Государственный долг США (англ. The United States government debt) — задолженность федерального правительства США перед своими кредиторами. К государственному долгу США не относятся долги отдельных штатов, корпораций или физических лиц, даже гарантированные государством, а также будущие обязательства перед получателями социальной помощи и здравоохранение. По оценкам ЦРУ на 2017 год долг США находился на 34-м месте в мире с точки зрения его соотношения с ВВП[1]. По состоянию на ноябрь 2019 размер госдолга превысил 23 триллиона долларов[2]. В апреле 2020 года госдолг вырос сразу с 23,7 до 25 триллионов долларов[3].
История[править | править код]
Историческая динамика долга[править | править код]
Государственный долг США в процентном отношении к ВВП с 1790 по 2017 год
Соотношение госдолга США с ВВП достигло максимума в 1946 году, что стало следствием массивных военных расходов в период Второй мировой войны. Тогда данный показатель составил 121,2 % ВВП. Однако опережающая динамика роста экономики над ростом госдолга (с середины 1940-х по начало 1980-х годов) позволила сократить данный показатель до уровня 33—36 %[9].
Статьи расходов годового бюджета США превышают доходы (что приводит к т. н. дефициту бюджета) с конца 1960-х годов (с 1970 года профицит годового бюджета США был зафиксирован только 4 раза — в 1998—2001 годах).
С 1980-х годов объём государственного долга стал расти намного быстрее экономики. Разрыв между динамикой роста ВВП и роста госдолга увеличился в 2000-х годах.
С 1966 по 2020 год среднегодовой прирост госдолга США составил 8,3%, а номинального ВВП — 6,3%[3].
В апреле 2020 года соотношение федерального долга и ВВП страны достигло 116 % по сравнению со 107 % на конец 2019 года[3].
Закон Грэмма-Рудмана-Холлингса[править | править код]
Резкое увеличение государственного долга США во время уже первого президентского срока Рональда Рейгана (почти в 2 раза, с 834 млрд $ в 1980 до 1525 млрд $ в 1986 (в ценах 1982 года))[10] вызвало озабоченность Конгресса, результатом которой стало принятие в 1985 году Закона о сбалансированном бюджете и контроле за дефицитом в чрезвычайных условиях (Акт Грэмма-Рудмана-Холлингса). Закон предусматривал ежегодные меры по уменьшению дефицита и достижению сбалансированного бюджета к 1991 году (в дальнейшем этот срок несколько раз продлевался).
Темпы роста в начале XXI века[править | править код]
16 мая 2011 года министр финансов США Тимоти Гайтнер уведомил конгресс, что государственный долг страны достиг максимального установленного законом уровня. По словам министра, ему приходится использовать «различные бухгалтерские уловки» в качестве мер для предотвращения дефолта[11]. 15 июля того же года президент Барак Обама заявил, что, если к утру 16 июля Конгресс не увеличит лимит госдолга, США могут объявить технический дефолт[12].
2 августа за 12 часов до возможного объявления дефолта Сенат США проголосовал за увеличение госдолга на 2,1 триллиона долларов — до 16,4 триллионов, тем самым дефолт был отложен. Госдолг составил в тот день более 14,3 трлн долларов[13].
В тот же день, 2 августа, президент успел подписать принятый закон о госдолге, предотвратив технический дефолт[14]. В тот же и на следующий день были размещены новые государственные облигации США на несколько сот миллиардов долларов. Несмотря на договорённость между республиканцами (большинство в Конгрессе) и демократами (президент), «подвешенная» с 16 мая по 2 августа ситуация с увеличением потолка долга привела к нестабильности фондовых рынков из-за опасений дефолта: цена золота ещё 18 июля установила мировой рекорд, превысив 1600 долларов за унцию[15]. На следующий день в результате новых заимствований, согласно агентству S&P, государственный долг Соединённых Штатов Америки превысил валовый внутренний продукт США. Наконец, 4 августа кредитный рейтинг США был понижен S&P с максимального «ААА» до «АА+» с прогнозом «негативный» на фоне проблем с госдолгом и ростом дефицита госбюджета[16][17]. Впоследствии агентство изменило прогноз на «стабильный»[18].
В последний раз законодательный предел госдолга США был поднят 30 января 2012 года до нового максимума 16,394 трлн долларов. Однако к концу года долг достиг 16,432 трлн долларов, и 31 декабря, если бы демократы и республиканцы в конгрессе не договорились о снижении дефицита бюджета США на 1,2 триллиона долларов в течение ближайших 10 дней, мог произойти фискальный обрыв. Но в ночь на 1 января 2013 года Конгресс США одобрил Закон «О фискальном обрыве», тем самым отсрочив падение.
На март 2013 года госдолг США на душу населения составлял около 53 тыс. долл./чел., в то время как ВВП на душу населения составлял 51749 долл. (2012 г.) Данные экономические показатели свидетельствуют о ненулевой вероятности дефолта, но поскольку государство США имеет самый высокий кредитный рейтинг ААА (по оценкам международных рейтинговых агентств Fitch и Moody’s), то соответственно платит маленькие проценты по своему государственному долгу. Также стоит отметить, что гос. долг США на 45 процентов является внешним долгом и номинирован в долларах США — первой в мире валюте по объёму валютных резервов и денежных операций. Благодаря этим и другим факторам вероятность дефолта США практически равна 0, за исключением чисто технического дефолта[19].
В конце августа 2017 на штат Техас обрушился ураган Харви, а на Флориду — ураган Ирма, которые имели разрушительные последствия. На их ликвидацию потребовалось выделить экстренное финансирование. Конгрессу с Белым домом пришлось срочно принимать закон о повышении лимита, который позволил бы продолжить заимствования. 8 сентября 2017 года госдолг США впервые в истории превысил отметку в 20 трлн долларов[20]. В этот день президент Дональд Трамп подписал закон о временном повышении порога государственного долга страны, который разрешил неограниченные федеральные займы[21]. Таким образом, Америка набрала в долг 10 триллионов долларов всего за восемь лет. Для предыдущих 10 триллионов потребовалось более 100 лет. Несмотря на большой долг, благодаря экстремально низким ставкам Штаты тратят на процентные платежи по своим бумагам не более 300 миллиардов долларов в год и, при сложившихся условиях, могут копить долг неопределённо долго. Но если же ставка по 10-летним облигациям вырастет с нынешних 2 % до 4,5 % (базовый прогноз конгресса), то это увеличит стоимость обслуживания до 800—900 миллиардов долларов в год через 7—10 лет, причём на купонные платежи будет уходить до половины налоговой выручки правительства[22].
В апреле 2020 года госдолг вырос сразу с 23,7 до 25 триллионов долларов[3].
Структура[править | править код]
Структура госдолга США по состоянию на январь 2019 года[23]:
- Общий госдолг: 21 959 миллиардов;
- Долг перед различными лицами: 16 108 миллиардов;
- Внутригосударственный долг: 5851 миллиард.
По состоянию на 2020 год около 30 % госдолга США находится на балансе федеральных агентств, прежде всего Фонда социального страхования. Оставшаяся часть закреплена за публичными структурами. Крупнейшая из публичных групп представлена международными кредиторами. По данным на март на них приходится почти 4,3 трлн долларов. Наибольший объём у Японии и Китая, 1,27 трлн и 1,08 трлн соответственно[3].
Расчёты по долгу[править | править код]
В 2019 году США заплатили 567 млрд долларов процентных расходов по госдолгам (17 % доходов бюджета). Средняя процентная ставка составила 2,5 %. По состоянию на 2020 год уровень долга заметно вырос, но процентные ставки при этом уменьшились. В марте 2020 года ФРС снизила ключевую ставку с 1,75 % до 0,25 %. Вместе с fed funds rate уменьшилась и стоимость обслуживания долга. К примеру, за год доходность 10-летних Treasuries опустилась с 2,4 % до 0,7 % годовых[3].
Счётчики долга[править | править код]
Компанией Durst Organization в центральном районе Нью-Йорка в 1989 году на всеобщее обозрение был вывешен счётчик национального долга США. В 2004 году счётчик был демонтирован, и позже его обновленная версия была установлена поблизости.
Существует множество сайтов, отображающих размер госдолга США, в том числе, созданные в правительственных органах[23].
См. также[править | править код]
- Список стран по внешнему долгу
- Четырнадцатая поправка к Конституции США
Примечания[править | править код]
- ↑ The World Factbook (англ.). ЦРУ. Дата обращения 17 января 2019.
- ↑ Госдолг США достиг рекордной отметки в $23 трлн.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Куда заведет Америку коронавирус? Госдолг США превысил $25 трлн (20 мая 2020). Дата обращения 23 мая 2020.
- ↑ FY 2010 Budget Historical Tables Pages 127-128PDF (англ.)
- ↑ FY 2011 Budget Historical Tables Pages 133-134PDF (англ.)
- ↑ FY 2016 Budget Historical Tables Pages 125-126, 184-185PDF (англ.)
- ↑ Госдолг США: 1980 — 2018 (англ.). Дата обращения 6 декабря 2018.
- ↑ ВВП США по годам: 1980 — 2017 (англ.). Дата обращения 6 декабря 2018.
- ↑ Federal Debt As Pct GDP (англ.). Government Spending in the United States of America. Дата обращения 5 февраля 2011. Архивировано 10 февраля 2012 года.
- ↑ Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. М., ИНФРА-М, 1997. С. 59.
- ↑ «Дефолт США разорит всех» Архивная копия от 15 июля 2011 на Wayback Machine. Вести.ру, 12 июля 2011
- ↑ «Дефолт США разорит Россию». Архивная копия от 16 июля 2011 на Wayback Machine Росбалт, 15 июля 2011
- ↑ Сенат США предотвратил дефолт (недоступная ссылка)
- ↑ МВФ приветствовал принятие США закона о госдолге, ВЗГЛЯД.РУ (3 августа 2011 года).
- ↑ «Золото бьет рекорды из-за угрозы дефолта в США.» Вести.ру, 18 Июля 2011
- ↑ «Обвал на биржах предвещает вторую волну кризиса» Архивная копия от 5 января 2014 на Wayback Machine. Вести.ру, 8 августа 2011, 15:37
- ↑ «Понедельник откроет новую эру на финансовых рынках мира» Архивная копия от 5 января 2014 на Wayback Machine. Нью-Йорк, 7 августа, РИА Новости
- ↑ Benjamin Purvis. S&P Affirms U.S. Rating, Expects Last-Minute Debt Fixes to Continue (англ.). Bloomberg (27 June 2018). Дата обращения 17 января 2019.
- ↑ Federal Debt: Answers to Frequently Asked Questions. Government Accountability Office. Дата обращения 29 сентября 2013.
- ↑ National debt hits $20 trillion for first time in history (англ.). washingtonexaminer.com. Дата обращения 16 октября 2017.
- ↑ Трамп отсрочил дефолт США, временно повысив потолок госдолга — Российская газета
- ↑ Госдолг США превысил $19 трлн. Finanzen.net GmbH. Дата обращения 3 января 2017.
- ↑ 1 2 Government Section of TreasuryDirect (англ.), TreasuryDirect.com. Дата обращения 17 января 2019.
- ↑ Major foreign holders of treasury securities (англ.). Министерство финансов США (2017). Дата обращения 12 сентября 2017.
Ссылки[править | править код]
- The Debt to the Penny and Who Holds It // U.S. Department of the Treasury, Bureau of the Public Debt — текущее значение долга
- Bureau of the Public Debt, агентство в составе Министерства финансов США
- Federal Debt: Answers to Frequently Asked Questions // US Government Accountability Office — различная информация о госдолге и его отношении к бюджету
- Historical Tables // Сайт Белого Дома, Office of Management and Budget — таблицы с историческими данными.
- Долг Америки в реальном времени, частный сайт
Источник
Давайте посмотрим объективно на ситуацию.
Демография.
Итак в 1999 г, последний год правления Ельцина население России составляло 147 539 426 человек.
Прошло 20 лет. В 2019 году население России составляло 146 780 720 человек. (данные по населению взяты отсюда: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 )
Итак, за годы путинского правления численность населения снизилась. И это даже с учетом воссоединения Крыма с Россией, и с учётом огромного миграционного прироста, то есть даже несмотря на всё это численность населения снизилась. А если вычесть миграционный прирост, снижение численности населения будет огромным.
Такого снижения населения, как при Ельцине и продолжателе его дела Путине не было со времен Великой Отечественной войны.
Вывод: как население России вымирало при Ельцине, так оно и продолжает вымирать. Демографическая ситуация в РФ при Путине не улучшилась, а только ухудшилась.
Политика и экономика
1.) Образование. При Ельцине ещё не было ЕГЭ – теперь оно есть у нас. Качество образования, как среднего, так и высшего, снижается. Повсеместно внедряется болонская система.
2.) Ювенальная юстиция. В 90-х в России почти никто и не слышал о ювенальной юстиции – теперь она есть у нас.
3.) ВТО. Ельцин только задумывал, чтобы РФ вступила в ВТО – Путин с Медведевым реализовали это, надев на Россию ещё и этот хомут, сделав её ещё более зависимой от Запада.
4.) Очернение советского прошлого. При Ельцине активно велось очернение советского прошлого и делались попытки обелить гитлеровцев – Путин пошел ещё дальше: очернение советского прошлого продолжилось, более того глава президентской администрации и министр культуры вывесили в Санкт-Петербурге доску Маннергейма – одного из ближайших гитлеровских приспешников.
5.) Внешняя политика, Украина. Если в 90-е граждане России могли спокойно ездить на Украину – отдыхать или в гости – сейчас Украина стала врагом России.
Здесь могут спросить, а причем здесь Путин, разве здесь виноваты не майданщики и не Запад? Однако нельзя забывать, что Путин по Конституции отвечает на основные направления внешней политики России.
А что есть внешняя политика? Это продвижение интересов России на международной арене. А такие интересы включают в себя, чтобы на наших границах было спокойно, чтобы наши соседи были нашими друзьями, а не врагами. Если всё это реализуется – значит, внешняя политика успешна, если нет – значит, она провальна. Ситуация в которой у РФ практически не осталась союзников, ситуация, когда руководство РФ потеряло Украину, а сейчас на очереди и Белоруссия, показывает, что внешняя политика России оказалась полностью провальной, внешнеполитическая ситуация в РФ за время путинского правления резко ухудшилась.
Вот Крым в 2014 был воссоединен с Россией. Кто это признал? Вот то-то и оно – это и показывает нашу ситуацию с союзниками.
6.) Право избирать и быть избранным. Если при Ельцине на выборах разных уровней ещё могли выдвигаться независимые от власти кандидаты и партии (был даже «Блок Сталина за СССР») сейчас таких кандидатов (а тем более – партий, тем более с упомянутым названием) просто не зарегистрируют. Конституционные права граждан при Путине ликвидируют. Право избирать и быть избранным, ещё существовавшее при Ельцине, ныне не существует – выборы в московскую городскую Думу в прошлом году наглядный тому пример.
7.) Повышение пенсионного возраста. Если при Ельцине вопрос о повышении пенсионного возраста даже не стоял, он не стоял даже в начале 2000-х, сейчас это стало реальностью. Что это означает? Это означает, что экономическая ситуация, по сравнению с началом 2000-х сильно ухудшилась.
8.) Чечня. Сторонники Путина часто ставят ему в плюс вторую чеченскую войну и победу в этой войне. Но, во-первых, вторая чеченская война началась при Ельцине. А во-вторых, если в 1990 в Чечне было 350 тысяч русских, в начале 2000-х чуть больше 40 тысяч, сейчас – меньше 20 тысяч. То есть русских в Чечне почти не осталось, за геноцид никто не ответил. Это победа?
9.) Грабительская приватизация. Произошла при Ельцине. У народа отняли общенародную собственность – средства производства, то что принадлежало народу по праву. При Путине продолжается та же ельцинско-чубайсовская политика, ничего не поменялось.
10.) Деиндустриализация. Уничтожение десятков тысяч крупных и средних предприятий, выпускавших промышленную продукцию, шедшую как для нужд СССР, так и на экспорт в десятки стран мира. При Ельцине такое уничтожение промышленности началось, при Путине оно всё так же продолжается.
11.) СМИ. Во времена Ельцина пропаганда насилия, потребительства, низменных эгоистических инстинктов полилась рекой. При Путине всё это продолжается.
Но при Ельцине на телевидении и в прессе была относительная, пусть ограниченная, пусть буржуазная, но всё же свобода слова, и в некоторых телевизионных программах могли открыто критиковать того же Ельцина, то сейчас же даже буржуазная свобода слова ликвидируется и зажимается, а СМИ под государственным контролем всё больше напоминают СМИ фашистской Германии, прославляющие великого фюрера и выливающие море ядовитой ненависти к врагам его величия.
12.) Вывоз капиталов. Если в советское время то, что зарабатывал СССР шло на пользу и благо самого СССР, советского народа, то при Ельцине заработанное Россией и русским народом миллиардами долларов потекло на Запад. А как же при Путине, при котором СМИ денно и нощно вещают о противостоянии с Западом? Вывоз капиталов при Путине стал исчисляться десятками миллиардов долларов ежегодно. Россия при Путине своим трудом обогащает Запад и западных банкиров, обескровливая себя.
Зато число долларовым миллиардеров при Путине ныне чуть больше сотни, а при Ельцине число таковых не достигало и десяти. Каков прогресс! Сторонники Путина прыгают от счастья! Ведь столько путинских дружков-олигархов занимают строчки в Форбс!
13.) Рэкет. Уж сколько говорено-переговорено про бандитские 90-е годы, про бандитские разборки, про рэкет, как вид бандитизма. Рэкет при Ельцине действительно был видом бандитизма. С ним пусть плохо, пусть часто формально, но как-то ещё боролись.
Совсем не так сейчас при Путине. Рэкет стал легальным. Просто он теперь по-другому называется – сейчас рэкетиров называют коллекторы, а банды рэкетиров – коллекторскими агенствами. Только в отличие от 90-х это стало легальным, то есть сейчас коллекторством (то есть, по сути, рэкетом) можно заниматься на вполне законном основании. При Ельцине о таком и не мечтали! При Путине мы этого достигли.
Чем ведь занимаются коллекторы? Да ведь абсолютно тем же, чем ранее занимались рэкетиры – выбиванием деньги из должников.
14.) Кредитная кабала. При Ельцине такое ещё не было распространено широко, те, у кого не было собственного бизнеса с этим, практически, не сталкивался. Сейчас кредитная кабала стала «достоянием» многих миллионов россиян, которым приходится брать кредиты даже на еду – это достижение путинской политики.
15.) Социальные расходы. Политика снижения социальных расходов, проводимая Ельциным, столь же успешно продолжается при Путине.
16.) Наука. Разгром науки, начавшийся при Ельцине, продолжается и при Путине. Реформа академии наук, проведенная Путиным и Медведевым, нанесла смертельный удар по отечественной науке. Всё это приводит к тому, что многих талантливых учёных можно встретить по миру где угодно – от Западной Европы до Новой Зеландии. В РФ при нынешнем руководстве ученые не чувствуют себя нужными. И это не замедлило сказаться даже в тех областях, где и СССР и Россия 90-х были лидерами – например, в космической отрасли.
В 2018 даже частная американская компания Илона Макса запустила в космос больше аппаратов (18 запусков), чем вся РФ (13 запусков). Нас, естественно, обогнал уже и Китай (32 запуска), при таком раскладе скоро обгонят ЕС и Япония.
17.) Сельское хозяйство. Деградация сельского хозяйства началась при Ельцине, продолжилась при Путине. Например, поголовье крупного рогатого скота как начало уменьшаться при Ельцине, так продолжает снижаться и при Путине.
В результате молочная продукция теперь зачастую заменяется дешевыми суррогатами из пальмового масла, импорт которого взлетел до небес:
Да и в остальном ситуация не лучше – многие сельхозугодья пустеют и зарастают бурьяном.
Путриоты при этом радуются резко возросшему в последние годы производству курятины, «забывая» при этом, что выращивают кур из импортных яиц.
Увы, продовольственная безопасность осталась в далеком советском прошлом.
18.) Бизнес. В 90-х годы активно развивалось предпринимательство, мелкий бизнес, торговля. В общем-то, зачастую это было не от хорошей жизни: предприятия закрывались, в тех, что работали, зачастую задерживали зарплату, а на что-то надо было жить. Люди шли в бизнес, шли торговать. Палатки, лотки, рынки, торговые центры и т.д. росли как грибы после дождя.
Сейчас стало хуже. Продолжающаяся деиндустриализация сопровождается закрытием предприятий бизнеса:
Всякие советы путинских чиновников зарабатывающим гроши бюджетникам идти в бизнес звучат сейчас как прямое издевательство – путинская экономика уничтожает и бизнес. Бизнес закрывается и разоряется, и это было даже ещё 2019, сейчас во время «самоизоляции» — всё тем более так.
19.) О сепаратизме. Сказочники любят повторять, что Путин предотвратил распад России. Но если посмотреть на факты, будет видно, что Россия сейчас гораздо ближе к распаду, чем в конце 90-х.
Нищие регионы, где люди еле-еле выживают на зарплату в районе 10 тысяч, как они будут относится к Москве и москвичам, у которых средняя зарплата по статистике выше 90 тысяч (конечно, такая статистика – ложь, но тем не менее, статистика-то сообщает именно о такой зарплате).
Естественно, настроение всё больше формируется одно: москвичи зажрались, к ним все наши налоги, у них и школы и поликлиники, а у нас всё оптимизируют и ликвидируют. И здесь всего один шаг до того, что люди скажут: не хотим кормить Москву, которая жрёт за наш счет, а сама для нас ничего не делает.
Путинская политика и ведет к таким настроениям и распаду страны.
Вывод: политика «либералов» Ельцина и политика «патриотов» Путина – это одна и та же политика. Разницы нет никакой.
Сказки о том, что в 90-е годы были либералы, с 2000-х при Путине к власти пришли патриоты, которые поменяли курс – являются именно сказками и ничем иным. Вышеприведенные факты опровергают эти сказки. Не ведитесь на них.
Источник