Внимание!
5 мая 2020 г. на сайте Правительства РФ размещена информация о том, что в 2020 г. субъекты РФ освобождаются от платежей по бюджетным кредитам. Данное действие основано на принятии Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 619.
Указанное решение принято для того, чтобы поддержать регионы России, для чего скорректирован график выплат субъектов РФ по полученным бюджетным кредитам.
В соответствии с данным НПА:
• в 2020 г. субъекты РФ полностью освобождаются от обязанности погашать кредиты;
• в период 2021-2024 гг. регионы должны ежегодно выплачивать по 5% от задолженности по кредитам;
• в период 2025-2029 гг. субъекты обязаны будут погашать остаток равными частыми, и при этом им предоставлена возможность досрочного погашения задолженности.
Средства, которые изначально планировалось направить на погашение бюджетных кредитов, регионы вправе использовать для устранения последствий распространения коронавируса. Кроме того, их можно направить на компенсацию снижения налоговых и неналоговых доходов регионов.
Использование такой меры поддержки позволит субъектам РФ обеспечить устойчивость их бюджетов в условиях сложной социальной, эпидемиологической и экономической ситуации.
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 619 опубликовано 5 мая 2020 г., а вступит в законную юридическую силу по истечении 7 дней. Его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
Бюджетные расходы могут финансироваться разными способами. Одной из форм кредитования являются бюджетные займы, предоставляемые субъектам Российской Федерации. Рассмотрим, в чем состоят особенности и нюансы их предоставления согласно Бюджетному кодексу РФ.
Определение из Бюджетного кодекса
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса России бюджетные кредиты относятся к внутреннему кредитованию. Так называют особую фурму предоставления средств на расходы бюджета, которые даются юридическим лицам или другим бюджетам на основе возврата. Разновидностью его является бюджетная ссуда. Она, в отличие от бюджетного кредита, может быть выдана на безвозмездной основе, срок выдачи ограничивается шестимесячным периодом.
СПРАВКА! Бюджетный кодекс, законодательно регулирующий внутренние кредитные отношения, актуален с 1 января 2000 года.
Цели и задачи бюджетного кредитования
Главная функция выдачи федеральных средств в кредит субъектам Российской Федерации – это централизованное перераспределение финансов, которое контролируется государством. Это осуществляется за счет выполнения таких задач:
- фискальной (контролирование уплаты налогов);
- регулирующей (контроль внутреннего перераспределения денег);
- управляющей.
Влияние бюджетного кредитования на экономическое развитие страны заключается в сдерживании или стимулировании. Оно осуществляется за счет следующих возможностей бюджетных займов:
- восполнять дефицит бюджета;
- стремиться нивелировать расхождения в уровне жизни с социально-экономической точки зрения;
- регулировать экономическую стабильность в регионах;
- содействовать развитию экономически важных секторов деятельности.
Кто может брать бюджетный кредит
Заемщиками финансов из федерального бюджета могут быть:
- бюджетные учреждения – ст. 118 Бюджетного кодекса РФ прямо запрещает им иные источники кредитования, кроме бюджетных ссуд и займов из государственных внебюджетных фондов;
- государственные и муниципальные унитарные организации;
- юридические лица, которые не являются учреждениями бюджета или госпредприятиями;
- исполнительная власть бюджетов более низких уровней;
- отдельные категории граждан РФ.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Юрлицам, которые не представляют собой госучреждения и бюджетные организации, бюджетный заем может быть предоставлен только при условии обеспечения гарантий банка, поручительств или имущественного залога, гарантирующих возврат 100% средств, получаемых в кредит.
Формы бюджетных кредитов
По тому, с какой «стороны» кредитного договора находится держава, можно выделить две основных формы бюджетного кредита:
- государство предоставляет средства – выдает деньги из бюджета с условием их последующего возврата;
- государство привлекает средства – на основе определенных договоров осуществляются государственные займы и различные кредиты, которые государство может брать у кредитных организаций, фондов, других государств и т.п.
Условия предоставления
Для того чтобы иметь возможность получить бюджетный кредит, организация-заемщик должна соответствовать следующему основному требованию: по результатам проверки финансового состояния заемщик не должен иметь долгов перед бюджетом данного уровня. Условия выдачи предусматривают следующие моменты:
- Заем с определенным целевым назначением. Когда формируют бюджет, утверждают закрытый перечень целей, на которые может быть предоставлена ссуда. Тут же определяют и организационные вопросы кредитования:
- условия выдачи;
- периоды возврата;
- процентная ставка и др.
- Возврат с процентами. В кредитном договоре определяется, сколько именно денег и в какой срок нужно вернуть по бюджетному кредиту.
- Обеспечение платежеспособности. Сторона, берущая кредит, должна быть финансово в состоянии вернуть 100% взятых средств, что подтверждается обеспечением высокой ликвидности.
Возможные цели бюджетного кредитования
Поскольку бюджетный кредит относится к строго целевому использованию средств, он может быть употреблен строго по определенным назначениям. Бюджетные средства, даваемые в кредит, предоставляются для:
- частичного перекрытия дефицита бюджета;
- корректировки временного кассового разрыва, который образовался при исполнении бюджета;
- ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий на территории РФ.
Юридическим лицам – резидентам РФ бюджетные средства могут быть выданы для участия в производстве – модернизации, перестройки, развития и т.п.
К СВЕДЕНИЮ! Широко используемые до 2001 года, федеральные программы поддержки предпринимателей были большей частью свернуты из-за низкой эффективности и массовых невозвратов кредитных средств.
Как получают бюджетный кредит
Юридическое лицо (бюджетная организация), желающее получить бюджетный кредит, должна оформить специальную заявку, в которой следует указать цель, для которой будут предназначены средства из бюджета. Кроме заявки, следует предоставить:
- учредительные документы;
- финансовую отчетность за последний год;
- доказательства обеспечения займа (гарантийное письмо от банка, залоговое имущество, покрывающее сумму займа, государственное обеспечение).
ВАЖНО! Юридические лица могут претендовать на кредит только после проверки их финансового состояния, а в некоторых случаях – их поручительств.
Сроки кредитования и процентная ставка
В ст. 134 Бюджетного кодекса РФ «Предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов из федерального бюджета» говорится о том, что бюджетным организациям средства из федерального бюджета могут быть предоставлены сроком на 1 год.
Процент по бюджетному кредиту устанавливается Федеральным законом о бюджете на очередной год. В этом же документе устанавливается и размер возможных займов.
Нормативными актами, принимаемыми на основании данного федерального закона, устанавливаются:
- основания предоставления;
- порядок выдачи;
- цели использования;
- процедура возврата.
Непогашенный бюджетный кредит
Проблема неплатежей не так уж редко встречается в бюджетном кредитовании. Поэтому в федеральном законе о бюджете постоянно поднимается тема реструктуризации долгов бюджетных организаций перед федеральным бюджетом. Меры, которые предлагается предпринимать:
- формализация процедуры и критериев выдачи бюджетных ссуд;
- реструктуризация (пролонгация) долга, срок которого истек, если субъект РФ признан «кризисным регионом» по соответствующей процедуре.
Остаток долга в бюджет, в который входят и проценты, и пени, и штраф за просрочку, должен быть погашен:
- за счет дотационных средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;
- за счет налоговых и иных отчислений специального налогового режима, предназначенных для зачисления в местный бюджет.
ВАЖНО! Отчисления должны поступать не от местных, региональных налогов, а только от федеральных, но предназначенных для регионального бюджета.
Учет бюджетного кредитования
Все финансовые органы субъектов РФ, использующих бюджетные кредиты, должны производить регистрацию и учет выданных им средств. При этом обязательно принимать во внимание и отражать в специальной документации основные важные моменты:
- регистрационные реквизиты бюджетного займа: номер и дата договора кредитования, данные заемщика, целевое назначение финансов, сумма, дата выдачи денег, сроки для погашения, процентная ставка и т.п.;
- учет основной денежной суммы и процентов по договору;
- учет непогашенных остатков, в том числе процентов, пени, штрафов;
- составление ориентировочного графика погашения;
- расчеты начислений за будущие периоды;
- при необходимости – проведение пролонгации;
- код УИН – индивидуальный индикатор начисления, присваиваемый выданному бюджетному кредиту.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Необходимо сохранять всю кредитную историю, если бюджетный кредит переходит на новый финансовый год, то есть не был погашен своевременно.
Особенности бюджетных кредитов в 2018 году
Программа бюджетного кредитования, действующая более 10 лет, на сегодня представляется Правительству РФ не вполне эффективной. Было принято решение о ее постепенном сворачивании.
Правительство одобрило проект бюджета на 2018-2020 годы, в котором не предусмотрена статья расходов на бюджетные кредиты, потому что уже выданные составляют значительную часть государственного долга. Недопустимо рассчитывать на займы как на постоянный доход, получаемый регионами из бюджета, чтобы не допустить дефолта.
СПРАВКА! Регионы получили на рефинансирование долгов более 1 трлн. рублей. из федерального бюджета.
Прежде чем думать о новом кредитовании, следует разобраться со «старыми» долгами. Для этого правительство вместо выдачи денег в кредит из бюджета вводит программу реструктуризации накопленных задолженностей. Она рассчитана на длительный срок – от 7 до 12 лет в отдельных регионах. Первые два года регионы обязаны погасить по 5% своего долга, остальное – пропорционально в течение последующих 5-10 лет. Сроки выплат увеличат тем регионам, где инфляция не будет слишком обгонять налоги и неналоговые платежи.
В качестве финансовой помощи руководство страны планирует оставить регионам такие формы денежного обеспечения:
- короткие годичные кредиты на покрытие кассовых разрывов;
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
- дотации на сбалансированность.
Правда, пока нет ответа на вопрос, как разрешить саму причину возникновения коммерческого долга, на погашение которого регионам и требовались бюджетные кредиты. Но это уже вопрос будущих десятилетий.
Источник
(введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
1. Бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до пяти лет, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов, и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со статьей 93.6 настоящего Кодекса.
(см. текст в предыдущей редакции)
Цели предоставления бюджетных кредитов и размеры платы за пользование бюджетными кредитами устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете.
(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Абз. 3 п. 1 ст. 93.3 (в ред. ФЗ от 18.07.2017 N 178-ФЗ) применяется в отношении бюджетных кредитов, предоставляемых после 01.01.2018.
Субъект Российской Федерации, получивший бюджетный кредит из федерального бюджета, не вправе размещать средства бюджета субъекта Российской Федерации на банковских депозитах на срок, превышающий один месяц.
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ)
В случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета), а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.
Предоставление, использование и возврат субъектами Российской Федерации указанных бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
2. Местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до пяти лет.
(см. текст в предыдущей редакции)
Цели предоставления бюджетных кредитов и размеры платы за пользование бюджетными кредитами устанавливаются законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, если предоставленные местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в местный бюджет.
Предоставление, использование и возврат муниципальными образованиями указанных бюджетных кредитов, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
3. Бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) из бюджетов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет.
(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Цели предоставления бюджетных кредитов и размеры платы за пользование бюджетными кредитами устанавливаются решением представительного органа муниципального района (городского округа с внутригородским делением) о бюджете муниципального района (городского округа с внутригородским делением).
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, если предоставленные бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) из бюджетов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) из бюджета муниципального района (городского округа с внутригородским делением) в случае передачи муниципальному району (городскому округу с внутригородским делением) полномочия субъекта Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских, сельских поселений (внутригородских районов), а также за счет доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты городских, сельских поселений (внутригородских районов).
(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Предоставление, использование и возврат городскими, сельскими поселениями (внутригородскими районами) указанных бюджетных кредитов, полученных из бюджета муниципального района (городского округа с внутригородским делением), осуществляются в порядке, установленном муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального района (городского округа с внутригородским делением).
(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) устанавливают в соответствии с общими требованиями, определяемыми Министерством финансов Российской Федерации, порядок взыскания остатков непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени.
(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 93.3 БК РФ. Предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам
Источник
Финансовая деятельность бюджетов разных уровней и юридических лиц происходит в рыночных условиях. Это подразумевает наличие рисков, которые невозможно вовремя предвидеть. Часто возникает дефицит денежных средств, которые необходимы для работы по действующим проектам. Бюджетный кредит позволяет укрепить финансовую состоятельность участников рынка, чтобы они могли ликвидировать задолженности. Данный инструмент способствует финансовой стабилизации и оптимальному распределению ресурсов.
Определение и законодательная база
Бюджетный кредит — средства, выделяемые на возвратной и платной основе юридическим лицам.
Денежные средства, которые выдаются из бюджета РФ юридическим лицам и субъектам РФ (муниципальным образованиям), называются бюджетными кредитами (ссудами). Заем выдается при условии возвращения денег. Ссуда может передаваться безвозмездно на срок до 6 месяцев.
Вопросы кредитования регулирует Бюджетный Кодекс РФ (ФЗ № 145), ст. 93.2 ФЗ № 63. Средства могут быть выделены РФ, субъектам Российской Федерации, муниципалитетам или юридическим лицам по договору. Деньги перечисляются в рамках, предусмотренных в законе о бюджете (ФЗ № 104). Бюджетный кредит выдается только тем заемщикам, которые не имеют долгов перед законодательством по налогам и сборам (ФЗ № 307).
Ст. 93.5 БК РФ отвечает за вопросы выдачи юрлицам кредитов из целевых иностранных кредитных средств (касается т. н. «северного завоза» и аналогичных операций).
Ст. 93.3 и 93.6 БК РФ определяют условия кредитования субъектов РФ и бюджетов местного уровня для пополнения их расчетных счетов. Ст. 93.6 определяет, что помощь может предоставляться государственному внебюджетному фонду РФ.
Порядок получения кредитов иностранными государствами прописан в гл. 15 БК РФ.
Статья 93.2. Бюджетные кредиты.
Бюджетный кредит предоставляется на условиях, когда заемщик имеет государственные или банковские гарантии или имущество под залог, которые обеспечивают возврат всей суммы (ФЗ № 278). Редакция закона № 278 от 02.08.2019 г. содержит подробные указания о том, что не допускается принимать в качестве обеспечения займа. Она же определяет, каким образом производится оценка залогового имущества.
Виды бюджетного кредитования
Под общим термином «государственное кредитование» подразумеваются 2 формы:
- Государство может выступать как кредитор, выдавая займы из бюджета при условии их возвращения, т. е. предоставляя бюджетные кредиты.
- Государство может быть заемщиком средств у банков, других государств, международных фондов и т. п.
Бюджетные займы — это одна из форм государственного кредита. Они «работают» в сфере внутреннего кредитования.
Классификация бюджетных кредитов.
Различают следующие виды кредитов:
- на частичную или полную ликвидацию недостатка средств бюджетов регионального или местного уровня;
- на строительство, ремонт и реконструкцию объектов различного назначения;
- на содержание автодорожной сети, ЖКХ;
- на ликвидацию ущерба от природных и техногенных катастроф;
- на устранение т. н. «кассовых разрывов».
Когда временно не хватает средств на расходную часть, существует возможность передачи нужной суммы из бюджета.
Приведенный список характеризует целевую направленность данного финансового инструмента.
Функции услуги
С помощью бюджетных кредитов государство осуществляет управление финансовыми потоками. Данная форма позволяет эффективно контролировать процесс.
Он характеризуется 3 функциями:
- Фискальной. Это функция контроля уплаты налогов со стороны должника.
- Регулирующей. Государство может регулировать и контролировать распределение средств по регионам и т. п.
- Функцией управления. Позволяет регулировать внутренние процессы через местные бюджеты и бизнес.
Бюджетное кредитование оказывает большое влияние на финансовую и производственную деятельность на местном уровне. Оно позволяет ускорить или замедлить интенсивность некоторых процессов.
Функции кредита и принципы кредитования.
Займы дают возможность:
- ликвидировать «дыры» в бюджете;
- способствовать повышению уровня жизни населения;
- создавать нормальный социально-экономический фон;
- поддерживать экономику регионов;
- обеспечивать финансирование важных проектов.
Получение бюджетных субсидий доступно только тем, кто исполняет ряд требований законодательства.
На каких условиях предоставляется
Главное условие предоставления займа — это отсутствие долгов перед бюджетами местного уровня и РФ.
Условия получения кредита отличаются в зависимости от вида займа.
Условия кредитования сводятся к следующему:
- целевое предназначение бюджетного кредита;
- возврат суммы с процентами по условиям кредитного договора;
- подтверждение финансовой состоятельности претендентов (поручительство, гарантии, залог и т. п.).
Требования к заемщику
Коммерческие фирмы могут получить заем только в случае отсутствия задержек по оплате долгов бюджетам разных уровней. Заранее должны быть оплачены все денежные суммы, которые причитаются государству (налоги и сборы, проценты по кредитам, реструктуризация долга и т. д.). Компания обязана подтвердить платежеспособность одним из вышеприведенных способов (за исключением случаев, когда средства даются госучреждениям).
Деньги можно тратить только на те цели, которые обозначены в кредитном договоре. Там же прописываются условия возврата полученной суммы и выплаты процентов.
Иностранные партнеры могут получить только целевой валютный государственный заем.
Процесс получения кредита
Бюджетные организации (юрлица) должны составить заявку на получение кредита. В ней определяется цель выделения средств.
Кроме заявки, требуется предоставить следующие сведения:
- учредительные документы организации;
- отчет о финансовой деятельности за последние 12 месяцев;
- доказательства платежеспособности (банковскую гарантию, поручительство, госгарантию, залог и т.п.).
Получить заем юрлицо сможет только после проверки его финансовой отчетности. Проверка может коснуться и поручителей заемщика.
Максимальная процентная ставка со сроками погашения
Процентные ставки по бюджетным кредитам раз в году определяются в ФЗ о бюджете и могут меняться от 3% и более. Их величина меньше, чем при кредитовании в банках.
Ст. 134 БК РФ гласит, что данный кредит выдается бюджетным учреждениям сроком на 1-3 года, в то время как юрлица могут воспользоваться займом на период до 5 лет.
На основании ФЗ № 145, в нормативных документах прописываются основания предоставления, порядок получения, цели кредита и процесс возврата.
Санкции за непогашение кредита
Неплатежи — явление, распространенное при рассматриваемом виде заимствования. Но законодательная база построена таким образом, что в большинстве случаев позволяет восполнить потери.
Согласно ст. 93.4 БК РФ, суммы, вовремя не возвращенные, удерживаются за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов. Министерство финансов РФ имеет полномочия по возврату долга с участием агентов Правительства РФ, устанавливает порядок возврата задолженности. При этом на основании ФЗ № 189 срок исковой давности составляет 5 лет.
Распространенный метод борьбы с задолженностями — это реструктуризация долгов. Срок выплат может быть продлен, если регион попадает в список «кризисных». Программа рассчитана на срок 7-12 лет в проблемных регионах. Первые 2 года выплаты составляют по 5%, остальной срок поэтапно погашается в течение 5-10 лет.
Остатки задолженности с учетом штрафов, пеней и процентов гасятся за счет Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
В качестве помощи регионам государство практикует «короткие» кредиты, сроком на 1 год, а также различные виды дотаций (ссуд).
Источник