Понятие государственных и муниципальных кредитов
Государственные и муниципальные кредиты представляют собой финансовые отношения, по которым РФ, субъекты РФ или муниципальные образования становятся кредиторами или заемщиками.
Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены или предоставлены РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, международным организациям в пределах, установленных правовыми актами соответствующего уровня законодательной власти.
Государство или муниципальное образование в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у них возникают соответствующие финансовые отношения.
Условиями кредитного договора являются:
• срок предоставления или получения кредита;
• обязательства сторон;
• условия обеспечения возврата ссуды;
• размер процентной ставки за пользование кредитом;
• другие условия.
Функции государственных и муниципальных кредитов
Государственные и муниципальные кредиты выполняют функции: перераспределительную, регулирующую, учетную и контрольную.
Основной функцией кредита является перераспределение денежных ресурсов для нужд социально-экономической деятельности.
Источниками кредитов, ввиду отсутствия специальных централизованных кредитных фондов, являются средства федерального и территориальных бюджетов.
Перераспределение средств осуществляется между звеньями:
— федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;
— региональными бюджетами и местными бюджетами;
— финансово-кредитными организациями и бюджетами всех уровней бюджетной системы;
— иностранными государствами, международными организациями, кредитными иностранными организациями, юридическими, физическими лицами и федеральным (региональным) бюджетом;
— бюджетами всех уровней бюджетной системы и физическими и юридическими лицами и т. д.
Регулирующая функция кредита проявляется при выделении бюджетных ресурсов на возвратной, платной и безвозмездной основе, а также при получении РФ займов от международных валютных фондов на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ, реструктуризации экономики, приватизационных мероприятий и т. д.
Учетная и контрольная функции кредита проявляются на всех уровнях бюджетной системы. Необходимость учета и контроля вытекает из самой природы кредита.
Формами контроля кредита являются:
• контроль за движением кредитных средств, осуществляемый через органы Федерального казначейства или уполномоченные банки;
• контроль за соблюдением условий кредитного договора;
• контроль за целевым использованием кредитов;
• контроль за выполнением принятых обязательств согласно кредитному договору.
Цели государственных и муниципальных кредитов
Целями государственного и муниципального кредитования являются:
— решение проблем финансирования бюджетного кредита;
— проведение финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий регионов;
— поддержка приоритетных секторов экономики и видов деятельности территориальных образований;
— поддержка территориальных образований в разрешении социально-экономических задач.
Законом о бюджетах утверждаются:
• суммы погашения и выплаты по процентам по долгам иностранным государствам;
• размеры долга иностранных государств на конец финансового года;
• предельный объем государственных кредитов, предоставляемых РФ и субъектом РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, в том числе странам СНГ.
Государственные кредиты можно классифицировать на внутренние и внешние.
Внутренние кредиты — это форма государственного кредита предоставления финансовых средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе под инвестиционные проекты за счет бюджетных средств.
Внешние кредиты — это форма государственного кредита предоставления РФ финансовых средств иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.
Источник
Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.
- Особенности кредитования
- Какие функции выполняет государственный кредит?
- Основные виды
- Условия получения
- Принципы функционирования государственного кредита
- Плюсы и минусы
Особенности кредитования
Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:
- Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
- Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
- Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
- Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
- Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.
Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.
Какие функции выполняет государственный кредит?
Основные функции:
- Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
- Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
- Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.
Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.
Основные виды
Ключевые формы кредитования:
- Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
- Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.
По географическому признаку выделяются:
- внешние кредиты (займы у иностранных государств);
- внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).
Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.
Условия получения
Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:
- Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
- Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
- Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
- Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.
В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.
Принципы функционирования государственного кредита
В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:
- добровольность;
- возмездность (необходимость возврата с процентами);
- целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
- обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
- срочность (период погашения);
- возвратность (обязательство вернуть заемные средства).
Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.
Плюсы и минусы
Преимущества государственного кредита:
- возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
- пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
- укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
- возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.
Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:
- рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
- если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.
Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.
Источник
1.Важнейшая функция государственного и муниципального кредита — перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.
Перераспределение осуществляется между:
• федеральным бюджетом и региональными бюджетами;
• региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;
• международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;
• иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;
• федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.
2. Государственный и муниципальный кредит выполняет также регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.
Регулирующая функция проявляется и при получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.
С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.
3. Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Формами контроля являются:
• контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
• контроль за соблюдением условий кредитного договора;
• контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств;
• контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и др.
К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:
• решение проблем финансирования бюджетного дефицита;
• проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик;
• поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;
• поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.
Долговые обязательства и активы.
По предоставленным государственным кредитам у заемщиков возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным образованием как кредиторами. Государственные кредиты образуют государственные внутренние и внешние активы РФ.
Долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальными образованиями как кредиторами составляют внутренний и внешний долг заемщиков. Размеры и структура долга по видам долговых обязательств и по заемщикам рассматривается вместе с законом о бюджете на очередной финансовый год.
При возникновении кризисных финансовых явлений и отсутствии реальных возможностей своевременного погашения долга возникает необходимость в его реструктуризации. Реструктуризация долга иностранных государств перед Российской Федерацией, субъектом РФ означает предоставление Российской Федерацией, субъектом РФ нового кредита иностранному государству при условии погашения основного долга по ранее пре доставленному кредиту с изменением условий обслуживания кредита и сроков его погашения.
Законом о бюджете утверждаются:
•суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;
• размер долга иностранных государств на конец финансового года;
• предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, за исключением государственных кредитов, предоставляемых государствам — участникам СНГ;
• предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ государствам — участникам СНГ;
• программа предоставления Российской Федерацией, субъектом РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.
Государственные кредиты государствам — участникам СНГ по межправительственным договорам предоставляются, как правило, при условии выполнения ими обязательств по уплате процентных платежей и сумм в погашение основного долга по ранее предоставленным кредитам.
Правительство РФ предоставляет иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям кредиты свыше предельного объема государственных кредитов, если новые кредиты выделяются в порядке реструктуризации долга иностранных заемщиков перед РФ и условия обслуживания долга иностранных заемщиков перед РФ не ухудшаются для РФ.
Предоставление РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям осуществляется в рамках соответствующих долгосрочных программ, учитывающих геополитические интересы РФ.
Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям за счет средств федерального бюджета включает перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели их предоставления, наименования получателей, общего объема, а также кредитов, предоставленных в данном финансовом году.
Договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных кредитов, выполнение которых влечет за собой увеличение предельных объемов предоставления государственных кредитов Российской Федерацией, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, заключаются только после внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.
Договоры о предоставлении государственных кредитов Российской Федерацией утверждаются Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона в следующих случаях:
1) если предусмотренные этими договорами государственные кредиты не включены в программу предоставления Российской Федерацией государственных кредитов и предоставляемые по ним финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США, на весь срок кредита;
2) если исполнение таких договоров требует увеличения предельного объема предоставления государственных кредитов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете;
3) других, предусмотренных законодательством.
Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед РФ ратифицируем Государственная Дума, кроме случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия РФ в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников этих организаций и клубов.
Возможна уступка прав требований по долговым обязательствам иностранных государств перед РФ. Она осуществляется и соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о соответствующей уступке прав требований, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Классификацию государственного кредита иллюстрирует рис. 15.1.
Рис. 15.1
Источник
Понятие государственного кредита
Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.
Государственный кредит как экономическая категория является важнейшим существенным элементом финансов и проявлением системы финансовых отношений.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.
Его специфическими чертами являются:
- добровольность;
- возвратность и платность;
- на общегосударственном уровне не имеет конкретного целевого характера.
Сама природа существования государства характеризуется целым рядом объективных противоречий. Среди них — противоречие между потребностями государства в финансовых ресурсах для выполнения общегосударственных функций и возможностями мобилизации требуемых ресурсов. Возникновение государственного кредита — один из вариантов разрешения данного противоречия.
Государственный кредит является формой дополнительной мобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Он затрагивает вторичное распределение стоимости внутреннего валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через бюджетную сферу. В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный кредит (заем) используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета. Такой метод значительно эффективнее, чем эмиссия денежных ресурсов. Государственный заем временно сокращает платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулирует (балансирует) натурально-вещественные и стоимостные пропорции общества. С помощью займа в рамках закона денежного обращения регулируется необходимое количество денег в обращении.
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.
Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли
- заёмщика,
- кредитора
- поручителя
В первом случае, органы власти привлекают на добровольной, платной и возвратной основах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках для финансирования дефицитов бюджетной системы. Эти операции опосредуются эмиссией государственных и муниципальных ценных бумаги организацией их обращения на фондовом рынке. Данная деятельность реализует фискальную функцию государственного кредита и ведет к образованию государственного внутреннего и внешнего долга и необходимости его обслуживать. Такой государственный кредит называется внутренним.
Во втором случае, органы власти кредитуют: ниже стоящие уровни бюджетной системы, предоставляя им бюджетные ссуды ан покрытие временных кассовых разрывов; юридических лиц, предоставляя им целевые бюджетные кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории; другие иностранные государства, предоставляя им внешние кредиты за счет федерального бюджета на платной возвратной основе. Эта деятельность формирует возвратные финансовые потоки и служит регулированию экономического и социального развития страны. Такие отношения называются внешним государственным кредитом.
В третьем случае, органы власти предоставляют государственные и муниципальные гарантии и поручительства нижестоящим уровням бюджетной системы и юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести к увеличению государственного долга, т.к. это пролонгированные финансовые обязательства. Такие отношения называются условным государственным кредитом.
Существуют как минимум три причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита:
- Наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, т. е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;
- Дефицит государственного бюджета;
- Усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.
Формы и виды государственного кредита
Государственные займы являются основной формой государственного кредита
Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный).
Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит.
Внутренний государственный кредит имеет следующие формы:
- Государственные займы (внешние и внутренние);
- Обращение части вкладов населения в государственные займы;
- Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда (было в СССР, что недопустимо);
- Казначейские ссуды (ссуда из бюджета на принципах срочности, платности и возвратности);
- Гарантированные займы (правительство несет ответственность по займам нижестоящих органов власти)
Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности, платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.
Структура государственного кредита образуется из различных взаимосвязанных компонентов и видов.
В зависимости от статуса заемщика различают, такие виды государственных кредитов, как
- централизованный государственный кредит;
- и децентрализованный государственный кредит.
В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), во втором — местными органами власти. Местные займы являются важной составной финансов регионального самоуправления. Они позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства для нужд развития конкретных регионов. Децентрализованных государственный кредит и местные займы в перспективе могут стать важным финансовым инструментом развития народного хозяйства.
В зависимости от места размещения различают такие формы государственных кредитов, как
- внутренние государственные займы (размещаются в данном государстве в национальной валюте)
- и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте).
Однако в процессе размещения внутренних государственных займов могут принимать активное участие и нерезиденты. Либерализация порядка инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг расширяет его финансовые возможности.
Внутренний государственный кредит
Государственные займы как формы государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий, привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Облигация — наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и процент. Нарицательная стоимость (номинальная цена) облигации, устанавливаемая государством, выражает денежную сумму, предоставляемую держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения, и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента, поскольку облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов (величины номинального процента по облигации, насыщенности рынка ценными бумагами, доверия населения правительству и др.).
Казначейские обязательства, в отличие от облигаций, подлежат реализации только среди населения. Средства от их реализации государство направляет только на пополнение бюджета.
В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которого опосредствуется системой сберегательных учреждений — обращение части вкладов населения в государственные займы. Такое обращение осуществляется через покупку особых ценных бумаг (в частности, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также путем оформления безоблигационных займов (путем подписания соглашений — договоров или выдачи особых свидетельств).
Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма кредита была распространена в советский период и в определенной мере (до 1995 г.) — в реформируемый период.
Казначейские ссуды (бюджетные кредиты) как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Бюджетные кредиты, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.
В тех случаях, когда правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему, речь идет об условном государственном кредите — гарантированных займах. По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.
Внешний (международный) государственный кредит
Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов.
Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.
Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме, выпускаются они в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение займов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или валютой.
Основными кредиторами нашей страны выступают развитые капиталистические страны, международные финансовые организации — Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.
Деятельность Российской Федерации как кредитора и гаранта на международной арене крайне ограничена в связи с неблагоприятным финансово-экономическим положением страны.
Функции государственного кредита
Как финансовая категория государственный кредит выполняет функции:
- распределительную,
- регулирующую,
- контрольную.
1) Важнейшая функция государственного кредита – распределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности.
Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование. Распределение осуществляется между:
- федеральным бюджетом и региональными бюджетами;
- региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;
- международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;
- иностранными юридическими и физическими лицами, федеральным и региональными бюджетами;
- федеральным, региональными, местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.
2) Регулирующая функция государственного кредита проявляется в воздействии государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег капиталов и занятость. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, когда выделение денежных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, наиболее эффективно использовать их на возвратной и платной основе.
Регулирующая функция проявляется при получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п. С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное использование бюджетных ссуд.
Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
3) Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет и свои специфические особенности, порождаемые особенность этой категории:
- очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
- охватывает движения стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
- осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
Контроль осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Контроль осуществляется за:
- движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
- соблюдением условий кредитного договора;
- целевым использованием заемщиком выделенных средств;
- выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и т.д.
Список используемой литературы
- АН Азрилиян «Большой экономический словарь». М. Фонд
- ГН Белоглазова «Банковское дело». СПб: Питер 2003
- ВИ Букато « Банки и банковские операции в России». М.: Финансы и статистика, 2001
- ЮВ Головин «Банки и банков