Внутренний военный заем, получивший название «Заем Свободы», был выпущен Временным правительством вскоре после прихода к власти, 27 марта 1917 года. Среди министров были большие энтузиасты проведения займа.
Когда прогрессистско-кадетские лидеры рвались к власти, они надеялись на быстрое получение заграничных, прежде всего — американских кредитов. Но в реальности это оказалось не так просто и радужно, поэтому и пришлось обратиться к идее крупного внутреннего заема. Он должен был стать средством «вложения избыточных капиталов» и предотвратить эмиссию.
Министр финансов М.И. Терещенко поставил вопрос о займе на заседании Временного правительства 5 марта и, заручившись поддержкой коллег, стал «обрабатывать» финансовые и деловые круги. Выражая надежду, «что в новой России хозяйственно-финансовая жизнь пышно расцветет», Терещенко призывал банкиров сделать займ в глазах широких народных масс символом свободы. По настоянию Терещенко, слово «военный» из всех документов, связанных с займом исключили.
Банкиры воспринимали агитацию министра финансов сдержанно и советовали ограничиться 3-миллиардной суммой займа, которую министр считал заниженной. Позже ему удалось увеличить планируемый размер заема до 5 млрд (хотя эту сумму так и не собрали).
Ставшая практически официальным органом Временного правительства кадетская «Речь» писала в те дни: «Необходимо прибегнуть к большому всероссийскому займу нового правительства у свободного русского народа… И мы глубоко верим, что момент для такого займа пришел, надо смело им воспользоваться»
Когда решение о займе было принято, развернулась беспрецедентная рекламная кампания нового начинания. Лидеры Временного правительства обратились к населению страны с патетическим обращением:
«К вам, граждене свободной России, к тем из вас, кому дорого будущее нашей Родины, обращаем мы наш горячий призыв.
Сильный враг глубоко вторгся в наши пределы, грозит сломить нас и вернуть к старому, ныне мертвому, строю. Только напряжение всех наших сил может дать нам желанную победу. Нужна затрата многих миллиардов, чтобы завершить строение свободной России на началах РАВЕНСТВА и ПРАВДЫ.
Не жертвы требует от нас Родина, а исполнения долга»…
(полностью читать здесь: https://leb.nlr.ru/edoc/440816/Заем-свободы-воззвание-Временного-правительства)
Лучшие художники создавали агитационные плакаты.
Плакат работы Бориса Кустодиева
В агитационной газете «Во имя свободы», призывавшей участвовать в заеме, были напечатаны патриотические стихи Ахматовой, Есенина, Северянина, Хлебникова и др. известных поэтов.
Отношение к заему усугубило раскол среди социал-демократов. Меньшевики, и прежде всего плехановская группа «Единство», заем поддержали.
«Российский пролетариат по своему материальному положению не может, разумеется, обеспечить денежный успех займа. Но он может и должен обеспечить ему моральное сочувствие и содействие населения, — призывала меньшевистская печать. — Пусть новый заем найдет широкую дорогу в народные массы. Обновленная Россия должна собрать все силы и средства, чтобы нашествие реакционной армии Вильгельма и государственный финансовый кризис не погубили нарождающуюся российскую республику».
Большевики же использовали заем для антиправительственной агитации: «Не свободу, а дальнейшее закрепощение принесет этот заем народу, — писала «Правда» 10 марта. — Он даст возможность буржуазии продолжать кровавую бойню, затеянную во славу капитала. Ни одной копейки не дал пролетариат добровольно на это дело, не даст и в настоящее время, но тем сильнее поднимет свой мощный голос за немедленное прекращение войны».
Однако, пролетариат не оправдал надежд — газеты постоянно сообщали о патриотическом отношении рабочих к заему. Рабочие промышленных предприятий Севастополя решили приобрести облигации на сумму однодневного заработка и отослать из Керенскому на нужды фронта. Рабочие московских мануфактур Решетникова и Ко постановили ежемесячно отчислять 15% заработка на заем. Сбор средств на покупку облигаций организованно провели рабочие петроградской фабрики «Русская цветопись». Одесские металлисты, потратив на облигации 15 тыс. рублей из больничной кассы, заявили: «раз буржуазия уклоняется от исполнения долга, рабочие отдадут на алтарь родины последние крохи»…
«Нас изолировал вопрос о займе — вот что привело нас к изоляции. Вот в каком вопросе мы оказались в меньшинстве», — заявил Ленин на Апрельской конференции.
В День «Заема Свободы» был проведен большой митинг-концерт в Мариинском театре с участием представителей творческой интеллигенции, членов Государственной Думы, общественных деятелей. Энтузиазм народа описывала газета «День» (26 мая 1917 года): «Тянулись тысячи рук с кредитками, с драгоценностями, с обручальными кольцами. Военные снимали с себя знаки отличия, простые женщины, возвращаясь из «хвостов», отдавали хлеб, сахар и прочее, добытое с таким трудом. Многое сейчас же продавалось с аукциона за неслыханные цены». В этот день подписка на заем в Петрограде достигла 75 млн руб. (В целом по стране в мае подписка на заем составляла в среднем около 20 млн руб. в день).
«Дни Заема» проводились в Петрограде и Москве регулярно один-два раза в месяц. С июня они переросли в «двухдневки», а затем в «трехдневки». Их результаты с каждым разом снижалась, хотя власти и «революционная демократия» проявляли изобретательность, стараясь поддержать интерес граждан к займу. В Петрограде 26—28 июля на «трехдневке» предлагались миниатюрные гипсовые бюсты «рыцаря революции» — Керенского, сбор от продажи которых шел, естественно, в фонд «Займа Свободы». Последний раз «трехдневки» прошли одновременно в обеих столицах 30 сентября — 2 октября. По сообщениям печати, подписка в эти дни составила в Петрограде — 35 млн руб., в Москве — 20 миллионов.
Облигации были выпущены нескольких номиналов, причем каждый номинал имел свой цвет: 20 рублей – желтый, 40 рублей – светло-коричневый, 50 рублей – зеленый, 100 рублей – коричневый, 500 рублей – голубой, 1000 рублей – красный, 5000 рублей – серый, 10000 рублей – оранжевый, 25000 рублей – сиреневый. Все облигации были выполнены черной печатью и имели на лицевой стороне изображение здания Государственной думы. На оборотной стороне были подробно расписаны условия займа.
Погашение облигаций заема обещалось тиражами в течение 49 лет. начиная с 1922 года.
Однако, заем, который планировался как средство борьбы с эмиссией, не привел к финансовой стабилизации. Напротив, именно для «нужд заема» Временное правительство решило провести … эмиссию и включить в сентябре 1917 года печатный станок, начав выпуск печально знаменитых керенок, полагая что это снизит «денежный голод» в провинции и будет способствовать «демократизации подписки на заем»…
И страна рухнула в финансовый кризис…
Источник
Без вымысла
Проект 1917 — это события, произошедшие сто лет назад и описанные их участниками. Только дневники, письма, воспоминания, газеты и другие документы.
Проект начинается 14 ноября 1916 и заканчивается 18 января 1918.
Ездил с Гиршманом и Ассом к Кустодиеву. У него плохие, неприятные вещи, но я, скорее, помогал Ассу купить вещи. Потом к Шухаеву, у которого все смотрели, но ничего не приобрели. Не понравились мне его вещи. Новый, нудный, скучно-затейливый портрет его жены, платье на золотой подкладке.
,
и еще
Источник: Константин Андреевич Сомов: Письма. Дневники. Суждения современников, М., 1979.
Фото: Государственный Русский музей / Wikimedia Commons
1/2
Заем свободы. Борис Кустодиев. 1917 год
Вчера выяснился окончательный результат конкурса плакатов «Займа Свободы». В результате совещания решено было взять два плаката: Кустодиева и Бучкина.
Читать далее
,
и еще
Источник: «Петроградская газета», 29 марта 1917 (ст. ст.)
1/2
Заем свободы. Борис Кустодиев. 1917 год
Результаты конкурса плакатов «Займа Свободы», оказывается, еще не совсем выяснились. Состоявшееся в Министерстве финансов собрание представителей столичных литографий остановилось на двух рисунках, в том числе на эскизе художника Бучкина «Война до победы». Все рисунки участвовавших в конкурсе художников кружка «Мир искусства» были забракованы.
Читать далее
,
и еще
Источник: «Петроградская газета», 26 марта 1917 (ст. ст.)
,
и еще
Источник: Константин Андреевич Сомов: Письма. Дневники. Суждения современников, М., 1979.
1/4
Анна Остроумова-Лебедева. Бургос. 1915 год
Выставка «Мира Искусства» без БенуаХудожник, Богаевского, ГрабаряПопечитель городской Художественной галереи П. и С. М. Третьяковых, художник, Лансере, РерихаХудожник, сценограф, общественный деятель, Сарьяна, Сомова — такова последняя, только что открывшаяся выставка. Правда, в ней участвует Браз, ДобужинскийХудожник, книжный иллюстратор, сценограф, Кустодиев, Остроумова-Лебедева, Петров-ВодкинХудожник, теоретик искусства, Судейкин, Яковлев, но их произведения как-то растворяются в массе новых молодых участников, по преимуществу москвичей и — что всего главнее — по преимуществу живописцев. В пестрой, сверкающей красками толпе «гостей» как-то затерялись скромные, иной раз не первой свежести туалеты «хозяев» — старых членов общества «Мир Искусства».
Читать далее
,
и еще
Источник: «Русское слово», 1916, № 302, 31 декабря.
Многоуважаемый Игорь Эммануилович,
Буду Вам крайне обязан, если за одно снимете и остальные вещи мои, что в Галерее. «Угрюмова» или Вы сами привезете, или перешлете; это как найдете удобным.
Всего доброго,
Ваш Б. Кустодиев
,
и еще
Источник: ОР ГТГ, ф. 106, ед. хр. 6886.
Многоуважаемый Игорь Эммануилович,
У меня к Вам большая просьба: не снимали ли Вы с купленной Вами в прошлом году картины «Прогулка верхом» фотографию, и если да, то нельзя ли мне прислать экземпляр этой фотографии?
Жму Вашу руку и прошу передать мой привет Вашей супруге.
Ваш Б. Кустодиев
,
и еще
Источник: ОР ГТГ. Ф. 106. Ед. хр. 6885.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
1/5
Марк Шагал. Маня режет хлеб. 1914 год
Кроме отсталости, можно упрекнуть выставку и в чрезвычайной пестроте. Это хорошо для таких собраний старых калош, для такого синклита разваливающихся от ветхости «академиков», как «Мир Искусства», доходить до беспринципного всеприятия. Это им простительно молодиться и кокетничать передовитостью на счет вновь приглашаемых членов. Но как же так допускать подобную же беспринципность, подобное же все приятие на выставке передовой и идейной? «Безобразным» было в свое время соединение Серова с Врубелем, «безобразно» и сейчас соединение Кустодиева с Кончаловским, — но разве не такое же безобразие соединение «передвижнического реализма» Давида БурлюкаПоэт, художник с безумной импровизацией КандинскогоХудожник? Наконец, что общего между игрушечностью работ г-жи Ухановой и маэстрицей Ходасевич? Или между «литературщиной» ШагалаХудожник, поэт и «чистой живописностью» Поповой и УдальцовойХудожница-авангардистка?
,
и еще
Источник: Бенуа А.Н., Выставка «Современной русской живописи» // «Речь», 1916, №332, 2 декабря.
Источники фото:
1. Государственная Третьяковская галерея
К первому декабря у нас будет матерьялу на 3–4 номера детского журнала. Я пригласил Марину ЦветаевуПоэтесса, ХодасевичаПоэт, критик, историк литературы, Алексея ТолстогоПисатель, поэт, драматург, военный корреспондент, ТэффиПисательница, сотрудница журнала «Новый Сатирикон», газеты «Русское слово», Макса ВолошинаПоэт, переводчик, литературный критик, Кустодиева, ДобужинскогоХудожник, книжный иллюстратор, сценограф, БенуаХудожник и т.д. Написал больше сорока писем, обшарил весь Питер. Собрать в такое время сотрудников, затем зажечь их энтузиазмом к делу — вещь почти невозможная, но я постараюсь всеми нервами, чтобы журнал вышел.
Я по-прежнему нищ и бесприютен, и работаю целые дни.
,
и еще
Источник: Чуковский К., Собрание сочинений в 15 томах, М., 2001, Т. 14.
Источник
Б. Кустодиев. Большевик
Революционное движение 1917 года Кустодиев Борис Михайлович воспринял как начало положительных перемен, направленных на улучшение жизни всей страны. Прикованный к инвалидной коляске художник, мог только наблюдать происходившие события. Вот что он пишет о своих впечатлениях того времени: «Здесь все еще кипит, все еще улицы полны народом… Никогда не сетовал так на свою жизнь, которая не позволяет мне выйти на улицу — ведь «такой» улицы надо столетиями дожидаться».
Однако последовавшие затем раскол общества, гражданская война, голод и нищета подрывали веру в светлое будущее.
В 1919 году Кустодиев решил создать образ нового героя, который привел народ к победе над угнетателями, и написал картину «Большевик» (1919–20 г., ГТГ).
В поисках средств выражения, которые помогли бы ему найти возвышенный тон для задуманного произведения, Кустодиев впервые в своем творчестве прибегнул к аллегорическому решению. Он изобразил исполинскую фигуру с красным знаменем в руках, движущуюся через улицы Москвы. Картина Кустодиева «Большевик» выражает состояние неоднозначности. Композиционные и цветовые решения, используемые автором полотна, усиливают это впечатление.
С одной стороны Кустодиев показывает грандиозный масштаб происходящих событий. Стихийный народный бунт художник выражает в символическом образе большевика со знаменем в руках, возвышающегося над городом.
В тоже время вооруженная масса людей создает ощущение бесконтрольности революционного процесса. Заставляет обратить на себя внимание суровый взгляд исполина, направленный сквозь стоящую на его пути церковь. Тени, на слегка померкшем снегу, усиливают состояние тревоги.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Грандиозное полотнище флага, развеваясь на ветру, подобно пламени революционного пожара, пылает над городом и теряется за линией горизонта. Внизу, под великаном, по городским улицам и переулкам движутся потоки вооруженных людей. Простое русское лицо великана исполнено несокрушимой воли, его глаза горят, его могучие руки крепко сжимают древко. Перед ним, как последняя преграда, вырастает здание церкви – символ самодержавия, верная хранительница старых порядков. Зритель чувствует, что исполин так же легко перешагнет через нее, как он до этого переступал через дома и другие сооружения.
Художник в первоначальном варианте хотел поместить на крыше церкви спрятавшихся в паническом ужасе попа и дьякона. Но в процессе работы он отказался от включения в картину этой детали, поняв, что она могла бы перевести картину в плоскость карикатуры.
О большой творческой взыскательности, проявленной художником при написании картины, говорит тот факт, что, создавая ее, как и ряд других произведений послереволюционного времени, он отказался от ранее характерной для его картин декоративной расцветки. Кустодиев перешел к живописи, возвращая фактуре плотность и осязательность, которых были лишены уже многие произведения его дореволюционного периода.
Преисполненный благодарности к партии, указавшей стране путь к новой жизни, художник создал образ, в котором воплотил непреодолимую мощь революционного движения. Однако ошибочное понимание Великой Октябрьской социалистической революции как проявления действия стихийных бунтарских сил свидетельствовало о наивно романтических революционных представлениях, свойственных Кустодиеву.
Плакат «заем свободы»
Плакат был создан ко Дню сбора средств фронту, празднично отмеченному в Петрограде и Москве 25 мая 1917 года. В конце марта Временное правительство России обратилось через прессу с призывом материально помочь действующей армии «Займом свободы». Мероприятия проводились целый день и для того, чтобы не просить пожертвования у одних и тех же людей, стали выпускать специальные знаки (значки), которые вручались жертвователю после того, как деньги опускались в кружку. Эти знаки прикалывали к одежде. При этом, достигалась еще одна цель – общественное мнение порицало тех, кто оказывался без этого знака, что естественно повышало сборы.
Были устроены конкурсы на лучший плакат, посвященный этому мероприятию. В Петрограде из работ шестнадцати художников лучшими были признаны плакаты Кустодиева и П. Д. Бучкина.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Источник