Чтобы иметь возможность постоянно финансировать все свои нужды при наличии дефицита бюджета, государство вынуждено привлекать дополнительные ресурсы. Для этого существует государственный займ.
В современном мире существует множество способов для того, чтобы взять займ. Можно воспользоваться услугами банка либо микрофинансовой организации (МФО), если вас интересует небольшая сумма на более короткий срок.
Физическое лицо взять кредит у другого физического лица с составлением договора займа, а юридические лица могут взять кредит у своего учредителя, по правилам, которые не отличаются от правил взятия займа юридическим лицом.
Но, мало кому известно про такую возможность в 2020 году, как взятие государственного займа.
Что это такое
Кредиторами, при этом, могут быть как различные юридические лица, и даже иностранные инвесторы. Возможен даже случай, когда в лице кредитора выступает другое государство. Договор займа можно скачать здесь.
Первоначальные понятия
Чтобы как можно детальнее разобраться в этом вопросе, нам необходимо начать с самых азов, а именно, узнать, что такое государство.
В Российской Федерации существует такая форма привлечения капиталовложений в бюджет, как государственный займ.
Среди различных видов займа, самым распространенным считается такой, когда государство выступает одной из сторон кредитного соглашения.
Куда обратиться заемщику
Существует такой вид государственного займа, как муниципальный заем. При таком займе, государство может обратиться за помощью к любому субъекту или объекту государства.
По-другому, такой вид ссуды можно назвать государственным кредитом субъекта государства.
Такой долг государства может быть погашен абсолютно любой валютой, в отличие от внутреннего государственного займа Российской Федерацией, который должен быть выплачен только в национальной валюте, то есть, в рублях.
Финансовые займы, так же, кроме субъекта кредитора, можно разделить еще и по другим особенностям. Но, об этом чуть позже.
Основные особенности правового регулирования народных займов
В современной экономике, правовое регулирование народных займов, занимает одно из самых значимых мест, так как вопрос регулирования стоит очень остро, что делает его очень актуальным, а решение этого вопроса найти не так уж и просто.
Для начала, следует сказать, что с точки зрения законов Российской Федерации государственный займ является сделкой, которая, как и любая сделка, регулируется нормами права.
В данной сделке заемщик, государство, привлекает финансовую помощь со стороны физических и юридических лиц, зарегистрированных в данном государстве.
Делается это по доброй воле заимодателя, а так же, с учетом того, что государство обязуется вернуть взятую финансовую помощь. Срок, в который государство обещает вернуть занятые деньги, может колебаться.
То есть, бывают три вида кредитов, взятых Российской Федерацией по срочности оплаты:
Так же, обязательно знать, что в соответствии со статьей 97 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, государственным долгом Российской Федерации можно считать долги перед физическими лицами, юридическими лицами.
Так же иностранными государствами. Значит, что государственный долг субъекта Российской Федерации, муниципальный долг — это совокупность обязательств Российской Федерации в отношении взятых долгов и муниципального образования.
Государственная казна и все, что туда входит, то есть является частью федеральной собственности РФ, обеспечивает государственный долг.
В соответствии Бюджетному Кодексу Российской Федерации существует ряд форм, в которых существуют обязательства Российской Федерации относительно долга:
- кредитные договоры и прочие соглашения, которые были заключены от имени РФ с другими государствами, кредитными учреждениями и так далее;
- муниципальные займы, которые были взяты благодаря выпуску ценных бумаг Российской Федерацией;
- кредитные соглашения, по которым Российская Федерация получает денежные средства от бюджетов разных уровней бюджетной системы;
- предоставление Российской Федерацией гарантий, которое закреплено договором.
Как выгодно использовать договор
Главное отличие договора займа от кредита состоит в том, что он может выдаваться государству не только в виде финансовой помощи, а точнее, денег, а так же, можно выдать его, например, с помощью ценных бумаг или других облигаций.
В таком случае, возвращаться долг будет не теми же облигациями или другим имуществом, что понятно.
Возвращение финансовой помощи государство должно будет осуществить с помощью других , не менее ценных бумаг, акций или такой же суммой денег, какую взяло.
Так же, следует знать, что Российская Федерация не может заставить гражданина или другое физическое или юридическое лицо дать в долг, эта сделка должна быть выполнена лишь с согласия второй особы, в противном случае, законной такую сделку назвать нельзя.
Классификация государственных займов
Провести классификацию государственных займов можно по следующим признакам:
- по лицу, которое дает займ;
- по инвестору;
- по способу обращения на рынке;
- по срокам, которые необходимы государству для погашения;
- по форме выплаты;
- по методам размещения;
- по методу определения дохода и так далее.
Выделим основные классификации муниципальных займов и разберемся с ними. Существует, по лицу, которое дает займ, разделение их на федеральные, муниципальные и региональные.
Заем могут брать власти любого уровня, но большая часть берется от имени самого государства, Российской Федерации, что является федеральным займом.
Финансовые инструменты займа могут отличаться. Например, можно выделить следующие категории:
- займы, которые реализуются среди населения;
- займы, которые реализуются среди юридических лиц, а не среди населения;
- универсальные займы, которые реализуются как среди простого населения, так и среди юридических лиц;
- специальные займы, которые берут для того, чтобы разместить в пенсионных или страховых учреждениях.
Существует, так же, классификация займов по способу обращения с ними на рынке. Так, их делят на рыночные и нерыночные займы.
Рыночные можно свободно покупать и продавать, они есть основными, когда в бюджете РФ появляется дефицит средств, в отличие от нерыночных, которые не могут быть выставлены на рынке свободных бумаг и, даже, вообще, сменить владельца.
Обычно нерыночные выпускаются самим государством, чтобы привлечь инвесторов. Так же, существует классификация по способу погашения долгов государством.
Можно разделить все долги на:
- займ, который погашается за один раз;
- займ, который погашается частями в течении некоторого срока.
Ко второму случаю можно, так же, привести классификацию:
- займ, который погашается равными долями в течение срока;
- займ, который погашается нервными долями, при этом, каждая следующая доля больше предыдущей;
- займ, который погашается неравными долями, при чем, каждая следующая меньше предыдущей.
Возможны ли изменения условий ранее оформленной сделки
Довольно часто можно встретиться с вопросом: «а можно ли изменить условия договора государственного займа?». На этот вопрос существует только один ответ — после того, как договор будет заключен, изменить его уже будет нельзя.
И хотя, это действие считается невозможным, в случае, если Вас что-то не устраивает, заемщик можете попытаться оспорить его по безнадежности.
Для этого нужно будет доказать, что займ был получен в меньшем размере, чем указано в договоре или не получен вообще.
Что делать с облигациями правительственного займа в РФ
Облигации внутреннего государственного валютного займа, по своей сути — это ценные бумаги, которые выпустила Российская Федерация.
Существует несколько видов таких облигаций:
- облигации федерального займа — облигации, которые выпускает РФ на срок, больше чем один год, благодаря им инвестор имеет право на получение процентов по сумме облигаций, которые он вложил и долга;
- облигации сберегательного займа — такие бумаги уже не выпускаются с 1998 года;
- долгосрочные облигации;
- облигации муниципального займа.
В зависимости от типа полученных облигаций, их можно продать или применять как объект межбанковского кредитования.
Облигации валютного займа гарантируют ежегодный доход в размере 3% от суммы долга, в случае, если кредитор предоставляет купон.
Государственные краткосрочные облигации — это облигации, которые выпускаются в Российской Федерации с 1993 года. Существует специальный документ, в котором регулируются все права на обращение с такими облигациями.
Они имеют срок годности до одного года и действия с ними происходят лишь через специальные учреждения, подписавшие договор с Центральным Банком Российской Федерации.
Министерство финансов РФ может ограничить круг лиц, который имеет право пользования этими облигациями.
Действия владельца при выигрыше документа
По формам оплаты прибыли различают такие кредиты, как:
- процентные;
- выигрышные;
- смешанные;
- целевые.
Владелец выигравшей облигации государственного займа, то есть процентных займов, получает каждый год точный доход, благодаря тому, что проценты начисляются к номиналу ценных документов, без выплат каждые 12 месяцев.
Владельцы выигрышных документов получают прибыль в виде выигрыша в тот момент, когда погашается облигация. Прибыль оплачивается только по тем облигациям, какие попали в тиражи выигрышей.
Как работать с бумагами внутренней денежной ссуды
Договор государственного займа – это разновидность договора займа. Такие займы являются добровольными, согласно статье 817 Гражданского Кодекса России.
Существует два вида государственного договора:
Также, договор государственного займа делится на:
- внутренний;
- внешний.
Особенностью такой сделки будет то, что, как указано в статье 817 Гражданского Кодекса Российской Федерации, совершенно невозможно изменить положение договора.
Важными условиями государственного договора займа являются:
Государственный заем может понадобиться не только экономически слабым странам, но и развитым государствам. Независимо от экономического состояния принятие решения об оформлении займа требует всестороннего анализа.
Видео: облигации федерального займа будут доступны только физлицам
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- 8 (800) 700 95 53
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник
Государственный займ — это ключевая форма государственного кредита. Она осуществляются посредством выпуска гос. долговых обязательств (по-другому их называют казначейскими), гарантированных правительством. В нашей статье речь пойдет о видах государственного займа и иных, не менее важных аспектах вопроса.
Классификация по методу обращения
Стоит отметить, что правом на привлечение заемных денежных средств от имени Правительства РФ обладает исключительно Министерство финансов. Понятие государственного займа предполагает наличие достаточно обширной классификации. Так, в соответствии с таким критерием, как способ обращения, они подразделяются на рыночные и нерыночные.
Вам будет интересно:Производительность труда: измеряется отношением реального объема продукта и эффективности труда человека
Рыночные государственные займы — это те, которые оформлены в виде определенных ценных бумаг. Последние отличает свободное обращение после первичного размещения на соответствующем рынке. Под нерыночными займами необходимо понимать займы, которые оформлены в фондовые инструменты, приобретаемые инвестором у Правительства. Стоит отметить, что они могут быть реализованы исключительно Правительству.
По периоду заимствования
Государственный займ — это категория, которая классифицируется также по сроку заимствования. Так, займы могут быть краткосрочными (в данном случае период погашения не должен превышать 1 года), среднесрочными (срок погашения варьируется от 1 до 5 лет) и долгосрочными (период погашения может превышать 5 лет). Согласно бюджетному законодательству РФ, долговые обязательства бывают краткосрочными (до 1 года) и долгосрочными (более 1 года).
По месту размещения и обеспеченности
В соответствии с таким критерием, как место размещения, займы в государственной экономике могут подразделяться на внешние и внутренние. Первая категория представляет собой государственные обязательства перед нерезидентами. Речь идет о зарубежных кредиторах. Внутренние займы — не что иное, как займы перед резидентами страны.
В зависимости от критерия обеспеченности долговых обязательств гос. займы бывают закладными и беззакладными. Первые обеспечиваются конкретным залогом, к примеру, определенным имуществом. В свою очередь, беззакладные займы отличаются тем, что они не обеспечиваются ничем конкретным. В данном случае в роли обеспечения выступает все государственное имущество.
По форме выплаты
Вам будет интересно:Изменение доли стран в мировом ВВП
Государственный займ — это основная форма гос. кредита, у которой достаточно разветвленная классификация. Так, по методу выплаты дохода займы бывают следующих разновидностей:
- Процентные займы. В данном случае доход устанавливается как фиксированный процент от номинала.
- Дисконтные займы. Инвестор получает доходную часть за счет покупки долговых обязательств с дисконтом, а также последующим их погашением в соответствии с номинальной стоимостью по окончании фока, на который денежные средства предоставлялись заемщику (государству).
- Выигрышные займы. Доход по такой форме государственного внутреннего кредита осуществляется на базе тиражей выигрышей.
- Индексационные займы. В данном случае доход выплачивается через индексирование номинальной стоимости изначально приобретенных инвестором ЦБ.
Другие классификации
По обязанности со стороны заемщика полностью соблюдать сроки, связанные с погашением займа и определенные при его выпуске, принято выделять обязательства с правом погашения досрочно и без этого права.
В соответствии с признаком держателей ЦБ, различают займы, которые реализуются исключительно среди юридических лиц, среди физических лиц, а также универсальные, иными словами, размещаемые как среди юридических, так и среди физических лиц.
По эмитентам гос. займы классифицируются, к примеру, на обязательства, выпускаемые Правительством РФ и местными структурами управления.
По направлениям применения заемных денежных средств государственные займы могут быть классифицированы на целевые и нецелевые. Стоит заметить, что деньги, привлеченные в соответствии с целевыми займами, должны использоваться лишь в целях финансирования конкретных, заранее определенных программ, для осуществления которых и производится их размещение. Денежные средства, вырученные от размещения государственных займов нецелевого плана, бывают направленными на покрытие текущих расходов бюджета, рефинансирование актуальной задолженности или же на иные нужды. Их использование уместно в случае дефицита бюджета (это превышение расходной части государственного бюджета над доходной).
Правила государственных заимствований
Вам будет интересно:Минимальная зарплата в Крыму: новый размер МРОТ с 1 января 2019 года
На территории РФ право осуществлять гос. заимствования принадлежит РФ, Правительству РФ, а также резидентам страны под гарантии Правительства. От имени РФ государственные заимствования (например, выпуск облигаций государственного займа) реализует Правительство РФ.
Государственные заимствования производится в пределах границ внутреннего и внешнего государственного долга. Стоит отметить, что они установлены законом касательно республиканского бюджета на очередной финансовый год. Суммарный объем гос. заимствований ни при каких обстоятельствах не должен быть больше объема капитальных расходов государственного бюджета в соответствующий финансовый год.
Формы долговых обязательств
Долговые обязательства РФ могут быть реализованы в следующих формах:
- Кредитное соглашение, иными словами, договор государственного займа. Он заключается от имени РФ, выступающей заемщиком, с организациями кредитного плана, международными структурами, иностранными государствами и другими нерезидентами и резидентами страны. Сюда же целесообразно отнести соглашения (договора), заключенные от имени Федерации касательно реструктуризации и пролонгации долговых обязательств страны, оставшихся с прошлых лет.
- Государственные займы, которые осуществляются посредством выпуска ЦБ от имени Российской Федерации.
- Договоров о предоставлении соответствующих гарантий Правительства РФ.
- Государственные займы, реализуемые посредством выпуска ЦБ местными распорядительными и исполнительными органами.
- Договор касательно предоставления гарантий местных распорядительных и исполнительных. Это относится к областным, районным и городским исполнительным комитетам.
- Договор о получении бюджетного кредита.
Стоит заметить, что сегодня обязательства в форме договоров (кредитных соглашений) используются активнее всего по причине необходимости формирования соответствующих условий для того, чтобы преодолеть кризисные явления в экономике и справиться с дефицитом бюджета (это превышение расходов над доходами). Именно поэтому целесообразно рассмотреть данную форму подробнее.
Договор займа. Заемщик и заимодавец
Как выяснилось, основной формой долговых обязательств является кредитное соглашение. Данная категория регулируется ст. 817 ГК РФ. По договору гос. займа, заемщик — это Российская Федерация или ее субъект, а займодавец — это физическое или юридическое лицо. Государственный займ — это в любом случае добровольное решение. Соответствующий договор заключается посредством покупки займодавцем выпущенных гос. облигаций или других гос. ценных бумаг, которые удостоверяют право займодавца получить от заемщика предоставленные ему взаймы денежные средства или, в зависимости от определенных заранее условий займа, другого имущества, конкретных процентов либо иных прав имущественной природы в сроки, которые предусмотрены условиями выпуска займа в обращение.
Необходимо отметить, что договор гос. займа может заключаться также в других формах, охарактеризованных в предыдущей главе и предусмотренных бюджетным законодательством страны (абзац введен ФЗ от 26.07.2017 N 212-ФЗ). Изменение установленных условий выпущенного в обращение государственного займа недопустимо. Правила касательно договора гос. займа соответственно применимы к займам, которые выпускаются муниципальным образованием.
Отношения по заключению договоров
В отношениях, связанных с заключением кредитных соглашений (иными словами, договоров), в роли заемщика, как выяснилось, выступает РФ в лице соответствующих структур. Эти отношения вместе с нормами финансовой правовой отрасли регулируются посредством международного права, в рамках которого определяется в том числе правовой статус финансовых организаций международного уровня, условия, порядок предоставления, применения и погашения денежных средств, которые выданы этими организациями. Важно отметить, что привлечение внешних гос. займов от имени Федерации реализуется правительством исключительно по решению президента страны.
Внешние гос. займы, которые предоставлены резидентам РФ на условиях переуступки, в любом случае приравниваются к внешним гос. займам, которые получены под гарантии Правительства. Цель привлечения государственных займов внешнего типа обязательно указывается в решении о его привлечении согласно основным целям заимствований, которые предусмотрены Президентом РФ и соответствующими законодательными актами.
Цели привлечения внешних займов
Далее целесообразно рассмотреть основные цели привлечения внешних государственных займов:
- Федерацией — для того, чтобы покрыть дефицит республиканского бюджета, а также для иных целей, которые предусмотрены президентом РФ и законодательными актами, действующими на территории страны.
- Правительством РФ — чтобы заниматься решением экологических и социальных проблем, ликвидировать последствия стихийных бедствий и поддерживать экономические реформы. В данную категорию входят и другие цели, предусмотренные президентом РФ, а также действующими на территории страны законодательными актами.
- Резидентами РФ под гарантии правительства, а также правительством и резидентами под гарантии правительства — для того, чтобы предоставлять займы заемщикам-резидентам в соответствии с условиями переуступки, то есть для импорта энергоресурсов, сырья, иной необходимой товарной продукции, а также продуктов при критическом положении в целях обеспечения ими республики; для осуществления государственных программ и инвестиционных проектов в соответствии с приоритетными направлениями развития государственной экономики; для других целей согласно законодательным актам, функционирующим на территории страны.
Вам будет интересно:Экономическое поведение: понятие, виды и сущность
Стоит отметить, что решение касательно привлечения государственного займа принимается президентом. Помимо этого, оно может быть принято Правительством, в том числе в соответствии с условиями переуступки (правительством страны после согласования с президентом); резидентами Федерации под гарантии правительства, в том числе согласно условиям переуступки (правительством страны после согласования с президентом).
Выпуск ценных бумаг
Важно иметь в виду, что немаловажную роль в обеспечении государственного бюджета играют и государственных займы, которые осуществляются посредством выпуска ценных бумаг от имени Федерации. Данная форма долговых обязательств страны также достаточно распространена. Под государственными ценными бумагами необходимо понимать ЦБ, которые выпускаются Министерством финансов от имени Российской Федерации.
Ценные бумаги государственного значения могут выпускаться в виде:
- Государственных облигаций краткосрочного типа, срок обращения которых составляет до 1 года (ГКО).
- Государственных облигаций долгосрочного типа, срок обращения который варьируется от 1 года и более (ГДО).
Выпуск государственных облигаций производится с целью привлечения средств граждан и юридических лиц, которые являются временно свободными, в том числе иностранных, как правило, для финансирования дефицита государственного бюджета (как отмечено выше, под дефицитом следует понимать превышение расходной части над доходной).
Эмиссия облигаций осуществляется от имени Министерством финансов. Объем эмиссии ценных бумаг определяется данной структурой при формировании проекта республиканского бюджета, как правило, на очередной бюджетный (финансовый) год. В любом случае объем уточняется в процессе его исполнения в установленном действующим на территории страны законодательством порядке.
В соответствии с каждым выпуском облигаций Министерство финансов страны принимает решение, содержащее информацию об их виде, сроке обращения, дате и объеме выпуска, дате погашения, номинальной стоимости, актуальных условиях их размещения, досрочном погашении, выплатах процентного дохода (данный пункт касается лишь процентных облигаций), а также об обмене облигаций.
Размещение ценных бумаг среди организаций производится следующими методами:
- Реализация на аукционе, который проводится в соответствии с определенными правилами, утверждаемыми банком, однако по согласованию с Министерством финансов.
- Прямая продажа Министерством финансов организациям на условиях, которые утверждены данным министерством.
- Передача или продажа облигаций банкам для последующей перепродажи.
Среди физических лиц облигации размещаются в порядке, который установлен Министерством финансов.
Заключение
Итак, мы рассмотрели понятие и классификацию государственного займа, более подробно остановились на самых важных аспектах темы. В заключение целесообразно рассмотреть категорию гарантии правительства. Это обязательство Федерации, от имени которой выступает правительство, как гаранта взять на себя полную или частичную ответственность перед кредитором за погашение заемщиком (им выступает резидент страны) обязательств, связанных с договором займа, который заключен этим резидентом.
Государственная гарантия в качестве формы государственного долга, используемая в финансовом праве и даже регулируемая им, базируется в первую очередь на общих нормах гражданского права РФ, которые контролируют отношения, связанные с обеспечением исполнения обязательств. В то же время нормы финансовой отрасли права играют ключевую роль в регулировании государственных гарантий.
Источник