Одной из разновидностей займа между юридическими лицами является займ, предоставляемый без процентов за пользование. Такой займ является беспроцентным. Законодательно не запрещается юридическим лицам выдавать такие займы друг другу. Но это может повлечь за собой проблемы с налоговиками.
Возможен ли такой займ между организациями
На законодательном уровне нет никаких препятствий для заключения договора беспроцентного займа между юридическими лицами. В ст. 809 ГК РФ нет никаких ограничений.
Однако согласно ст. 6 Федерального Закона от 07. 08. 2011 года № 115-ФЗ «О противодействии (легализации) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» сказано, что выдача беспроцентных займов юридическими лицами, которые не являются кредитными организациями, другим юридическим лицам, подлежат обязательному контролю со стороны государства.
Между юридическими лицами обязательно должен быть заключён договор в письменной форме. При этом в нём должно быть указано, что займодатель не взимает с заёмщика проценты за пользование займом.
Важно! Займ будет считаться по умолчанию беспроцентным, если его предметом будут вещи, а не деньги.
Особенности
Главной особенностью договора беспроцентного займа будет являться то, что в нём должно быть прямое указание на беспроцентный займ.
В противном случае, если иное не будет указано, займ будет считаться процентным, а проценты за пользование им будут равны ставки рефинансирования ЦБ РФ на день окончания его срока. С февраля 2014 года и по сей день, ЦБ РФ держит ставку рефинансирования на уровне 8,25% годовых.
Договор обязательно заключается в письменной форме, нотариально его заверять не нужно, регистрировать в Росреестре тоже.
Договор займа – это реальный договор, то есть он считается заключённым не с момента подписания, а с момента передачи денежных средств или вещи в заём.
В договоре беспроцентного займа между юридическими лицами есть и ещё одна особенность. Если с заёмщиком ещё не было деловых отношений, то займодатель рискует попасть на недобросовестного заёмщика. Поэтому в договоре обязательно должен быть установлен крайний срок возврата долга.
Например, 31 декабря 2015 года. Конечно, заёмщик может вернуть деньги и раньше, но после 31 декабря 2015 года займодатель имеет полное право обратиться в суд за принудительным взысканием средств.
Очень важно подробно описать ответственность каждой из сторон за неисполнение условий договора.
Нужно прописать штрафы и пени за невозврат средств:
- во-первых, это обезопасит обе стороны от недобросовестности оппонента;
- во-вторых – чем подробнее составлен договора, тем легче его будет читать суду.
Есть ли ограничения по сумме
По договору займа деньги могут быть выданы заёмщику наличными средствами или же безналичным путём.
Если деньги выдаются наличностью, то стоит учитывать, что есть ограничения по сумму. Если же расчёт по договору происходит безналичным путём, то ограничений по сумме не существует.
Однако есть некоторые аспекты, которые стоит учесть:
- если займодателем является ООО, то выдача крупной суммы займа может потребовать обязательного одобрения, как крупная сделка. Об этом говорится в ст. 46 Закона «Об ООО». Также ободрение членов ООО может потребоваться, если на общем собрании будет поднят вопрос о том, что выдача беспроцентного займа – это сделка с заинтересованностью (ст. 45 Закона «Об ООО»);
- если сумма займа будет превышать 600 тысяч рублей, то банк потребует от займодателя подробную информацию о сторонах сделки. Эту информация будет представлена банком в Федеральную службу по финансовому контролю. Об этом говорится в пп. 4 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ.
Какая может быть максимальная сумма займа
Если выдаётся беспроцентный займ между юридическими лицами наличными средствами, стоит знать, что согласно Указаниям ЦБ РФ от 11. 03. 2014 года № 3210-У сказано, что расчёт наличными денежными средствами ограничивается суммой в 100 тысяч рублей в рамках одного договора.
То есть, займодатель может выдать заёмщику наличностью только 100 тысяч рублей, столько и же получить назад наличностью.
Кроме того, взять деньги из кассы нельзя. Их сначала нужно положить в банк, а затем снять со счёта.
Как уже упоминалось, если средства в займ передаются безналичным путём, то ограничений по сумме нет. Но стоит помнить про пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ.
О материальной выгоде
Понятие материальная выгода применяется при получении беспроцентных займов физическими лицами. С этой выгоды они должны заплатить подоходный налог.
Это понятие не так распространено при выдаче беспроцентных займов между юридическими лицами, но, тем не менее, оно присутствует.
Материальная выгода – это экономия заёмщика на процентах по кредиту или займу. Для юридических лиц, материальная выгода увеличивается налоговую базу по налогу на прибыль.
Материальная выгода рассчитывается как произведение 2/3 от ставки рефинансирования на реальный срок пользования займом.
Чтобы рассчитать материальную выгоду для юридического лица, необходимо воспользоваться следующей формулой:
мат. выгода = (2/3 * 8,25% * сумму займа) * (фактическое кол-во дней пользования займом / 365)
Например, ООО «Бета» выдало ООО «Альфа» беспроцентный займ на сумму 350 тысяч рублей, на срок полгода.
Материальная выгода будет равна:
(350 000 * 2/3 * 8,25%) * (180 / 365) = 9 493,15 рубля
Эту сумму юридическое лицо должно, по мнению налоговиков, включить в налоговую базу по налогу на прибыль. Датой включения этого дохода в налоговую базу по прибыли, будет считаться день возврата займа.
Налоговые последствия беспроцентного займа между юридическими лицами
Налоговики считают, что получение беспроцентного займа является получением внереализационного дохода. При этом они ссылаются на п. 8 ст. 250 НК РФ. Отсюда и термин материальной выгоды для юридических лиц.
Однако это не официальное мнение МНС России, а налоговики некоторых муниципальных образований используют его именно так, насчитывая и доначисляя таким налогоплательщикам налог на прибыль.
Бесспорно, беспроцентный займ – это способ получения экономической деятельности, так как займ использовался заёмщиком в своей предпринимательской деятельности.
В п. 10 ст. 251 НК РФ даётся определение дохода, который не включается в расчёт налоговой базы по налогу на прибыль.
Этот пункт можно отнести и к экономической выгоде по беспроцентному займу. Следовательно, заёмщик не должен уплачивать с этой суммы ни НДС, ни налог на прибыль.
Если заёмщик не вернёт вовремя долг по договору займа, то его долг станет его кредиторской задолженностью.
Как сказано в п. 18 ст. 250 НК РФ, сумма кредиторской задолженности включается в сумму внереализационных доходов, и учитывается при налогообложении прибыли.
Сумму кредиторской задолженности списывается равными частями в течение всего срока исковой давности по договору. Как известно, срок исковой давности по договор займа установлен общегражданский – 3 года. Об этом говорится в ст. 195 ГК РФ.
Образец договора
Чтобы правильно составить договор беспроцентного займа, нужно знать какие пункты в него должны входить, и как примерно будет выглядеть образец договора.
Это:
- полное наименование сторон, реквизиты документа, на основании которого они действуют, адрес нахождения;
- предмет договора – сумма предоставляемого займа;
- права и обязанности сторон – по такому договору обязанность есть только у заёмщика – вернуть средства займодателю;
- ответственность сторон при неисполнении условий договора;
- форс-мажор – это обстоятельства непреодолимой силы, которые могут помешать одной из сторон исполнить условия договора;
- положение о конфиденциальности;
- способы разрешения споров между сторонами;
- срок действия договора и другие основания для его прекращения;
- заключительные положения – это необязательный пункт;
- реквизиты сторон и подписи сторон.
Скачать образец договора.
Как избежать ошибок при оформлении договора
Чтобы избежать ошибок при оформлении договора беспроцентного займа между юридическими лицами, стоит помнить, что:
- договор между юридическими лицами заключается только в письменной форме. В противном случае, сделка не будет считаться действительной;
- заверять у нотариуса договор не обязательно, но многие юридические лица так делают;
Во-первых, это даёт гарантию того, что договор составлен в соответствии с законодательством и в случае обращения в суд, он не признает сделку недействительной. Во-вторых, нотариус – это дополнительный свидетель заключения договора.
- регистрировать договор в Росреестре не нужно. Однако если к договору займа прилагается договор залога, по которому залогом является недвижимое имущество, то оба эти договора подлежат регистрации;
- договор вступает в силу не с момента подписания, а с момента передачи предмета займа;
- предметом договора могут быт не только деньги. Но и вещи, которые определены одинаковыми родовыми признаками. При этом заёмщику переходит право собственности на вещи, а не право пользования. Возврату подлежат совсем другие вещи, также с одинаковыми родовыми признаками;
Например, заёмщик берет в долг тонну яблок. Возвращать он будет также тонну, но уже других яблок. Такой договор по умолчанию является беспроцентным.
- в договоре обязательно должны быть полностью указаны реквизиты обеих сторон, а также их полное наименование в соответствии с учредительными документами;
- сумму займа нужно указывать не только цифрами, но и прописать полностью;
- обязательно указать в договоре, что займодатель не взимает проценты за пользование займом с заёмщика. В противном случае, договор будет считаться по умолчанию процентным, со ставкой 8,25% годовых;
- в договоре обязательно нужно указать срок, на который выдаётся займ. Если этот срок не будет указан, то договор будет считаться бессрочным. По такому договору заёмщик обязан вернуть долг в течение месяца после получения письменного требования о возврате;
Чтобы правильно составить договора займа между юридическими лицами, нужно обратиться к профессиональным юристам.
Если стороны хотят самостоятельно составить договор, то лучше обратиться к нотариусу за его заверением. Если договор будет составлен не верно, нотариус не сможет его заверить.
Предоставление друг другу беспроцентных займов не редкость между юридическими лицами. Как правило, в такие отношения вступают с проверенными оппонентами.
Займы можно выдавать как наличными, так и безналичным способом.
Важно! Стоит помнить об ограничениях, указанных в Указания ЦБ РФ № 3210-У и Законе № 115-ФЗ.
Видео: договор займа между юридическими лицами
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
- Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
- Регионы — 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник
Ответ
Мнение консультантов.
1.
Банк не обязан, но вправе располагать копией договора предоставления беспроцентного займа для осуществления операции по выдаче наличных.
2.
Обязанность направить сообщение в уполномоченный орган с кодом 5007 в установленный Положением № 321-П срок возникает при получении информации о совершении или выявлении операций и не зависит от представления клиентом договора займа в Банк.
Обоснование мнения консультантов.
Одной из мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее по тексту — ПОД/ТФ), перечисленных в статье 4 Закона № 115-ФЗ, является обязательный контроль.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ операция предоставления юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, подлежит обязательному контролю.
Таким образом, по совокупности указанных выше норм, а также норм статей 5, 6 и 7 Закона № 115-ФЗ банки, как организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, в уполномоченный орган.
В силу полномочий, представленных пунктом 7 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, Банк России Положением № 321-П установил порядок представления кредитной организацией в уполномоченный орган сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также об иных операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых у кредитной организации возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
В пункте 2.11 Положения № 321-П, на наш взгляд, абсолютно однозначно установлено, что «При совершении операций, предусмотренных Федеральным законом, за исключением операций, указанных в пункте 2.10 настоящего Положения, кредитная организация формирует и направляет в уполномоченный орган через территориальное учреждение ОЭС, содержащий сведения о таких операциях, до 16.00 по местному времени рабочего дня, следующего соответственно за днем совершения или за днем выявления таких операций. По согласованию с территориальным учреждением время получения ОЭС территориальным учреждением может быть увеличено, но не позднее чем до 17.30 местного времени рабочего дня, следующего за днем совершения или за днем выявления таких операций.
Днем выявления операции, указанной в пункте 3 статьи 7 Федерального закона (далее — подозрительная операция), следует считать день, в который в результате применения правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, кредитной организацией было принято окончательное решение о признании операции клиента подозрительной».
Пунктом 1 статьи 807 ГК РФ предусматривается, что договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей заемщику, то есть относится к категории реальных договоров. Таким образом, в целях применения требований Закона № 115-ФЗ в отношении операций, указанных в абзаце восьмом подпункта 4 пункта 1 статьи 6, существенным является факт предоставления, а также получения беспроцентного займа.
В рассматриваемом случае момент передачи денежных средств, полученных клиентом из кассы Банка наличными, в займ физическому лицу неизвестен Банку. Однако, в день предъявления в Банк чека на получение денежных средств из кассы, по мнению консультантов, можно сделать вывод о выявлении информации о том, что клиент намеревается предоставить физическому лицу беспроцентный займ в сумме, превышающей 600 000 руб., поскольку выявление операций, подлежащих обязательному контролю, осуществляется путем изучения сведений, содержащихся в платежных инструкциях клиентов, а также документах, являющихся основанием для совершения расчетных операций, которыми Банк располагает в случаях, предусмотренных порядками совершения банковских операций. При этом важен факт наличия в кредитной организации соответствующей информации о предоставлении займа, а не самого договора.
Следовательно, Банк обязан обеспечить выполнение требований, предусмотренных пунктом 2.11 Положения № 321-П, направив сведения в уполномоченный орган до 16.00 по местному времени рабочего дня, следующего за днем выявления, даже в отсутствие у Банка соответствующего договора, с кодом 5007 «Предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа».
Действующими законодательными и нормативными актами для не предусмотрена обязанность кредитных организаций запрашивать у клиентов дополнительные документы, обосновывающие проведение расчетных операций. Но, ориентируясь на законодательство, кредитная организация самостоятельно, оценивая собственные риски и распределяя приоритеты, вправе выстроить собственную систему внутреннего контроля в целях минимизация рисков в рамках ПОД/ФТ, которые могут возникнуть вследствие вовлечения кредитной организации в процессы отмывания преступных доходов.
В рамках действующей системы внутреннего контроля Банк вправе обратиться к клиенту с просьбой предоставить копию соответствующего договора или выписку из него. Это косвенно подтверждается мнением специалистов Банка России, приведенным в Письме от 30.07.2010г. № 12-1-5/1438: «….. в целях минимизации репутационных, правовых и иных рисков, возникающих в деятельности кредитных организаций в связи с совершением их клиентами подозрительных (необычных) операций, …, кредитные организации вправе предпринимать любые не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации меры, в том числе предусмотренные правилами внутреннего контроля кредитной организации». Аналогичные рекомендации даются и Ассоциацией российских банков: «Если в отношении расчетной операции, проводимой клиентом на основании договора займа, у сотрудника Банка возникают обоснованные подозрения, что она проводится в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, то следует обратиться к клиенту с просьбой предоставить копию соответствующего договора или выписку из него. Банк имеет право направить сведения о такой операции в Росфинмониторинг с кодом 6001» (пункт 7.3 Методических рекомендаций АРБ).
Кроме того, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом могут руководствоваться положениями, закрепленными в статье 7 Закона № 115-ФЗ, и:
в случае возникновения подозрения о связи операций с денежными средствами или иным имуществом с финансированием терроризма приостановить операции с денежными средствами или иным имуществом, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены (пункт 10)[1];
«отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона» (пункт 11).
При этом, нельзя не обратить внимание на то, что в упомянутом выше по тексту Письме № 12-1-5/1438 Банк России относительно возможности отказа кредитными организациями в проведении операций, связанных с внесением физическими лицами дополнительных взносов в значительных суммах на вклады, ранее открытые в кредитных организациях, указал: «…п. 11 ст. 7 Федерального закона предоставляет кредитной организации право на отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, только в случае непредставления клиентом документов, необходимых для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона».
Документы и литература.
1. Закон № 115-ФЗ — Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
2. Положение № 321-П – Положение Банка России от 29.08.2008г. № 321-П «О порядке предоставления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
3. Методические рекомендации АРБ — Методические рекомендации по выявлению и представлению сведений о сделках (операциях) с движимым имуществом, подлежащих обязательному контролю (группа кодов 50), утвержденные Комитетом Ассоциации российских банков по вопросам ПОД,ФТ (протокол заседания Комитета № 22 от 27.01.2010г.).
[1] При этом, не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Приостановление операций в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Закона № 115-ФЗ и отказ от выполнения операций в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ не являются основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров (пункт 12 статьи 7 Закона № 115-ФЗ).
Назад в раздел
Источник