Словарь «Что есть что в мировой политике»
Суверенное кредитование
(Sovereign Lending). Суверенное кредитование – кредитование зарубежных государств, является политизированным, так как подобные кредиты предоставляются в соответствие с внешнеполитическими приоритетами государства – кредитора. Политическое вмешательство в вопросы кредитования зарубежных правительств принимает разные формы и производится в разных контекстах. Можно выделить несколько политико-экономических ситуаций, в которых государство активно вмешивается в вопросы кредитования зарубежных правительств.
Кредитование ключевых для внешней политики страны государств. Пример – СССР и Россия в 1980–х – 1990-х гг. Как правило, правительство страны-кредитора предоставляет кредиты по межгосударственной линии и рекомендует своим банкам предоставить также частные кредиты.
Кредитование с целью решить некие крупные проблемы национальной и мировой экономики. Пример: политика американской администрации в 1970-х гг. по стимулирования кредитования американскими банками слаборазвитых стран. В то время арабские нефтедобывающие страны стали размещать в американских банках свои доходы от возросших цен на нефть, а американская экономика находилась в рецессии и могла переварить эти средства. Администрация Дж. Форда рекомендовала свои банкам использовать эти средства для кредитования правительств слаборазвитых стран. Такая политика помогла американским банкам сохранить и упрочить свои позиции на мировом финансовом рынке, а американская администрация получила дополнительные рычаги воздействия на многие государств «третьего мира».
Участие государства в процессе возврата (или списания) кредитов. В конце 1980-х гг. выяснилось, что многие слаборазвитые государства неспособны выплатить (и иногда и обслуживать) полученные ими в 1970-е гг. американские кредиты. В 1989 г. Министр финансов США Т. Брэдли выступил с планом решения этой проблемы. Суть плана состояла в передаче (продаже) «плохих» частных кредитов международным финансовым институтам (Всемирному банку и МВФ), в результате чего основные финансовые потери переносились с частных американских банков на налогоплательщиков стран-участниц МВФ. Администрация США активно участвовала в переговорах по реструктуризации советского и российского внешнего долга.
Другая известная кампания по списанию долгов беднейших стран – программа, которая осуществляется в рамках G8. В 1996 г. Всемирный Банк и МВФ выступили с Долговой инициативой для находящихся в серьезных долгах бедных стран(Debt Initiative for Heavily Indebted Poor Countries (HIPC Initiative). В рамках этой инициативы предполагалось списать беднейшим странам 56 млрд. долларов долгов. В развитие этой инициативы в 2005 г. страны «Большой восьмерки» согласились списать беднейшим странам от 40 до 55 млрд. долгов международным финансовым учреждениям – МВФ, Всемирному Банку, Банку африканского развития. Списывались долги Ираку в 2004 г. и странам, пострадавшим от цунами в Индийском океане в 2005 г.
При рассмотрении вопросов о списании долгов развивающихся стран развитые страны Запада применяют определенные политические принципы. Во-первых, выделяются две группы стран – HIPC Countries, которые могут рассчитывать на списание долгов, и остальные финансово более состоятельные страны, которым предлагается долги выплачивать. Во-вторых, применяется концепция «Грязных долгов» (Odious Debt). К такой категории долгов относятся такие долги правительств развивающихся стран, которые одновременно а) были сделаны без публичного обсуждения и согласия народа той или иной страны; б) которые не могли содействовать повышению благосостояния или развитию страны; в) страна-кредитор об этих обстоятельствах знала. Такой подход позволяет отнести почти все долги развивающихся стран Советскому Союзу, например, к категории «грязных» и настаивать на их списании.
Ввиду высокой политизированности вопросов кредитования зарубежных государств, а также особенностей кредитования суверенов, которые часто предполагают реструктуризацию или списание долгов, вопросы кредитования следует рассматривать в едином комплексе с вопросами предоставления зарубежной помощи.
Братерский Максим Владимирович
Источник
(Sovereign Lending). Суверенное кредитование – кредитование зарубежных государств, является политизированным, так как подобные кредиты предоставляются в соответствие с внешнеполитическими приоритетами государства – кредитора. Политическое вмешательство в вопросы кредитования зарубежных правительств принимает разные формы и производится в разных контекстах. Можно выделить несколько политико-экономических ситуаций, в которых государство активно вмешивается в вопросы кредитования зарубежных правительств.
Кредитование ключевых для внешней политики страны государств. Пример – СССР и Россия в 1980–х – 1990-х гг. Как правило, правительство страны-кредитора предоставляет кредиты по межгосударственной линии и рекомендует своим банкам предоставить также частные кредиты.
Ввиду высокой политизированности вопросов кредитования зарубежных государств, а также особенностей кредитования суверенов, которые часто предполагают реструктуризацию или списание долгов, вопросы кредитования следует рассматривать в едином комплексе с вопросами предоставления зарубежной помощи.
Международная финансовая помощь — (International financial assistance) Международная финансовая помощь это помощь, которая предоставляется государствам при соблюдении определенных экономических условий Международная финансовая помощь государству предоставляется для развития… … Энциклопедия инвестора
Экономика США — (U.S. Economy) Экономика США это крупнейшая экономика в мире, локомотив мировой экономики, определяющая ее направление и состояние Определение экономики США, ее история, структура, элементы, периоды роста и краха, экономические кризисы в Америке … Энциклопедия инвестора
Дефолт — (Default) Дефолт это невыполнение обязательств, неплатежеспособность Определение дефолта, история дефолта, виды и механизм дефолта, оценка вероятности дефолта Содержание >>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Инвестор — (Investor) Инвестор это лицо или организация, совершающее вложения капитала с целью получения прибыли Определение понятия инвестор, частный, квалифицированный и институциональный инвестор, особенности работы инвестора, известные инвесторы,… … Энциклопедия инвестора
Своп — (Swap) Своп это это соглашение между двумя контрагентами об обмене в будущем платежами в соответствии с определенными в контракте условиями Своп: валютный своп, сделка своп, кредитный своп, процентный своп, дефолтный своп, своп операции,… … Энциклопедия инвестора
Долг — (Debt) Долг денежная сумма или материальные ценности, взятые взаймы на определенных условиях Понятие долг, внутренний и внешний долг государства и другие виды долгов, государственный долг США и России, долговые инструменты и погашение долгов… … Энциклопедия инвестора
Долговой кризис — (Debt crisis) Долговой кризис это ситуация, в которой государственный долг растёт по отношению к налоговым доходам Кризис мировой задолженности, кризис суверенного долга в ряде европейских стран, причины возникновения долговых кризисов,… … Энциклопедия инвестора
Банковская система — (Banking System) Банковская система это совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений и отдельных экономических организаций, которые действуют по единым правилам денежно кредитной политики страны Определение банковской системы,… … Энциклопедия инвестора
Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора
Французский язык — Самоназвание: français Страны … Википедия
Суверенный долг — это просто деньги или кредит, причитающийся правительству своим кредиторам. Эти долги обычно включают ценные бумаги, облигации или векселя со сроками погашения от менее чем года до более десяти лет. Но этот термин также можно использовать для описания будущих обязательств, таких как пенсии, программы обеспечения прав и другие товары и услуги, которые были заключены контрактами, но не оплачены.
Озабоченность вокруг суверенного долга растет со времен Второй мировой войны.
В течение этого времени многие страны вступили в долги для финансирования либо самой войны, либо усилий по восстановлению впоследствии. Тем не менее, современная кейнсианская экономика поддерживает довольно высокий уровень государственного долга для оплаты государственных инвестиций в худшие времена, исходя из предпосылки, что его можно окупить рост, который следует за ним.
Суверенный долг можно измерить с использованием различных показателей. Часто эти показатели используются для определения того, является ли суверенный долг страны слишком высоким, учитывая его валовой внутренний продукт (ВВП) или возможности налогообложения его граждан. Но эти факторы должны также учитывать темпы роста ВВП страны, которые могут существенно повлиять на его будущую способность погашать задолженность.
Три наиболее популярных показателя:
- Общий государственный долг — общий государственный долг — общая сумма задолженности. Но без контекста эта цифра не очень информативна и может вводить в заблуждение. В результате большинство экспертов обращаются к долгу и ВВП и к долгу на душу населения в качестве общих мер.
- Долг в процентах от ВВП — Долг в процентах от валового внутреннего продукта — это просто общий государственный долг, деленный на ВВП. Страны с задолженностью, превышающей их ВВП (или более 100%), как правило, считаются задолженными.
- Долг на душу населения — Долг на душу населения — это просто общий долг, деленный на количество граждан. Долг на душу населения, превышающий доход на душу населения, уменьшает вероятность того, что правительство сможет компенсировать свой дефицит за счет традиционного налогообложения.
Международные инвесторы могут найти уровень задолженности государственного сектора через Всемирный банк, CIA World Factbook или отдельные веб-сайты центрального банка.
Уровень суверенных долгов растет со времен Второй мировой войны. Из финансового кризиса в России в 1998 году до дефолта Аргентины в 2001 году эти долги стали источником больших финансовых потрясений. Но какие страны наиболее подвержены риску и какие страны считаются безопасными для международных инвесторов? Ниже приведены некоторые статистические данные из CIA World Factbook с использованием данных 2014 года.
Вот уровни суверенного долга для некоторых популярных стран:
- США — 74. 4% ВВП
- Канада — 94. 8% ВВП
- Мексика — 42. 1% ВВП > Япония — 231. 9% ВВП
- Германия — 74.3% ВВП
- Пять стран с самой высокой задолженностью по отношению к их ВВП:
Япония — 231. 9% ВВП
- Зимбабве — 184. 1% ВВП
- Греция — 171. 1% ВВП
- Ливан — 134. 8% ВВП
- Ямайка — 132. 8% ВВП
- Пять стран с наименьшей задолженностью по отношению к их ВВП:
Либерия — 0,5% ВВП > Саудовская Аравия — 1. 6% ВВП
- Оман — 4. 9% ВВП
- Уоллис и Футуна — 5. 6% ВВП
- Кувейт — 6. 5% ВВП
- Суверенные долговые рейтинги
- Рейтинги суверенного долга могут помочь инвесторам определить кредитные риски, связанные с данной страной, с учетом не только уровня задолженности, но и политического риска, регулятивного риска и других факторов.
Обычные рейтинги рейтинга суверенного долга включают в себя:
Moody’s Investor Services Суверенные долговые рейтинги
Рейтинги рейтингов суверенных долговых обязательств Fitch
- В число пяти лучших стран с самым высоким рейтингом по состоянию на 2015 год входят:
- Австралия
- Дания
- Германия
- Гонконг
- Лучшие пять стран с самым низким рейтингом по состоянию на 2015 год включают:
- Пуэрто-Рико
Источник
Международный кредит – это ссуда в денежной (реже, товарной) форме, предоставляемая кредитором одной стороны заемщику другой страны на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов. Международное кредитование эффективно в глобальном масштабе, подобно либерализации торговли и миграции рабочей силы. Если финансовая мощь страны достаточно велика, то она влияет на уровень процента на международном рынке ссудного капитала. Ограничивая предложения ссудного капитала, крупная страна может вынудить зарубежных заемщиков платить более высокие проценты. Страна-заемщик, ограничивая свои займы, может вынудить кредиторов снижать уровень доходности.
Кризисы внешней задолжности и суверенные должники. Различают две группы заемщиков – получателей иностранных кредитов. Это обычные заемщики и суверенные заемщики – государства. Главная причина периодических международных кризисов задолжности – это сильная мотивация к отказу от платежей суверенных должников, которых нельзя заставить заплатить по долгам, поскольку кредиторы не имеют права обратиться в суд или наложить арест на их активы. Государство-должник может привлекать иностранные кредиты до тех пор, пока сумма кредитов будет превышать сумму выплат процентов за кредит, а затем объявить о прекращении платежей. Прекращение платежей обосновывается проблемами в экономике, стихийными бедствиями, войнами и другими причинами. Как правило, правительства, замораживающие платежи, состоят из новых политиков, которые не договорились о займах. Новые политики пытаются оправдаться тем, что долговые обязательства брали на себя их предшественники.
Поведение кредиторов суверенных должников. Это поведение отличается двумя особенностями. Первая состоит в стремлении устанавливать более высокие процентные ставки по кредитам зарубежным правительствам по сравнению с кредитами частным и государственным заемщиком в своей стране.
Мотивы суверенных должников к обслуживанию долга.Предполагается, что кредитуемые государства будут своевременно обслуживать свой долг — выплачивать проценты и возвращать суммы кредитов, чтобы иметь возможность и в будущем получать кредиты. Основываясь на таком мотиве, Международный валютный фонд использует против должников угрозу отклонения будущих просьб о кредитах и связывает свое одобрение предоставления новых займов о выполнении условий, которые способствовали бы своевременным платежам. Это такие условия, как строгое выполнение графика платежей и снижение государственных расходов, сокращение денежной массы в обращении и преодоление инфляции. Между тем такая мотивация предотвращения отказа от обслуживания долга часто приводит к действиям по схеме,. Согласно которой новые кредиты идут на выплату процентов по старым, что завершается отказом от погашения обязательства по долгу.
Защита собственности на кредиты.Защита собственности на кредиты, предоставляемые суверенным должникам, может осуществляться на основе двух подходов. Первый подход заключается в изыскании возможности залогового обеспечения в форме активов, которые могут перейти в собственность кредитора в случае приостановки заемщиком выплат по долгу. В качестве обеспечения могут выступать:
1) активы страны-задолжника в стране-кредиторе;
2) крупные вложения страны-должника в банки и предприятия на территории страны-кредитора;
3) торговый оборот страны-должника со страной-кредитором.
Залоговый механизм не является общепринятым в международных отношениях и его использование определяется ситуацией в отношениях конкретных стран, он может быть предметом двухсторонних (реже, многосторонних переговоров). Второй подход защиты собственности на кредиты основывается на создании благоприятного инвестиционного климата в стране, необходимого для привлечения иностранных инвестиций в экономику с целью обеспечения экономического роста.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Обычно принято выделять следующие категории эмитентов: наднациональные институты, суверенные, квазисуверенные и субсуверенные заемщики, корпорации нефинансового сектора, финансовые институты. Соотношение между ними представлено в таблице 1.4.
Структура рынка еврооблигаций по категориям эмитентов
( число выпусков в обращении по состоянию на конец 1998 г.)
По объемным показателям структура рынка будет заметно иной – возрастет доля наднациональных и суверенных эмитентов, эмиссии которых, как правило, намного крупнее, чем других категорий заемщиков.
“Одними из наиболее активных заемщиков на рынке еврооблигаций ( и на международном рынке) являются наднациональные институты, такие, как Всемирный банк, Международная финансовая корпорация, региональные банки реконструкции и развития, для финансирования проектов которых разрабатываются и применяются самые разнообразные стратегии привлечения ресурсов. В 1998 году на долю этих организаций пришлось более 10% общего объема эмиссий международных облигаций, причем для стандартных облигаций с фиксированным купоном эта доля еще выше и достигает почти 13%.” 8
“Поскольку большинство наднациональных структур обладают максимально возможными рейтингами ( как правило ААА), стоимость привлечения ресурсов на рынке для них оказывается минимальной. Предлагаемый еврорынком широкий спектр возможностей позволяет этим организациям варьировать сроки погашения , валюты, фиксированные и плавающие ставки дохода и другие параметры своих эмиссий. По числу выпусков в данной группе по состоянию на начало 1999 года лидирует Европейский инвестиционный банк (EIB) – более 650 ( в том числе более 30 только за 1998 год). Всемирный банк эмитировал более 400 ценных бумаг.” 9
В последнее время, реагируя на потребности рынка в ликвидности, наднациональные институты стали эмитировать очень крупные ( jumbo ) облигационные выпуски. Обеспечивая разнообразие условий для инвестирования при минимуме риска и высокой ликвидности, ценные бумаги наднациональных заемщиков остаются привлекательным инструментом для вложений даже при наиболее затруднительной рыночной конъюнктуре.
Другая важная группа участников рынка – суверенные заемщики. Это как государства из числа развитых ( Канада, Швеция, Испания, Италия), с высокими рейтингами, так и развивающиеся страны ( такие, как Аргентина, Ливан, Мексика, Таиланд), с более низкими спекулятивными рейтингами. С введением новой европейской валюты фактически вышли на рынок еврооблигаций все правительства стран зоны евро – если раньше они выпускали свои долговые обязательства исключительно на внутреннем рынке, то теперь во многих случаях эти ценные бумаги эмитируются в панъевропейском масштабе и в соответствии с процедурами и стандартами еврорынка.
“В качестве квазисуверенных структур обычно рассматриваются государственные или полугосударственные агентства, в частности, это американские Федеральная национальная ипотечная ассоциация (FNMA или Фенни Мей) и Федеральная корпорация жилищного ипотечного кредита ( FHLMC, или Фредди Мак), национальные агентства по экспортному страхованию и др., кредитный риск по обязательствам которых мало отличается от кредитного риска соответствующих правительств, поскольку имеет место прямая или косвенная государственная гарантия возвратности заемных ресурсов. Рыночная доля выпусков суверенных заемщиков относительно стабильна и составляет в последние годы примерно 7%.” 10
Международная финансовая помощь — (International financial assistance) Международная финансовая помощь это помощь, которая предоставляется государствам при соблюдении определенных экономических условий Международная финансовая помощь государству предоставляется для развития… … Энциклопедия инвестора
Дефолт — (Default) Дефолт это невыполнение обязательств, неплатежеспособность Определение дефолта, история дефолта, виды и механизм дефолта, оценка вероятности дефолта Содержание >>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Долг — (Debt) Долг денежная сумма или материальные ценности, взятые взаймы на определенных условиях Понятие долг, внутренний и внешний долг государства и другие виды долгов, государственный долг США и России, долговые инструменты и погашение долгов… … Энциклопедия инвестора
Технический дефолт — Дефолт (англ. невыполнение обязательств) нарушение платежных обязательств заемщика перед кредитором, неспособность производить своевременные выплаты по долговым обязательствам или выполнять иные условия договора займа. Этим термином обозначают… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Источник