ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 10 сентября 2001 г. N 1030-У
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ,
СВЯЗАННЫХ С ПОЛУЧЕНИЕМ И ВОЗВРАТОМ ЮРИДИЧЕСКИМИ
ЛИЦАМИ — РЕЗИДЕНТАМИ КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ В ИНОСТРАННОЙ
ВАЛЮТЕ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ НЕРЕЗИДЕНТАМИ НА СРОК БОЛЕЕ
180 ДНЕЙ, И ОБ ОТМЕНЕ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ БАНКА РОССИИ
На основании статьи 9 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» Центральный банк Российской Федерации устанавливает уведомительный порядок проведения валютных операций, связанных с получением юридическими лицами — резидентами кредитов и займов в иностранной валюте, предоставляемых нерезидентами на срок более 180 дней, и исполнением обязательств по возврату указанных кредитов (займов).
Действие разрешений ЦБ РФ на проведение валютных операций по кредитным договорам (договорам займа), указанным в пункте 1 данного документа, а также документов о регистрации этих валютных операций прекращается. Указанные валютные операции проводятся юридическими лицами — резидентами без ограничений, при представлении предусмотренных нормативными актами Банка России документов (Указание ЦБ РФ от 14.02.2002 N 1110-У).
1. Без ограничений при представлении предусмотренных нормативными актами Банка России документов осуществляются следующие валютные операции, связанные с движением капитала.
1.1. Зачисление иностранной валюты на банковские счета юридических лиц — резидентов в уполномоченных банках, поступающей от нерезидентов в качестве кредитов (займов) по кредитным договорам (договорам займа), заключенным между юридическими лицами — резидентами и нерезидентами.
1.2. Зачисление иностранной валюты на банковские счета юридических лиц — резидентов в уполномоченных банках, поступающей от нерезидентов в счет исполнения их обязательств по кредитным договорам, заключенным между юридическими лицами — резидентами и нерезидентами, за исключением операций, предусмотренных п. 1.1 настоящего Указания.
1.3. Зачисление иностранной валюты на банковские счета юридических лиц — резидентов в уполномоченных банках, поступающей от нерезидентов в счет исполнения обязательств по договорам об обеспечении исполнения кредитных договоров, заключенных между юридическими лицами — резидентами и нерезидентами.
1.4. Списание в пользу нерезидентов иностранной валюты с банковских счетов юридических лиц — резидентов в уполномоченных банках, в том числе с банковских счетов третьих лиц, в счет возврата кредитов (займов), предоставленных нерезидентами в иностранной валюте по кредитным договорам (договорам займа), заключенным между юридическими лицами — резидентами и нерезидентами.
1.5. Списание в пользу нерезидентов иностранной валюты с банковских счетов юридических лиц — резидентов в уполномоченных банках, в том числе с банковских счетов третьих лиц, в счет исполнения их обязательств (штрафы, неустойки, комиссии, возмещение расходов, иные обязательства) по кредитным договорам (договорам займа), заключенным между юридическими лицами — резидентами и нерезидентами.
1.6. Списание в пользу нерезидентов иностранной валюты с банковских счетов юридических лиц — резидентов в уполномоченных банках в счет исполнения их обязательств по договорам об обеспечении исполнения кредитных договоров (договоров займа), заключенных между юридическими лицами — резидентами и нерезидентами.
2. Действие настоящего Указания не распространяется на следующие валютные операции.
2.1. Валютные операции, связанные с получением и возвратом кредитов (займов) посредством выпуска, размещения и погашения ценных бумаг (долговых обязательств), выраженных в иностранной валюте.
2.2. Валютные операции, связанные с получением и возвратом кредитов (займов) уполномоченными банками.
2.3. Валютные операции, связанные с получением и возвратом кредитов (займов), не предусматривающие зачисление получаемой от нерезидента в качестве кредитов (займов) иностранной валюты на банковские счета юридических лиц — резидентов в уполномоченных банках.
3. Учет и отчетность по валютным операциям, связанным с получением и возвратом юридическими лицами — резидентами кредитов и займов в иностранной валюте, предоставляемых нерезидентами, осуществляется в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
О порядке учета уполномоченными банками валютных операций резидентов, связанных с получением от нерезидентов кредитов и займов в иностранной валюте и предоставлением нерезидентам займов в иностранной валюте, см. Инструкцию ЦБ РФ от 10.09.2001 N 101-И.
4. Признать утратившими силу с момента вступления в силу настоящего Указания следующие нормативные акты Банка России.
4.1. Положение Банка России «О порядке привлечения и погашения резидентами Российской Федерации финансовых кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов на срок свыше 180 дней» N 527 от 06.10.97 («Вестник Банка России» от 05.11.97 N 71-72).
4.2. Указание Банка России «О временном приостановлении действия пункта 1.3.4 Положения Центрального банка Российской Федерации «О порядке привлечения и погашения резидентами Российской Федерации финансовых кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов на срок свыше 180 дней» от 06.10.97 N 527″ N 56-У от 05.12.97 («Вестник Банка России» от 11.12.97 N 83).
4.3. Указание Банка России «О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России «О порядке привлечения и погашения резидентами Российской Федерации финансовых кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов на срок свыше 180 дней» N 527 от 06.10.97″ N 504-У от 01.03.99 («Вестник Банка России» от 11.03.99 N 15).
5. Внести в Положение Банка России «О выдаче территориальными учреждениями Центрального банка Российской Федерации разрешений юридическим лицам — резидентам на осуществление отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала» N 129-П от 21.12.2000 («Вестник Банка России» от 27.12.2000 N 70), далее — Положение N 129-П, следующие изменения и дополнения.
5.1. Пункт 1.2 изложить в следующей редакции:
«1.2. Настоящее Положение не распространяется на операции, порядок осуществления которых установлен иными нормативными актами Центрального банка Российской Федерации».
5.2. Признать утратившим силу п. 8.2 Положения N 129-П.
5.3. Признать утратившим силу п. 3 Приложения 1 к Положению N 129-П.
5.4. Признать утратившим силу п. 3 Приложения 4 к Положению N 129-П.
6. Настоящее Указание подлежит опубликованию в «Вестнике Банка России» и вступает в силу с 1 октября 2001 года.
Председатель Центрального банка
Российской Федерации
В.В.ГЕРАЩЕНКО
Источник
Основное назначение операций
Операция репо (англ. «repurchase agreement», «repo») представляет собой сделку, состоящую из двух частей: продажи и последующей покупки ценных бумаг через определенный срок по заранее установленной цене.
Механизм операций репо подразумевает переход права собственности на ценные бумаги, что снижает кредитный риск по данному виду операций по сравнению с депозитом или обеспеченным кредитом и упрощает разрешение ситуаций при неисполнении обязательств одной из сторон.
Операции репо как инструмент денежно-кредитной политики активно используются центральными банками, которые могут проводить их для предоставления ликвидности или для абсорбирования избыточной ликвидности. Большинство центральных банков используют аукционы репо для управления совокупным объемом ликвидности. Многие центральные банки предлагают операции репо постоянного действия.
В рамках реализации денежно-кредитной политики операции репо Банка России проводятся в целях предоставления рублевой ликвидности. Они представляют собой покупку Банком России у кредитной организации ценных бумаг за рубли с последующей их продажей в определенную дату.
При структурном дефиците ликвидности Банк России в качестве основного инструмента управления ликвидностью использует аукционы репо на срок 1 неделя. Такие аукционы проводятся еженедельно и называются основными аукционами репо. При структурном избытке ликвидности основные аукционы репо не проводятся. Как в условиях структурного дефицита ликвидности, так и в условиях ее структурного избытка Банк России может проводить аукционы репо «тонкой настройки» на срок от 1 до 6 дней, аукционы репо на длительные сроки, а также предоставляет банкам возможность использования операций репо постоянного действия.
Операции обратного модифицированного репо, представляющие собой продажу Банком России кредитной организации ценных бумаг с последующей их покупкой, применялись для абсорбирования избыточной ликвидности в 2003-2004 годах.
Операции репо могут применяться центральными банками для предоставления ликвидности кредитным организациям в рамках выполнения различных других, отличных от реализации денежно-кредитной политики, функций.
Так, Банк России может покупать у кредитной организации ценные бумаги не только за рубли, но и за иностранную валюту. В 2014-2017 годах в рамках функции по поддержанию финансовой стабильности Банк России использовал операции репо для обеспечения кредитных организаций долларовой ликвидностью в ситуации, когда доступ к ней оказался затруднен по независящим от кредитных организаций причинам. Введенный с 1 сентября 2017 года механизм предоставления кредитным организациям рублевой ликвидности в экстренных случаях (МЭПЛ) также может быть реализован через операции репо.
Основные характеристики операций
Операции репо Банка России проводятся только с российскими кредитными организациями. Требования к кредитным организациям, которым предоставляется доступ к операциям репо, установлены Указанием Банка России от 13.12.2012 № 2936-У «О требованиях к кредитным организациям, с которыми Банк России совершает сделки репо». Информация о порядке получения доступа к операциям репо Банка России приведена в разделе «Допуск к операциям репо Банка России».
Банк России устанавливает следующие условия заключения сделок репо: дату заключения сделок, срок репо, даты продажи и последующей покупки ценных бумаг, процентную ставку.
Операции репо Банка России проводятся на организованных торгах на Московской Бирже и Санкт-Петербургской валютной бирже, а также не на организованных торгах с использованием информационной системы Bloomberg.
Ценные бумаги, допущенные к операциям репо
По операциям репо Банка России принимаются ценные
бумаги, которые входят в Ломбардный список
Банка России и для которых установлены
начальные значения дисконта меньше 100%. Перечень ценных бумагах, принимаемых по репо,
ежедневно раскрывается на сайте Банка России.
По операциям репо не принимаются ценные бумаги,
эмитированные кредитной организацией, заключающей сделку, или другими
связанными с ней финансовыми организациями, а также ценные бумаги,
в отношении которых кредитная организация, заключающая сделку, выступает
гарантом (поручителем).
При заключении сделок репо у кредитных организаций есть
возможность подавать заявки без указания конкретных выпусков ценных бумаг, а работать
с корзиной ценных бумаг, предоставляемых для проведения расчетов.
При
заключении сделок репо с расчетами,
клирингом и управлением обеспечением в НКО ЗАО НРД у кредитной
организации
существует возможность замены ценных бумаг по открытым
сделкам репо в течение срока репо.
Дисконты и компенсационные взносы
Банк России для управления рисками по операциям
репо использует дисконты, устанавливаемые
индивидуально для каждой принимаемой ценной бумаги. При установлении
дисконтов по ценной бумаге учитывается ее кредитное
качество, уровень ликвидности, а также иные особенности ценной бумаги. Банк
России устанавливает начальный, верхний предельный и нижний предельный
дисконты, а также ежедневно рассчитывает текущие дисконты по операциям репо на
сроки свыше 1 дня.
Начальный дисконт применяется для расчета общей
стоимости ценных бумаг, которые кредитная организация должна передать Банку
России по первой части сделки репо за предоставленные ей
денежные средства. Ценная бумага не принимается по операциям репо,
если начальный дисконт по ней установлен равным 100%.
В течение всего срока репо Банк России ежедневно осуществляет
переоценку переданных ценных бумаг и рассчитывает текущий дисконт.
Устанавливаемые верхний предельный и нижний предельный дисконты
определяют приемлемое соотношение между стоимостью переданных ценных бумаг и
объемом денежных средств по репо. То есть при нахождении рассчитанного текущего
дисконта в интервале между верхним предельным и нижним предельным дисконтом
не требуется дополнительного внесения или, наоборот, возврата ценных бумаг
(возврата или дополнительного внесения денежных средств), ни у кого не
возникает обязательств по внесению компенсационных взносов.
По сделкам репо, заключенным на организованных
торгах, при превышении текущим дисконтом верхнего предельного дисконта
у Банка России возникает обязательство по внесению
компенсационного взноса ценными бумагами, а если текущий дисконт
становится меньше нижнего предельного дисконта, у контрагента
Банка России возникает обязательство по внесению компенсационного взноса в
денежной форме.
По сделкам
репо, заключенным
не на организованных торгах с использованием информационной системы
Bloomberg с расчетами, клирингом и управлением обеспечением
в НКО ЗАО НРД, все компенсационные взносы уплачиваются в первую
очередь ценными бумагами, а денежные средства используются для уплаты
компенсационных взносов только при отсутствии достаточного количества ценных
бумаг, доступных для урегулирования обязательств.
Кроме
того, операции репо, проводимые
не на организованных торгах с использованием информационной системы
Bloomberg и расчетами, клирингом и управлением обеспечением
в НКО ЗАО НРД, имеют следующие особенности: переоценка ценных бумаг осуществляется не по каждой сделке
в отдельности, а по всему пулу сделок каждого контрагента Банка
России, при этом используются значения начальных дисконтов, установленные
Банком России на утро текущего дня.
Источник
RUONIA (Ruble Overnight Index Average) — взвешенная процентная ставка однодневных межбанковских кредитов (депозитов) в рублях, отражающая оценку стоимости необеспеченного заимствования на условиях овернайт. RUONIA рассчитывается по данным отчетности крупнейших кредитных организаций по форме 0409701 «Отчет об операциях на валютных и денежных рынках», представляемой кредитными организациями в Банк России в соответствии с Указанием Банка России от 8 октября 2018 года № 4927-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» (с изменениями) и публикуется на следующий рабочий день после совершения кредитными организациями операций.
RUONIA относится к безрисковым эталонным процентным индикаторам, используется при мониторинге и анализе эффективности достижения операционной цели денежно-кредитной политики Банка России. К RUONIA привязано ценообразование части финансовых инструментов, таких как кредиты, облигации и деривативы.
В 2020 году Банк России и СРО «НФА» приняли решение о передаче администрирования RUONIA Банку России. В соответствии с соглашением Банк России отвечает за методику RUONIA, сбор данных, расчет и публикацию процентной ставки, а СРО «НФА» организует экспертные обсуждения и готовит заключения на методику, ведет мониторинг качества RUONIA и критических ситуаций, а также рассматривает жалобы и обращения пользователей RUONIA.
Администрирование RUONIA Банком России решает три задачи:
- Обеспечение соответствия RUONIA «Принципам эталонных финансовых индикаторов» Международной организации комиссий по ценным бумагам.
- Адаптация с минимальными издержками RUONIA к требованиям законодательства Европейского союза и Великобритании о финансовых индикаторах (EU Benchmark Regulation, EU BMR, https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32016R1011).
- Обеспечение полной операционной непрерывности RUONIA.
Для контроля за выполнением международных требований в Банке России организуется Комитет по наблюдению за RUONIA с участием представителей СРО «НФА». Роль пользовательского комитета RUONIA выполняет Экспертный cовет по индикаторам и ставкам СРО «НФА».
Подробнее
История RUONIA
RUONIA разработана Банком России совместно с Национальной валютной ассоциацией в 2010 году в ответ на потребность в оперативной информации о состоянии рублевого денежного рынка в ходе глобального финансового кризиса 2007–2008 годов. RUONIA стала первой ставкой, измеряющей ценовые условия в группе крупнейших банков — активных участников межбанковского рынка. Целью ее введения было создание универсального индикатора как для Банка России, так и для участников рынка, которые могли бы использовать ставку в финансовом анализе и операционной деятельности, включая ценообразование на финансовые продукты. Разработка RUONIA стала возможной после того, как Банк России ввел новую ежедневную отчетность о конверсионных операциях и операциях банков на денежных рынках, которая и сегодня является одним из основных источников оперативной информации о транзакциях на межбанковском рынке.
До 2020 года администратором RUONIA являлась СРО «Национальная финансовая ассоциация», СРО «НФА» (до 2015 года — Национальная валютная ассоциация, которая в 2015 году вошла в состав СРО «НФА»). Функции расчетного агента и публикации ставки выполнял Банк России.
RUONIA в денежно-кредитной политике Банка России
Процентные ставки денежного рынка, к которым относится RUONIA, являются важными индикаторами трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики центральных банков, придерживающихся инфляционного таргетирования. Управляя ликвидностью банковского сектора, центральные банки стремятся к тому, чтобы ставки денежного рынка формировались вблизи процентной ставки центрального банка (ключевой ставки). Устойчивое нахождение рыночных ставок вблизи ключевой ставки увеличивает четкость основного сигнала денежно-кредитной политики, повышает предсказуемость для участников рынка при управлении собственной ликвидностью и в конечном счете повышает эффективность работы всего процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.
Банк России на ежедневной основе анализирует ситуацию на денежном рынке, используя в том числе информацию об уровне RUONIA и величине ее отклонения от ключевой ставки.
Глобальная реформа эталонных процентных ставок
После выявления случаев манипулирования механизмом установления индикативной процентной ставки LIBOR международные организации и страны — члены «Группы 20» приняли решение изменить основы ценообразования на финансовом рынке. Реформа начата в 2014 году и включает в себя пересмотр методики формирования эталонных процентных ставок в резервных валютах, а также внедрение специализированного регулирования за деятельностью администраторов эталонных индикаторов. В ходе реформы произошел отказ от широкого применения индикативных ставок в пользу ставок по фактическим операциям. В результате на смену ставкам LIBOR пришли новые национальные безрисковые процентные ставки, администраторами которых стали центральные банки, специализированные индексные компании, информационно-аналитические агентства и биржи.
Последнее обновление страницы: 31.07.2020
Источник