Подобная
история может случиться с каждым. И не обязательно она будет
аналогична по своему содержанию с той, о которой написано ниже. В
очередной раз отдельные представители надзора доказали, что нормы
Федерального закона №115 для них «что дышло, куда повернешь, туда и
вышло».
В
Москве привлечена
к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000
рублей организация, не подавшая в Росфинмониторинг отчет, который и
не нужно было подавать.
Как развивались
события.
В
конце 2018 года ведущий контролер ГИПН по городу Москве и Московской
области по фамилии С. составил протоколы об административном
правонарушении сразу в отношении двух ювелирных организаций: Д. и А.
Обе эти организации регулярно получали беспроцентные займы от своих
учредителей по договорам беспроцентных займов, суммы которых
превышали пороговое значение в 600 000 рублей, однако не сообщали об
этом в Росфинмониторинг.
Инспектор С., заглянув в статью 6 Федерального закона №115, увидел,
что обязательному контролю среди прочего подлежит следующая операция
«предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными
организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим
юридическим лицам, а также получение такого займа», и поскольку
организации Д. и А. не направляли сведения в Росфинмониторинг о
получении беспроцентных займов, посчитал это явным нарушением 115
закона.
По
указанным фактам мгновенно были возбуждены административные дела,
которые были переданы в районные суды по подсудности. В феврале 2019
г. по одному из дел состоялось заседание суда, которое прошло
обыденно и быстро и по которому было вынесено решение, в котором
суд признал организацию виновной в несдаче информации в
Росфинмониторинг и назначил ей штраф в размере 200 000 рублей (часть
2 статьи 15.27 КоАП).
Между тем, суд создал крайне опасный прецедент, т.к. привлеченная к
ответственности организация не обязана была сдавать отчет в
Росфинмониторинг о получении беспроцентного займа от учредителя.
И вот почему.
Исследуем нормы
права.
Предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными
организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим
юридическим лицам, а также получение такого займа – это
действительно операция, подлежащая обязательному контролю,
установленная статьей 6 Федерального закона №115. Но в данном
случае, необходимо принимать во внимание иные положения 115-ФЗ и
позицию Росфинмониторинга в отношении операций, подлежащих
обязательному контролю.
В
частности, пп.4 п.1 ст.7 115-ФЗ установлена обязанность субъектов
документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не
позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции,
сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными
средствами или иным имуществом, совершаемым ИХ КЛИЕНТАМИ.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона №115-ФЗ клиент —
физическое или юридическое лицо, иностранная структура без
образования юридического лица, находящиеся на обслуживании
организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным
имуществом.
При определении принадлежности лица к категории «клиент»
законодатель исходит из наличия признака оказания услуг. Данная
позиция нашла свое отражение в Информационном письме
Росфинмониторинга № 50, при определении лиц (сторон), ответственных
за предоставление сведений в Росфинмониторинг по агентским
договорам, договорам купли-продажи/поставки/подряда/комиссии, где
обоснование предоставление сведений комиссионером, агентом,
поставщиком, подрядчиком обусловлено признаком оказания ими
определенных услуг. Комиссионер оказывает услуги комитенту, агент —
принципалу, поставщик/продавец — покупателю, подрядчик -заказчику
(вопросы №6, 15, 17, 18).
Таким образом, операция по предоставлению организации беспроцентного
займа учредителем не подлежит обязательному контролю, в виду того,
что учредитель не является в данном случае клиентом организации,
т.к. учредитель оказывает услугу организации — предоставляет займ.
А
вот с случае, если организация будет предоставлять беспроцентный
займ кому-то на сумму равную или превышающую 600 000 рублей — это
будет являться операцией, подлежащая обязательному контролю, по
которой нужно подать сведения в Росфинмониторинг, т.к. организация
оказывает услугу клиенту, предоставляя займ.
О
получении организации беспроцентного займа сообщает в
Росфинмониторинг обслуживающая ее кредитная организация, для которой
эта организация является клиентом.
Вышеуказанное нормативное обоснование было представлено
организацией, получившей штраф, в суд. Однако суд, как мы уже знаем,
оно не убедило.
Официальная позиция
Росфинмониторинга в отношении отчетов по беспроцентным займам.
Указанные выше доводы о том, что организации не обязаны сдавать
отчет в Росфинмониторинг о получении беспроцентных займов от
учредителей, нашли свое полное подтверждение в письме
Росфинмониторинга «О применении отдельных норм законодательства о
ПОД/ФТ» от 26.12.2018 г. №01-04-05/27213, в письме Росфинмониторинга
от 15.02.2019 г. №04-02-01/3276 (вопрос №31), в которых ведомство
отметило, что организации не обязаны подавать сведения о получении
беспроцентных займов от учредителей на суммы равные и более 600 000
рублей.
Напомним, что Росфинмониторинг – это уполномоченный орган в сфере
ПОД/ФТ/ФРОМУ, который среди прочего осуществляет сбор, обработку и
анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или
иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с
законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в
Росфинмониторинг информации. Росфинмониторингу как никому другому
хорошо известно, что обязаны сдавать ему организации и
предприниматели, а что нет.
Однако, на практике вновь сложилась ситуация, когда надзорные и
судебные органы не захотели считаться ни с мнением Росфинмониторинга,
ни с совокупностью норм Федерального закона №115-ФЗ.
Протокол, составленный инспектором ГИПН,
был передан в Росфинмониторинг для информации. Ведомство изучило
обстоятельства дела и пообещало принять их к сведению в дальнейшей
работе.
Ну и что
дальше?
Некоторые могут посчитать, что если бы организация направляла
информацию в Росфинмониторинг о получении беспроцентных займов, то
ничего бы и не произошло, был бы задействован принцип «больше не
меньше». Однако, спешим таких читателей расстроить, что направление
избыточных сведений в Росфинмониторинг также может привести к штрафу
в размере 200 000 рублей: нам известны случаи привлечения к
ответственности лиц, сдавших отчеты в Росфинмониторинг в тех
случаях, когда отчеты сдавать было не нужно (основание для
привлечения к ответственности – сдача недостоверных сведений). О
штрафах за чрезмерное усердие в выполнения норм 115-ФЗ нами
запланирована отдельная статья.
Со
своей стороны, мы порекомендовали бы нашим читателям вообще не
работать с беспроцентными займами: без них как-то спокойнее.
А
в настоящее время организация, привлеченная к ответственности,
подала жалобу в Московский городской суд, который, как мы надеемся,
углубится в нормы 115-ФЗ, а не вынесет поверхностное и формально
решение, как сделали его коллеги из нижестоящих инстанций. Если
решение суда «устоит», то будет создан опасный прецедент,
руководствуясь которым у некоторых проверяющих может возникнуть
соблазн вообще не обращать никакого
внимание ни на официальные разъяснения государственных ведомств, ни
на информационные письма, ни даже на нормы закона. Хотя,
справедливости ради отметим, что таких лиц среди представителей
надзорных органов в последнее время стало все же значительно меньше.
эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ
«Вестник финансового мониторинга», канд. истор. наук, юрист
Павел Смыслов
При использовании и цитировании материала ссылка на сайт
обязательна!
* * *
Ознакомьтесь с нашими
многочисленными статьями
по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам
финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному»
законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам
* * *
Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
—
любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по
ПОД/ФТ);
—
обучение и инструктаж по финмониторингу;
—
аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;
—
электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;
—
помощь на проверках;
—
и многое другое.
Подробнее ТУТ.
Подпишитесь на
«Вестник финансового мониторинга» — первый в России
бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового
мониторинга:
Мы в социальных сетях:
Источник
Определение обязательного контроля приведено в ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем»:
«Обязательный контроль — совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством РФ».
В законе есть перечень операций, которые необходимо в обязательном порядке проверять, даже если они не вызывают подозрений. Выполнять контроль должны субъекты 115-ФЗ — банки, страховые, микрокредитные организации, ломбарды и другие финансовые организации. Они обязаны передавать информацию о таких операциях регулятору — в Росфинмониторинг.
1.Операции с деньгами и другим имуществом
Обязательному контролю подлежат операции с деньгами и другим имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 тыс. рублей и по своему характеру операции относятся к одному из перечисленных ниже видов.
Операции с наличными
- Снятие со счета юрлица и зачисление на него наличных, если это не обусловлено характером хозяйственной деятельности
- Покупка или продажа валюты физлицом
- Обмен банкнот
- Покупка ценных бумаг
- Вложение в уставный капитал организации
Операции с участием компании, зарегистрированной в государстве, не являющемся членом ФАТФ
Зачисление, перевод средств на счет, предоставление или получение кредита, операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является компания или физлицо, имеющее регистрацию в государстве, которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Также контроль обязателен для операций, которые проводятся по счету в банке, зарегистрированном в государстве, не являющемся членом ФАТФ.
Операции по банковским счетам и вкладам
- Открытие вклада в пользу третьих лиц
- Поступления денежных средств из-за границы и переводы за рубеж, если на той стороне аноним
- Деньги пришли или ушли со счета юридического лица, которое работает меньше трех месяцев или для которого это первая операция
Иные сделки с движимым имуществом
- Помещение ювелирных изделий, камней и монет из драгоценных металлов в ломбард
- Физлицо платит или получает деньги при страховании жизни или другом виде накопительного страхования
- Получение или предоставление имущества по договору лизинга
- Переводы денег через некредитные организации
- Купля-продажа ювелирных изделий, камней и монет из драгоценных металлов
- Плата за участие и выигрыш в лотерее, тотализаторе и других азартных играх
- Предоставление и получение некредитными организациями беспроцентных займов
2.Сделки с недвижимым имуществом
Под контроль подпадает переход права собственности, если сумма сделки равна или превышает 3 млн рублей.
3.Операции с поступлениями от иностранных государств
Получение некоммерческой организацией денег и другого имущества от иностранных государств, организаций, граждан и лиц без гражданства, а также расход этих средств подлежат обязательному контролю, если сумма операции равна или превышает 100 тыс. рублей.
4.Операции по счетам организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК
Переводы и поступления со счета хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, если сумма операции равна или превышает 10 млн рублей.
5.Операции по счетам, открытым исполнителю оборонного заказа
Зачисление средств на счета, открытые исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, и списание средств с этих счетов, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600 тыс. рублей.
6.Операции с эмитированных карт
Получение физлицом наличных с платежной карты, если указанная карта эмитирована иностранным банком.
В дополнение к перечню из ст. 6 Закона № 115-ФЗ обязательному контролю подлежат любые операции с денежными средствами или другим имуществом, которые совершает организация или физлицо, в отношении которых есть сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо аффилированное лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций.
В случае если операция осуществляется в иностранной валюте, ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Центробанка РФ, действующему на дату совершения такой операции.
Источник
1
Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:
1) операции с денежными средствами в наличной форме:
- снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
- покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
- приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
- получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
- обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
- внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;
2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию;
3) операции по банковским счетам (вкладам):
- открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
- перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;
- зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;
4) иные сделки с движимым имуществом:
- помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
- выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
- получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
- переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
- скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
- получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;
- предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.
п. 1 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ
2
Сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.
п. 1.1 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ
3
Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.
п. 1.2 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ
4
Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в статье 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и хозяйственных обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается такая операция, равна 10 миллионам рублей или превышает эту сумму либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 10 миллионам рублей, или превышает эту сумму.
п. 1.3 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ
5
Операции по зачислению денежных средств на отдельные счета, открытые в уполномоченном банке головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», с любых иных счетов, операции по списанию денежных средств с указанных отдельных счетов на любые иные счета, операции по первому зачислению денежных средств на указанные отдельные счета с иных отдельных счетов подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.
Операции по второму и последующим зачислениям денежных средств на отдельные счета, указанные в абзаце первом настоящего пункта, с иных отдельных счетов или по списанию денежных средств с этих отдельных счетов на иные отдельные счета подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 50 миллионов рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 миллионам рублей, или превышает ее.
п. 1.4 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ
6
Операция по получению физическим лицом денежных средств в наличной форме с использованием платежной карты подлежит обязательному контролю, если указанная платежная карта эмитирована иностранным банком, зарегистрированным на территории иностранного государства или административно-территориальной единицы иностранного государства, обладающей самостоятельной правоспособностью, входящих в перечень, утвержденный уполномоченным органом.
п. 1.5 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ
7
Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
п. 2 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ
8
Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица.
п. 1 ст. 7.5 Федерального закона №115-ФЗ
Источник