Единый институт развития в жилищной сфере реализует государственную программу помощи
отдельным категориям заемщиков по ипотечным кредитам (займам), оказавшихся в сложной
финансовой ситуации.
Какие заемщики могут получить поддержку
Родители (опекуны, попечители) одного или более несовершеннолетних детей
Ветераны боевых действий
Инвалиды или родители детей-инвалидов
Граждане, на иждивении которых находятся учащиеся очной формы обучения в возрасте до 24 лет
20 366
семей по всей России получили
помощь в реструктуризации ипотеки
Как получить поддержку?
1
Обратитесь к кредитору
(в свой банк)
Обратитесь в свой банк и узнайте является ли он участником программы
Введите наименование кредитора
2
Уточните возможность реструктуризации и предъявляемые требования
Рассмотрение заявления о реструктуризации проводится непосредственно кредитором. По окончанию
рассмотрения заявления он в обязательном порядке оповещает заемщика о принятом решении.
Требования к категориям заемщиков
Заемщик должен являться гражданином РФ и относиться к одной из следующих отдельных категорий граждан:
- граждане, имеющие одного или более
несовершеннолетних детей или являющиеся опекунами (попечителями) одного или
более несовершеннолетних детей; - граждане, на иждивении которых находятся лица в
возрасте до 24 лет, являющиеся учащимися, студентами (курсантами), аспирантами,
адъюнктами, ординаторами, ассистентами-стажерами, интернами и обучающиеся по
очной форме обучения; - граждане, являющиеся ветеранами боевых действий;
- граждане, являющиеся инвалидами или имеющие
детей-инвалидов.
- граждане, имеющие одного или более
Требования к финансовому состоянию заемщиков
Изменение финансового положения заемщика (солидарных должников) должно подтверждаться выполнением следующих требований:
- среднемесячный совокупный доход семьи заемщика
(солидарных должников) за 3 месяца до даты подачи заявления о реструктуризации,
после вычета ежемесячного платежа по кредиту (займу), не превышает на каждого
члена семьи заемщика (солидарного должника) двукратной величины прожиточного
минимума в регионе, на территории которых проживают указанные лица; - размер планового ежемесячного платежа по кредиту
(займу), рассчитанного на дату, предшествующую дате подачи заявления о
реструктуризации, увеличился не менее чем на 30 процентов по сравнению с
размером планового ежемесячного платежа, рассчитанного на дату заключения
кредитного договора (договора займа).
- среднемесячный совокупный доход семьи заемщика
Требования к предмету ипотеки
Общая площадь жилого помещения, заложенного по ипотечному кредиту (займу), не должна превышать 45 кв. метров — для помещения с 1 жилой комнатой; 65 кв. метров — для помещения с 2 жилыми комнатами; 85 кв. метров — для помещения с 3 или более жилыми комнатами.
Требования по единственности жилья
Жилое помещение, ипотека которого является обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа), должно являться единственным жильем залогодателя. При этом допускается наличие совокупной доли залогодателя и членов его семьи (супруг (-а) залогодателя, а также его несовершеннолетние дети, в том числе находящиеся под его опекой или попечительством) в праве собственности не более чем на 1 иное жилое помещение в размере не более 50 процентов в период с 30 апреля 2015 г. и по дату подачи заемщиком заявления о реструктуризации.
Требования к ипотечному жилищному кредиту (займу)
Кредитный договор (договор займа) должен быть заключен не менее чем за 12 месяцев до даты подачи заемщиком заявления о реструктуризации, за исключением случаев, если ипотечный кредит (заем) предоставлен на цели полного погашения задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу), предоставленному не менее чем за 12 месяцев до даты подачи заемщиком заявления о реструктуризации.
3
Предоставьте кредитору необходимые документы
При подаче заявки на реструктуризацию по условиям программы первоначально в банк необходимо
предоставить следующие документы:
- Копии документов, удостоверяющих личности всех заемщиков (солидарных
должников), а также залогодателя (-ей) и членов их семей; - Документы, подтверждающие социальную категорию заемщика (свидетельства о
рождении детей, удостоверение ветерана боевых действий установленного образца, справка об
инвалидности и т.п.); - Документы, подтверждающие уровень дохода всех заемщиков (солидарных
должников) за 3 месяца, предшествующие заключению договора о реструктуризации (надлежащим образом
оформленные копии
трудовых книжек, справки о доходах по форме 2-НДФЛ и т.п.); - Заявление об имущественном статусе залогодателя и членов его семьи по
установленной форме.
Форма заявления
Для принятия решения о возможности проведения реструктуризации кредитор вправе запросить дополнительные документы.
4
Дождитесь решения кредитора по заявке
В случае принятия кредитором положительного решения о реструктуризации кредита по госпрограмме
должны быть соблюдены следующие условия:
В рамках программы условиями реструктуризации долга предусмотрено:
- Если кредит был выдан в иностранной валюте, она должна быть изменена на
рубли Российской Федерации по курсу не выше установленного Банком России; - Процентная ставка на весь срок кредитования не должна превышать 11,5%
годовых (для кредитов, выданных в иностранной валюте) или не должна быть выше ставки, действующей на
дату заключения
договора о реструктуризации (для кредитов, ранее выданных в рублях Российской Федерации); - Оставшаяся сумма кредита должна быть снижена на 30%, но не более чем на
1 500 000 рублей; - Неустойка, начисленная по условиям кредитного договора, за исключением
неустойки, которая уже была уплачена заемщиком или взыскана на основании вступившего в законную силу
решения суда,
подлежит списанию.
Для снижения обязательств по кредиту заемщику может быть предложен один из следующих типов реструктуризации:
- Для кредитов, ранее выданных в иностранной валюте, предусмотрено
изменение валюты на рубли Российской Федерации по курсу ниже, чем установленный Банком России на
момент заключения договора
о
реструктуризации; - Процентная ставка на весь срок кредитования не должна превышать 11,5%
годовых (для кредитов, выданных в иностранной валюте) или не должна быть выше ставки, действующей на
дату заключения
договора о реструктуризации (для кредитов, ранее выданных в рублях Российской Федерации);
Вопросы и ответы
1. Куда следует обращаться за реструктуризацией?
К текущему кредитору (залогодержателя) с письменным заявлением и пакетом подтверждающих документов.
2. Что не предусматривает реструктуризация ипотечного кредита в рамках программы помощи?
Программа помощи не освобождает заемщика от внесения ежемесячных платежей по кредиту, исполнения обязательств по оплате страхования имущества, титула и личного страхования, требования в отношении которых установлены кредитным договором.
3. Что такое межведомственная комиссия?
Межведомственная комиссия создана на основании Приказа Минстроя России от 30.08.2017 N 1184/пр «О создании и организации работы Межведомственной комиссии по принятию решений о возмещении кредиторам (займодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об ипотечных ценных бумагах», по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу «Агентство ипотечного жилищного кредитования» по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, убытков (их части), возникших в результате реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с условиями программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации». Межведомственная комиссия уполномочена принимать решения о возможности выплаты кредиторам-участникам программы помощи возмещения убытков (их части) в случае проведения реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов).
4. Где находятся документы для юридических лиц?
Ознакомиться с документами для юр. лиц вы можете по этой ссылке.
Постановление Правительства РФ
Условия обработки персональных данных
Я даю согласие АО «Банк ДОМ.РФ», адрес 125009, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10 (далее – Агент), а также банкам-партнерам и другим контрагентам Агента (далее – Партнеры1) на обработку всех моих персональных данных, указанных в заявке, любыми способами, в том числе третьими лицами, в том числе воспроизведение, электронное копирование, обезличивание, блокирование, уничтожение, а также вышеуказанную обработку иных моих персональных данных, полученных в результате их обработки, с целью:
- предоставления мне ипотечного кредита;
- создания информационных систем персональных данных Агента и Партнеров, а также в любых других целях, прямо или косвенно связанных с предоставлением мне ипотечного кредита и/или предложением иных продуктов Агента и Партнеров, и направления мне информации о новых продуктах и услугах Агента и Партнеров и/или их контрагентов.
Указанное согласие дано на срок 15 лет, а в случае его отзыва обработка моих персональных данных должна быть прекращена Агентом, Партнерами и/или третьими лицами и данные уничтожены при условии расторжения заключенных с Агентом, Партнерами или третьими лицами гражданско-правовых договоров и полного погашения задолженности по таким договорам.»
1Со списком Партнеров Банка можно ознакомиться на странице https://дом.рф/mortgage/partners/
Параметры кредита для расчета ставки:
при первоначальном взносе 30%, срок — 15 лет.
Обязательное страхование недвижимости, личное — по желанию (при отсутствии ставка повышается).
Доход подтверждается справкой 2-НДФЛ.
161 Федеральный закон
Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» регулирует отношения между Единым институтом развития в жилищной сфере, органами государственной власти и местного управления и физическими и юридическими лицами.
Закон направлен на формирование рынка доступного жилья, развитие жилищного строительства, объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, инфраструктурной связи. Содействует развитию производства строительных материалов, конструкций для жилищного строительства, а также созданию парков, технопарков, бизнес-инкубаторов для создания безопасной и благоприятной среды для жизнедеятельности людей.
161-ФЗ устанавливает для ДОМ.РФ полномочия агента Российской Федерации по вовлечению в оборот и распоряжению земельными участками и объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и не используются.
Источник
Вопросы:
- Возможно ли рефинансирование займа с наличием судебного акта посредством выдачи банком нового займа без заключения мирового соглашения?
- Можно ли при рефинансировании либо после рефинансирования займа по условиям Программы осуществить перевод долга на третьих лиц путем заключения соглашения о переводе долга?
- Подлежит ли рефинансированию в соответствии с Разделом 2 Программы валютный ипотечный заем, рефинансированный после 18 августа 2015 года в тенге на третье лицо, в том числе на наследника.
- Подлежит ли рефинансированию валютный ипотечный заем в случае, если залогодателем является юридическое лицо (за исключением индивидуальных предпринимателей)?
- Подлежит ли рефинансированию валютный заем, который первоначально был обеспечен движимым имуществом, но в последующем в обеспечение было принято недвижимое имущество.
- Является ли решение Комиссии по рассмотрению жалоб заемщиков на отказы банка, КИК, Организации в рефинансировании ипотечного жилищного займа (ипотечного займа) о рефинансировании займа в рамках Программы обязательным для исполнения банком, КИК, Организацией?
- Подлежит ли рефинансированию валютный заем в рамках Раздела 2 Программы при наличии у заемщика и (или) его супруги (супруга) на праве собственности кроме жилья, находящегося в залоге, дополнительной недвижимости?
- Подлежит ли в рамках Раздела 2 Программы возмещению государственная пошлина, уплаченная при подаче искового заявления в суд по заемщикам, имеющим статус социально уязвимых слоев населения (далее – СУСН)?
- Когда истекает срок приема заявлений на рефинансирование валютного займа в рамках Раздела 2 Программы?
- Подлежит ли рефинансированию заем в случае, если на дату обращения заемщика по займу отсутствует задолженность по основному долгу, при этом имеется задолженность по вознаграждению, неустойке (пене, штрафам), комиссиям?
- Коснулись ли внесенные 23 декабря 2019 года в Программу изменения и дополнения заемщиков, получивших займы в период с 2004 по 2009 годы?
- Какой категории заемщиков в рамках Программы может быть оказана дополнительная помощь?
- Куда нужно обратиться заемщику с целью получения дополнительной помощи, и какие документы необходимо предоставить для этого?
Ответы:
1. Возможно ли рефинансирование займа с наличием судебного акта посредством выдачи банком нового займа без заключения мирового соглашения?
Согласно подпункту 7) пункта 17 Главы 8 Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов/ипотечных займов, утвержденной постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24.04.2015г. №69 (с учетом изменений от 27.03.2018г. №59) (далее – Программы), рефинансирование осуществляется посредством:
- выдачи банком, АО «ИО «Казахстанская ипотечная компания» (далее – КИК) нового займа для погашения действующего займа;
- изменения банком, КИК, организацией, осуществлявшей отдельные виды банковских операций условий займа с целью приведения его в соответствие с условиями Программы;
- заключения мирового соглашения в соответствии с законодательством Республики Казахстан при наличии судебного акта, вступившего в законную силу;
- частичного досрочного погашения/прощения на сумму курсовой разницы валютных займов, рефинансированных в рамках Программы по официальному курсу Национального Банка Казахстана на дату рефинансирования, а также займов, рефинансированных по внутренним программам банка, КИК, Организации.
Мировое соглашение заключается на условиях, предусмотренных данным пунктом.
Согласно пунктам 9 и 10 статьи 34 Закона РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», органом, осуществляющим внутреннюю кредитную политику, является кредитный комитет банка.
Правила о внутренней кредитной политике разрабатываются в целях снижения риска при осуществлении банковских заемных операций и в том числе определяют условия предоставления кредитов физическим и юридическим лицам.
В связи с вышеизложенным способ рефинансирования займа в рамках Программы определяется банком, КИК, Организацией самостоятельно в соответствии с внутренней кредитной политикой с учетом требований законодательства РК.
2. Можно ли при рефинансировании либо после рефинансирования займа по условиям Программы осуществить перевод долга на третьих лиц путем заключения соглашения о переводе долга?
Согласно условиям Программы, рефинансирование займа осуществляется на основании заявления заемщика (одного из созаемщиков).
При соответствии займа/заемщика условиям Программы по заявлению заемщика/созаемщика/залогодателя/гаранта уполномоченный орган банка, КИК, Организации вправе рефинансировать заем на третьих лиц при наличии соглашения о переводе долга, заключенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 348 Гражданского кодекса РК (далее – ГК РК) перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора. К форме перевода долга соответственно применяются правила, содержащиеся в пунктах 1 и 2 статьи 346 ГК РК.
Согласно пункту 1 статьи 346 ГК РК, уступка требования, основанного на сделке, совершенной в письменной (простой или нотариальной) форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме.
Таким образом, соглашение о переводе долга должно быть заключено между заемщиком и третьим лицом в письменной форме, на которого переводится долг заемщика.
3. Подлежит ли рефинансированию в соответствии с Разделом 2 Программы валютный ипотечный заем, рефинансированный после 18 августа 2015 года в тенге на третье лицо, в том числе на наследника.
Согласно пункту 17 Главы 8 Программы, рефинансированию подлежит:
1) ипотечный жилищный заем (ипотечный заем), полученный заемщиком в банке, полученный/обслуживающийся в КИК, Организации, в иностранной валюте до 1 января 2016 года, который на момент подачи заявления о рефинансировании займа обслуживается в иностранной валюте;
2) ипотечный жилищный заем (ипотечный заем), выданный в иностранной валюте до 1 января 2016 года, который был рефинансирован в национальную валюту в рамках Главы 4 Раздела 1 Программы по официальному курсу Национального Банка на дату рефинансирования, после 18 августа 2015 года;
3) ипотечный жилищный заем (ипотечный заем), выданный в иностранной валюте до 1 января 2016 года, который был рефинансирован в национальную валюту по внутренним программам банка, КИК, Организации после 18 августа 2015 года;
4) ипотечный жилищный заем (ипотечный заем), выданный в иностранной валюте до 1 января 2016 года, по которому вынесен судебный акт.
Учитывая, что валютный ипотечный заем, полученный заемщиком до 1 января 2016 года, рефинансирован после 18 августа 2015 года в тенге на третье лицо, в том числе с заменой залогодателя, заем не подлежит рефинансированию в рамках Раздела 2 Программы, при этом, учитывая социальную направленность Программы и в целях сохранения предмета залога (в случае если имущество принадлежало им на праве общей собственности), то третьи лица (созаемщик/гарант/залогодатель, а также супруг (супруга) заемщика, а также близкие родственники заемщика, определенные в Кодексе Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье») вправе обратиться в Комиссию по рассмотрению жалоб заемщиков на отказы банка, КИК, Организации в рефинансировании ипотечного жилищного займа (ипотечного займа).
Решение Комиссии о рефинансировании ипотечного жилищного займа (ипотечного займа) подлежит исполнению банком, Организацией. Исполнение решения Комиссии о рефинансировании ипотечного жилищного займа (ипотечного займа) не является нецелевым использованием Суммы компенсации.
4. Подлежит ли рефинансированию валютный ипотечный заем в случае, если залогодателем является юридическое лицо (за исключением индивидуальных предпринимателей).
Поскольку условия Программы не содержат требований для залогодателей, то такие займы подлежат рефинансированию в рамках Программы.
5. Подлежит ли рефинансированию валютный заем, который первоначально был обеспечен движимым имуществом, но в последующем в обеспечение было принято недвижимое имущество.
Согласно подпункту 8) пункта 17 Главы 8 Программы, рефинансированию подлежат займы, обеспеченные залогом в виде недвижимого имущества, доли в незавершенном строительством жилом здании (квартира), приобретенные заемщиком (залогодателем) по договору о долевом участии в строительстве.
Условия Программы не содержит требование к первоначальному обеспечению займа, однако, учитывая социальную направленность Программы, заем на 01.01.2018 года должен быть полностью обеспечен залогом в виде недвижимого имущества, доли в незавершенном строительством жилом здании (квартиры), приобретенной заемщиком (залогодателем) по договору о долевом участии в строительстве.
6. Является ли решение Комиссии по рассмотрению жалоб заемщиков на отказы банка, КИК, Организации в рефинансировании ипотечного жилищного займа (ипотечного займа) о рефинансировании займа в рамках Программы обязательным для исполнения банком, КИК, Организацией?
Согласно условиям Программы, решение Комиссии о рефинансировании ипотечного займа в рамках Раздела 1 и 2 Программы подлежит исполнению банкам, КИК, Организацией. При этом исполнение решения Комиссии не является нецелевым использованием выделенных средств, тем самым банк, КИК, Организация освобождаются от уплаты штрафа.
7. Подлежит ли рефинансированию валютный заем в рамках Раздела 2 Программы при наличии у заемщика и (или) его супруги (супруга) на праве собственности кроме жилья, находящегося в залоге, дополнительной недвижимости?
Согласно условиям Программы, при рефинансировании валютных займов, выданных до 01.01.2016 г., требование к недвижимому имуществу, выступающему обеспечением по займу, отсутствует.
8. Подлежит ли в рамках Раздела 2 Программы возмещению государственная пошлина, уплаченная при подаче искового заявления в суд по заемщикам, имеющим статус социально уязвимых слоев населения (далее – СУСН)?
Согласно внесенным постановлением Правления Национального Банка от 23.12.2019г. № 250, изменениям и дополнениям в Программу за счет средств АО «Казахстанский фонд устойчивости» подлежат возмещению банку, КИК, Организации расходы по государственной пошлине, уплаченной при подаче искового заявления в суд по заемщикам, имеющим статус СУСН в рамках Раздела 2 Программы.
По заявлению заемщика/созаемщика, не относящегося к СУСН, оплата суммы государственной пошлины, уплаченной банком, КИК, Организацией с поданного в суд искового заявления по займу заемщика осуществляется в рассрочку сроком не более 60 (шестидесяти) месяцев.
9. Когда истекает срок приема заявлений на рефинансирование валютного займа в рамках Раздела 2 Программы?
Рефинансирование ипотечного жилищного займа (ипотечного займа) заемщика, выданного в иностранной валюте, осуществляется до 31 декабря 2020 года.
В соответствии с подпунктом 6) пункта 17 Главы 8 Программы рефинансирование займа производится в случае подачи заемщиком/созаемщиком заявления на рефинансирование займа до 15 декабря 2020 года включительно.
10. Подлежит ли рефинансированию заем в случае, если на дату обращения заемщика по займу отсутствует задолженность по основному долгу, при этом имеется задолженность по вознаграждению, неустойке (пене, штрафам), комиссиям?
Согласно условиям Программы, рефинансированию подлежит остаток основного долга ипотечного жилищного займа (ипотечного займа) на дату рефинансирования.
В соответствии с требованиями Программы в целях облегчения долговой нагрузки заемщика по рефинансируемому займу банком, КИК, Организацией осуществляется прощение, в том числе задолженности по вознаграждению, комиссии, неустойке (пени, штрафу).
Таким образом, при отсутствии у заемщика задолженности по основному долгу, заем не рефинансируется. При этом в случае соответствия займа всем иным критериям Программы банку, КИК, Организации рекомендуется произвести прощение задолженности заемщика по данным суммам.
11. Коснулись ли внесенные 23 декабря 2019 года в Программу изменения и дополнения заемщиков, получивших займы в период с 2004 по 2009 годы?
Постановлением Правления Национального Банка от 23 декабря 2019 года № 250 в Программу внесены изменения и дополнения, в том числе направленные на увеличение охвата Программой заемщиков, получивших займы в период с 2004 по 2009 годы. Основные поправки связаны с:
1) увеличением подлежащего к рефинансированию остатка основного долга с 36,5 млн. тенге до 50,0 млн. тенге;
2) рефинансированием займов в тенге, находившихся на льготном периоде в 2014 г.;
3) рефинансированием займов заемщиков, в собственности которых по состоянию на 1 января 2015 г. имеется более одного земельного участка с сельскохозяйственным и иным назначением (за исключением участков с целевым назначением для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства). Жилище при этом должно быть единственным на заемщика и его супругу (супруга) по состоянию на 1 января 2015 года;
4) продлением рассрочки платежа по уплате госпошлины с 3-х до 5 лет для заемщиков, не относящихся к СУСН и т.д.
12. Какой категории заемщиков в рамках Программы может быть оказана дополнительная помощь?
На дополнительную поддержку могут рассчитывать ипотечные заемщики, испытывающие трудности с обслуживанием ипотечных займов, ранее рефинансированные в рамках Программы по категории СУСН.
Также поддержка направлена на граждан, чье единственное жилище перешло на баланс банков в счет исполнения обязательств по займам. С целью возврата в собственность заемщика жилья, числящегося на балансе банка, КИК, Организации, финансовым институтам предоставляется право осуществить финансирование заемщика либо передать ему жилище в аренду с возможностью последующего выкупа.
Решение о применении в отношении заемщика мер дополнительной помощи банк, КИК, Организация будет принимать с учетом своей внутренней политики.
13. Куда нужно обратиться заемщику с целью получения дополнительной помощи, и какие документы необходимо предоставить для этого?
Заемщикам нужно обратиться в свой банк-кредитор. Перечень документов, которые требуются для рассмотрения вопроса оказания мер реабилитации, каждый банк определяет самостоятельно.
Источник