Закуп
наёмный работник, крестьянин, получивший ссуду (купу) от землевладельца и обязанный её отработать.
Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018
Закуп
в Древней Руси зависимые люди, взявшие у феодала в долг ссуду (купу) и обязанные отработать ее.
Источник: Краткий исторический словарь. 2004
Закупы
категория зависимых крестьян в Древнерусском государстве. Попадали в зависимость, занимая ссуду, долг.
Источник: Глоссарий исторических терминов
ЗАКУП
в Древней Руси зависимые от господина люди, взявшие в долг ссуду (по древнерусс. — купу) и обязанные отрабатывать ее. Показывает на процесс установления феодальной зависимости. Владимир Мономах создал указ о закупах, вошедший в «Русскую Правду».
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Закуп
категория зависимого населения Древнерусского государства. Свободный человек брал у феодала ссуду, «купу»(скотом, деньгами, орудиями труда и т.д.) и обязан был отработать ее. Бежавший закуп делался обельным, т. е. полным холопом. Вернув ссуду, закуп освобождался от зависимости.
Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.
ЗАКУПЫ
категория зависимого населения на Руси. В Древнерусском государстве 3. становились разорившиеся общинники, получавшие от землевладельца участок земли и сельскохозяйственный инвентарь. Кабальные 3. в обмен на «купу» (помощь деньгами или товарами) обязаны были работать в имении господина. Упоминаются в пространной редакции Русской Правды.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Закуп
социальная категория зависимых людей, возникшая в XII в. В Древнерусском государстве закуп — разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу к князю или его дружиннику. Он получал какую-то ссуду («купу») и за нее должен был работать на господина — либо на его пашне («ролейные закупы»), либо как слуга. Хозяин имел право подвергать его телесным наказаниям, а попытка бегства превращала его в обельного (полного) холопа. Закуп отличался от раба: имел право выкупаться на волю, вернув купу; хозяйство закупа не являлось собственностью господина.
Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002
Закупы
в Древнерусском государстве категория зависимого населения, работавшая в хозяйстве феодала за «купу» – заем. В отличие от холопов, закупы имели свое хозяйство. Закупами становились разорившиеся общинники, получавшие от землевладельца участок земли и сельскохозяйственный инвентарь. При условии отработки полученной ссуды, закуп вновь становится свободным. Кабальные закупы — в обмен на «купу» (помощь деньгами или товарами) обязаны были работать в имении господина. Закупа нельзя было убить, он мог обратиться в суд на хозяина. Хозяин мог обратить закупа в раба только в случае его побега. Упоминаются в Пространной редакции «Русской Правды».
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
Закуп
категория зависимого населения в Древней Руси. Существует несколько толкований этого термина. Закупами становились в Киевской Руси общинники , которые потеряли средства производства и получали от хозяина небольшой участок земли и инвентарь или право пользоваться господским конем. Кабальный закуп – человек, который брал «купу», т.е. помощь деньгами или товарами в долг при условии его возвращения. Закуп работал на земле своего господина (за «купу»), пас его скот и т.д. Уйти от хозяина без его разрешения он не мог до момента возвращения «купы». Бегство закупа от хозяина превращало его в раба. Вместе с тем, нужно иметь в виду, что после возвращения «купы», закуп становился свободным человеком.
Источник: Краткий исторический словарь
ЗАКУПЫ
категория зависимого населения Др. Руси. По Русской правде (пространной редакции) З. получали от феодала орудия произ-ва и обязаны были работать на его полях, но имели и свое х-во. Расплатившись с господином за ссуду («купу»), З. мог стать свободным. В отличие от полного холопа, З. нельзя было убить; З. могли уходить от феодала для поисков денег, а также обращаться в суд с жалобами на господина. В случае побега З. мог быть превращен в раба. Обращение З. в раба без законного основания влекло освобождение З. от долга и возврат ему свободы. Закупничество было одной из типичных форм вовлечения разоренных смердов-крестьян в феод. зависимость. В Вел. кн-ве Литовском в 14-16 вв. З. — должники феодалов, к-рые до выплаты долга обязаны были работать в х-ве господина наравне с холопами.
Лит.: Греков Б. Д., Киевская Русь, M., 1953, с. 195-210; Черепнин Л. В., Из истории формирования класса феодально-зависимого населения на Руси, «ИЗ», т. 56, M., 1956, с. 252-57.
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976
ЗАКУП
наймит, зависимое лицо в Древней Руси. 3. становились разорившиеся общинники, получавшие от земле владельца участок земли и сельскохозяйственный инвентарь. Кабальные 3. в обмен на «купу» (помощь деньгами или товарами) обязаны были работать в имении господина. Находясь на хрупкой грани между рабством и свободой, 3. часто воспринимался господином в качестве раба. 3. был лишен права свободного ухода от хозяина, побег превращал его в обельного холопа; 3. нес ответственность за сохранность орудий труда, полученных им от господина; господин обладал правом телесных наказаний 3. (это право было поставлено в определенные нормы, нарушение которых вменялось как преступление); кража, совершенная 3., превращала последнего в обельного холопа. Обращение к властям с жалобой на хозяина не каралось, а уход с целью поиска «кун», чтобы расплатиться с хозяином по долгу и обрести свободу, считался правомерным. Устав Владимира Мономаха запретил продажу 3. в холопство: в этом случае господин терял купу (долг) и штрафовался (12 гривен). Согласно Пространной Правде, господин, избивший 3. «без вины», да еще и в пьяном состоянии, платил ему возмещение как свободному человеку. 3. «в мале тяже» выступал послухом на суде, т. е. пользовался прерогативой свободных людей. Господин не мог брать с 3. деньги выше суммы, определенной договором о закупничестве И причинять какой-либо вред «купе».
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
Источник
- Подбор слов
- Решение кроссвордов
- В Древней Руси — крестьянин, получивший участок земли, сельскохозяйственный инвентарь и попавший в зависимость от землевладельца
Поиск ответов на кроссворды и сканворды
Ответ на вопрос «В Древней Руси — крестьянин, получивший участок земли, сельскохозяйственный инвентарь и попавший в зависимость от землевладельца «, 5 букв:
закуп
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова закуп
Приобретение товаров в запас
Зависимый земледелец
Приобретение товаров впрок
Зависимый земледелец получавший в аренду от крупного землевладельца участок земли
Приобретение товаров про запас
Определение слова закуп в словарях
Большой юридический словарь
Значение слова в словаре Большой юридический словарь
в праве Древней Руси человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу», т.е. заем, в который могли включаться разные ценности — земля, скот, зерно, деньги и пр. Объем работы определялся кредитором. Нарастание процентов по долгу нередко приводило к долговременному…
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
закупа, м. (истор.). В древней Руси — наемный с.-х. работник крестьянин, получивший ссуду от боярина-землевладельца и обязанный ее отработать.
Википедия
Значение слова в словаре Википедия
Закуп : Закупы — категория зависимого населения на Руси.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Крестьянин, получивший от землевладельца ссуду и попавший к нему в зависимость (на Руси IX-XIII вв.).
Примеры употребления слова закуп в литературе.
А мене вони вже обавили — закуп я у Бразда, скоро — скоро обельним холопом його буду.
Как-то в неурожайный год на овощи и картофель послали меня в Рязань по закупу и отгрузке по фондам картофеля и капусты.
Их патриотизм не был бескорыстным, но объективно позиция боярства в тех конкретных условиях наиболее отвечала общенародным интересам, так как половецкий грабеж, сопровождавшийся сожжением сел, убийством и угоном в рабство, был, разумеется, страшнее конфликтов смерда или закупа с господином.
Она прогостила в Закупе дня два, и в последний день и мать и дочь о чем-то говорили с ней тихо и сторожась от детей — дети знали, что, когда мать и бабка говорят между собой тихо, дело идет о дядьях.
Так смерд, государственный крестьянин, обрабатывал государственную землю своим инвентарем, а ролейный закуп является сельским рабочим, который обрабатывал полученный им от хозяина участок земли хозяйским инвентарем, брал у землевладельца в ссуду семена, земледельческие орудия и рабочий скот.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Источник
На протяжении долгого времени феодальная зависимость являлась устным, неписанным законом, т.е. обычаями. Эти обычаи, вероятно, были разнообразны, поскольку древняя Русь представляла собой совокупность больших и малых феодальных владений. Каждое их них являлось так называемым «государством в государстве», где существовали свои нормы и обычаи неписанного закона.
Но с течение времени все больше усложнялся характер общественных отношений, обострялась классовая борьба. Смерды-общинники оказывали сопротивление росту феодального землевладения и процессу их закрепощения. Они запахивали межи и уничтожали межевые знаки, отделявшие захваченные феодалами земли, поджигали жилые и хозяйственные постройки в усадьбах феодалов, поднимались на открытые восстания. При этом смерды-общинники стремились отстоять свое право на самостоятельное хозяйственное развитие. В таких условиях невероятная пестрота юридических норм, свойственная неписанному праву, перестала удовлетворять потребностям государства и господствующего классе феодалов.
Древнерусское государство нуждалось в развитии и унификации правовых норм, в единых письменных законах, подкрепленных авторитетом верховной власти. Эти законы должны были надежно оградить интересы феодалов и еще больше укрепить их власть над непосредственным производителем.
Первым, дошедшим до нас, сборником норм древнерусского права является «Русская правда».
До наших дней дошло более 100 списков Русской Правды (РП), которые можно представить в трёх основных редакциях: Краткая, Пространная и Сокращенная (КП, ПП и СП). Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054г.) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст. 1-18), Правды Ярославичей (ст. 19-41), Покона вирного (ст.42), Урока мостников (ст. 43).
Не стоит останавливаться на истории возникновения данного памятника, так как нас интересует, прежде всего, определенная веха в становлении и развитии крепостного права в России.
В «Русской правде» перед нами с одной стороны феодалы-землевладельцы такие как: князья, бояре, церковь, с другой стороны феодально-зависимое население, которое в свою очередь так же имеет несколько вышеперечисленных категорий: смерды, закупы, холопы. Каждое из зависимых сословий имело свои особенности.
Рассмотрим положение каждой категории зависимых крестьян: Смерды. Кроме свободных смердов существовали и другие их категории, о которых Русская Правда упоминает как о зависимых людях. В литературе существует несколько точек зрения на правовое положение этой группы населения, однако следует помнить, что она неоднородна: наряду со свободными были и зависимые («крепостные») смерды, находившиеся в кабале и услужении у феодалов. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое мог завещать детям (землю — только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником. Исаев И. А. История государства и права России, М., 2004, с 42
Русская Правда Краткая редакция предусматривает следующие статьи: ст.26 за убийство смерда предполагает штраф в 5 гривен; ст. 33 Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России, М., 2010, с. 6-7 за истязание смерда без княжеского повеления, влечет за собой штраф в размере 3 гривны.
Пространная редакция имеет такие статьи о смердах как ст.78, которая предусматривает штраф в 3 гривны, если один смерд будет бить другого, а так же гривну штрафа следовало заплатить потерпевшему.
Закупы. Более сложной юридической фигурой является закуп. Краткая редакция Русской Правды не упоминает закупа, зато в Пространной редакции помещен специальный Устав о закупах. Закуп — человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу», т.е. заем, в который могли включаться разные ценности — земля, скот, зерно, деньги и проч. Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время.
Впервые долговые отношения закупов с кредиторами юридически были урегулированы в Уставе Владимира Мономаха после восстания закупов в 1113 г. Устанавливались предельные размеры процентов на долг. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», т.е. превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина не расплатившись закуп обращался в холопа.
В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях: по малозначительным делам (« малых исках») или в случае отсутствия других свидетелей («по нужде»). Закуп был той юридической фигурой, которая наиболее ярко иллюстрировала процесс «феодализации», закабаления, закрепощения бывших свободных общинников.
В Русской Правде «ролейный» (пахотный) закуп, работавший на чужой земле, по своему правовому статусу не отличался от закупа «неролейного». От наемных работников те и другие отличались, в частности, тем, что получали плату за работу впрок, а не после ее выполнения.
Ролейные закупы, работая на чужой земле, обрабатывали ее частью на господина, частью на себя. Неролейные закупы оказывали личные услуги господину в его доме. Исаев И. А. История государства и права России, М., 2004, с. 43
Таким образом, Пространная редакция Русской правды, называет следующие статьи: Ст.56, которая говорит о прекращении закупа в холопа в случае бегства, и только в случае если он бежит с жалобой на обиду со стороны своего господина он не становится холопом, ему следует дать суд.
Ст. 64 в случае, если закуп украдет что-то на стороне, то господину придется заплатить на него штраф и превратить в своего холопа. Но если господин не захочет платить штраф, то ему придется продать своего закупа, и за вырученные деньги отдать долг, а остаток забрать себе.
Так же о положении закупов Пространная редакция Русской Правды говорит в таких статьях 57-62. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России, М., 2010., с. 17-18
Холопы. Холоп — наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое — все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. За его убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества, либо господину в качестве компенсации передавался другой холоп. Самого холопа, совершившего преступление, следовало выдать потерпевшему (в более ранний период его можно было просто убить на месте преступления). Штрафную ответственность за холопа всегда нес господин. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны (истца, ответчика, свидетеля). Ссылаясь на его показания в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на «слова холопа».
Закон регламентировал различные источники холопства. Русская Правда предусматривала следующие случаи: самопродажа в кабалу (одного человека либо всей семьи), рождение от холопа, женитьба на «робе», «ключничество» — поступление в услужение к господину, но без оговорки о сохранении статуса свободного человека. Источниками холопства были также совершение преступления (такое наказание, как «поток и разграбление», предусматривало выдачу преступника «головой», превращение в холопа), бегство закупа от господина, злостное банкротство (купец проигрывает или транжирит чужое имущество). Наиболее распространенным источником холопства, не упомянутым, однако, в Русской Правде, был плен. Исаев И. А. История государства и права России, М., 2004, с. 43-44
Обращаясь к Краткой редакции Русской Правды рассмотрим статьи о холопах.
Ст.11, которая предусматривает, в случае бегства холопа и укрытия его у варяги или колбяга в течение трех дней, штраф с укрывателя в размере 3 гривен и возврат холопа его господину.
Ст.16, в случае, если господин узнает своего пропавшего холопа и захочет его вернуть, ему следует отвести его к тому, у кого он был куплен, а тот должен отвести к предыдущему продавцу и когда дойдут до третьего, сказать: «отдай мне своего челядина, а ты ищи своих денег при свидетеле».
Ст.17, в случае, если холоп ударил свободного мужа и убежит к своему господину и тот не выдаст его, то господин должен уплатить штраф в размере 12 гривен, а затем потерпевший должен побить холопа. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России, М., 2010, с.5
Что касается Пространной редакции Русской правды, то она предусматривает такие статьи:
Ст.110 говорит о полном холопстве трех видов: первое, когда кто-то покупает холопа не меньше чем за полгривны, при свидетелях и платит ногату ( княжеский суд) перед самим холопом. Второе, если кто-то жениться на робе без договора (с ее владельцем), а если с договором, то как договорились так и будет. Третье, кто поступит в тиуны или ключники (господина) без договора с ним, а если с договором, то остается на тех правах как было установлено в договоре.
Ст. 111 говорит о том, что человек «срочный работник» т.е. который отрабатывает долг не является холопом, но если не отработает долг (в установленный срок), должен был вернуть все полученное, а если отработает то ничем больше не обязан.
Так же статьи 112-115, 120 говорят о разных видах бегства и укрытия холопов, за это так же предусматривался штраф.
Ст. 117 в случае, если холопу было разрешено торговать, а он погряз в долгах, то выплачивать эти долги следовало господину.
Ст. 120, 121 Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России, М., 2010, с. 24-25 предусматривает случай, когда холоп, бежав, уносит с собой принадлежащее соседу или же обокрал кого-то, то господин так же обязан заплатить за это.
Итак, в эпоху феодальной — раздробленности, многие, ранее свободные, крестьяне-общинники лишились своей самостоятельности. Различными путями попадали они в зависимость от светских и духовных феодалов-землевладельцев, становились людьми закрепощенными. Но раз возникнув, несвобода крестьян, степень их закрепощения не оставалась одинаковой. Вместе с развитием феодализма развивалась и степень закрепощения.
Источник