåòñÿ ãîñóäàðñòâîì äëÿ ðåøåíèÿ òàêèõ ïðîáëåì:
- íàõîæäåíèå ôèíàíñîâûõ ðåñóðñîâ íà ôèíàíñèðîâàíèå ãîñóäàðñòâåííûõ ðàñõîäîâ, óâÿçêè äîõîäîâ è ðàñõîäîâ;
- ðåãóëèðîâàíèå ìàêðî- è ìèêðîýêîíîìè÷åñêèõ ïðîöåññîâ;
- âëèÿíèå íà ñîöèàëüíóþ è äåíåæíî-êðåäèòíóþ ïîëèòèêó ñòàíû.
Ãîñóäàðñòâåííûé êðåäèò è ãîñóäàðñòâåííûé äîëã.
Ãîñóäàðñòâåííûé êðåäèò î÷åíü ñâÿçàí ñ ïîíÿòèåì ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà. Ðîñò êîëè÷åñòâà êðåäèòîâàíèé îò ëèöà ãîñóäàðñòâà ñòàíîâèòñÿ ïðè÷èíîé óâåëè÷åíèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà. Ãîñóäàðñòâåííûé äîëã ÐÔ – ýòî äîëãîâûå îáÿçàòåëüñòâà ñòðàíû ïåðåä þð. è ôèçëèöàìè, íåðåçèäåíòàìè ñòðàíû, ìåæäóíàðîäíûìè îðãàíèçàöèÿìè è äðóãèìè ñóáúåêòàìè ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâà. Ãîñóäàðñòâåííûé äîëã îáåñïå÷èâàåòñÿ âñåì íàõîäÿùèìñÿ âî âëàäåíèè ãîñóäàðñòâà èìóùåñòâîì, êîòîðîå ñîñòàâëÿåò ãîñóäàðñòâåííóþ êàçíó.
Äîëãîâûå îáÿçàòåëüñòâà ÐÔ â ðàìêàõ êàòåãîðèè «ãîñóäàðñòâåííûé êðåäèò» áûâàþò â òàêèõ âèäàõ:
- Êðåäèòíûå ñîãëàøåíèÿ è äîãîâîðû, êîòîðûå áûëè çàêëþ÷åíû ñ êðåäèòíûìè îðãàíèçàöèÿìè, èíîñòðàííûìè ãîñóäàðñòâàìè, ìåæäóíàðîäíûìè îðãàíèçàöèÿìè îò èìåíè ÐÔ â ïîëüçó ýòèõ êðåäèòîðîâ;
- Ãîñóäàðñòâåííûå äîëãîâûå öåííûå áóìàãè, êîòîðûå âûïóñêàþòñÿ îò èìåíè ÐÔ;
- Äîãîâîðû î ïðåäîñòàâëåíèè ãîñóäàðñòâåííûõ ãàðàíòèé ÐÔ, äîãîâîðû ïîðó÷èòåëüñòâà ÐÔ ïî îáåñïå÷åíèþ îáÿçàòåëüñòâ òðåòüèìè ëèöàìè;
- Ñîãëàøåíèÿ è äîãîâîðû, çàêëþ÷åííûå îò èìåíè ÐÔ, î ïðîëîíãàöèè è ðåñòðóêòóðèçàöèè äîëãîâûõ îáÿçàòåëüñòâ ãîñóäàðñòâà ìèíóâøèõ ëåò;
- Ïåðåîôîðìëåíèå äîëãîâûõ îáÿçàòåëüñòâ òðåòüèõ ëèö â äîëãîâûå îáÿçàòåëüñòâà ÐÔ, îñíîâûâàÿñü íà äåéñòâóþùåì çàêîíîäàòåëüñòâå.
Ñðîêè ïîãàøåíèÿ äîëãîâûõ îáÿçàòåëüñòâ ÐÔ è åå ñóáúåêòîâ íå äîëæíû áûòü áîëüøå 30 ëåò.
Источник
Государственный долг стран в процентах к ВВП по состоянию на 2012 год.
Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.[1]
При рассмотрении государственного долга, как правило, не учитываются встречные требования этого государства к другим, то есть задолженность других государств или физических и юридических лиц этому государству не рассматривается. Также не учитываются обязательства государства в сфере социального и пенсионного обеспечений.
Размер государственного долга выражается в национальной валюте или её эквиваленте в любой другой валюте.
Для более объективного сравнения государственная задолженность указывается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).
В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.[1]
Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.
Виды[править | править код]
По принадлежности кредитора:
- Внутренний — в роли кредиторов выступают резиденты субъекта-заёмщика, образуется в виде:
- Долга по государственным ценным бумагам (ОФЗ и тп)
- Гарантий государства под ценные бумаги, выпущенные акционерными обществами
- Кредитов, выданных государству банками и другими кредиторами
- Не выплаченных физическим и юридическим лицам компенсаций и др.
- Внешний — перед другими государствами, международными организациями и другими субъектами международного права
- Долг по государственным ценным бумагам
- Кредиты, выданных государству внешними кредиторами
- Гарантии государства под кредиты, полученные за рубежом организациями-резидентами
- Задолженность по внешнеторговым операциям бюджетных организаций
По валюте долга:
- Номинированный в национальной валюте
- Номинированный в иностранной валюте (при этом Евро для европейских стран может считаться иностранной, так как страны еврозоны не могут напечатать или обесценить данную валюту)
По времени погашения:
- Капитальный долг — вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты
- Текущий долг — это расходы по выплате доходов и погашению обязательств
Другие виды:
- Валовой внутренний долг — долг образуется внутри каждой страны как сумма взаимной задолженности различных секторов экономики. Он имеет свою структуру и складывается из следующих элементов: государственный внутренний долг, долги корпоративного сектора, долг населения
- Консолидированный государственный долг — формируется путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем объединения (унификации) ранее выпущенных средне- и краткосрочных займов в один долгосрочный заем. Таким образом, формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов
- Краткосрочный государственный долг — это сумма всех долгов, имеющих первоначальное погашение в течение одного года или меньше, и проценты просрочки по долгосрочным долгам
- Валовой государственный долг — это сумма всех внутренних и внешних обязательств государства с процентами. Она, как правило, выражается в процентном отношении к ВВП страны
Последствия накопления государственного долга[править | править код]
Многочисленные исследования показывают, что степень и характер воздействия государственного долга на экономику неоднозначны для различных групп стран, в то время как прослеживается наличие критического порога внешнего долга для развивающихся стран, после которого воздействие на экономический рост становится отрицательным, для развитых стран такой порог чаще отсутствовал:
- Г. Шиманович на основе линейной модели роста выявил отрицательную зависимость внешнего долга и экономического роста в постсоциалистических странах за период с 1995 по 2007 г: рост соотношения внешнего долга к ВВП на 1 % снижает темпы прироста душевого ВВП на 0,06 %
- К. Рейнхарт и К. Рогофф на примере выборки из 20 развитых и 24 развивающихся стран провели сравнительный анализ влияния внутреннего государственного долга и совокупного внешнего долга страны на динамику экономического роста. Для развивающихся стран авторы выявили более высокое пороговое значение государственного долга по сравнению с совокупным внешним, превышение которого негативно влияет на изменение душевого ВВП. Так, при достижении уровня внешнего долга 60 % от ВВП среднегодовые темпы прироста ВВП снижаются на 2 %, при превышении отметки 90 % от ВВП — темпы прироста уменьшаются наполовину.
- Т. Эфтимиадис и П. Тсинзос на основе исследования модели эндогенного роста пришли к выводу, что сокращение удельного веса внешних заимствований в структуре государственного долга положительно влияет на долгосрочный экономический рост, главным образом, за счет снижения оттока внутреннего капитала за границу
- С. Шаббир, используя данные внешнедолговой нагрузки по 24 развивающимся странам за период с 1976 по 2003 г., установил, что внешняя задолженность отрицательно коррелирует с динамикой инвестиций, что в свою очередь, приводит к снижению темпов экономического роста
- А. Шкларек и Ф. Рамон-Баллестер по результатам анализа выборки из 20 латиноамериканских стран за период 1970—2002 гг пришли к выводам, что совокупный и государственный внешний долг отрицательно коррелируют с динамикой ВВП на душу населения основным каналом воздействия внешнего долга на динамику роста является изменение уровня накопления капитала, а не его производительности
- Д. Амассома провел анализ влияния внутреннего и внешнего долга на экономический рост на примере Нигерии за период с 1970 по 2009 г. В результате анализа было установлено, что зависимость динамики душевого ВВП с внутренним долгом имеет положительный характер, и, наоборот, с внешним — отрицательный.
Другие последствия:
Динамика государственного долга России в 1999—2010 годах, в % к ВВП.
- Переложение налогового бремени на будущие поколения (в тех случаях, когда рост ВВП менее стоимости обслуживания долга).
- Перераспределение доходов среди населения. Те кто вкладывает сбережения в государственный долг, получают его обратно с процентами, в то время как те, кто не имеет такой возможности вынуждены лишь платить налог на его обслуживание.
- Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.
- Понижение устойчивости экономики страны к негативным рискам (например, сейчас обслуживание американского долга обходится очень дёшево в виду низкой процентной ставки, но в условиях финансового кризиса ставки могут возрасти, что увеличит нагрузку на сокращающийся, из-за снижения деловой активности и как следствия снижения собираемых налогов, бюджет). Особенно опасными с данной точки зрения являются внешние долги в иностранной валюте (например см. долговой кризис в Греции)
Пик Российского государственного долга пришёлся на 1998 г. (146,4 % ВВП).[2] На 1 января 2000 г. внешний долг достиг 146 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5 % ВВП).
Для сравнения госдолг других стран-экспортеров углеводородов (МВФ, 2011), % ВВП:
- Кувейт — 7,4 %
- Саудовская Аравия — 7,5 %
- Узбекистан — 9,1 %
- Казахстан — 11 %
- Азербайджан — 10 %
- Норвегия — 30 %
Государственный долг по странам Европейского союза в процентах от ВВП в 2013 году([3]:
- Франция — 93,5 %
- Германия — 78,4 %
- Португалия — 129,0 %
- Италия — 132,6 %
- Греция — 175,1 %
Для сравнения:
- США — 116,4 % ВВП (2016 г.)
- Япония — 239,2 % ВВП (2016 г.)
Государственный долг по странам[править | править код]
Примечание: Государства расположены в порядке убывания размеров ВВП. Государства Еврозоны объединены в группу одного цвета.
См. также[править | править код]
- Государственный долг России (внутренний и внешний долг)
- Список стран по будущему государственному долгу в процентах от ВВП
- Государственный долг США
- Публичный долг
- Заём
Сноски и примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 Государственный долг РФ. Сущность и формы государственного долга.
- ↑ Обращение посла Российской Федерации П. В. Стегния к участникам черноморского форума по вопросам развития делового сотрудничества. Стамбул, 3 марта 2004 г. Архивная копия от 30 июня 2011 на Wayback Machine // Посольство Российской Федерации в Турции
- ↑ Это сравнение не вполне корректно из-за различной степени вовлечённости перечисленных государств в экономику. При высокой степени вовлечённости (Россия, Казахстан), в объём государственного долга следует также включать внешнюю задолженность корпораций, пропорционально степени государственного участия
- ↑ Eurostat: General government gross debt. 2014 Евростат: Государственный долг, 2014. (англ.)
- ↑ Eurostat: Population. 2013 Евростат: Население, 2014. (англ.)
- ↑ IMF: World Economic Outlook Database, USA, April 2014 (англ.)
- ↑ IMF: World Economic Outlook Database, China, April 2014 (англ.)
- ↑ IMF: World Economic Outlook Database, Japan, April 2014 (англ.)
- ↑ IMF: World Economic Outlook Database, Brazil, April 2014 (англ.)
- ↑ IMF: World Economic Outlook Database, Russia, April 2014 (англ.)
- ↑ IMF: World Economic Outlook Database, India, April 2014 (англ.)
Литература[править | править код]
- Солдатова Е. И. Воздействие внешнеэкономической задолженности на ВВП стран с переходной экономикой : автореферат дис. … кандидата экономических наук : 08.00.14 / науч. рук. Осьмова М. Н.. — М. : Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Экон. фак., 2007. — 21 с. — ББК У682.641.11-01,0.
- Шиманович Г. Внешний долг Беларуси: опыт постсоциалистических стран // Исследовательский центр ИПМ. — Минск, 2009. — 20 с., 4 л. ил.
- Domar D. Evsey. Capital Expansion, Rate of Growth, and Employment // Econometrica. — 1946. — Апрель (т. 14, вып. 2). — С. 137—147. — ISSN 0012-9682. — doi:10.2307/1905364.
- Robert M. Solow. A Contribution to the Theory of Economic Growth // The Quarterly Journal of Economics. — 1956. — Т. 70, вып. 1. — С. 65–94. — ISSN 0033-5533. — doi:10.2307/1884513.
- Paul R Krugman. Financing vs. Forgiving a Debt Overhang (англ.) // Journal of Development Economics. — National Bureau of Economic Research, 1988. — Vol. 29, no. 2486. — P. 253—268.
- Guillermo A. Calvo. Growth, Debt and Economic Transformation: The Capital Flight Problem (англ.) // New Theories in Growth and Development. — London: Palgrave Macmillan UK, 1998. — P. 251–269. — ISBN 9781349262724, 9781349262700.
- Jeffrey D. Sachs. Conditionality, Debt Relief, and the Developing Country Debt Crisis. — In: Developing Country Debt and the World Economy : [англ.] // University of Chicago Press. — Chicago, 1989. — С. 275 — 284. — doi:10.3386/w2644.
- Pattillo Catherine, Poirson Helene, and Ricci Luca, «External Debt and Growth», IMF Working Paper, International Monetary Fund, January 2002.
- Pattillo Catherine, Poirson Helene, and Ricci Luca, «What Are the Channels Through Which External Debt Affects Growth?», IMF Working Paper, International Monetary Fund, January 2004.
- Carmen M. Reinhart, Kenneth S. Rogoff, «Growth in a time of debt», Working Paper 15639, National Bureau of economic research, January 2010.
- Tilemahos Efthimiadis, Panagiotis Tsintzos, «The Share of External Debt and Economic Growth», Centre of Planning and Economic Research (KEPE), Athens, March 2011.
- Safia Shabbir, «Does External Debt Affect Economic Growth: Evidence from Developing Countries», [http: aysps.gsu.edu/ECON_MA_ShabbirS.pdf], (дата обращения 16.06.2018).
- Schclarek A., Ramon-Ballester F., External Debt and Economic Growth in Latin America, (дата обращения 16.06.2018).
- Amassoma D., «External Debt, Internal Debt and Economic Growth Bound in Nigeria using a Causality Approach», Current Research Journal of Social Sciences 3(4), pp. 320—325, July 30, 2011.
- Abid Hameed, Hammad Ashraf, Muhammed Ali Chaudhary, «External Debt and its Impact on Economic and Business Growth in Pakistan», International Research Journal of Finance and Economics, Is 20 (2008), pp. 132—140.
- Janice Abilene S. Patenio, Agustina Tan-Cruz, «Economic Growth and External Debt Servicing of the Philippines: 1981—2005», 10-th National Convention on Statistics (NCS), October 1-2, 2007.
Ссылки[править | править код]
- Государственный долг России
- Статистика государственного долга по данным Министерства финансов РФ
- The global debt clock
Источник